На прошлой неделе, 16 февраля т.г., в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН состоялось заседание семинара, посвященное проблемам люстрации служащих государственного аппарата Российской Федерации. В рамках семинара был прочитан доклад профессора Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) д.п.н. Ю.А. Нисневича "Возможность и необходимость люстрации в современной России и международный опыт" [1].

Приведя в качестве примера "люстрационный" опыт ряда стран Восточной Европы, Ю.А. Нисневич заявил: "Для того, чтобы номенклатурный реванш не смог опять повториться, необходимо провести профессиональную люстрацию государственного аппарата - ввести запрет на работу на государственной службе для тех, кто при прежних режимах занимал должности уровня непосредственного принятия, подготовки и согласования государственных управленческих решений, а также провести смену кадрового состава правоохранительных органов и спецслужб... Далее следует принять меры для того, чтобы государственный аппарат за исключением публичных должностных лиц, занимающих политические государственные должности, как и судебная и правоохранительная системы, прокуратура и армия, находился бы вне поля политики как борьбы за завоевание и использование власти. Чтобы оградить деятельность административной части государственного аппарата от влияния политической конъюнктуры, возможно введение ограничений на участие некоторых категорий государственных служащих в работе политических партий и другой политической деятельности" [2]. Принявший участие в работе семинара д.и.н. С.В. Волков отметил в своем блоге: "Надо сказать, что "проблемность" люстрации в общественном сознании вообще-то сильно преувеличена... Собственно, люстрация технически сложна не более, чем любая масштабная кампания по чистке госаппарата. А уж в обстоятельствах, когда управленческий слой имеет в среднем худшие социальные характеристики, чем большинство непосредственно не причастных к нему образованных профессиональных групп (а у нас до сих пор именно так) проблемы вовсе никакой не составляет. Проблему составляет постановка вопроса о люстрации. Мне-то кажется, что если поставлен он будет, то на деле будет представлять собой выборочную "чистку", затрагивающую максимум порядка 100 тыс. человек, а то и меньше. Причем при помощи не специального закона (критерии для которого трудно определить), а чего-то типа "аттестации". Понятно, что у очень многих есть желание кастрировать правящий слой, лишив его "активов", но сделать это "в законном порядке" проблематично" [3].

Отметим, что предложение профессора НИУ ВШЭ Ю.А. Нисневича о введении ограничений на участие некоторых категорий государственных служащих в политической деятельности удивительным образом совпадает с одним из пунктов обнародованного 13 февраля т.г. "Проекта новой Конституции России", разработанного на факультете права НИУ ВШЭ; согласно п. 1 ст. 65 этого "Проекта", планируется лишение избирательных прав лиц, являющихся государственным либо муниципальным служащим, занимающих государственную или муниципальную должность и проходящих военную службу по призыву или по контракту [4].

Согласно ст. 32 действующей Конституции России, все граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (за исключением лиц, признанных недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда). Также, согласно действующей Конституции, граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

Источники:

[1] С текстом доклада можно ознакомиться: http://ross-soviet.livejournal.com/42658.html (дата обращения 21.02.2012).

[2] Там же.

[3] http://salery.livejournal.com/67498.html (дата обращения 21.02.2012).

[4] http://www.liberal.ru/articles/5619 (дата обращения 16.02.2012).

Из статьи Александра Дюкова "Подготовка к "белоленточной революции": в НИУ ВШЭ и ИНИОН РАН отрабатывают подходы к люстрации": http://www.odnako.org/blogs/show_16071/