Сегодня, 9 апреля грузинская оппозиция намерена провести массовые акции протеста, основным требованием которых является отставка президента Грузии Михаила Саакашвили и проведение досрочных президентских выборов. Ситуацию прокомментировал в интервью корреспонденту ИА REGNUM лидер грузинской партии "Справедливость", председатель общественного движения "Грузия за рубежом" Игорь Гиоргадзе.

ИА REGNUM: Как вы прогнозируете дальнейшее развитие внутриполитической ситуации в Грузии в контексте намеченных на 9 апреля акций протеста оппозиции?

Я думаю, что градус недовольства в грузинском обществе очень высокий, но, к сожалению, те, кто сегодня позиционирует себя как оппозиция, не могут быть лидерами возмущенных масс и привести их к желаемому результату. Я имею в виду тот результат, который они сами провозгласили - смена руководства Грузии путем выборов. Полагаю, все закончится так же, как и 7 ноября прошлого года, т.е. у людей, называющих себя оппозицией, не хватит ресурсов для убедительных действий, которые привели бы к отставке действующего президента и назначению новых выборов.

ИА REGNUM: Т.е. фигуры, способной заменить Саакашвили, среди действующих лидеров оппозиции нет?

Да, именно об этом я и говорю. Дело в том, что и оппозиция, и действующая сегодня в Грузии власть управляются из одного центра. Поэтому так называемая оппозиция не имеет достаточного доверия народа. Народ понимает уже, после "революции роз", что сегодня ему предлагают "революцию роз - 2". Посмотрите, кто претендует на лидерство в стране - это три самых близких человека для действующего президента Михаила Саакашвили, три его сподвижника - премьер, председатель парламента, и человек, выполнявший функцию главы МИД. Эти люди - единомышленники Саакашвили. И сейчас их подсовывают народу, как нечто новое. Эти люди оправдывали разгон демонстрации 7 ноября 2008 года и причастны к гонениям и арестам по политическим мотивам. Сегодня они возмущаются этими действиями, а вчера сами непосредственно в них участвовали. И "оппозиционеры", претендующие сегодня на власть в стране, и действующая власть получают указания от посла США в Грузии, а за ее пределами - непосредственно в Госдепе США. И кто больше преуспеет в проявлениях преданности по отношению к американскому госдепу, тот и придет на смену Саакашвили.

ИА REGNUM: Каковы, исходя из сказанного вами, перспективы возобновления диалога между Грузией и Россией?

Среди политиков, представленных на политической арене внутри Грузии, я не вижу людей способных к этому. И дело даже не в том, что отличаются они друг от друга лишь степенями остервенения по отношению к России, а в том, что все они являются подписантами документа, провозглашающего неизменность курса на вступление Грузии в НАТО. Это основополагающий документ, который проводит красную черту между теми, кто может наладить отношения с Россией, и теми, кто не может. Они понимают, что без России решить проблему государственности Грузии, восстановления ее территориальной целостности, невозможно, поэтому делают реверансы сквозь зубы: мол, саакашисты вели себя неправильно, сегодня не надо Россию пинать так откровенно, можно только давать ей подзатыльники, чтобы ставить на место. Эту позицию буквально на днях выразил один из второстепенных представителей так называемой оппозиции, заявив, что по внешнеполитическим вопросам стратегических расхождений с действующей властью у оппозиции нет, есть только внутриполитические разногласия. В этом отношении, картина совершенно безрадостная, и перспектив каких-либо изменений не наблюдается. Меня, в этом контексте, умиляют некоторые российские политологи, которые на полном серьезе рассуждают о преимуществах и недостатках тех или иных грузинских деятелей, которые претендуют на место Саакашвили. Это мне очень напоминает сценарий "революции роз", когда все говорили - главное, чтобы ушел Шеварднадзе. Я тогда говорил: "Безусловно, Шеварднадзе должен уйти, но на смену ему идут фашисты и нелюди, которых нельзя допустить во власть". Сегодня происходит аналогичная ситуация: нелюдей во власти хотят сменить представители их же команды, но с более-менее презентабельной маской.

ИА REGNUM: Вы являетесь противником намеченной на 9 апреля акции? Или каким-то образом ваша партия все-таки намерена в ней участвовать?

В партии "Справедливость" зарегистрирована 21 тысяча членов и еще 7 тысяч членов молодежной организации. После ареста всех руководителей партии и еще 400 ее членов, 12 человек были осуждены, но, тем не менее, партия сохранила свой потенциал. Но, сегодня я не призываю никого действовать тем или иным образом - пусть каждый действует по велению своего сердца. Безусловно, 9 апреля на улицы выйдут все, кто не может больше терпеть беспредела власти саакашистов, которые довели страну до полного де-юре развала. Если раньше развал существовал де-факто, то после 8 августа 2008 года Грузия - несостоявшееся государство, от нее откололись 2 автономии. Поэтому, я уверен, что люди, являющиеся членами нашей партии или сочувствующими ей, будут на митинге 9 апреля по зову своей совести, но не более того. Как политическая партия мы не участвуем в этой акции. Это не означает, что мы не выступаем против действующей власти, наш лозунг прежний - "долой саакашизм!", но, учитывая, что наша партия организационно разгромлена и находится в подполье, я не считаю себя вправе подставлять второй круг моих единомышленников и их семьи под репрессии власти.

ИА REGNUM: С ваших слов получается, что вся эта акция - лишь разборки между представителями одной группы политиков. Что в таком случае надо реально сделать, чтобы изменить ситуацию в Грузии?

Не совсем так. Акция будет выражать волю большинства населения Грузии, которое больше не может терпеть нынешнюю власть, но этим пользуется политическая элита, назначенная Вашингтоном, которая хочет превратить эту акцию в междусобойчик. Да, население выступает против действующей власти, но кого оно дальше будет поддерживать? Поэтому надо взять паузу, а потом уже провести новые выборы, на которые нужно допустить всех. Около 1,5 млн грузинских граждан сейчас находятся за рубежом, и это мощнейший потенциал. Ведь не случайно мы создали общественное движение "Грузия за рубежом". Цель нашей работы - дать возможность диаспоре активно участвовать в жизни Грузии, чтобы ее голос был услышан там. Это долгосрочная работа и, разумеется, она не привязана ни к 9 апреля, ни к борьбе с нынешним режимом. Мы хотим, чтобы диаспора сказала свое слово в определении того, что для Грузии хорошо, и что плохо, так как из-за рубежа многое видится по-другому. Местечковость политиков в Грузии иногда смешна, а иногда ужасает своей преступной тупостью, которая привела к развалу страны. Не хватает слов выразить возмущение тем, как господа типа Мэтью Брайзы цинично и с презрением навязывают ублюдков и политических обезьян нашему народу в качестве правителей. Откровенных фашистов, бандитов, совершивших преступления против человечности в августе 2008 года, они представляют как элиту грузинского общества. В своем безудержном стремлении навредить России циники из Госдепа США откровенно издеваются над грузинским народом. За океаном к нам не относятся как к государству. И грузинское общество должно, наконец, осознать это. Нам не нужны указания ни из Вашингтона, ни из Москвы, ни из Брюсселя. Мы нация с многотысячелетней историей и способны выработать самостоятельно и программу действий, и вырастить собственную элиту, и восстановить государство и его территориальную целостность. Конечно, это вопрос не сегодняшнего дня, для его решения потребуются долгие годы кропотливой работы. Но если мы пойдем тем путем, что навязывают нам из-за океана, мы навсегда потеряем не только Абхазию и Южную Осетию, но и другие территории. У нас много бомб замедленного действия.

ИА REGNUM: С чего должно начаться возобновление диалога между Грузией и уже независимыми Абхазией и Южной Осетией?

Я должен четко выразить свою позицию по этому поводу: как политик, как гражданин Грузии, как человек, который любит свою Родину, и при этом не участвовал ни в грузино-абхазском, ни в грузино-осетинском конфликтах, я, тем не менее, никогда не соглашусь с признанием Абхазии и Южной Осетии как независимых государств. Но, и это очень существенно, у меня нет никаких аргументов, которые я мог бы выставить против России и ее действий в отношении Абхазии и Южной Осетии. Потому что мы, грузины, сами виноваты в том, что произошло. Мы разрешили нашим правителям проводить нацистскую политику, мы не скинули их, когда они развязывали войны против абхазского и осетинского населения Грузии. Именно наша политическая элита довела ситуацию до признания де-юре Абхазии и Южной Осетии. С чего начать восстановление отношений? Очевидно, с той части Грузии, которая сегодня осталась под юрисдикцией Тбилиси. Нам надо показать, что мы способны создать демократическое общество, сделать Грузию привлекательной для Абхазии и Южной Осетии, и если у нас это получится, тогда уже мы сможем начать диалог об объединении. А с кем сейчас разговаривать абхазам и осетинам? С подонками, у которых кровь на руках? С Нино Буржданадзе, которая заявляла о том, что готова послать обоих своих сыновей на фронт ради восстановления территориальной целостности страны? Или ей подобными соратниками по партии националов, ещё вчера под дирижёрством Саакашвили поливавших грязью и "фекальными массами" Россию?... Сначала мы должны отказаться от лозунга "Грузия для грузин" и показать абхазам и осетинам, что мы способны построить многоэтническое общество, что мы способны существовать в федерации или конфедерации, что мы можем защитить законом права любого члена общества вне зависимости от его национальности. А пока мы будем менять одного саакашиста на другого, у нас ничего не получится, от нас будут шарахаться и отдаляться даже те, кто сегодня еще находится под нашей юрисдикцией.

ИА REGNUM: Вы упомянули "бомбы замедленного действия" на территории Грузии? Что вы имели в виду? Аджарию?

Я не стал бы Аджарию ставить во главу угла, хотя это тоже бомба замедленного действия. В договоре Аджарии с Турцией 1921 года есть пункт, согласно которому Турция может защитить Аджарию, если ее автономии будет угрожать растворение в Грузии. Для меня, и, думаю, для любого грузина, это неприятный факт, так как Аджария - это священный уголок нашей многострадальной Родины, ведь именно из Аджарии распространилось христианство на территорию Грузии. Но, помимо Аджарии, у нас есть армянские и азербайджанские анклавы, которые уже сегодня требуют культурной автономии, потому что курс, который осуществляет грузинское руководство, заставляет национальные меньшинства думать о своем завтрашнем дне, о сохранении своих языковых и культурных отличий. Наконец, есть прилегающая к Абхазии Мингрелия, имеющая выход к морю, и насчитывающая по ее собственным подсчетам до 1 млн человек. Там сейчас тоже заговорили о том, что Мингрелия может последовать за Абхазией. И не сегодня-завтра эта бомба может сработать. И здесь я снова возвращаюсь к тому, что у нас должны полностью смениться подходы к строительству государства.

ИА REGNUM: Может ли предстоящая акция оппозиции как-то повлиять на ситуацию в зонах конфликта?

Есть данные, в том числе и в открытых источниках, что с целью отвлечь население от акции протеста власти Грузии планируют провокации на границах с Абхазией и Южной Осетией. Не исключено также развязывание нового полномасштабного конфликта. Все будет зависеть от того, какое решение примут в Госдепе США. Если от Саакашвили потребуют уйти, то он может пойти на провокацию. Для него не важен ее исход. То, что в случае конфликта он опять проиграет - очевидно. Но в этом случае он может остаться, хоть и гонимым, но "законно избранным президентом", что оставит ему какие-то преференции и политические возможности. А если он уйдет со своего поста, то станет уязвимым для своих врагов. Поэтому любая провокация, как в Тбилиси, так и в зонах конфликтов, будет работать на него.

ИА REGNUM: Связана ли в этом контексте активизация американских военных в Грузии с предстоящей акцией?

В отличие от многих других, американцы очень тщательно просчитывают возможные последствия того или иного события. "Золотой мальчик" Саакашвили, как его называют в Госдепе, с их точки зрения удачный проект. И присутствие в настоящее время американского флота в Черном море - это гарантия безопасности Саакашвили на случай непредвиденного развития ситуации. Вообще, пребывание Саакашвили на посту президента Грузии наряду с другими целями подразумевает и решение задачи по превращению Черного моря в "озеро НАТО". Поэтому любое обострение ситуации в регионе - лишний повод для приближения этой цели. Кстати, в печатных грузинских СМИ активно обсуждался предполагаемый сценарий эвакуации Саакашвили американскими военными на случай неблагоприятного для него развития ситуации. Этот сценарий также удобен и для того, чтобы усилить эффект от прихода к власти соперничающих с Саакашвили лиц из той же госдеповской корзинки. Мол, подлец бежал, и новые лица с триумфом взяли власть - "революция роз-2". При этом и подлец цел, и вроде как смена власти произошла.

ИА REGNUM: Каких действий следует ожидать от властей Грузии непосредственно по отношению к участникам акции 9 апреля?

Я думаю, что подробный инструктаж от американцев получили и организаторы акции, и грузинские власти. Будут приложены все усилия, чтобы не допустить непредсказуемого развития событий. К этому будут искренне стремиться и те, и другие. Но, если ситуация хотя бы чуть-чуть качнется не в пользу властей, у меня нет никаких сомнений, что они пойдут на самые крайние меры. Надо помнить, что головорезы из банды Руруа и из банды Ахалая подкармливались все эти годы именно для таких ситуаций. Малейшая опасность для власти будет жесточайшим образом подавлена. И здесь никаких иллюзий не может быть, потому что они понимают, что борются не за кресло, а за свою жизнь.