Вопросом создания благоприятной среды для рождения ребенка должны заниматься регионы, поскольку "на уровне макрогосударственном и так сделано немало как в направлении экономического стимулирования, так и в направлении пропагандирования семейных ценностей", завил на состоявшейся 2 июня пресс-конференции руководитель Исследовательского центра ИТАР-ТАСС Семен Соркин. Кроме того, он представил рейтинг, составленный по результатам исследования условий, создаваемых региональными властями для комфортного рождения детей. Согласно этому рейтингу, как передает корреспондент ИА REGNUM, лучшие условия для рождения детей созданы в Московской и Ленинградской областях, а также в Санкт-Петербурге. Не вошла в тройку лидеров Москва, занявшая четвертое место в рейтинге.

По словам Соркина, в области популяризации ценностей семьи сделано немало. Согласно социологическим опросам, 86% людей считают, что в семье должно быть 2-3 ребенка. Однако действительность отличается от желаний людей. Соркин рассказал, что особенно значительны расхождения между "желаемым" и "действительным" в вопросе многодетности. 32% населения, как сообщил эксперт, считают, что в семье должно быть три и более ребенка. Этот показатель высок даже среди молодых людей 18-34 лет (25 %). Но в действительности среди женщин 40-49 лет количество многодетных матерей в 2-2,5 раза меньше. При этом идеи "чайлдфри" и вовсе непопулярны у россиян - менее 1% считают, что в семье не должно быть ни одного ребенка.

Семен Соркин указал на то, что при переводе абстрактных процентов в число отказавшихся от мечты о третьем ребенке, потенциальные потери в численности населения составляют до 2 млн новорожденных за каждые 10 лет. "За счет помощи стремящимся к многодетности, население России раз в 10 лет может увеличиваться в размере, равном числу проживающих в Крыму", - сказал он.

Соркин отметил, что фактические демографические показатели могут отличаться от уровня создаваемых в регионе условий. Так, Ленинградская область, согласно статистике, занимает одно из самых невысоких мест по уровню рождаемости. Но при анализе условий, учитывающем как материальное стимулирование (единовременные пособия при рождении детей, размер региональных выплат на детей), так и нематериальное благоприятствование (показатели детской смертности, статистика разводов, количество детей-сирот и обеспеченность дошкольными учреждениями), этот регион вышел в лидеры.

Семен Соркин обратил внимание, что регионы, где показатели рождаемости низкие, делятся на две группы. Первую составляют те, которые предпринимают серьезные усилия по улучшению условий для рождения детей и выправлению негативных демографических тенденций, как, например, Ленинградская область. Вторая группа - это регионы, занимающие скромные позиции в области демографии но при этом ничего не предпринимающие для исправления ситуации (Рязанская, Псковская и Тверская области).

Соркин добавил, что экономическими методами можно влиять на демографическую ситуацию. Сейчас, на его взгляд, это необходимо делать точечно-конкретным регионам, которые сталкиваются с демографическими проблемами. По его словам, дальнейшие результаты зависят не от Москвы и Санкт-Петербурга и не от национальных республик, а от других регионов России, которым нужно обратить пристальнейшее внимание к проблеме демографии.