11 октября в Казани состоялся митинг, посвященный «Дню памяти» («Хэтер коне») взятия города войсками Ивана Грозного в 1552 году. Для татарских национал-сепаратистов 1552 год является одной из ключевых дат в истории татарского народа. Именно с падением Казани, по их мнению, произошла потеря государственности у татар, это привело к нескольким векам их угнетения со стороны Москвы (в штурме Казани участвовали не только русские, но и сами татары, отряды мордвы, чувашей и марийцев, а также польские, итальянские и немецкие наемники — прим. ИА REGNUM)

Несмотря на значимость для националистов подобного события, татарское население Казани к нему особо не проявляет интереса: по моим личным наблюдениям на последнем митинге присутствовало не более 100 человек (по информации радио «Азатлык» — 500 человек, — это однозначно завышенная цифра). Но даже если бы участвовали все 500, то это немного для всей Казани, в которой проживают 542 тысячи татар.

Почему к мероприятию, посвященному «Дню памяти», так безразлично относятся большинство жителей Казани, и даже татары, которые, по мнению организаторов митинга, продолжают «угнетаться империей»? Конечно, всё можно списать на пасмурную погоду или на желание людей отдохнуть после трудовой недели. Как выяснилось, на самом деле существует другая, более важная причина. Если для татарских националистов главными вехами истории татар является история средневековых государств, таких как Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство, то для простых жителей Татарстана важны события, происходившие в советское время.

Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования ""Войны памяти" и «конвенции памяти» в постсоветском Татарстане: элитарные версии исторического прошлого и массовые представления", проведенного Центром культурных исследований постсоциализма Казанского (Приволжского) федерального университета. В рамках данного проекта, кроме анализа учебной и научно-популярной литературы, материалов СМИ, интервью с экспертами и простыми жителями Татарстана, был также проведен анкетный опрос 1000 жителей Казани. Вот результаты этого исследования, которое проводилось с сентября 2013 года по июнь 2014 года.

Отвечая на вопрос, «Какими событиями в истории Татарстана вы гордитесь больше всего?», 31,2% жителей Казани выбрали вариант «Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», среди казанцев-татар этот вариант выбрали 28,4%. В то же время оборона Казани в 1552 году вызывает гордость только у 8% казанцев и 8,4% казанцев-татар.

Отвечая на вопрос «Какие события вы считаете самыми трагическими событиями в истории Татарстана?», 34,2% жителей Казани и 32% казанцев-татар выбрали вариант «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». Войну в Афганистане указали 16,6% казанцев и 14,8% казанцев-татар. В то же время падение Казани в 1552 году считают трагической страницей в истории Татарстана только 8,8% казанцев и 11,6% казанцев-татар.

Еще можно привести данные по оценке роли Ивана Грозного (по мнению татарских националистов, «главного исторического злодея» и организатора «Холокоста татарского народа»).

Так, отвечая на вопрос «Как вы оцениваете роль следующих исторических личностей в истории Татарстана?», 36% казанцев и 34,2% казанцев-татар считают, что Иван Грозный сыграл положительную роль в истории Татарстана (в анкетном опросе не было возможности объяснить почему, но, как мы видим, представление, что, якобы, все татары люто ненавидят Ивана Грозного, является вымыслом). Одновременно 30,3% казанцев и 25,6% казанцев-татар вообще не знают, кто такой Алмуш — правитель Волжской Булгарии, при котором состоялось официальное принятие ислама предками современных казанских татар.

Почему для жителей Казани память о советском прошлом, в первую очередь, о Великой Отечественной войне, намного важнее, чем память о далеком средневековье? Тут есть две взаимодополняющие друг друга причины. Первая заключается в том, что память о Великой Отечественной войне является ключевым элементом исторической идеологии современной России. Данная идеология активно проводится с помощью системы образования и СМИ в массовое сознание. Татарские националисты со своим «средневековым» мышлением просто не выдерживают конкуренции в битве за умы.

Но это не единственная причина. Другая причина заключается в том, что память о советском прошлом, в том числе и о Великой Отечественной войне, формируется не только со стороны государства, но и с помощью живой памяти, которая передается от старших поколений младшим. Поэтому настоящим Днем памяти в историческом сознании жителей Татарстана является День Победы в Великой Отечественной войне, а не «Хэтер коне», придуманный татарскими националистами для мобилизации потенциальных сторонников и внесения этнического раскола среди жителей республики.

Николай Карбаинов, социолог, научный сотрудник Центра культурных исследований постсоциализма КФУ