Необходимость создания коллективных вооруженных сил России и Абхазии заключается в том, чтобы «дать дополнительные гарантии безопасности Абхазии за счет создания совместных условий для использования и применения военных средств и сил в случае, если кто-то попытается пересмотреть существующий государственный статус Абхазии». Об этом ИА REGNUM заявил главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

Договор между РФ и Абхазией позволит обеспечить стабильность и предсказуемость в регионе, считает эксперт. «Грузия при любом варианте развития ситуации не сможет пересмотреть государственный статус Абхазии путем военных провокаций и агрессии, так как она в этом случае будет иметь дело не просто с абхазской армией, но и с вооруженными силами Российской Федерации», — заявил Коротченко.

Профессор кафедры внешнеполитической деятельности России РАНХиГС Александр Михайленко отмечает, что нынешние предложения по развитию сотрудничества России и Абхазии в сфере безопасности нельзя рассматривать в отрыве от всего комплекса отношений между этими странами.

На встрече президентов двух государств 27 августа говорилось о качественном повышении уровня интеграции между нашими странами не только в военной сфере, но и в экономике, социальных вопросах. «Развитие экономической интеграции требует, например, открытия государственной границы между двумя странами. Преимущества здесь очевидные: чем меньше барьеров, тем меньше препятствий для развития бизнеса, о чем свидетельствует, например, опыт Евросоюза. Но для открытия границы требуется гораздо более высокий уровень сотрудничества в сфере безопасности. Таким образом, различные сферы интеграционного взаимодействия взаимосвязаны и должны быть согласованы друг с другом», — отметил Михайленко.

Соответственно, отметил он, при внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия 2008 года все эти сферы взаимодействия наших стран должны получить развитие.

Что касается военной сферы, то высказываются мнения о необходимости создания общего пространства обороны и безопасности России и Абхазии через создание объединенной группировки их войск, которая бы подчинялась объединенному командованию. «Выгода от создания объединенной группировки состоит в экономии на лишних звеньях управления, благодаря объединению удается избегать ненужного дублирования», — считает эксперт.

По словам Михайленко, силы и средства таких группировок не задействуются в третьих странах, они предназначены для действий только в зоне своей ответственности. Об этом свидетельствует опыт функционирования подобных группировок. Например, в рамках Союзного государства России и Белоруссии создана региональная группировка войск Российской Федерации и Республики Белоруссия, которая используется только на пространстве СГ.

Как считает Михайленко, можно с уверенностью сказать, что в случае динамичного развития всего комплекса интеграционных отношений России с Южной Осетией будут пересмотрены военные связи между и между ними в сторону их укрепления.

Игорь Коротченко также считает, что относительно Южной Осетии, вполне возможно, «в ближайшие недели мы услышим, что аналогичные соглашения также планируется подписать».

Как уже сообщало ИА REGNUM, до конца 2014 года должен быть подписан новый «большой договор» о сотрудничестве между РФ и РА, в том числе будут заключаться соглашения в военной сфере, планируется создание коллективных сил, открытие границы и создание «общей территории безопасности». Эти вопросы обсуждались на встрече президента России Владимира Путина и избранного президента Абхазии Рауля Хаджимба.