Межрегиональная ассоциация региональных энергетических комиссий (МАРЭК) по поручению 65-ти органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обратилась с открытым письмом на имя Президента РФ Владимир Путина, в котором выступила с резкой критикой решения о создании в рамках административной реформы Федеральной службы по тарифам, входящей в структуру Министерства экономического развития и торговли.

Письмо, подписанное вице-президентом, исполнительным директором МАРЭК Надеждой Цейтлиной, опубликовано 18 марта на сайте ФЭК России.

В письме, в частности, отмечается, что "в области регулирования естественных монополий с формированием развитой инфраструктуры услуг, на наш взгляд, допущены серьезные просчеты, которые очевидны уже сейчас. Речь идет о Федеральном органе исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (Федеральной службе по тарифам), функции которого до недавнего времени выполняла Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации".

"Подчинение Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Минэкономразвития России отбросило процесс построение независимого Единого тарифного органа на более чем десять лет назад", - отмечается также в письме. По мнению МАРЭК, "накопленный опыт работы ФЭК России позволяет говорить о реальном создании в нашей стране единого тарифного органа, который на основе современных методов экономической теории был способен реализовать выполнение задачи установления экономически обоснованных тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий, в том числе, по внедрению научно-обоснованной системы согласованных тарифов для всех отраслей экономики". Деятельность ФЭК России, по мнению авторов письма, отвечала следующим основным критериям эффективного функционирования подобных регулирующих органов в развитых странах:

- максимальная независимость (в том числе и финансовая) органов регулирования от исполнительной власти (правительств); - назначение руководителей регулирующих органов первыми лицами государства по согласованию с органами законодательной власти;

- коллегиальная процедура принятия решения по рассматриваемым вопросам;

- открытость для всех заинтересованных сторон процесса принимаемых решений с обязательным участием независимой экспертизы;

- возможность отмены решений регулирующего органа только в судебном порядке.

Создание на месте ФЭК структуры, подчиненной Минэкономразвития, по мнению авторов письма, может повлечь за собой самые негативные последствия - "бюрократизацию принятия решений по тарифам, которая не может положительно сказаться на соблюдении баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей их продукции (услуг); неприятие зарубежным экономическим сообществом принципов построения регулирующего органа; высокие риски для инвесторов". "О привлечении кредитов в регулируемые естественные монополии можно забыть", - также отмечают они.

Письмо завершается официальной просьбой к Президенту принять решение о переподчинении ФСТ от Минэкономразвития России непосредственно председателю Правительства Российской Федерации.