Внезапный визит: что Лукашенко хочет от Путина на этот раз?
Пока пресс-службы президентов Белоруссии и России упражняются в позиционировании внезапного вылета Александра Лукашенко в Санкт-Петербург на встречу с Владимиром Путиным как якобы заурядного явления, наблюдатели ищут ответ на закономерный вопрос: какими обстоятельствами вызвана спешка с личной встречей на высшем уровне?
Читайте в новостях: Песков: Путин и Лукашенко договорились о встрече в Санкт-Петербурге заранее
Вряд ли Лукашенко внезапно вылетел в Санкт-Петербург, чтобы лично пожаловаться президенту России на «мерзопакостные 1,5 тыс. НКО», которые сам же и взращивал в процессе внутриполитической «белорусизации» и антироссийской внешнеполитической «многовекторности». На фоне белорусского государственного терроризма жалобы на некие силы, которые якобы «перешли к индивидуальному террору», выглядят нелепо. Публике предложено довольствоваться такими новостями переговоров, истинная повестка которых скрыта.
Читайте на эту тему: Самое мощное сопротивление со времён Великой Отечественной: Белоруссия-2020
Лукашенко всегда предпочитал решать серьёзные проблемы на высшем уровне, не доверяя механизмам, принятым в современных европейских демократиях. Он выстроил белорусскую политическую систему таким образом, что без его участия не решается ни один важный вопрос — будь то вопрос сельского хозяйства или транспортного сообщения с другими странами. Поэтому альтернатива личной встрече на высшем уровне — это долгие переговоры и согласования по пресловутому «испорченному телефону».
Во время нынешней встречи перечень тем может быть не столь широк, учитывая внезапность визита и кратковременность переговоров. Скорее всего, у Владимира Путина есть ответ на вопрос Александра Лукашенко.
После предыдущих встреч: Лукашенко снова жалуется: Россия якобы хочет «наклонить и унизить»
Очевидно и то, что руководитель другой части недостроенного Союзного государства с ограниченной легитимностью под давлением Запада привёз в Константиновский дворец предложения, которые могли бы заинтересовать президента России. Именно в Москве находится источник внешней поддержки пресловутого «режима Лукашенко», за счёт которой он до сих пор держится.
Лукашенко очень беспокоят западные санкции. Он желает, чтобы Россия могла компенсировать официальному Минску убытки — несмотря на то, что официальный Минск никогда ничем подобным в отношении России не занимался. Более того, Лукашенко всячески демонстрировал «многовекторность», которая в предыдущее десятилетие вылилась в откровенный «разворот на Запад».
Читайте новости сюжета: Санкции США и ЕС в отношении Белоруссии
Показательным стал 2014 год, когда Лукашенко не только отказался признавать воссоединение Крыма с Россией, но и решительно поддержал правительство киевских мятежников. В том же году Запад ввёл санкции против России, на что Москва ответила своими санкциями. Союзное государство тогда продемонстрировало полную несостоятельность.
Лукашенко решительно отказался участвовать в ответных санкциях России, ссылаясь на то, что никто ему убытков не компенсирует. Осенью того же 2014 года Лукашенко с большим энтузиазмом анонсировал создание белорусского продовольственного офшора, который до сих пор насыщает российский рынок пресловутой «санкционкой» из ЕС и других стран.
Москва, однако, никогда не вела себя в отношениях с Белоруссией так, как официальный Минск позволял себе выстраивать отношения с Россией. Многие воспринимают это не как норму, а как слабость, провоцирующую «выбивать» новые уступки, новые кредиты и иные формы помощи «стратегическому партнёру», называющему себя при этом союзником.
В обмен на оказание помощи Лукашенко под предлогом оказания помощи Белоруссии российский лидер может актуализировать проблему реализации подписанного в 1999 году договора о создании Союзного государства России и Белоруссии. Лукашенко сорвал подписание пакета «дорожных карт» экономической интеграции в формате союза в 2019 году. Под разными предлогами он затягивает их согласование и вывод на подписание в этом году.
Ранее в новостях: Теперь до 2030 года: Лукашенко хочет принять новую стратегию интеграции
Однако у договора о Союзном государстве, который Александр Лукашенко подписал ещё с Борисом Ельциным, есть и другие измерения. Именно потому, что на них фактически наложено вето, Лукашенко ограничен в манёвре. Он может реанимировать пресловутые пять пилотных проектов промышленной интеграции, однако поезд давно ушёл и вряд ли они сильно заинтересуют Москву.
Читайте аналитику сюжета: Россия и Белоруссия: стратегия взаимодействия
Единственное адекватное предложение, которое Лукашенко может сделать Путину в нынешней ситуации — полностью и без волокиты реализовать договор, подписанный почти четверть века назад. Тогда объединение России и Белоруссии выйдет на качественно новый этап и уже не потребует «ручного управления» для решения многих вопросов двусторонней или многосторонней повестки. Кроме того, реализация гуманитарного измерения союзной интеграции поможет официальному Минску наконец-то признать территориальную целостность Российской Федерации, а Александру Лукашенко — выполнить свои обещания.
Читайте на тему неисполненных обещаний: Лукашенко об учебниках в подарок Путину: «Противно взять в руки!»
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- В ФРГ спасательная служба устроила соревнование по числу погибших за смену
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- В Финляндии задержали нефтяной танкер, подозреваемый в обрыве электрокабеля
- У хоккеиста Кузнецова диагностировали закрытую черепно-мозговую травму