Архангельск: память о Великой Отечественной войне растаскивают «на песок»
Архангельск несколько раз был «окном в Европу» — в XVII веке, в Первую мировую войну 1914−1917 годов и в Великую Отечественную 1941−1945 гг. В двух войнах через него на русско-германский и советско-германский фронты пришло по 4−5 миллионов тонн военных грузов, поставленных в Россию союзниками. Мало что осталось в память об этом подвиге Архангельска. Одно из напоминаний доживает свой век на берегу реки Кузнечихи в Кемском поселке Архангельска. Речь о насыпи 43-километровой ветки железной дороги от порта Экономия к станции Исакогорка — станции на пути Архангельск — Москва. Она шла по улице, так сейчас и названной — Вал. В Экономии в 1941—1944 гг. разгружено около 300 000 тонн военных грузов, и везли их на фронт по железнодорожному пути, проложенному по насыпи. Надо ли сохранять эту память о войне? Безусловно!
Поставить на учет как памятник истории и культуры насыпь очень сложно — нужна платная экспертиза и архивные документы, а сделать это по действующим правилам, установленным Минкультом РФ, должно частное лицо за свой счет, а не органы охраны памятников. Судя по этим условиям, Минкульт РФ не хочет ставить памятники истории на учет. Проще пройти мимо, признав хлопоты пустыми. Зато застройщики богатых коттеджей, которых в Кемском поселке не меньше развалюх-деревяшек, не обременены требованиями закона и очень активны. Насыпь времен двух войн для них — карьер песка, в результате она на глазах уменьшается. Парадоксально, но погреба, выкопанные в насыпи во времена Советского Союза, спасли ее кусочек — песок вокруг погребов брать не решаются, можно и по лицу получить. Что спасло кусочек насыпи на берегу Кузнечихи — непонятно, она изрыта застройщиками, но пока держится. Если рыбаки, облюбовавшие этот холмик в Кемском поселке, то они выполнили обязанности архангельской власти, инспекции по охране памятников, областного центра «Патриот», военно-патриотических клубов и другой общественности.