Заоблачные гонки: история покорения вершин
В 1995 году один мой приятель — известный российский лыжник предложил мне поучаствовать в гонке клуба Героя России Дмитрия Шпаро «Приключение». Называлась она длинно — «4 марафона за 4 дня с финишем на вершине Эльбруса». Она и сама была длинной и экстремально трудной.
В результате разных форс-мажоров лыжник остался дома, а я отправился в Приэльбрусье, чтобы снимать этот уникальный проект. Слово «уникальный» ещё не раз будет встречаться в этом тексте: так уж мне повезло с горными приключениями, хоть я никогда не был альпинистом, а та давняя гонка была моей первой встречей с высокими горами. До этого были только Карпаты, где у нас, лыжников, проходили тренировочные сборы.
То первое моё знакомство с Эльбрусом закончилось восхождением на вершину, причём весьма забавным. Мы с Петром Кожиным должны были встречать участников на финише — он для фиксации результатов и необходимой помощи, я — для того, чтобы сделать красивые фотографии «героев». Для этого мы ушли наверх за несколько часов до старта участников. В нагрузку нам дали двух «рюкзаков» — зарубежных ветеранов, которые никак бы не уложились во временной лимит, если бы пошли на вершину в одно время со всеми. Иностранцы платили за участие немалые деньги, и организаторы не хотели их лишать радости покорения Эльбруса.
Уже где-то после скал Пастухова наши гости совсем «капнули». Петя, передав часть своего груза мне, отправился с немцем и американцем вниз, а я наверх — в абсолютно неизвестную мне темноту. Без кошек, фонарика, опыта, но зато с грузом фотоаппаратуры и прочих нужностей.
С помощью Бога и великого русского языка до вершины я добрался. Участников и красивые пейзажи поснимал от души. Правда, когда дошла очередь до «селфи» на Эльбрусе, который тогда был просто автопортрет, в арсенале у меня осталась только плёнка в 1600 единиц — это были самые зернистые фотографии, которые я когда-либо сделал за 42 года в профессии.
По итогу тех соревнований я стал более-менее (а для кого-то «в доску») своим для горных экстремалов — те убедились, что я не только неплохо снимаю, но и переношу высотные нагрузки, не требую к себе особенного внимания и слишком высоких гонораров.
В последующие годы были съёмки забегов-восхождений на Эльбрус для Книги рекордов Гиннесса Петра Кожина. А потом случился перерыв.
Несколько лет назад отец-основатель российского скайраннинга, а по совместительству директор одного из самых значимых в мире Фестиваля экстремальных горных видов спорта Red Fox Elbrus Race, Евгений Колчанов предложил руководству мою кандидатуру для высотных съёмок. То, в лице Ольги Мороз, согласилось — и вот уже несколько лет подряд я имею счастье находиться в гуще заоблачных экстремальных приключений.
Программа фестиваля включала в себя разные дисциплины от скайраннинга до ски-альпинизма и фанового бега на снегоступах.
Но всегда основой были «Вертикальный километр» — забег с поляны Азау (2300 метров над уровнем моря) протяжённостью 4 километра с набором высоты 1 километр и два забега на вершину Эльбруса (с поляны Азау и Гара-Баши).
Вот эти две гонки и есть соль и боль фестиваля! Сотни участников, вступая в борьбу со сложными погодными условиями, преодолевают перепад высот свыше 3000 м, чтобы взойти на самую высокую точку Европы — вершину г. Эльбрус (5642 м)!
У фестиваля свои герои, живущие в разных концах мира — от Альп и Памира до Анд и Хибин, которых объединяют уникальные физические возможности, но более всего любовь к горам и умение терпеть и преодолевать трудности.
Большая часть фотографий — оттуда, здесь и ключевые моменты состязаний, и выдающиеся персонажи из мира скайраннинга.
Казалось, что Elbrus Race будет самым сложных горным приключением для меня, пока не случилось приглашение от того же Евгения Колчанова поучаствовать в самой высокогорной гонке в мире. Уникальность Lenin Race может показать только одна цифра — финиш гонки происходит на высоте 7134 метра.
В августе в горах Памира творится глобальная история экстремального спорта — здесь по традиции не первый год проходит Фестиваль горных видов спорта Lenin Race. Главная фишка заоблачного действа — самая высокогорная гонка в мире с финишем на вершине одного из самых высоких памирских «семитысячников» пике Ленина (7134 метра над уровнем моря). Стартует состязание в первом штурмовом лагере на высоте 4400 метров. Протяжённость дистанции — 14 километров. Таким образом, перепад высот на трассе — 2734 метра. За несколько дней до основной гонки проходит 24-километровая более многолюдная «репетиция».
В мире найдётся полтора-два десятка атлетов, способных преодолеть этот «адов путь» за лимит из 9 часов (после этого судьи начинают спуск с вершины, поворачивая, иной раз практически силовыми методами, не уложившихся в контрольное время). В этом году во всём мире нашлось 13 смельчаков (3 женщины и 10 мужчин) из 9 стран, которые решили штурмовать вершину.
За несколько недель до «штурма» они приехали на Памир для акклиматизации и тренировок. Большинство совершили «подготовительные» восхождения на пик Ленина.
Для понимания уровня этих звёзд альпинизма ещё немного цифр и пояснений. Я был единственным приглашённым фотографом на этой гонке. Естественно, организаторы не без оснований ждали от меня «шедевров». А ваять их было ох как непросто, ибо на главной гонке ты мог выбрать для съёмки только одну точку (не мог же фотограф бегать по горе быстрее спортсменов). Я решил снимать между вторым (5300 м) и третьим (6100 м) штурмовыми лагерями и ушёл готовиться туда за сутки до старта участников вместе с двумя хорошо подготовленными местными гидами-альпинистами. Так вот, от первого до второго лагеря мы поднимались (пусть и с грузом) 6 часов — это очень-очень хорошее среднее время. А теперь внимание! Будущий победитель гонки австриец Доминик Сальчер преодолел этот отрезок за 1 час 34 минуты (!!!).
Участники стартовали 5 августа в 4 часа утра, пока «трасса» не раскисла. Доминика, единственного из всех участников гонки, я снимал практически в темноте на высоте около 6 километров. Остальных, двигаясь ниже и ниже по склону, чтобы менять для разнообразия ракурсы и планы, — уже когда рассвело.
Доминик и победил, достигнув вершины за 5 часов 10 минут. Среди женщин первой была уникальная россиянка Оксана Стефанишина со временем 8 часов 10 минут. Уложились в лимит времени и достигли вершины 5 мужчин и 2 женщины. До рекорда трассы легендарного россиянина Виталия Шкеля Доминику не хватило 3 минут! Тем жарче будет возможное противостояние звёзд мирового высотного скайраннинга в следующий раз!
Это подпись к фотографиям, которую я написал по окончании гонки. А теперь чуть о личном. Здесь в основном съёмки, которые я делал на высотах от 4400 до около 6000 м. Здесь и мои любимые герои — Оксана и Доминик. Я очень уважаю их как спортсменов. Они глубоко симпатичны мне как люди. Я искренне желал им победы. Слава богу, что у них это очень красиво получилось.
Знаете, что было самым трудном в работе на этой горе? Не уход в ночь съёмки из второго лагеря в полную для меня неизвестность. Не движение вверх, хотя оно всегда — страдание. Не спуск, когда мозолей на ногах было больше, чем пальцев и пяток. Самым страшным для моей деятельной натуры было почти суточное ничегонеделание в молоке тумана во втором лагере. Я лежал один в палатке и тихо сходил с ума. Автопортрет оттуда. У меня не было ни книги, ни рации, ни музыки, ни собеседника. Только мысли. Я вообще не люблю толпу и зачастую очень люблю одиночество. Но там мне хватило. Хватило одного дня в этой «белой комнате»! А альпинисты ждут неделями и месяцами. Ждут ради того, чтобы договориться с Горой и зайти на неё.
Поэтому они для меня космонавты! Навсегда!!!
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Украинский боксёр Усик посвятил матери вторую победу над Фьюри
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО
- Глава Орловской области рассказал о последствиях атаки дронов на регион