Если договор «О союзничестве и интеграции» между Москвой и Сухумом будет заключен без существенных изменений, Абхазия де-факто приблизится к статусу государства, ассоциированного с Россией, заявил ИА REGNUM руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков.

«Абхазские официальные лица в свое время заявляли о возможности именно такого формата отношений с Москвой (так, в 2007 году о подобном говорил тогдашний глава МИД Абхазии Сергей Шамба)», — напомнил Нейжмаков.

Президент Рауль Хаджимба заявил о своем видении таких нюансов договора, как создание Объединенной группировки войск (включение туда отдельных подразделений, а не всех вооруженных сил республики), полномочия координационного центра правоохранительных структур (обмен и хранение информации, содействие в борьбе с особо опасными видами преступлений) и таможенного сотрудничества (полное сохранение функций абхазских таможенных органов).

«Как бы то ни было, даже более тесное сближение Москвы и Сухума в указанных сферах не противоречит стратегическим интересам Абхазии, — считает Нейжмаков. — Так, в условиях внешней военной угрозы действия всех абхазских и российских вооруженных сил, дислоцированных в республике, наверняка будут координироваться из Москвы. А во внутриполитических конфликтах в Абхазии вооруженные силы республики все равно использовать проблематично (как еще раз показали события, предшествовавшие отставке Александра Анкваба)».

Эксперт также обратил внимание на то, что проект договора предполагает приведение абхазского «законодательства в области таможенного дела в соответствие с актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза». Фактически, договор во многом интегрирует Абхазию в пространство ЕАЭС, при том, что официальное вступление республики в этот союз сейчас невозможно, отметил Нейжмаков.

«Между прочим, теоретически именно этот фактор дает Грузии надежду на срыв или задержку подписания данного договора, — считает эксперт.- Вспомним знаменитое заявление Нурсултана Назарбаева, сделанное 29 мая 2014 года на заседании Высшего евразийского экономического совета в Астане по поводу вступления в ЕАЭС Армении „в рамках тех границ, в которых она вошла в ВТО“ (то есть без Нагорного Карабаха). По аналогии, партнеры России по ЕАЭС, Казахстан и Белоруссия, получают повод возмутиться столь тесному сближению с пространством этого Союза Абхазии, которую в данное объединение никто не принимал, а Астана и Минск даже не признают ее независимости. Впрочем, сотрудничество Казахстана и Белоруссии с Грузией куда менее интенсивно, чем с Азербайджаном, необходимостью учесть интересы которого и были вызваны известные майские заявления в Астане. Поэтому таможенное сотрудничество Абхазии с Россией вряд ли вызовет действительно серьезные вопросы партнеров последней по евразийской интеграции».

В целом же, подписание данного договора — неприятное для Тбилиси, но наверняка ожидаемое там событие. «Поэтому, — отмечает Нейжмаков, — Грузия не может не делать резких заявлений по данному вопросу, но вряд ли откажется от продолжения диалога с Москвой на деле. Подтверждением такой прагматичной позиции Тбилиси служит риторика Зураба Абашидзе, спецпредставителя грузинского премьер-министра. Ведь, расценивая будущее подписание российско-абхазского договора, „как шаг, направленный на аннексию Абхазии“, грузинский дипломат призвал не идти на поводу у эмоций и фактически подтвердил необходимость ведения прямого диалога с Москвой, пусть и „в какой-то другой форме“».

Как уже сообщало ИА REGNUM, в парламенте Абхазии обсуждается проект договора о союзничестве и интеграции с Россией, разработанный российской стороной. В абхазском обществе появились опасения, что суверенитет республики может быть существенно ограничен. Предполагается, что обсуждение документа будет проходить около двух недель, абхазская сторона представит свои предложения, затем пройдут переговоры с российской стороной. Договор планируется подписать до конца этого года.

Отметим также, что в мае 2014 года о возможных ассоциированных отношениях Абхазии с РФ заявил президент Международной ассоциации абхазо-абазинского народа, российский и абхазский общественный деятель Тарас Шамба. Это вызвало отрицательную реакцию в Абхазии, власти республики заявили о невозможности таких отношений.