"Газпром" и "Роснефть" не одобряют перспективы разработки российского шельфа частными компаниями - информация об этом появилась 18 октября в СМИ. Против "либерализации" правил выступили главы "Газпрома" и "Роснефти" Алексей Миллер и Игорь Сечин, которые обратились с соответствующим письмом к президенту России Владимиру Путину. о мнению Миллера и Сечина, это нанесет "прямой ущерб компаниям "Газпром" и "Роснефть", а также их акционерам".

Напомним, согласно закону "О недрах", разрабатывать российский континтальный шельф могут только компании с государственным участием свыше 50% и опытом работы на российском шельфе более 5 лет. "Газпром" и "Роснефть" этим требованиям соответствуют. Между тем, эксперты скептически относятся к монополизации разработки шельфа. Как ранее отмечал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, можно было бы только приветствовать, если бы частные компании приняли участие в этом процессе, в том числе и с иостранным капиталом, при единых правилах игры. "Так как обсуждение возможных вариантов по формату добычи углеводородов на шельфе продолжается и ситуация постоянно меняется, не исключено, что и BP сможет принять участие в освоении арктического шельфа. Учитывая, что на шельфе морей Тихого океана уже работают иностранные компании, было бы логично допустить их и на арктический шельф, - считает эксперт. - Вообще, что касается практического освоения арктического шельфа, то привлекать к освоению шельфа "частников", причём не только российских, но и иностранных, считаю не только желательным, но даже обязательным делом. Как потому, что у всех работающих в России компаний должен быть равный доступ к природным богатствам страны, так и потому, что это повысит конкуренцию в отрасли".

"Кроме того, в этом случае, освоение шельфа обойдётся для государства, а значит для всех налогоплательщиков дешевле, освоение месторождений пойдёт быстрее, будет более комплексным ("частники" будут стараться извлечь всё до последней капли), и стоимость добычи барреля/кубометра в этом случае будет дешевле для каждой компании, так как некоторые расходы могут быть поделены между всеми участниками освоения шельфа", - резюмировал Баранов.

Интерес ВР в сотрудничестве с Россией предполагает прежде всего сотрудничество в освоении арктического шельфа, в свою очередь, отметили содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Григорий Бирг и аналитик "Инвесткафе" Юлия Войтович. "Британская компания со своей стороны может быть интересна российским компаниям как обладатель технологий для разработки сложных месторождений. Так, Роснефть уже имеет опыт сотрудничества на российском шельфе с компаниями Exxon, Eni и Statoil. Госкомпании потенциально может быть интересно сотрудничество с компанией ВР в отношении разработки участков Магадан-2 и Магадан-3 в Охотском море, Южно-Русский в Печорском море и Медынско-Варандейский в Баренцевом море", - напомнили эксперты.

"Разговоры о том, стоит ли разрешить российским частным компаниям работать на шельфе, ведутся уже давно, - подчеркнула Юлия Войтович. - Крупные частные нефтяные компании, такие как Лукойл и ТНК-ВР, неоднократно обращались к правительству РФ с просьбой предоставить им доступ к российскому шельфу. Компании Лукойл и ТНК-ВР также ранее рассматривали партнерство с Роснефтью в разработке шельфовых месторождений, однако никаких договоренностей достигнуто не было".

"Сейчас право на разработку российского континентального шельфа фактически имеют только две государственные компании - Роснефть и Газпром. И в последнее время российские власти все больше склоняются к тому, чтобы разрешить российским частным компаниям разрабатывать месторождения шельфа. Однако пока неясно, каковы должны быть условия работы частных нефтегазовых компаний на шельфе, - отметила аналитик. - Так, в Минприроды выразили мнение, что допуск частных компаний должен подразумевать допуск к поисково-оценочной деятельности на шельфе, а затем участие в разработке месторождений на условиях, которые будет определять государство. В Минэнерго заявили, что необходимо рассматривать привлечение частных компаний к работе на шельфе в качестве операторов, однако контроль государства на шельфовых проектах необходим. Здесь возникает вопрос, в какой форме будет осуществляться контроль государства - через госкомпании или напрямую. В любом случае, определиться с вопросом доступа частных компаний к работе на континентальном шельфе российские ведомства рассчитывают уже в 2013 году".

Несмотря на заявление Сечина и Миллера, полагает эксперт, вероятность того, что частные компании, так или иначе, получат разрешение властей на разработку российских шельфовых месторождений, все-таки существует. "Дело в том, что соответствующие изменения законодательства принесут ощутимую выгоду не только частным компаниям, но и государству в целом. Допуск частных компаний к шельфу в будущем увеличит общие объемы добычи нефти в РФ. Что соответственно позволит нарастить объемы российского экспорта, а также увеличить доходы бюджета России, - пояснила она. - Возможностей одних только государственных компаний для разработки российского шельфа недостаточно. И российские власти начинают это понимать. Для освоения данных месторождений Газпрому и Роснефти в настоящее время приходится привлекать к сотрудничеству зарубежных партнеров, в то время как многие российские частные компании обладают необходимыми средствами и технологическим потенциалом для работы на шельфе".

Отметим, что министр энергетики России Минэнерго Александр Новак заявил, что не видит оснований для монополизации нефтяного рынка России в случае, если Роснефть приобретет ТНК-BP. "Это вполне нормальная рыночная структура", - заявил Новак журналистам.

"Консорциум AAR отказался от покупки у BP 50% акций российско-британского СП. По заявлениям представителей AAR, в ходе переговоров с BP им стало ясно, что предпочтение при продаже будет отдано Роснефти. У AAR также возникли проблемы с поиском финансирования для сделки. Ранее AAR заявляли, что готовы будут продать или провести IPO всего или части своего пакета в ТНК-BP в случае если Роснефть станет покупателем доли BP. Сечин намерен вскоре прибыть в Лондон для встречи с руководством BP и обсуждения структуры и условий сделки", - охарактеризовал ситуацию аналитик Григорий Бирг.

По его мнению, исходя из последних сообщений, Роснефть не собиралась использовать казначейские акции для расчета с BP, планируя вместо этого занять на долговых рынках порядка 15 млрд. долларов. "Покупка Роснефтью еще и доли AAR потребует от Роснефти привлечение дополнительного финансирования и может привести к существенному росту долговой нагрузки и пересмотру долгового рейтинга компании, - отметил эксперт. - Еще одной проблемой является то, что столь существенная консолидация в нефтегазовом секторе, несомненно, вызовет новый раунд противоборства сил в правительстве. Поэтому, пока преждевременно судить о том станет ли Роснефть единоправным владельцем ТНК-BP, однако приобретение доли BP благоприятно отразится на Роснефти, так как ТНК-BP обладает обширным пакетом greenfield проектов, которые позволят Роснефти существенно увеличить темпы роста добычи в дальнейшем. Это также откроет дорогу сотрудничеству и обмену акциями между Роснефтью и BP", - констатировал экономист.