Михаил Агаджанян: Финны в НАТО, россияне - из Лаппеэнранты
В Хельсинки 28-29 ноября состоится второй российско-финский форум инвестиционных и деловых возможностей "Рубикон". Главной целью форума его организаторы обозначили знакомство российского бизнеса с возможностями на внутреннем рынке северного соседа.
Нельзя сказать, что для деловых кругов России финское направление вложения инвестиций и развития бизнеса terra incognita. Скорее, напротив, из года в год растёт взаимный интерес российской и финской сторон к поддержке своих бизнесменов. Но незаполненное сотрудничеством пространство остаётся весьма ёмким, настраивающим Москву и Хельсинки взять "ноту" высоких технологий в двусторонних торгово-экономических связях.
Форуму "Рубикон" в текущем месяце предшествовала встреча премьер-министров России и Финляндии на полях мероприятия в Москве под названием "Открытые инновации". Контакт глав правительств двух стран прошёл в привычно конструктивном ключе. Стороны остаются привержены делу самого тесного экономического сотрудничества. С прицелом вывести его на высокий инновационный уровень. Россия сохраняет позиции ведущего торгового партнёра Финляндии, держа в поле своего внимания перспективы ещё большего укрепления на рынке соседней страны. В первом полугодии 2013-го доля России в товарообороте Финляндии составила 13,9%. Следом идут Германия и Швеция (11,2% и 10,9% соответственно). Согласно данным Банка Финляндии, за последние 10 лет товарооборот с Россией вырос более чем в 2 раза, объём финского экспорта в Россию увеличился на 143%, а поток инвестиций из североевропейской страны на рынок восточного соседа - в 8 раз.
Премьер-министры не обошли стороной тему сотрудничества в сфере судостроения, морской промышленности в целом. Её не забыли упомянуть и некоторые западные издания в преддверии межправительственного российско-финляндского контакта. Так, британская "Financial Times" в публикации от 29 октября затронула тему "усиления контроля России над финской экономикой". В подтверждение этому указывалось на действия российской Объединённой судостроительной корпорации по установлению полного контроля над финским предприятием "Arctech Helsinki Shipyard", специализирующегося на постройке ледоколов. Также отмечалось намерение "Росатома" приобрести 34% финского ядерного консорциума "Fennovoima", имеющего планы строительства АЭС "Hanhikivi-1" на севере страны.
В заголовок публикации был выведен примечательный тезис: "финны с настороженностью наблюдают за растущим российским присутствием". Возможно, так оно и есть. Но не в тех негативных пропорциях в политическом сословии и, тем более, среди общественности северной страны, которые отдельные западные круги пытаются представить в угрожающих для финского суверенитета тонах.
В не самые благоприятные времена для экономики Финляндии внушительный поток российских туристов позволяет поддерживать на плаву целые сектора местной экономики и значительную часть домохозяйств. Россия занимает первое место по количеству туристов, посещающих Финляндию. По некоторым данным, общий въездной поток из России в Финляндию в прошлом году вырос на 6% и составил наибольшее в сравнении с другими странами число - более 5 млн. человек. Второе и третье места по количеству турпоездок в Финляндию с небольшим разрывом между собой занимают Швеция (537 тыс. туристов) и Германия (534 тыс.). Совсем недавно Генеральное консульство Финляндии в Санкт-Петербурге отрапортовало о выдачи миллионной визы с начала года. В сообщении консульства подчёркивалось, что в текущем 2013-м миллионный рубеж виз для российских граждан, решивших посетить Финляндию, преодолён раньше, чем когда-либо в предыдущие годы.
По сведениям финских изданий, на деньги российских туристов в стране создано от 5 до 10 тысяч рабочих мест. В 2008 году только один приграничный с Россией финский город Лаппеэнранта посетило 300 тысяч туристов. В 2012 году - уже 2 миллиона. Причём только в этом городе в прошлом году россияне потратили €350 млн. Большой бизнес также прокладывает себе пути из России в Финляндию. Здесь на авансцену двусторонних отношений выступают уже государственные интересы.
С начала 1990-х годов на финском направлении внешней политики Москвы приоритетом выступало удержание соседа от полной интеграции в НАТО. Финны установили продвинутые отношения с Североатлантическим альянсом. В официальных документах Финляндии указывается, что не являясь членом военного альянса, страна сотрудничает с НАТО и сохраняет возможность подачи заявки на получение членства в ней. Отношения между Хельсинки и Брюсселем находились все последние годы в нескольких шагах от полного членства финнов в НАТО. Но их преодоление всегда было для политиков и простых граждан северной страны одним из самых спорных решений. Насколько бы к этому их не подталкивали из Вашингтона и Брюсселя.
Финны ценят свою безопасность. Политическая элита страны ценит добрососедские отношения с Россией. Членство страны в НАТО не усилит чувство безопасности у простых финнов и не прибавит позитива их правительству. Об этом можно услышать от нынешних первых лиц финского руководства. Примерно за месяц до своего последнего визита в Россию в сентябре текущего года президент Финляндии Саули Ниинистё, выступая на встрече с дипломатическим корпусом страны, сделал показательные заявления. По его мнению, с членством Финляндии в НАТО связано много ложных представлений. Сотрудничество финской стороны с Альянсом проходит в дружественном ключе, но "необходимости в поспешных решениях нет".
Политики опираются на барометр общественного мнения, который традиционно не в пользу шагов для вхождения Финляндии в НАТО. По социологическому опросу, проведённому местной исследовательской организацией "Taloustutkimus Oy" в июне 2013 года, 52% финнов против вступления в НАТО, 29% поддерживают этот шаг, 19% затруднились дать однозначный ответ.
Позиция России в вопросе примеривания Финляндии к роли страны-члена НАТО остаётся прежней: недвусмысленное отторжение. Западные источники в связи с этим любят приводить заявления российских военных из Минобороны и Генштаба. Как можно понять, Москву, прежде всего, беспокоит перспектива размещения на финской территории, у своих северо-западных границ натовской инфраструктуры и ударного кулака. Финские власти понимают опасения своего соседа и придерживаются максимально сбалансированного курса в отношениях с Брюсселем и Москвой. Помнится, в далёком 1994 году, перед визитом президента Мартти Ахтисаари в Москву, из Хельсинки поступили сигналы о том, что присоединение Финляндии к ЕС на отношения с Россией не повлияет. Время показало правоту финских заверений. Вступление страны в ЕС в 1995 году не привело к откату в отношениях с Россией ни в политической, ни, тем более, в экономической плоскости связей. Совсем иначе дело будет обстоять при склонении финнов к членству в НАТО. Некие компромиссы по схеме "Финляндия вступает в НАТО, но не будет размещать на своей территории объекты Альянса" не представляются практически выполнимыми. Вступив в военно-политический блок с распространением на свою территорию коллективных гарантий безопасности по статье 5 Североатлантического договора, финны не сумеют уклониться от полномасштабного сотрудничества с коллегами по НАТО. Вплоть до размещения на территории нового члена Альянса перспективных противоракетных систем.
В Финляндии голос политических сил, которые высказываются за решение экономических проблем путём вступления в НАТО, находится в близком к маргинальному состоянии. Граждане страны в своём большинстве против членства в Альянсе. Они понимают последствия этого шага для отношений с Россией и не связывают с ним поступательное развитие своей экономики. Голос из Вашингтона и Брюсселя об ожидающих финскую экономику преференциях по итогам полной евроатлантической интеграции не может быть для граждан северной страны серьёзным фактором. Каким он является, например, для одной из беднейших стран ЕС и НАТО - Румынии. Бухарест окунулся в продвинутый режим отношений с американцами вокруг вопросов собственной безопасности, в том числе, и из экономических соображений. Румынский диалог с наднациональными органами ЕС не заладился, поэтому восточноевропейская страна пытается привлечь к себе внимание партнёров по НАТО. Но у Финляндии подобная мотивация просто отсутствует. Экономику северной страны всегда готова поддержать держава на Востоке. Взамен объективно рассчитывая на сдержанность финнов во всём, что касается членства в НАТО.
Михаил Агаджанян - политолог (Ереван)
- Ругавший День Победы актер Майков пообещал россиянам свет в конце тоннеля
- На кураховском направлении 16 бойцов ВСУ сдались в плен российским военным
- Захарова сочла лицемерием привлечение заключённых к тушению пожаров в США
- В США назвали слова Трампа об Украине в НАТО важнейшим заявлением за годы
- Власти США отказали российским дипломатам в поездке на памятную церемонию