Архангельск несколько раз был «окном в Европу» — в XVII веке, в Первую мировую войну 1914−1917 годов и в Великую Отечественную 1941−1945 гг. В двух войнах через него на русско-германский и советско-германский фронты пришло по 4−5 миллионов тонн военных грузов, поставленных в Россию союзниками. Мало что осталось в память об этом подвиге Архангельска. Одно из напоминаний доживает свой век на берегу реки Кузнечихи в Кемском поселке Архангельска. Речь о насыпи 43-километровой ветки железной дороги от порта Экономия к станции Исакогорка — станции на пути Архангельск — Москва. Она шла по улице, так сейчас и названной — Вал. В Экономии в 1941—1944 гг. разгружено около 300 000 тонн военных грузов, и везли их на фронт по железнодорожному пути, проложенному по насыпи. Надо ли сохранять эту память о войне? Безусловно!

Владимир Станулевич ИА REGNUM
Помощь Запада Советскому Союзу в 1941-1944 годах – ленд-лиз, поставки морем вооружений
Владимир Станулевич ИА REGNUM
Танки, самолеты, снаряды, автомобили в английских и американских портах грузились на военные транспорты
Владимир Станулевич ИА REGNUM
В Архангельске грузы разгружали в участках порта Бакарица и Экономия
Владимир Станулевич ИА REGNUM
Железнодорожная ветка на Экономию была проложена по трассе ее предшественницы времен Первой мировой, изображенной на плане Архангельска 1922 года
Владимир Станулевич ИА REGNUM
Военными грузами, портами, конвоями в Арктике и строительством ветки на Экономию занимался уполномоченный ГКО и начальник Главсевморпути, знаменитый полярник Иван Папанин

Поставить на учет как памятник истории и культуры насыпь очень сложно — нужна платная экспертиза и архивные документы, а сделать это по действующим правилам, установленным Минкультом РФ, должно частное лицо за свой счет, а не органы охраны памятников. Судя по этим условиям, Минкульт РФ не хочет ставить памятники истории на учет. Проще пройти мимо, признав хлопоты пустыми. Зато застройщики богатых коттеджей, которых в Кемском поселке не меньше развалюх-деревяшек, не обременены требованиями закона и очень активны. Насыпь времен двух войн для них — карьер песка, в результате она на глазах уменьшается. Парадоксально, но погреба, выкопанные в насыпи во времена Советского Союза, спасли ее кусочек — песок вокруг погребов брать не решаются, можно и по лицу получить. Что спасло кусочек насыпи на берегу Кузнечихи — непонятно, она изрыта застройщиками, но пока держится. Если рыбаки, облюбовавшие этот холмик в Кемском поселке, то они выполнили обязанности архангельской власти, инспекции по охране памятников, областного центра «Патриот», военно-патриотических клубов и другой общественности.

Владимир Станулевич ИА REGNUM
От железнодорожной ветки на Экономию сохранилась насыпь на острове Шилов посреди притока Северной Двины — Кузнечихи
Владимир Станулевич ИА REGNUM
Насыпь на берегу и насыпь на Шиловом острове – единое целое, они на одной линии
Владимир Станулевич ИА REGNUM
Насыпь скоро исчезнет с берега Кузнечихи