Через год-два мы можем потерять реку Вятку как транспортную артерию - такой ошеломляющий вывод сделали специалисты после нынешней навигации. Объясняют это вырубкой лесов в поймах, осушением болот, а также тем, что грунт с ее берегов постепенно размывается и уходит в фарватер реки, отчего она все больше растекается вширь и, соответственно, мелеет. Ее глубина сейчас, говорят, такая же, какую река имела в начале XX века. По сути, все, что делали в течение ста лет речники по очистке реки, "пошло ко дну". На многих участках Вятку можно преодолеть пешком. Нынешним летом на некоторых ее перекатах уровень воды составил 45 сантиметров, из-за чего река три месяца вообще была непроходимой для судов; в прошлом году перерыв был еще больше. Если не будет перемен к лучшему, следующий год, по некоторым прогнозам, может стать последним для судоходства на Вятке.

Как сообщает газета "Вятский край", дноуглубление на Вятке не ведется должным образом уже много лет, а за последние два года ни один землечерпательный снаряд вовсе не приступал к этой работе. Дноуглубление должен проводить Вятский район водных путей и судоходства, начальник которого Николай Карпов объясняет многолетнее затишье на этом фронте хроническим недостатком бюджетных средств. На вопрос о деньгах консультант управления транспорта при правительстве области Владислав Рыженков ответил, что судоходные пути относятся к федеральной собственности, при этом Бюджетный кодекс РФ предусматривает совместное финансирование поддержки речного транспорта, в том числе и дноуглубительных работ.

Федеральный бюджет резко сократил расходы на содержание Вятки еще в середине 90-х, когда она была исключена из списка магистральных рек. Областной бюджет вовсе не выделяет никаких средст, несмотря на просьбы о помощи со стороны Минтранса и Волжского бассейного управления. Средств, по словам транспортников, хватает только на текущие расходы. Дноуглубление же - дело дорогостоящее, на обеспечение работы одного земснаряда в течение 180 дней нужны полтора миллиона рублей.

19 сентября Минтранс РФ и правительство Кировской области заключили соглашение, которое призвано пролить бальзам на сердца речников. По крайней мере, сами они считают его выгодным для реки Вятки. Область обещала участвовать в равнодолевом финансировании содержания судоходных путей на своей главной реке, а Минтранс - выделять средства на содержание этих путей в соответствии с установленными габаритами судового хода. Правда, чтобы "раскопать" Вятку и довести ее судовой ход хотя бы до прежних габаритов (в 80-х годах, например, минимальная глубина была 1 метр, ширина - 35 метров), потребуется чуть ли не десять лет непрерывной работы. Но путейцы считают, что если бы область выделила для начала 5 - 7 миллионов, это уже был бы большой прогресс. Они с большим нетерпением ждут принятия областного бюджета на 2002 год, поскольку Москва готова выплачивать свою долю, как только область выплатит свою. В целом дноуглубительные работы на Вятке требуют минимум 15 миллионов рублей в год.

По прогнозам речников, если путейцы не получат денег в обозримом будущем, судоходство на реке встанет через год-два. Даже "мелкосидящий" флот сегодня не в состоянии проходить множественные перекаты - мелкие места, коих насчитывается более 200. Мелководье мешает речникам зарабатывать на перевозках деньги, а они по-прежнему рентабельны. ОАО "Вятское речное пароходство" получило за 9 месяцев этого года прибыль от перевозок 2,5 млн. рублей. Не будь простоя летом, заработали бы больше, считает внешний управляющий ОАО Сергей Вершинин. Река экономит и бюджетные средства. Перевозки по реке удешевляют транспортные расходы примерно на одну треть, а значит, и транспортируемый товар, в том числе уголь, закупаемый районами.

По мнению специалистов, неухоженная река грозит и другими бедами. Одним из возможных факторов, повлиявших на недавнее наводнение в Ленске, когда затопленной оказалась значительная часть Ленского бассейна и было уничтожено две с лишним тысячи домов, называют нерегулярные дноуглубительные работы. За последние годы они были сокращены из-за недостатка средств на р. Лене примерно в десять раз. Появившиеся за это время перекаты вызвали мощный затор льда. Тогда потребовалась колоссальная работа по очистке реки, в том числе и потому, что некоторые из земснарядов простояли на холодном отстое 5 - 6 лет, и понадобились огромные усилия, чтобы ввести их в эксплуатацию. Семь имеющихся у Вятского района земснарядов стоят в затоне на консервации уже несколько лет.