Объединяющим фактором для участников массовых волнений и беспорядков в Турции является неприятие частью общества правящего в стране режима в целом и личности премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана в частности. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил турколог Рубен Мелконян, комментируя ситуацию в Турции, уже несколько дней охваченной масштабными протестами населения. По его словам, интересным является тот факт, что площадка "антиэрдоган" сумела объединить различные силы, зачастую не имеющие собой ничего общего.

"Представители левых сил, движения экологов, компактных групп нацменьшинств (армяне, курды и пр.), правозащитники, представители гражданского сектора, кемалисты, "Серые волки" и так далее. Процесс консолидировал всех "антиэрдоганцев" и не прекращается, наоборот - развивается нарастающими темпами и расширяет свою географию", - заметил Мелконян.

При этом, указал тюрколог, протестное движение развивается без лидеров, а политическая оппозиция страны фактически осталась в стороне. "Это движение не позволяет никакой силе приватизировать себя, не признает предводителем ни одну из существующих политических фигур. В Турции наблюдается серьезный кризис оппозиции, которая долгое время управляла страной, а сегодня не пользуется доверием в обществе. У народных масс, настроенных против проводимой действующими властями политики исламизации страны, против правящей "Партии справедливости и развития" нет своего политического представителя, нет силы, отражающей их взгляды. Светская оппозиция не в состоянии выполнить общественный заказ, и, как результат, возглавляет движение антиисламский, антиэрдогановский дух", - заметил Мелконян, напомнив, что робкие попытки некоторых турецких оппозиционеров встать во главе движения были отвергнуты его участниками.

По просьбе ИА REGNUM Рубен Мелконян также коснулся роли турецких военных, традиционно играющих важную роль в политике страны. "В последние годы Реджеп Тайип Эрдоган усиленно работал над ослаблением военной касты, ее подчинением себе. Хоть он и достиг видимых успехов, практически "выжав" военных из политики, нельзя говорить об окончательной победе. Учитывая это, было бы наивно полагать, что военные остаются безучастными к событиям, разворачивающимся прямо под носом. Как минимум, они активно радуются. Кроме того, у военных есть серьезные связи в турецкой полиции. Есть сведения о том, что сотрудникам силовых структур Турции посоветовали максимально жестко обращаться с демонстрантами, чтобы спровоцировать еще большее раздражение в обществе. Одним словом, мы еще услышим о них", - заметил эксперт.

Что касается разговоров о том, что мир становится свидетелем начала очередного государственного переворота в Турции, турколог выразился скептически. "В Турции было много переворотов, но здесь нужно учитывать, по чьей указке, при чьей поддержке и в чьих интересах они совершались. Ответ один - США. Но сейчас американцам не особо нужна смена эрдогановского режима, хотя можно сказать, что они хотят немного усмирить турецкие амбиции; примерить, так сказать, размер смирительной рубашки для Анкары", - сказал собеседник. Иными словами, отметил он, в высокой степени вероятности мы имеем дело с комбинированным процессом, в основе которого лежат как внутреннее недовольство в Турции, так и внешние толчки. "Те же экологи, с акции которых начались масштабные беспорядки, финансируются и поддерживаются американцами. Западные СМИ, которые в несколько раз преувеличивали и драматизировали события во время "арабской весны" в Египте, Тунисе, Ливии и пр., сегодня ведут себя гораздо более сдержанно. Более того, не последнюю роль в массовых акциях сыграли местные социалисты, которые традиционно находятся под влиянием России и Китая. Это лишь три обстоятельства из многих, которые не позволяют исключать влияние извне из общей картины событий", - подчеркнул турколог.

Рубен Мелконян выразил уверенность, что даже если смены режима в Турции не произойдет, то охватившие многие крупные города Турции протесты нанесут мощнейший удар по рейтингу Эрдогана и поставят под вопрос его планы: переход к президентской системе, избрание главой государства и очередные 10 лет у власти. Эксперт также не исключил раскола внутри властных элит, в частности, между сторонниками жесткого Эрдогана и более мягкого, спокойного президента Турции Абдуллы Гюля. "Рейтинг у Эрдогана рос и был достаточно высок, это факт. Но если еще месяц назад его сторонники оценивали авторитет своего лидера безгранично высоко, то сегодня они помалкивают, и делают это довольно робко", - резюмировал эксперт.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Турции уже несколько дней не утихают массовые беспорядки. Волнения начались в Стамбуле как экологическая акция по защите парка Гизи от вырубки - на его месте хотят построить торговый центр. Волнения охватили всю страну, а недовольство демонстранты обратили на правительство вообще и премьер-министра в частности. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган считает, что акции протеста организованы экстремистскими элементами.

4 июня беспорядки уже затронули Анталию, Измир, Бодрум и другие крупные города страны. Масла в огонь подлило решение Конфедерации профсоюзов госслужащих Турции (КЕСК) объявить двухдневную забастовку. Кроме того, на официальном сайте организации появилось объявление с критикой в адрес правящей "Партии справедливости и развития". Свои рабочие места оставили большинство из 250 тыс. членов профсоюза, значительная часть из них влилась в число протестующих.

Число задержанных турецкой полицией приближается к двум тысячам человек, общий ущерб оценивается полицией в $40 млн. По последним данным, в ходе беспорядков погибли двое человек.