Пойдут ли немецкие войска на Восток: НАТО в поисках ответа на "крымский блицкриг" России
В минувший вторник 1 апреля 2014 года на встрече министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе Североатлантический альянс объявил о приостановке любых видов гражданского и военного сотрудничества с Россией из-за российского силового участия в деле присоединения Крыма. По итогам конференции НАТО было объявлено, что сотрудничество между НАТО и Украиной будет укрепляться, и Североатлантический альянс окажет всяческую поддержку проведению реформ в украинских вооруженных силах для обеспечения политики безопасности Украины.
Итак, совещание определило стратегию Атлантического альянса по отношению к России в связи с кризисом на Украине. Здесь существенно следующее:
1. НАТО стремится сохранить каналы связи с Москвой открытыми;
2. Альянс готов продемонстрировать серьезность своих обязательств по отношению к странам-членам в Восточной Европе и Прибалтике;
3. Военное сотрудничество НАТО с Россией демонстративно приостановлено.
Однако совещание НАТО так и не определило, как будет выглядеть конкретно политика сдерживания и обороны против России. Обычно стратеги НАТО различают краткосрочные и среднесрочные меры. С краткосрочными мерами сейчас после совещания все в порядке. Но при их перечислении нельзя не признать, что в военном отношении они носят чисто демонстративный характер. Серьезными военными мерами их нельзя признать. Просто альянс намерен выразить свою солидарность со странами Прибалтики и Польшей расширением миссий воздушного наблюдения на границе этих стран с Россией и Белоруссией. Речь идет о 100% или даже о 200% росте активности НАТО. На практике это означает, что вместо двух постоянно готовых для участия в миссии самолетов на двух авиабазах - Шауляй в Литве и Сууркюль (Эмари) в Эстонии будет содержаться четыре или даже шесть машин.
Кроме того, будет увеличено количество наблюдательных полетов разведывательных самолетов системы АВАКС. Но полеты должны будут проходить "исключительно над территориями стран НАТО". Здесь надо отметить, что такие самолеты обладают техническими возможностями наблюдать при полетах над Румынией и Польшей на несколько сотен километров воздушное пространство над территорией Украины и Белоруссии. И, наконец, военно-морские силы блока НАТО займутся проведением столь долгожданных для латышей, литовцев и эстонцев маневров в восточной акватории Балтийского моря.
Тем временем Соединенные Штаты действовали, не дожидаясь формального решения совещания НАТО в Брюсселе. Американцы уже направили шесть всепогодных тактических истребителей четвертого поколения F-15C Eagle в Литву и планируют разместить в Польше 16 многофункциональных легких истребителей четвертого поколения F-16 Fighting Falcon и для их обеспечения четырех транспортных самолетов С-130 Hercules. Кроме того, США намерены увеличить свое присутствие на военно-воздушной базе "Михай Когаличану" в Румынии на 600 человек. Однако расширение этой базы связано, скорее всего, не с Крымом, а с проблемами США в Афганистане. База в Румынии - крупный транзитный центр по переброске американских войск, покидающих Афганистан.
Перечислив содержание краткосрочных военных мер НАТО, далее отметим, что по-прежнему остается не ясным, как НАТО собирается ответить в среднесрочной перспективе на действия России на Украине. Военным аналитикам НАТО сейчас необходимо время для осмысления политического и военного аспекта бескровного "крымского блицкрига". К 15 апреля совет НАТО должен подготовить программу укрепления восточных границ альянса.
Можно констатировать, что пока совещание министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе приняло чисто политическое решение, частично повторив санкции НАТО по отношению к России, примененные в 2008 году после войны 08.08.08 с Грузией. Тогда была заморожена работа Совета Россия-НАТО, сейчас - приостановлено сотрудничество по гражданской и военной линиям, что предполагает все тот же Совет, в том числе. Однако на уровне риторики в Брюсселе речь идет все-таки о принципиально ином состоянии дел. Перед началом заседания в Брюсселе генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что российское военное вмешательство в дела Украины кардинальным образом изменило систему безопасности в Европе. Таким образом, НАТО направляет дополнительный сигнал, означающий, что, помимо ограниченных политических и экономических санкций, введенных ЕС и США, на следующем этапе речь пойдет не только о политическом присутствии НАТО на востоке Европы, а о создании полноценной военной инфраструктуры передового базирования. НАТО пытается убедить Россию, что будущее развертывание альянса связано с изменением общей архитектуры евроатлантической безопасности.
Главным вопросом здесь, так и нерешенным на конференции министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе, остается проблема размещения войск НАТО в Восточной Европе и переориентации сил быстрого оперативного реагирования на европейский театр военных действий. На вопрос, может ли НАТО разместить войска на постоянной основе в бывших советских прибалтийских республиках, Расмуссен ответил: "Мы сейчас рассматриваем все возможности, чтобы усилить нашу коллективную оборону, в том числе, дальнейшее развитие наших планов по обороне, интенсификацию учений, а также необходимое размещение войск".
После "рассмотрения всех возможностей" на своей встрече в Брюсселе министры иностранных дел стран НАТО решили пока не размещать воинские контингенты в странах Восточной Европы. Подобная мера сейчас лишь обозначена, как угроза и будет с большой долей вероятности задействована в случае вхождения российских войск в юго-восточную Украину. Польша и прибалтийские страны на совещании выражали активное желание, чтобы на территории этих стран появились постоянные базы НАТО. Именно в этом они видят залог собственной безопасности. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский полагает, что размещения двух бригад НАТО с тяжелым вооружением будет достаточно для гарантий безопасности Польши. 10 тысяч иностранных солдат - примерно столько хочет видеть Польша на своей территории. Однако подобная мера нарушила бы неформальное соглашение между Россией и США, заключенное во время расширения НАТО на восток, согласно которому альянс не будет размещать базы на территории своих новых членов - бывших участников организации Варшавского договора.
Будущее размещение контингентов в странах Восточной Европы во многом зависит от позиции Германии, поскольку именно этой стране придется прямо участвовать в нем своими войсками и осуществлять логистику снабжения новых баз НАТО. Неделю назад в комментарии в германском издании Spiegel-Online министр обороны Германии Урсула фон дер Лайен потребовала более значительного присутствия НАТО в Восточной Европе. Более значительное присутствие в переводе на практический язык военных означает больше солдат и больше военной техники на новых базах. На заседании в минувший понедельник 1 апреля 2014 года в Берлине руководства правящей в Германии партии - Христианско-демократического союза (ХДС) лидер партии и канцлер Ангела Меркель в своем докладе дала детальный анализ нынешнего кризиса на Украине с точки зрения политики безопасности в Европе. Канцлер Германии, фактически, разделила позицию своего военного министра. Немецкие женщины у власти готовы послать немецкие войска на Восток?
Руководство ХДС, таким образом, по крайней мере, на словах поддерживает американцев относительно расширения военного присутствия НАТО на его восточных рубежах. Более сдержанную позицию внутри правящей коалиции в Германии демонстрирует сейчас СДПГ. Социал-демократы, занимающие МИД, выражают скептическую позицию в отношении расширения присутствия НАТО в Восточной Европе. На практике немцы еще не забыли, что означает чужое военное присутствие подобного рода. Во время холодной войны, например, постоянное размещение американских, британских, французских, бельгийских, голландских и канадских войск на территории Западной Германии было свидетельством того, что НАТО здесь в случае военного конфликта с СССР выполнит 5-ю статью договора НАТО. Скептики в НАТО, размышляющие о стратегических последствиях для альянса размещения своих войск в Восточной Европе, указывают на то обстоятельство, что оно станет зримым знаком возвращения уже на новых рубежах к ситуации холодной войны. Таким образом, в Германии осознают, что размещение войск НАТО в Восточной Европе станет стратегическим решением с важными политическими последствиями для всей Европы, а не только ее восточной части.
Поэтому, если размещение войск НАТО, после совещания в Брюсселе остается в проекте, то активизация военного сотрудничества с государствами на постсоветском пространстве переходит в новую фазу. Перед совещанием НАТО в Брюсселе была специально допущена утечка конфиденциальной информации. Германское издание Spiegel-Online сообщило о существовании 7-страничного документа НАТО с самым низким грифом секретности - "Nato Restricted". В документе в качестве партнеров расширенного военного сотрудничества с НАТО определены: Армения, Азербайджан и Молдавия. В документе констатируется, что Североатлантический альянс особо "привержен сохранению территориальной целостности, независимости и суверенитета" всех трех перечисленных стран. Азербайджан, Армения и Молдавия будут приглашены Брюсселем к участию в так называемой программе НАТО "Smart Defence" (буквально "умная оборона"), которая включает в себя закупку конкретных систем вооружения со специализацией отдельных участников в общем военном потенциале НАТО. В качестве одного конкретного примера "Smart Defence" можно назвать упомянутую выше миссию надзора воздушного пространства стран Прибалтики самолетами других стран НАТО. "Умная оборона" здесь связана с тем, что у прибалтийских стран отсутствуют собственные ВВС, создание которых признано нецелесообразным.
По свидетельству Spiegel, документ НАТО содержит конкретные рекомендации по каждой из трех стран. Так, например, сообщается, что НАТО планирует направить специального офицера связи в столицу Молдавии - Кишинев. Кроме того, Брюссель предложит Молдавии военное участие в силах быстрого реагирования НАТО. Для Азербайджана, как сообщается, НАТО планирует оказать помощь в областях кибер- и энергетической безопасности. Для Армении, полагает западный военный альянс, приоритетным станет подготовка армянской армии. Документ также рассматривает перспективу членства в НАТО этих трех стран как реальную возможность. Особенно оживленную дискуссию публикация документа вызвала в Армении, которая, как известно, состоит в едином с Россией военно-политическом блоке - ОДКБ. Официальный представитель МИД Армении Тигран Балаян, комментируя сообщения о существующих планах развития взаимодействия между Арменией и НАТО, заявил о намерении Армении продолжать сотрудничество с НАТО в действующих форматах. "У нас есть действующие форматы работы с НАТО. Мы намерены продолжить сотрудничество в этих форматах", - сказал Балаян. Однозначным опровержением намерений Армении расширять связи с НАТО такое заявление считать сложно, ведь "форматы" имеют свойство ссужаться и расширяться, даже если они "действующие". Вот и упомянутый Spiegel документ подтверждает, что программы Евросоюза в экономической и гражданской областях в рамках "Восточного партнерства" в военной сфере дополняются соответствующими программами НАТО.
Третья актуальная проблема безопасности, связанная с НАТО, а именно вступление Украины в Североатлантический альянс на прошедшей конференции не фигурировала в обсуждениях. Но она стала содержанием общего фона совещания в Брюсселе.
30 марта 2011 года генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в интервью Welt am Sonntag заявил, что процесс расширения НАТО продолжится. Вступление стран Восточной Европы в эту организацию, по его словам, является "впечатляющей историей успеха нашего времени, но наша задача еще не выполнена". Генсек НАТО отметил, что каждое европейское государство, которое в состоянии содействовать соблюдению основных принципов альянса и готово внести свой вклад в обеспечение безопасности в зоне его влияния, может подавать заявку на членство в НАТО. В настоящий момент в НАТО стремятся Босния и Герцеговина, Македония, Черногория и Грузия.
В ответ российский МИД прокомментировал "ряд заявлений" "исполняющего обязанности президента Украины" Александра Турчинова по вопросам внешней политики, в частности, его заявление, что на Украине рассматривается вопрос об изменении внеблокового статуса этого государства. В 2010 году Украина приняла закон об основах своей внешней политики, который предусматривает внеблоковый статус Украины. Сейчас его хотят аннулировать в Верховной раде. В связи с этим в российском МИДе было заявлено: "В Киеве должны понимать, что дальнейшие перспективы развития российско-украинского сотрудничества, в том числе в экономической сфере, будут во многом зависеть от тех действий, которые предпримет Украина в своей внешней политике".
Американское правительство прямо сейчас имеет дело одновременно с несколькими крупными кризисами, и все они являются острыми, хотя и разными по продолжительности во времени. Последние дни продемонстрировали, как госсекретарь Керри мечется между Эр-Риядом, Парижем, Брюсселем и Иерусалимом. Поэтому, если США молчат по проблеме вступления Украины НАТО, приходится говорить Германии. Коалиция канцлера Ангелы Меркель сейчас категорически отклонила идею расширения НАТО на Восток с принятием новых членов на постсоветском пространстве. "Это не входит в список того, что действительно необходимо в данный момент", - было заявлено в понедельник в Берлине пресс-секретарем правительства. Кроме того, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер объявил, что он не видит перспектив вступления Украины в НАТО. Об этом было заявлено во вторник, 1 апреля, после встречи в Веймаре министров иностранных дел Германии, Франции и Польши. По мнению Штайнмайера, речь может идти об углублении сотрудничества в рамках комиссии "НАТО-Украина". Этот подход, заметим, и был реализован на последовавшем совещании НАТО в Брюсселе.
Совещание НАТО в Брюсселе лишь постановило, что военное сотрудничество с Украиной будет "значительно" расширено. Однако в деле "расширения сотрудничества" НАТО с Украиной главная роль будет принадлежать все-таки США, а не Германии. Поэтому Соединенные Штаты уже начали практические шаги в деле реализации этой программы, не дожидаясь формального решения совещания министров иностранных дел стран-членов НАТО в Брюсселе. Смоленской площади остается наблюдать за происходящим.
Европейская редакция ИА REGNUM