Руководитель якутской ассоциации КМНС Якутии считает, что необходимо принять федеральный закон о проведении этнологической государственной экспертизы

Первый вице-президент ассоциации коренных малочисленных народностей Севера Якутии Вячеслав Шадрин заявил, что, крупные промышленные компании станут считаться с требованиями КМНС только в том случае, если будет принят федеральный закон. ИА YakutiaMedia сообщает, что, по словам Шадрина, «богатства Якутии всегда являлись для коренных малочисленных народов Севера проклятьем».

Валерий Шадрин сообщил, что Якутия, где реализуются масштабные промышленные проекты на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности народов Севера, была вынуждена принять региональные правовые акты об этнологической экспертизе, восполняя тем самым пробелы федерального законодательства. Но отсутствие данного закона на федеральном уровне очень сильно мешает и нарушает права коренного населения. «Если с некоторыми региональными компаниями как-то удается договариваться о проведении этнологической экспертизы, то с федеральными у нас вообще такая возможность отсутствует. Только принятие данного закона на федеральном уровне поможет влиять на крупные компании, чтобы они считались с нами», — заявил Шадрин.

Между тем, как сообщает ЯСИА, первый вице-премьер правительства республики Павел Маринычев заявил 28 апреля на парламентских слушаниях: «По данным переписей населения разных лет численность долган, чукчей, эвенков, эвенов, юкагиров, проживающих на территории Якутии, стабильно увеличивается. На 2010 год численность коренных малочисленных народов составляла 39,9 тыс. человек, или 4,3% от всего населения республики».

По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), на 1 января 2015 года зарегистрировано 138 общин коренных малочисленных народов Севера. В целом в Якутии насчитывается 70 мест традиционного (компактного) проживания коренных малочисленных народов Севера в 21 муниципальном районе.

По словам Маринычева, коренные малочисленные народности имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий; пользоваться льготами по землепользованию и природопользованию для защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов; участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федерального и регионального законодательства об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов. Кроме того, они имеют право на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами. При этом они могут участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; а также получать материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В то же время уполномоченный по правам человека в Якутии Алексей Ефимов сообщил, что после внесения изменений в федеральное законодательство недропользователям для выдачи лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых согласия собственника земли не требуется. «Частные компании, получив через тендер право на использование земли и ресурсов, по закону не обязаны получать согласия коренных малочисленных народов. Эти факты свидетельствуют о том, что в Российской Федерации в последние годы наблюдается тревожная ситуация с соблюдением конституционных прав коренных народов», — подчеркнул омбудсмен.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, по мнению вице-спикера парламента Якутии Ольги Балабкиной, согласно Налоговому кодексу РФ, зарегистрированные общины коренных малочисленных народов вправе самостоятельно заключать соглашения с недропользователем, но только в том случае, если община официально зарегистрирована и под ней официально зарегистрирована земля.