"Косово и Сербия достигли исторического соглашения. При посредничестве Евросоюза в результате длительных переговоров стороны подписали документ, который предоставит этим странам возможность членства в ЕС в обозримой перспективе. В течение многих лет заключение соглашения задерживалось из-за жесткой позиции Сербии", - говорится в статье американского журнала Foreign Affairs. Небезынтересно отметить, что автором публикации является профессор Военно-морского колледжа США Николас Гвоздев.

По мнению автора, соглашение между Сербией и Косово может сыграть роль прецедента и применяться также для разрешения и иных конфликтов, в том числе и проблемы Нагорного Карабаха. И хотя данным документом Белград официально не признал провозглашенную 5 лет назад независимость Косово, однако сербская сторона признала правительство в Приштине (столица Косово - ред.) в качестве законной власти на территории этого края. При этом косовская сторона, в свою очередь, признала право компактно проживающего сербского меньшинства на широкую автономию. В частности, они могут иметь свою полицию, суд и прочие атрибуты самостоятельности. В то время как Приштина не имеет права направлять в сербонаселенные регионы свои вооруженные силы.

По мнению автора статьи, это означает, что стороны отложили вопросы, согласие по которым пока невозможно, а достигнутое соглашение позволит продолжить процесс переговоров.

Напомним, что заключение данного соглашения было продиктовано сторонам Евросоюзом, когда год назад было заявлено, что Сербия получает статус кандидата на вступление в ЕС, однако само вступление может состояться лишь после того, как будут улучшены сербско-косовские взаимоотношения. Также напомним, что независимость Косово признана более чем 80 государствами, включая США и страны ЕС.

Отметим, что схожее соглашение для сторон карабахского конфликта предлагалось международными посредниками после завершения войны в 1992-1994 гг. Тогда предполагалось, что Нагорный Карабах, де-юре оставаясь в составе Азербайджана, получит автономию, включающую собственный парламент, институт президентства, национальную гвардию и полицию. Кроме того, ни одно решение, затрагивающее интересы края, не могло быть принято азербайджанской стороной без согласования со Степанакертом. Также карабахские армяне получили бы в этом варианте определенное число мест в федеральном парламенте в Баку, а их паспорта имели бы специальную надпечатку, свидетельствующую об их принадлежности к Карабаху.

Этот план был, по сути, одобрен тогдашним президентом Армении Левоном Тер-Петросяном, который даже выступил со статьей "Война или мир? Пора призадуматься", в которой содержались некоторые намеки на посреднические предложения и проводилась идея того, что армянской стороне следовало бы согласиться с указанным сценарием разрешения кризиса. Однако это не встретило понимания в ближайшем окружении главы армянского государства, который из-за резкой обструкции своих соратников в начале 1997 года подал в отставку. В этом смысле содержащиеся в публикации надежды на то, что соглашение между Белградом и Приштиной может стать образцом для решения карабахского конфликта представляются не слишком реалистичными. Тем более, что сейчас указанная "косовская модель" предстает для Карабаха в совсем новом виде: Косово - признанное большинством стран мира независимое государство, правительство которого официально признано и Белградом. Карабах же, как известно, пока не признан ни одной страной мира, в том числе и Арменией. В такой же подвешенной ситуации находится еще одно непризнанное государство на постсоветском пространстве - Приднестровье.

С этой точки зрения, полагают эксперты ИА REGNUM, обновленный "косовский прецедент" может быть применим, скорее, к Абхазии и Южной Осетии. Грузия могла бы признать законную власть этих стран, признанных Россией и еще несколькими странами, что позволило бы ей полностью восстановить отношения с Россией, к чему и стремится новое грузинское правительство Бидзины Иванишвили.