Критика в истории «Мурзилки»
В коллекцию журналов НЭДБ добавлены подшивки журнала «Мурзилка» за 1934−1935 годы, подвергшиеся серьёзной критике. Особенно досталось Агнии Барто.
Идет одиннадцатый год издания журнала для детей младшего возраста. Редакция в составе Асеева Н., Барто А., Маршака С., Смирновой В., Степановой А., Шифрина Н. под руководством Натана Венгрова обеспечивает ежемесячный выход журнала тиражом 130 000 экземпляров.
На страницах журнала регулярно появляются рассказы Льва Кассиля, Якова Тайца, Константина Паустовского, Виталия Бианки, стихи Агнии Барто, Зои Александровой и Елены Благининой. Среди художников, оформляющих журнал, часто встречаются Аминадав Каневский (будущий автор желтого и лохматого Мурзилки), Маргарита Михаэлис, Андрей Брей, Ростислав Барто (старший брат поэта Павла Барто, первого мужа Агнии).
В №8 за1934 год редакция решила познакомить читателей и писателей и разместила галерею портретов с подписями. Там можно найти молодых и поэтому почти неузнаваемых Кассиля, Барто, Гайдара, Паустовского. И мэтров — Маршака, Чуковского.
С №7 за 1934 год начинается публикация бесконечно длинной повести Агнии Барто — «Повесть о том, как поссорились Левка с Людой и что из этого вышло». Настолько длинной, что она не уложилась в 1934 год и хотела перекочевать в 1935. Но в первом номере за 1935 год появилось объявление:
Продолжения так и не последовало.
Удивительная сказка «Про Ярошку богатыря и просто девочку Катю» Е. Гладковой-Ногаевой напечатана №7 за 1934 год. Это настоящая фантастическая повесть о путешествии на Луну и Венеру на звездолете.
Седьмой номер в 1935 году посвящен запуску московского метро. Знаете, как теперь называются станции Кировская, Дзержинская, Дворец советов, Коминтерн? Изучайте схему.
Всем горожанам метро (тогда метро был мужского рода) нравится («Есть такое чудо, о нем твердят повсюду, придумано не худо, устроено хитро.»), а вот хулиган Трошка, постоянный персонаж журнала, расстроился:
Захотел я посорить—стала совесть говорить.Захотел я поплевать —начал стыд одолевать.Прямо я расстроился:и зачем он строился?
Побольше бы таких совестливых хулиганов в наши дни, было бы чисто в подземке!
Кажется, что редакция журнала все делает правильно: не забывает классиков (регулярно публикуются стихи Пушкина, Блока, Некрасова), адекватно реагирует на важные события текущего дня (убийство Сергея Мироновича Кирова, смерть Куйбышева, первый съезд детских писателей), политические юбилеи, всесоюзные подвиги и достижения (спасение челюскинцев (спасли всех), полет стратостата «ОСОАВИАХИМ» (все погибли). Однако за «Мурзилкой» пристально следит критический журнал «Детская литература». В 1936 году в нем регулярно появляются статьи о журнале «Мурзилка» в целом и об отдельных авторах.
Якова Тайца и его короткие рассказы больше хвалят, чем ругают.
Журнал ругают, но оставляют надежду на исправление.
А вот Агнию Барто ругают так, что страшно даже сейчас становится, просто «размазывают».
И еще:
Однако уже в восьмом номере за тот же год редакция «Детской литературы» публикует своеобразные извинения в ответ на статью в газете «Комсомольская правда»
Читайте Мурзилку за 1934−1935 годы, сравнивайте свои впечатления с мнениями профессиональных критиков. А мы вместе с «Детской литературой» посмотрим, исправился журнал в 1936 году или нет.
- В США скончался ещё один информатор о нарушениях при производстве Boeing
- В Германии у торгового центра зарезали двоих военных ВСУ
- Российские средства ПВО уничтожили два беспилотника в Ростовской области
- Педагогика вошла в тройку самых востребованных специальностей в России
- Как глэмпинги меняют туриндустрию России