Главный символ Волгограда, а также одна из самых известных в мире скульптур — монумент «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане вот уже 48 лет возвышается над городом на Волге. Занесенная в свое время в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура, «Родина-мать» сейчас занимает 11-е место в списке самых высоких статуй мира. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Весит она 8 тысяч тонн. Сегодня, 15 октября, этот величественный монумент отмечает свой очередной день рождения, передает корреспондент ИА REGNUM.

Монумент «Родина-мать зовет» в Волгограде фото: ИА REGNUM

Немного истории. Об увековечении памяти тех, кто сражался за Великую Победу, задумались сразу по окончании боев за Сталинград. Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали в нем все видные советские зодчие и архитекторы. Также чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в Академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы. Достойный проект выбрали 10 лет спустя. Победителем конкурса стал лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич, который к тому времени уже пользовался доверием первых лиц государства. Стройка закипела мае 1959 года.

Уже готовый проект несколько раз менялся. Изначально, по задумке автора, на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом, а к статуе вели две монументальные лестницы. Однако до победы тогда было еще далеко, и Вучетич оставил Родину-мать одну, зовущую своих сыновей начать победоносное изгнание врага.

15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.

Также по теме: Жители Волгограда не готовы отказаться от привычного символа «Родины-матери»

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, три года назад в Волгограде разразился скандал, связанный со статуей Евгения Вучетича «Родина-мать зовет!». Много шуму наделал объявленный комитетом молодежной политики и туризма при поддержке департамента зарубежных связей администрации Волгограда, агентства по туризму и агентства культурных инициатив Волгоградской области конкурс на лучший бренд и слоган города Волгограда. В мэрии города пояснить, чем организаторов конкурса не устраивает прежний символ города — монумент «Родина-мать зовет!», отказались. А вот в ГКУ ВО «Агентство развития туризма» сообщили о намерении «изменить «кровавый» ракурс на мирный патриотизм», отказавшись от «наследия советских времен, коим посчитали «Родину-мать». В ведомстве посетовали, что у многих она «ассоциируется с чем-то таким тяжелым, трагическим и траурным. Тем более у иностранцев. А нам бы все-таки хотелось, чтобы наш регион воспринимался как приятная территория для отдыха. Поэтому новый бренд, на наш взгляд, должен сочетать то богатое наследие, которое мы получили, в том числе по патриотическому направлению, и все другие ресурсы, которые мы можем использовать для развития в регионе других направлений туризма: богатые природные ресурсы, богатые этнографические возможности и так далее», — уточнили в агентстве.

Эксперты тогда выразили уверенность, отказ нынешних городских властей от всемирно известного символа на главной высоте России не только не поможет развитию международного туризма, но, напротив, спровоцирует новые политические скандалы и волну протестов со стороны ветеранов Великой Отечественной войны. Многие сочли инициативу с поиском нового символа Волгограда в год 70-летия Сталинградской победы просто нелепой».

Читайте также: Конкурс на новый бренд Волгограда отменён, виновные наказаны

Добавим, что ежегодно мемориальный комплекс на Мамаевом кургане посещают сотни тысяч людей, которые помнят о том, кто подарил нынешним поколениям Победу и мирную жизнь.