Нацпроект "Образование" работает на наших детей: интервью губернатора Кировской области
В Кировской области реализация приоритетного национального проекта "Образование" стала стимулом для разработки региональных образовательных программ и дала региону шанс занять ведущие позиции в сфере развития биотехнологий. О первых итогах и перспективах реализации нацпроекта в регионе корреспонденту ИА REGNUM рассказал губернатор Николай Шаклеин.
ИА REGNUM: Николай Иванович, как вы оцениваете реализацию в регионе нацпроекта, его роль в развитии образования области?
Для нашего региона нацпроект стал мощным стимулом к движению вперед. Тем более что практика реализации целевых проектов и программ, проведения конкурсов, аналогичных тем, которые предусмотрены нацпроектом, существует в Кировской области уже не первый год. Ежегодно мы проводим конкурсы "Лучшая школа Кировской области", "Учитель года Кировской области". Проводятся подобные конкурсы и в муниципальных образованиях. К примеру, в некоторых из них проходит конкурс "Самая "классная" классная". Нацпроект стал хорошим подспорьем в информатизации образования.
Мы внедряем и новые механизмы управления - так, в числе первых область перешла на нормативное подушевое финансирование. Апробируется новая система управления образованием на основе создания образовательных округов. Нацпроект мы рассматриваем как поддержку образовательной политики области со стороны государства, как новый импульс для повышения качества образования за счет инновационной деятельности.
ИА REGNUM: А что вы скажете об общих результатах реализации нацпроекта в области?
Внимание государства оценили и педагоги, и учащиеся. Не случайно количество участников конкурса среди школ в 2007 году по сравнению с 2006-м увеличилось в 2,5 раза, среди педагогов - в 1,6, среди представителей молодежи - в 1,7 раза. В конкурсах участвовали школы, педагоги, учащиеся из всех районов области. К примеру, в конкурсном состязании общеобразовательных учреждений выступила каждая пятая школа региона. За звание лучшего, боролись более 400 педагогов. А в конкурсах для молодежи испытали свои возможности более 20 тыс. человек.
Наряду с реализацией нацпроекта мы разработали и собственные образовательные проекты. Это и государственная поддержка сельских школ, реализующих инновационные образовательные программы, и денежное поощрение лучших учителей области, и поддержка талантливой молодежи. Это при том, что почти все направления нацпроекта софинансируются из областного бюджета.
Вообще, в течение 2006 и 2007 годов в рамках национального проекта в систему образования области из федеральных и региональных ресурсов привлечено более 500 млн. рублей. Это позволило качественно изменить материально-техническую базу учебных заведений, обновить лабораторное оборудование и программно-методическое обеспечение, повысить квалификацию педагогов. Школы области получили более 300 комплектов оборудования для учебных кабинетов, в каждой из них теперь есть доступ к сети интернет.
ИА REGNUM: Как осуществляется поддержка классных руководителей?
Реализация нацпроекта с этого и началась. Именно это направление получило одобрение педагогов, поскольку работа классного руководителя играет важную воспитательную роль. За 2 года на эти цели направлено около 300 млн. рублей. В 2008 году дополнительные выплаты учителям за классное руководство сохраняются.
ИА REGNUM: Каким образом в рамках нацпроекта осуществляется поддержка школ?
Образовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы, получают государственную поддержку. На конкурсной основе, в 2007 году из 100 школ региона, принявших участие в конкурсе, победителями стали 28. Каждая из них получила по 1 млн. рублей. Еще десяти сельским школам выделено по 100 тысяч рублей за счет средств областного бюджета.
Я часто бываю в районах области и всегда с удовольствием захожу в школы-победительницы. Учителя и ученики с гордостью показывают новое оборудование, приобретенное за счет грантов. Я всегда вижу, как горят глаза детей, как искренни чувства педагогов, имеющих возможность работать в современных условиях. Это главный плюс нацпроекта.
ИА REGNUM: Какая помощь в рамках нацпроекта и в каком объеме предоставлена учреждениям профессионального образования? Как использованы эти средства?
У нас есть свой победитель - Нолинский техникум механизации сельского хозяйства, который получил из федерального бюджета 29 млн. рублей. Недавно я там побывал - техникум, действительно, заслуживает такого звания, так как отвечает всем требованиям времени.
По итогам конкурса вузов страны, проведенного Министерством образования и науки РФ, в 2007 году одним из лучших признан Вятский государственный университет. На реализацию программы из федерального бюджета ему выделено 200 млн. рублей. Необходимо подчеркнуть, что к этому событию коллектив университета шел в течение долгих лет, совершенствуя свою систему образования, и используя для этого актуальность и масштаб научных разработок. Из 200 млн. рублей, полученных за победу 104 млн. израсходовано на приобретение и установку кластерного центра.
Появление на вятской земле суперкомпьютера пришлось как нельзя кстати: регион имеет все шансы стать своеобразной столицей развития биотехнологий. Для этого есть и хорошая научная база, крепкая производственная сфера, а главное - огромный кадровый потенциал, что подтвердили и участники прошедшей в минувшем году международной конференции "Биотехнология как научно-практический приоритет развития Кировской области". Этот форум, собравший микробиологов, биохимиков, медиков из разных регионов России, стран ближнего зарубежья, Евросоюза и США, одобрил идею создания на базе Вятского госуниверситета бизнес-инкубатора биотехнологической направленности. Уже сейчас в ВятГУ действует Межвузовский научно-исследовательский центр. Ученые ведут серьезные изыскания в области биотехнологий, разрабатывают и внедряют в производство принципиально новые вакцины и препараты, востребованные в отраслях народного хозяйства. Теперь, с появлением вычислительного кластерного центра, работа ученых станет еще более совершенной, оперативной и результативной.
Благодаря нацпроекту "Образование", кировские ученые получили возможность выходить с интересными, актуальными разработками не только на российский, но и на мировой уровень.
ИА REGNUM: Предусмотрены ли какие-то меры для поощрения талантливой молодежи?
Конечно. В рамках направления нацпроекта "Государственная поддержка талантливой молодежи" в 2006 году 68 победителей и призеров международных, всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий получили из федерального бюджета гранты по 60 и 30 тысяч рублей, 75 человек в 2007 году стали лауреатами премии Президента РФ. Кроме того, в прошедшем году 16 юношей и девушек - победителей и призеров областных олимпиад и конкурсов - получили премии по 5 тыс. рублей из областного бюджета.
Уже в течение трех лет лучшие учащиеся государственных образовательных учреждений области становятся обладателями персональной стипендии правительства области. Надо сказать, что по числу победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников Кировская область входит в "золотую дюжину" регионов-лидеров.
Об эффективности нацпроекта говорит и тот факт, что доступность, качество и эффективность образования повышаются. Не случайно средний балл по всем предметам, которые выпускники сдавали в форме ЕГЭ, в Кировской области выше, чем по России: в нашем регионе он составил 53 процента, тогда как в среднем по России - 49 процентов. Стоит также отметить, что поддержка талантливой молодежи в рамках нацпроекта способствует активному вовлечению ее лучших представителей в систему молодежных общественных организаций - консультативных и совещательных органов при Законодательном собрании и правительстве Кировской области: Молодежного парламента и Молодежного правительства.
ИА REGNUM: Как известно, хорошо "подкованные", умеющие думать ученики - в значительной степени заслуга учителя. Как отмечается труд педагогов?
Мы проводим конкурсы среди учителей области. В 2007 году 94 педагога получили премию президента РФ (по 100 тыс. рублей) и 50 педагогов - премию губернатора (по 20 тыс. рублей). Среди победителей - учителя и сельских малочисленных школ, и крупных городских. Отрадно, что ежегодно количество педагогов, подающих заявки на конкурс, растет. Это значит, что нацпроект стимулирует лучших, помогает развиваться тем, у кого все еще впереди.
ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, подробнее, как прошел в области процесс информатизации школ, их подключения к Интернету.
Интенсивное развитие сферы образования на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий -требование времени. Сегодня уже нельзя жить обособленно. Процессы глобализации характерны и для регионов России. В сентябре 2007-го завершена интернетизация общеобразовательных учреждений Кировской области. С получением возможности выхода в Интернет многие школы начали активную работу по созданию собственных информационных ресурсов. Об этом свидетельствует и областной конкурс школьных сайтов. Если в 2006 году в области насчитывался 21 школьный сайт, то сейчас - уже почти 60. Творчество наших школьников,порой, не отличить от работ профессионалов. И это здорово. Особенно радует, что ребята из вятских сел могут конкурировать со сверстниками из крупных городов.
ИА REGNUM: В каком направлении развивается сегодня образование в области и каковы планы на ближайшую перспективу?
Мы работаем над повышением качества, доступности и эффективности образования. Для этого, в частности, в области проходит реструктуризация муниципальных образовательных сетей, изменяются организационно-финансовые механизмы деятельности образовательных учреждений, создаются новые модели управления системой образования на основе формирования образовательных округов. Мы говорили сегодня об учебных заведениях, но ведь ребенок получает образование и в дошкольном учреждении. Мы подумали: а почему бы не включить в конкурс воспитателей детских садов? Есть прекрасные примеры, когда люди творчески работают с малышами. Их тоже надо поощрить.
В 2008 году в дополнение к уже учрежденным конкурсам в области будут проведены отборы среди лучших воспитателей дошкольных образовательных учреждений и лучших преподавателей и мастеров производственного обучения. Для победителей предусмотрено поощрение за счет средств областного бюджета. В то же время в рамках областной целевой программы "Демографическое развитие Кировской области" на 2008-2010 годы будет разработана и реализована областная целевая программа "Школьное питание". Это очень важно: чтобы успешно учиться, получать профессиональное образование, а затем реализовать свои возможности в жизни, наши дети прежде всего должны быть здоровы.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Лавров заявил, что Франция предлагала России наладить диалог без Киева
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Главе проекта «Архангел» пытались вручить заминированную грамоту в рамке