Один из богатейших людей Эстонии, предприниматель Юри Мыйз (Juri Mois) готовится превратить свою фирму Meta-EKS во владелицу крупнейшего вагонного парка в странах Балтии с объемом активов в 34 млн. долларов. Как сообщает еженедельник Eesti Ekspress, к концу 2003 года вагонный парк увеличится до 1500 единиц. Все вагоны, в том числе модели 15-289 и 15-150-01, изготовлены в 2002/2003 гг. украинским вагонозаводом "Азовмаш" и российскими вагонозаводами "Алтайвагон" и "Уралвагонзавод". При этом известный предприниматель не скрывает, что успешным его бизнес может стать лишь при условии сохранения и приумножения тех удачных схем сотрудничества эстонских фирм с российской стороной, которые действововали до сих пор.

Как сообщает присланный в ИА REGNUM пресс-релиз фирмы Meta-EKS, "Миссия компании - четкое выполнение обязательств на стыке бизнес-культур запада и востока. Будучи знакомы с обеими, мы преодолеваем различия и помогаем нашим партнерам преуспевать в бизнесе. Ежедневно это означает своевременное передвижение вагонов, товаров и финансов по обе стороны государственной границы". Стоит напомнить, что Юри Мыйз все время активно интересовался политикой и материально поддерживал партию "Союз "Отечество" (Isamaa Liit), которая с момента восстановления независимости Эстонии в 1991 году и до провала на парламентских выборах в марте 2003 года являлась крупнейшей и влиятельной политической силой страны, обеспечивавшей в течение 1990-х годов государственным структурам львиную долю своих партийных выдвиженцев. До выборов 1999 года поддерживая эту партию финансово (а до 2000 года он являлся одним из основателей и совладельцев крупнейшего банка Эстонии "Hansapank"), Юри Мыйз активно включился в избирательный процесс 1999 года и легко попал в Парламент, набрав практически равное количество голосов с лидером партии, бывшим премьер-министром Мартом Лааром (Mart Laar). На фоне насквозь политизированных однопартийцев (Mart Laar, Tune Kellam, Mart Nutt) он выступал "национал-бизнесменом", олицетворением успешного развития эстонской нации в новых для нее исторических обстоятельствах. Назначенный партией Isamaaliit на пост главы столицы Эстонии в ноябре 1999 года, он вплоть до cвоей отставки в июле 2001 года занимался реализацией собственных идей превращения городского хозяйства в подобие фирмы, действуя по правилам рынка. Многие из его предложений так и не нашли поддержки и понимания у горожан, но городской бюджет под его руководством стал прозрачнее и сбалансированнее, сократилась расходная часть и увеличилась доходная. На период 2001-2003 годов приходится период его явного охлаждения отношений с лидерами Isamaaliit, который выразился в том, что на выборы в парламент 2003 года Isamaliit пошла без него и его денег. Сейчас Юри Мыйз лишь формально считается политиком, входя в состав городского собрания Таллинна от фракции Isamaaliit. Очевидно, что все свои организационно-финансовые ресурсы он сосредоточил на реализации проекта "вагонного монополизма", который все теснее привязывает его и его миллионные средства к российской стороне. Помимо Юри Мыйза фирмой Meta-EKS владеют такие известные VIP-персоны Эстонии и мультимиллионеры, как совладелец второго банка Эстонии Ühispank Олари Таль (Olari Taal), бывший со-владелец крупнейшего банка стран Балтии Hansapank Ханнес Тамъярв (Hannes Tamjärv), директор Передающего центра республиканского радиовещания (Ringhäälingu Saatekeskus) Март Эйнпалу (Mart Einpalu). Крупной долей акций фирмы владеет Дмитрий Мялсон (Dmitrii Mälson), чья фирма Cueks долгие годы занимается возведением в Сибири городка нефтяников в Когалыме и активно сотрудничает с концерном ЛУКОЙЛ.