Готовность Приднестровской Молдавской Республики предоставить России РЛС на своей территории в ответ на размещение ПРО США в Европе прокомментировал 29 ноября для ИА REGNUM заведующий кафедрой отечественной истории Института государства и права Приднестровского государственного университета Николай Бабилунга.

Откровенно говоря, я очень смутно знаком с тем, что из себя представляет радиолокационный комплекс в Григориопольском районе, который передавал в былые годы передачи радио "Маяк". Наверное и сейчас передает, но я их не слушаю по причине полной неадекватности его ведущих и абсолютной белиберды, качающейся на волнах этого радио. И ничем конкретным прокомментировать слова министра Ястребчака не могу. А вот проблемы нашей безопасности меня, конечно, волнуют, как, наверное, не могут они не волновать любого нормального человека, если он видит чуть дальше своего носа.

Конференция руководителей великих держав в Тегеране (28 ноября - 1 декабря 1943 г.), конференция в Ялте (4 - 11 февраля 1944 г.) и Потсдаме (17 июля - 2 августа 1945 г.) имели важнейшее значение для создания биполярного послевоенного мироустройства, в котором Советский Союз и США становятся главными соперниками и партнерами. Военно-политическое противостояние и конкуренция между этими полюсами не исключалась и вполне обоснованно предполагалась. Однако война становилась невозможной, ибо с открытием, накоплением и распространением ядерного оружия такая война становилась самоубийственной для человеческой цивилизации в целом. Или как сказал один из ученых-ядерщиков, - четвертая мировая война будет вестись дубинами. Для ликвидации очагов напряженности и устранения конфликтных ситуаций создавалась странами антигитлеровского блока Организация Объединенных Наций.

Пять послевоенных десятилетий построенная тогда система безопасности действовала в мире достаточно рационально и эффективно. Вряд ли ее можно при этом назвать идеальной и совершенной, поскольку самое сохранение мира, основанное на концепции "взаимного гарантированного уничтожения", само по себе не столь уж разумно, а скорее всего абсурдно. Тем не менее, Европа не знала войн и сколько-нибудь значительных конфликтов на протяжении всей почти второй половины XX века. Полстолетия без войн, - это для старушки Европы, пожалуй, непревзойденный рекорд за последние несколько тысяч лет.

И вот, Ялтинская система биполярного мира разрушена - не будем углубляться в причины этого мирового тектонического сдвига, поиск его "архитекторов", спонсоров, реализаторов и виновников. Как бы там ни было, Советский Союз развален, погрузилась в этнические конфликты и рассыпалась как карточный домик Югославия, распалась Чехословакия, на древних исконно сербских землях в муках рождается какая-то новая албанская государственность. Вдруг исчезли с карты мира многие государства, возникли другие. Ясно, что создаваемые большевиками на пространствах единой супердержавы СССР национальные государственности советского типа, могли существовать и успешно развиваться только в рамках этого всеобщего союза. Но с его развалом искусственно созданные государственные образования и соединенные в одних административных границах территории были обречены повторить судьбу Советского Союза. Однако от этого жителям этих территориально-государственных образований было не легче.

Стал ли в этих условиях мир безопаснее? Наверное, этот вопрос и звучит как-то неуместно. Тем не менее, оценивая глобальные последствия разрушения Ялтинской системы, мы не можем не поставить его хотя бы риторически. Ибо рассмотрение новых возможных моделей безопасности современного мира не может быть эффективным вне исторического контекста. Бомбардировка натовской авиацией города Белграда, одной из европейских столиц, - событие просто немыслимое в 60-е или 70-е годы, - стала одним из характерных показателей того уровня безопасности, к которому мы пришли после ликвидации биполярной системы. Как и вторжение под надуманным предлогом натовских войск в Ирак, и война в Афганистане, и этнические волнения в Тибете, Курдистане, других регионах, и факты массовой резни на Кавказе, на Балканах, в Средней Азии, в других районах мира, как и тлеющие, а часто и внезапно разгорающиеся этнические и политические конфликты, в том числе и у нас, в Молдове, в Приднестровье. Не говоря уж о Египте, Ливии, Сирии, Марокко и прочих очагах, в которых ежедневно льются реки крови.

Где истоки этих рек и как их перекрыть? Прежде всего не вызывает сомнений полный провал американских попыток установить на Земле однополярный мир, эдакий "Pax Ameriсana", при котором все мировые природные, энергетические, людские и прочие ресурсы поставлены под контроль США и на службу этой стране. С этой идеей, несбыточной по самой сути, американцы носились всю вторую половину ХХ века. Они подавали ее в очень привлекательных глянцевых упаковках о неизбежности наступления эры свободы, демократии и благоденствия для всех народов мира, как только они примут американскую модель демократии, индивидуализма, космополитизма и личного успеха. Однако по своей сути эта идея ничем не отличалась от еще разработанной в древнем Риме концепции "Pax Romana", то есть такого мироустройства, при котором Рим станет главным судьей, арбитром и руководителем, даже владельцем всех прочих народов мира, варварских и не знакомых с настоящей цивилизацией и культурой, как это казалось гордым и самодостаточным римлянам. Мир римский в конечном итоге пал, мир американский падает на наших глазах, так и не возникнув по-настоящему.

Точнее говоря, необоснованность американских притязаний на роль мирового прокурора, мирового судьи и даже мирового палача становится все более очевидной на разных континентах Земли, а после глобального экономического кризиса, вызванного американскими махинациями с "мировой валютой" - долларом, концепция американского мира теряет привлекательность даже в странах Восточной Европы, бывших союзников по советскому блоку. Однополярный мир уже невозможен и это с большим удивлением для себя начинают обнаруживать даже и сами американцы. Безопасность современного мира может быть основана только в многополярной системе и на твердых гарантиях международного права.

При этом наш мир становится все более взаимосвязанным, взаимозависимым и неделимым. А это, в свою очередь, диктует необходимость еще более широкого сотрудничества государств по укреплению коллективной безопасности. И если международное право не предусматривает участие в этом процессе так называемых "непризнанных государств", то практика второй половины ХХ века и особенно последних десятилетий говорит об обратном. Как это часто бывает, право не успевает за стремительно изменяющимся миром. Как говорил классик, "Суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет!"

Я глубоко убежден, что в процессах обустройства всеобщей безопасности не может иметь место какая бы то ни было дискриминация народов и стран мира, - "признанные" или "непризнанные", "самопровозглашенные" или кем-то провозглашенные, "самодостаточные" или какие-то иные. Все государства могут и обязаны строить новый миропорядок, в котором им жить.

И эта система коллективной безопасности и поддержания мира не может быть никакой другой, кроме как многополярной. Время, когда Советский Союз и Соединенные Штаты Америки возглавляли различные прямо противоположные и враждующие полюса, кануло в Лету навсегда. Между Москвой и Вашингтоном нет ни военной, ни идеологической, ни политической конфронтации и вряд ли будет. Обе страны достаточно ответственно осознают свою роль в современном мире и демонстрируют не соперничество, а сотрудничество в глобальных проблемах современности, что показал состоявшийся в апреле 2010 г. саммит по ядерной безопасности, в котором приняли участие большинство стран планеты.

Вероятно, вполне объясним и закономерен тот факт, что именно России, новой России, отказавшейся от несбыточного мифотворчества и роли идеологического мессии, принадлежит исключительная роль в создании совершенно новой системы международных отношений и коллективной безопасности на основе многополярной модели. Признание Россией независимости и суверенитета Абхазии и Южной Осетии после грузинской агрессии показывает, что эта страна осознает свои интересы и проводит в мире ответственную и самостоятельную политику. Следовательно, приднестровцы имеют все шансы рано или поздно гарантировать свою государственную стабильность и безопасность, включившись в общие процессы построения нового мира, мира в котором всем народам будет обеспечена возможность безопасного и стабильного развития и благоденствия.

В этой связи радиолокационная станция в Григориопольском районе ПМР вполне может сыграть свою роль в качестве еще одного фактора, на котором базируется безопасность народов, проживающих в этой части Европы. Почему бы и нет?! А вот, как это сделать, - пусть думают специалисты!