"Имеют ли под собой почву военные угрозы Азербайджана?": Нагорный Карабах за неделю
Военный вестник. Переговорный процесс и посредники. Позиции сторон. Президентские выборы в Карабахе.
Военный вестник
По сообщению Day.Az, подразделения Вооруженных сил (ВС) Армении нарушили режим прекращения огня. Агентство передает, что, по данным пресс-службы Министерства обороны Азербайджана, 19 июня с 18:30 по 18:35 армяне с позиций, расположенных к северу-востоку от села Мосесгех Бердского района Армении, подвергли автоматному обстрелу позиции азербайджанской армии, расположенные вблизи села Алибейли Товузского района. Потерь нет.
"Вооруженные силы Азербайджанской Республики достаточно оснащены и обучены, чтобы решить карабахскую проблему силой оружия. Для этого необходим только приказ президента. Однако еще не исчерпаны все возможности мирного урегулирования. Мы считаем мирный способ лучшим для освобождения оккупированных территорий", - об этом заявил руководитель пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Эльдар Сабироглу, комментируя заявление ряда депутатов Милли Меджлиса о необходимости подготовки к войне с Арменией и освобождению "оккупированных" территорий. Агентство "Новости - Азербайджан" отмечает, что эти заявления последовали после безрезультатной встречи в Санкт-Петербурге президентов Азербайджана и Армении. Сабироглу назвал безосновательными опубликованные в зарубежной прессе аналитические статьи о том, что армия Азербайджана слаба и не готова к успешным военным действиям. "Эти слова несут в себе политическую подоплеку и не отражают действительности. Наша армия оснащена современным оружием, в ней высокий уровень военной дисциплины и морального духа военнослужащих", - подчеркнул он.
На вопросы 1news.az ответил азербайджанский военный эксперт Азад Исазаде:
"Почти каждый день приходят вести об инцидентах на линии армяно-азербайджанского фронта. По телевидению мы видим наших солдат в блиндаже с заряженными автоматами, контролирующих каждый метр линии соприкосновения войск воюющих сторон. Но в сводках новостей появляется информация о переходе солдат на ту или иную сторону линии фронта, гибели наших солдат от пуль армянских снайперов, подрывах на минах. Что это, обычные для линий фронта случаи или же отсутствие дисциплины?
Линия фронта, как основная точка соприкосновения войск, является режимным объектом, у которого должны быть свои положения. В частности, обеспечение охраны, система постовой службы, системы предупреждения, колючей проволоки, минного заграждения и т.д. Переход такой линии фронта предельно затруднен. Если по ошибке, недоразумению или из-за "дедовщины" солдатам удается пересекать линию фронта, то что же говорить о специально подготовленных разведывательных группах? Значит, на линии фронта существуют какие-то "окошки", "форточки", через которые могут переходить как обычные солдаты, так и разведгруппы. Как в эту, так и в ту сторону.
С чем связана частая гибель наших солдат хоть и на линии фронта, но в период действия режима прекращения огня?
Безусловно, с отсутствием дисциплины и специальных навыков. Если солдат подорвался на минном поле, то это результат отсутствия специальной подготовки несения военной службы вдоль линии фронта. Видимо, он не был предупрежден о возможном расположении минных полей. Грубо говоря, не было навыков ориентироваться на местности. Бывают ситуации, особенно в зимнее время, когда ребята просто заблудились. Нельзя посылать на линию фронта солдат, не обладающих навыками ориентировки на местности, поведения в экстремальной ситуации вдоль линии фронта. Понятно, что в этой зоне риск быть убитым выше, чем в мирных городах, но за жизнь и здоровье солдат отвечает непосредственный командир. Если в солдата попала снайперская пуля, значит, его не научили защищаться, не подставляться под прицел снайпера. Обратите внимание, пока нет боевых операций. Во время боя должны быть жертвы, но в период действия режима перемирия за солдата, который погиб от снайперской пули, попал в плен, отвечают его командиры.
Азербайджан поставил цель достичь многократного превосходства в вооружении над Арменией. Но, как говорится, "хорошее оружие да в умелые руки". Как быть с подготовкой живой силы? Некоторые политики считают, что нам надо проводит крупномасштабные учения, большие маневры...
Конечно, то, что Азербайджан закупает новое, современное оружие, можно только приветствовать. Кстати, и имеющееся в арсенале оружие - неплохое. Другое дело, насколько мы можем пользоваться этим оружием и насколько оно взаимозаменяемо во время боевых действий. То есть покупка различных видов вооружения может привести к усложнению обеспечения боеприпасами, ремонтом и пр. Естественно, на первом месте стоит человеческий фактор. Современные боевые действия молниеносны, они скоростные, и для их ведения требуются определенные навыки. К сожалению, наш процесс призыва сводится к тому, что молодому человеку 18 лет обривают голову, одевают в военную форму и отправляют в армию. В то время как процесс призыва должен состоять из 2 лет до непосредственного призыва в армию. То есть с 16 лет молодой человек должен получить какую-то психологическую, физическую подготовку. А у нас 3-4 месяца уходит на изучения оружия, так как многие молодые люди, придя в армию, не могут отличить калибр автомата 7,62 от, скажем, 5,45. Я уже не говорю о знании каких-то конфигураций оружия. Для подготовки солдата, его обучения нужны ежедневные занятия. В то же время крупные учения дают солдатам возможность побывать в условиях, максимально приближенных к боевым. Думаю, что в будущей войне в Нагорном Карабахе нам нужны небольшие, хорошо обученные маневренные части. Их задачей будет ведение боевых действий в горной местности. Примерно те же действия, которые велись в Афганистане или в Чечне. В этом плане можно использовать опыт ведения войны соседней Турции против террористической организации ПКК. И такая подготовка в нашей армии ведется". (1news.az).
Имеют ли под собой почву военные угрозы Азербайджана? На такой вопрос газеты "Айоц Ашхар" председатель комиссии Национального Собрания РА по вопросам обороны, национальной безопасности и внутренних дел генерал-лейтенант Артур Агабекян ответил: "В 1991 году Азербайджан не нашел путей решения арцахского вопроса [Арцах - армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM] и развязал войну. В итоге - проиграл и вынужден был отступить с армянских территорий. Азербайджан и сегодня должен понимать, что начать боевые действия может, но только каким будет их исход? Исход войны определяется не одним военным бюджетом. В 1993 году, когда я командовал войсковым соединением, нам стало известно, что Азербайджан приобрел 50 новых танков Т72А. Через несколько дней 10 из них находились в распоряжении моего подразделения. Деньги и оружие играют роль только тогда, когда у армии есть воля и дух. Есть ведь и предел возможностям. Если даже завтра Азербайджан купит ракеты средней дальности или новые самолеты, все равно против нас он их применить не сможет, да и вообще он не сможет их использовать для решения карабахской проблемы. Угрожать-то они могут, но ведь и мы не сидим сложа руки. Да, мы очень хотим, чтобы карабахская проблема была решена исключительно мирным путем, но в то же время мы готовы противостоять любым вызовам. Мы оставили Азербайджану только одну возможность - выступать с угрозами".
Переговорный процесс и посредники
Встреча президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева, прошедшая 9 июня в Санкт-Петербурге в рамках официального саммита стран СНГ, никаких результатов не дала. И сложилось впечатление, что переговорный процесс по карабахскому урегулированию будет в некоторой мере заморожен. По мнению разных экспертов и специалистов, в карабахской проблеме не будет прогресса еще 10 лет. Как сообщает газета "Азг", в интервью армянскому телеканалу "Кентрон" министр иностранных дел РА Вардан Осканян заявил, что "в рамках очередного саммита стран СНГ, который состоится приблизительно в начале октября, возможно, состоится встреча президента РА Роберта Кочаряна с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым". По его же словам, пишет газета, пока что предварительных договоренностей нет. "Сегодня на столе переговоров находится трехстраничный документ, в котором учтены все возможные принципы урегулирования карабахского конфликта. Это довольно-таки сложный документ, который является результатом двухлетнего переговорного процесса на уровне министров иностранных дел и президентов Армении и Азербайджана", - заявил Осканян. Согласно министру, документ о принципах урегулирования карабахского конфликта предусматривает "пакетный вариант" разрешения проблемы в противоположность заявлениям азербайджанской стороны о том, что разрешение проблемы "поэтапное": "Сначала вывод сил самообороны НКР из прилегающей зоны, а потом только референдум о статусе НКР. Возможна временная последовательность, однако ответы на все вопросы должны быть даны заранее". В этом контексте, пишет газета, Осканян вновь подчеркнул позицию армянской стороны, согласно которой без референдума о статусе Карабаха, обязательного коридора, обеспечивающего регулярную наземную связь между Арменией и Карабахом, и решения вопроса безопасности населения Карабаха о других вопросах речи быть не может. Что касается посредников, то, согласно Осканяну, "в вопросе карабахского урегулирования США немного торопятся, однако Россия тоже не замедляет переговорный процесс... Россия, исходя из своей глобальной политики, в вопросе Карабаха не желает брать на себя больше обязательств, чем это предусмотрено мандатом Минской группы ОБСЕ. Это единственное отличие между Россией и США, однако противоречий между этими странами нет".
"МИД АР не видит никакой причины для изменения формата Минской группы ОБСЕ на данный момент. Минская группа ОБСЕ активно занималась вопросом урегулирования конфликта, проделана очень большая работа", - с таким заявлением выступил глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. Как отмечает бакинская газета "Эхо", мнения азербайджанских экспертов по этому вопросу разделились. Так, пишет газета, депутат Милли меджлиса Насиб Насибли считает, что состав Минской группы (МГ) нужно менять. На его взгляд, сопредседатели представляют те страны, которые традиционно являются проармянски настроенными, в которых сильна армянская диаспора. "Стоит менять сопредседателей. Я считаю, что было ошибкой согласие Азербайджана на Францию. Хотя Франция представляет Европейский союз, но в ЕС есть и другие страны. Скажем, Великобритания могла бы представлять ЕС или же Германия. Следует помнить, что в экономическом плане лидер - Германия, а в политическом - Франция. И поэтому азербайджанская сторона приняла Францию в качестве сопредседателя, приняла и ошиблась". Что же касается России, то, по его мнению, без России решить конфликт невозможно. Россия не может не участвовать в переговорах, поэтому она должна там быть, замечает он. Политолог Расим Мусабеков подчеркивает, что многие ошибочно отождествляют МГ ОБСЕ с сопредседателями МГ. Это не так, поскольку в Минской группе имеются и другие страны. Поэтому эксперт полагает, что, если дело заходит в тупик, прежде чем менять формат, нужно ставить вопрос, чтобы Минская группа собралась в полном составе и попыталась бы определиться по поводу перспектив этого процесса. По его мнению, если действия сопредседателей не дают нужного результата, то следующим действием может быть созыв МГ и, возможно, попытка инициирования обращения в Совет Безопасности ООН с тем, чтобы Совбез выразил волю международного сообщества путем принятия новой резолюции. "Но просто отказ от услуг МГ совершенно не продуктивен и может смахивать на отказ от мирных переговоров", - резюмировал Мусабеков.
Сопредседатели должны заявить о своем бессилии. Об этом 1news.az заявил азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу. По его словам, сопредседатели и до этого говорили, что бессильны. Теперь же, по словам политолога, они должны признать это и поставить перед ООН вопрос об изменении формата посреднической миссии. "Во-первых, надо, чтобы ООН занялась этой проблемой, потому что в ОБСЕ всё решается консенсусом. В Совете Безопасности ООН же голосование бывает смешанное или мажоритарное", - отметил Ахмедоглу. Во-вторых, по мнению политолога, следует придать посреднической миссии ещё и статус арбитра. "Статус арбитра даёт возможность, опираясь на определённые ранее принятые договорённости и нормы международного права, предложить на переговорах конкретный план урегулирования. Если одна из сторон нарушит условия плана урегулирования, то к ней будут применены международные санкции", - сказал Ахмедоглу. По его словам, в таком случае можно простым большинством голосов принудить виновника уважать международные договорённости. Он отметил, что Армению не устраивает такая постановка вопроса, потому что в таком случае она должна будет быть более "покладистой" и готовой к компромиссу.
Пришло время Азербайджану отдать предпочтение военному варианту урегулирования проблемы Нагорного Карабаха, заявил лидер Партии национальной независимости Азербайджана Этибар Мамедов. По его словам, деятельность сопредседателей Минской группы ОБСЕ не принесет никакой пользы. "Долг азербайджанского правительства - освободить земли и восстановить государственный суверенитет. Оппозиция страны не должна чинить препятствия правительству в этом направлении", - добавил Мамедов. ("Зеркало").
Спикер армянского парламента Тигран Торосян считает, что у Азербайджана нет желания урегулировать карабахский конфликт. Как сообщает ИА "Новости - Армения", по его словам, об этом свидетельствуют звучащие в этой стране "лжепатриотические" заявления о возможности урегулирования проблемы военным путем. При этом Торосян считает, что участившиеся заявления о поддержке политики президента Ильхама Алиева связаны и с предстоящими в Азербайджане президентскими выборами. "В Азербайджане не идет на убыль и пропаганда ненависти к Армении, и это является самым важным показателем неготовности Азербайджана урегулировать конфликт", - сказал Торосян. По словам спикера, в Азербайджане отлично понимают, что Карабах никогда не вернется в состав этой страны, и если азербайджанская сторона реально желает урегулирования конфликта, то должна подготовить свой народ к этому, не допуская или хотя бы сократив пропаганду ненависти. При этом глава парламента считает, что азербайджанцы "в душе не желают войны", так как помнят, что и во время первой, неудачной для них войны они имели огромное преимущество в вооружении, финансах и людских ресурсах, однако не это определило исход войны. По словам Торосяна, воинственные заявления позволяют политикам предстать перед своим народом в образе патриотов. "Кроме того, они могут оправдать бедственное положение народа необходимостью направлять нефтедоходы на военные нужды. Всем известно, что военные бюджеты являются наименее прозрачными в любой стране мира".
По мнению декана факультета социологии Ереванского госуниверситета Людмилы Арутюнян, карабахский конфликт будет законсервирован до тех пор, пока регион окончательно не сформируется и не будет принято политическое решение относительно всего региона. "Ну а разговоры о том, в чью пользу работает время, не запаздываем ли мы, не оказались бы мы в более выгодном положении, если бы решили проблему раньше, поверхностны. Время всегда работает в пользу сильного. Если мы не будем сильны, не осуществим реформы, закроемся в собственной скорлупе, то время, если даже оно и работает в пользу армянской стороны, нам не поможет". ("Айоц Ашхар").
На вопросы русской службы радио "Голос Америки" ответил заместитель помощника госсекретаря США, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза:
"Многие аналитики считают, что диалог между президентами Армении и Азербайджана не привел к подвижкам в урегулировании конфликта. Ваше мнение?
Во-первых, следует отметить большую работу, проделанную за последний год министрами иностранных дел Азербайджана и Армении, а также похвалить президентов обеих стран, которые помогли двинуть вперед диалог. Я присутствовал на заседании в Санкт-Петербурге. Сопредседатели были немного расстроены отсутствием значительного прогресса, но тем не менее процесс продолжается, и мы надеемся, что президенты еще раз встретятся через несколько месяцев.
Многие эксперты считают, что ввиду предстоящих в Армении, Азербайджане, США и России выборов переговоры по Нагорному Карабаху будут протекать с меньшей активностью. Более того, статус-кво в зоне нагорно-карабахского конфликта, по мнению многих, может сохраняться долгие годы, поскольку в регионе существует баланс сил и нет острой необходимости в компромиссах...
Я не думаю, что выборы могут помешать. Выборы проходят каждые два-три месяца. Перед недавними парламентскими выборами в Армении мы беспокоились, не свернется ли на время избирательной кампании весь переговорный процесс. Этого не произошло. А сейчас мы ждем президентских выборов в Армении. Конечно, каждая предвыборная кампания сужает поле политического маневра, однако нет поводов думать, что предстоящие президентские выборы в Армении положат конец процессу. Что касается Карабаха, то будет ли разрешен этот вопрос или статус Карабаха так и не будет определен, сказать сложно. Мы ведем переговоры уже без малого два года о принципах, предложенных Минской группой. Эти принципы помогут окончательно установить статус Нагорного Карабаха путем всенародного референдума, который, кстати, будет проходить на фоне других значительных событий - передислокации армянских войск с территории вокруг Нагорного Карабаха, установления коридора между Нагорным Карабахом и Арменией, а также размещения в регионе международных миротворческих войск. Предсказать, как проголосует сам Нагорный Карабах, невозможно. Я могу сказать, что стороны близки к соглашению и мы надеемся, что процесс возобновится нынешней осенью.
Как вы относитесь к предложению включить карабахскую сторону в переговорный процесс?
В данный момент проводятся переговоры между правительствами Армении и Азербайджана. В прошлом Нагорный Карабах принимал участие в переговорах и, возможно, примет участие и в будущем. В настоящий момент лидерам Армении и Азербайджана нужно найти способ вдохнуть новую жизнь в процесс, который уже принес свои плоды.
Европейский союз также содействует разрешению конфликта вокруг Нагорного Карабаха, используя экономические рычаги. Координирует ли ЕС свою работу с Минской группой?
Между ЕС и председателями Минской группы существует неформальная координация. У всех нас - сопредседателей Минской группы - крепкие позитивные отношения со специальным представителем ЕС по Южному Кавказу Питером Семнеби. Что касается практических вопросов, то Минская группа сама проводит переговоры и поддерживает тесные связи с Евросоюзом. Сопредседатели Минской группы, как известно, - это США, Франция и Россия. Франция представляет неофициальную позицию стран ЕС, так что в настоящее время координация между ЕС и Минской группой неофициальная, но тем не менее реальная.
Как вы прокомментируете предложение президента Путина по совместному использованию США и Россией радиолокационной установки в Азербайджане и реакцию Азербайджана на это предложение? Некоторые эксперты считают, что это может помочь разрешить проблему Нагорного Карабаха.
Как сказал советник Буша по национальной безопасности Стивен Хэдли, администрация была удивлена предложением Путина. Мы бы никогда не стали обсуждать его без предварительных консультаций с Баку. В целом мы расцениваем это предложение как положительный сигнал о том, что Россия действительно хочет с нами сотрудничать в области противоракетной обороны. Хочется верить, что мы все осознаем настоящую опасность иранского ракетного удара по Европе и даже, возможно, России. А коль скоро угроза атаки реальна, важно сотрудничать в плане ее отражения. Я консультировался по предложению Путина с коллегами в Азербайджане, и я увидел, что они были так же, как и мы, удивлены инициативой российского президента. Мы можем только приветствовать готовность Азербайджана обстоятельно обсудить его вместе с нами. США, Азербайджан, да и сама Россия должны тщательно обсудить, что на практике означало бы смелое предложение Путина". (HAYINFO.ru).
На вопросы агентства "А1+" ответил генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис:
"Как вы считаете, когда и как будет решен карабахский вопрос?
Этот вопрос должен быть решен путем переговоров. Я всегда способствовал работе Минской группы ОБСЕ. Однако я разделяю мнение теx людей на Южном Кавказе, которые считают, что Минская группа слишком долго ищет решение вопроса. Чем быстрее решиться вопрос, тем быстрее люди перейдут к решению других не менее важных проблем.
Признает ли международное сообщество предстоящие президентские выбор в НКР?
Не думаю, что эти выборы будут признаны европейскими странами, кроме Армении.
А когда станет возможным признание выборов в НКР? После урегулирования конфликта?
Однозначно да. Я имею в виду, что на сегодняшний день НК считается завоеванной территорией и частью Азербайджана. Я сторонник территориального единства Прикаспийских стран, как Азербайджана, так и Армении. Однако Карабах не является частью Армении. В Грузии есть жители армяне, однако это не повод для признания этой части Грузии частью Армении. Таково мнение людей, находящихся вне Армении, за что приношу свои извинения.
Кто ответственен за защиту прав людей в НКР?
Азербайджан не может осуществлять свою власть в НК. Соответственно, защищать права людей на этой территории должны те, под чьим контролем находится территория. Вся жизнь людей, живущих там, должна регулироваться одинаковыми законами и властью.
Считаете ли вы возможным решение конфликта при нынешних отношениях между Арменией и Азербайджаном?
Конечно, это всегда возможно. Я бы хотел видеть скорейшее решение этой проблемы. Я вижу, что многие как в Армении, так и в Азербайджане тоже жаждут решения проблемы. И я согласен с ними. Решение конфликта слишком затянулось. Одновременно тратятся деньги на повышение боеготовности вместо поднятия социального уровня населения. Я надеюсь, что этот вопрос будет решен в скором времени". ("А1+").
Позиции сторон
22 июня в Баку на церемонии выпуска студентов Высшей военной школы президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан будет оказывать давление на Армению до тех пор, пока не будут освобождены "оккупированные" земли. Президент заявил, что Азербайджан должен атаковать Армению по всем направлениям, и, по его словам, атака должна быть как политической, дипломатической, экономической, так и пропагандистской. По словам Алиева, Нагорный Карабах никогда не присоединится к Армении и не получит независимость. Как сообщает ИА REGNUM, по мнению Алиева, Ереван, затягивая процесс урегулирования, надеется добиться успеха. "Я думаю, что это желание служит карьере некоторых политиков. И я не верю, что сама Армения - сторонница затягивания конфликта", - заявил он. Алиев также отметил, что в конце года в Азербайджане впервые начнется производство военной продукции. Президент отметил важность создания в стране военно-промышленного комплекса. По словам Алиева, за последние 4 года расходы на армию увеличились в 4 раза и занимают первое место в бюджете страны. Он сказал, что, поскольку война еще не завершилась, Азербайджан будет продолжать уделять особое внимание укреплению своих вооруженных сил. Он еще раз отметил, что оборонные расходы азербайджанского бюджета равны общему бюджету Армении.
Баку рассчитывает, что отсрочка до осени, взятая Арменией в переговорах по карабахскому урегулированию, является для Еревана шансом пересмотреть свою позицию. "Армения и в целом международное сообщество должны серьезно проанализировать и оценить сегодняшнюю ситуацию. И если до сентября в переговорах сделан перерыв, то это должно расцениваться для Армении как отсрочка, шанс снова оценить свою позицию", - заявил журналистам замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. "За три года переговоров можно было достичь результатов, но пока их нет, и конкретной причиной этого является нахождение Армении на отличной от Азербайджана позиции. И, по-моему, главным вопросом является пересмотр этой позиции", - сказал замминистра. По его мнению, Армения ошибочно полагает, что ей удастся закрепить де-юре преимущество, завоеванное в ходе военной стадии конфликта. "Но это неверно, и в самой Армении звучат жесткие заявления о том, что война не выиграна, а лишь на определенном этапе развития они добились превосходства. Конфликт действительно не решен. Мы всегда говорили, что называть конфликт замороженным неверно, поскольку конфликт не решен, его продолжение налицо: происходит частое нарушение режима прекращения огня, и на общественном, политическом уровне этот конфликт не может считаться решенным, и Азербайджан никогда не смирится с потерей своих земель. Это тоже должно быть ясно", - подчеркнул Азимов. "Основной вопрос состоит в том, что решение конфликта должно строиться на основах реинтеграции. То есть находящиеся под контролем другой страны территории должны вновь реинтегрироваться и быть возвращены Азербайджану, население должно быть восстановлено и т.д.", - отметил Азимов. (1news.az).
Глава МИД Армении Вардан Осканян в свою очередь заявил, что в Ереване не исключают возможности отхода Азербайджана от достигнутых ранее договоренностей по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Об этом, пишет газета "Аравот", он заявил на пресс-конференции 20 июня в Ереване. "Уже в ходе встречи Кочарян - Алиев в Санкт-Петербурге были очевидны тенденции того, что Азербайджан пытается отойти от договоренностей, достигнутых ранее по урегулированию карабахского конфликта, - сказал Осканян. - Однако необходимо время, чтобы полностью понять, что происходит, является ли это ужесточением позиции или просто изменением". Комментируя заявление азербайджанской стороны о том, что армянская сторона якобы взяла после встречи в Санкт-Петербурге тайм-аут, он сказал, что "Армения не брала какого-либо тайм-аута и, вероятно, подобными заявлениями Азербайджан пытается скрыть отход от собственных позиций".
Day.Az обратился к министру иностранных дел Азербайджана Эльмару Мамедъярову с просьбой прокомментировать последнее заявление главы МИД Армении Вардана Осканяна о том, что в Ереване не исключают возможности отхода Азербайджана от достигнутых ранее договоренностей по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Уже не в первый раз армянская сторона устами своего министра иностранных дел господина Осканяна пытается переложить вопрос с больной головы на здоровую и ввести мировое сообщество в заблуждение". "Азербайджанская сторона очень конструктивно подошла к последним предложениям сопредседателей в ходе их визита в регион, перед саммитом в Санкт-Петербурге, и позиция Азербайджана четкая: мы выступаем за продолжение "пражского процесса" на основе последних предложений сопредседателей", - сказал глава МИД Азербайджана.
Как сообщает бакинская газета "Эхо", в ходе недавнего заседания парламента депутат Милли Меджлиса Фазаил Агамалы предложил начать войну с Арменией и заявил о необходимости начала подготовки азербайджанской общественности к ней. Согласно газете, Агамалы обосновал это затягиванием процесса переговоров по урегулированию карабахской проблемы. "Все должны принять участие в войне по освобождению наших земель. Азербайджан должен фактически объявить войну Армении. Военный бюджет Азербайджана позволяет сделать это", - отметил депутат. В беседе с газетой Агамалы выразил уверенность, что "война не будет затяжной". "В течение месяца этот вопрос должен быть решен. Военный потенциал Азербайджана намного превосходит Армению. Незатяжная война не затронет экономические интересы Азербайджана и иностранных держав", - сказал азербайджанский депутат.
Армянское общенациональное движение (АОД) готово вновь взять на себя ответственность за решение карабахского конфликта и вновь одержать победу в навязываемой Армении войне. Об этом на пресс-конференции в Ереване 20 июня заявил председатель экс-правящей партии Арарат Зурабян, комментируя милитаристские заявления Баку. Как сообщает "АрмИнфо", по его словам, воинственные заявления Баку связанны с нелегитимностью азербайджанских властей. "Чтобы удержать власть, Алиев вынужден кормить общественность республики воинственными заявлениями и обещаниями победы и реванша над Арменией", - считает Зурабян. Он добавил, что, когда первый президент Армении Левон Тер-Петросян представил свой вариант урегулирования, он указал все опасности, которые грозят Армении в ситуации нерешенности конфликта, и сегодня все они дают о себе знать. Зурабян подчеркнул, что действующие власти в свое время заявляли о формировании Нагорно-Карабахской Республики на 8 тыс. квадратных километров, однако сегодня оставляют различного рода заявления Баку без ответа.
В ходе пресс-конференции 20 июня в Ереване, передают "Новости - Армения", Вардан Осканян заявил, что вопрос изменения формата Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию не обсуждается. "Однозначно, вопрос изменения формата Минской группы ОБСЕ не обсуждается, в то время как вопрос участия Карабаха в переговорах всегда присутствовал в повестке", - сказал Осканян. По его словам, участие Карабаха не будет означать изменение или расширение формата переговоров, "наоборот, означает возвращение к основному формату переговоров, поскольку на начальном этапе, до марта 1997 года, НКР участвовала в процессах Минской группы ОБСЕ".
Комментируя слова Вардана Осканяна о возвращении к "основному формату" 1997 года, газета "168 Жам" напоминает, что именно тогда Роберт Кочарян был назначен премьер-министром РА "и именно тогда он выдвинул "победную программу" независимого Карабаха на территории 8000 кв. км [Карабах плюс семь контролируемых армией НКР районов вокруг него. - прим. ИА REGNUM]". "Вот уже 10 лет при активном участии Осканяна "осуществляется" эта "победная программа", однако в итоге мы сегодня боремся за "возвращение к основному формату"".
На вопрос газеты "Азг", каких изменений можно ожидать в переговорном процессе после президентских выборов в Армении и Азербайджане, бывший премьер-министр РА Грант Багратян сказал, что Карабах должен вернуться за стол переговоров, то есть переговорный процесс должен стать трехсторонним. Кроме того, Багратян подчеркнул важность изменений во внешней политике и вопроса перезаселения районов вокруг НК, обвинив при этом сегодняшние власти. "В 1994 году на этих территориях проживали 20 тысяч жителей, а сейчас - всего десять тысяч. Почему их стало меньше? Сегодня надо дать понять миру, что для нас это территории проживания, и они должны заселяться". "Мы сегодня обсуждаем худший вариант, чем 10 лет назад", - заявил Багратян, сравнивая лежащий в настоящее время на столе переговоров документ по основным принципам урегулирования конфликта с вариантом 1997 года. "В 1997 году был поэтапный вариант, сейчас тот же вариант и остался. В 1997 году отдавали пять районов, и не было речи о референдуме. Правда, идея референдума - шаг вперед, но... и два шага назад, потому что сейчас Карабах не является стороной переговоров и Кельбаджар в 1997 году точно оставался нашим", - сказал он.
Процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта перешел на качественно новый этап. Такое мнение, сообщают "Новости - Армения", выразил руководитель центра "Согласие", бывший министр национальной безопасности Армении Давид Шахназарян в рамках обсуждений по нагорно-карабахскому конфликту. "Мы вступаем в качественно новый этап урегулирования карабахского конфликта. Хотя я бы избегал употреблять термин "урегулирование"", - сказал эксперт. По его словам, для уяснения сложившейся в настоящее время ситуации необходим анализ динамики переговорного процесса. Эксперт разделил переговорный процесс по карабахскому конфликту на два этапа: с 1992 по 1998 гг. и с 1998 года по настоящее время. Шахназарян отметил, что на первом этапе Армении удалось добиться значительных достижений, в частности, признания Азербайджана стороной-агрессором, принятия резолюции конгресса США и резолюций Совета Безопасности ООН, благоприятных для Армении. Так, по его словам, резолюция конгресса США устанавливала, что экономические программы помощи Азербайджану прекращаются вплоть до момента прекращения агрессорских действий по отношению к Армении и НКР, снятия блокады, защиты прав национальных меньшинств, мирного урегулирования конфликта. "Кроме того, на первом этапе сторонами конфликта признавались Азербайджан и НКР, Армения рассматривалась в качестве вовлеченной стороны. Однако после прихода к власти Роберта Кочаряна политика Армении изменилась", - констатировал Шахназарян. После 1998 года, отметил эксперт, Армения в переговорном процессе стала выступать как от своего имени, так и от имени НКР, и формат переговоров стал двусторонним. Кроме того, было заморожено выполнение выгодных для Армении резолюций конгресса США и Совбеза ООН. Сам же карабахский конфликт, по словам экс-министра, трансформировался из спора о самоопределении нации в территориальный спор.
Президентские выборы в Карабахе
Как сообщает степанакертская газета "Азат Арцах", в Нагорном Карабахе стартовала президентская предвыборная кампания. Выборы состоятся 19 июля. 20 июня состоялось очередное заседание Центральной избирательной комиссии Нагорного Карабаха. На заседании присутствовали кандидаты в президенты НК, их полномочные представители, журналисты. Руководствуясь соответствующей статьей Избирательного кодекса, Центральная избирательная комиссия установила порядок предоставления платного и бесплатного эфира общественных телевидения и радио НК кандидатам в президенты с целью осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации. Согласно порядку, в период предвыборной агитации с 20 июня по 17 июля каждый кандидат или выдвинувшие его партия или инициативная группа имеют право бесплатно пользоваться эфиром общественных телевидения и радио не более 30 минут, а платным эфиром - не более 80 минут. В соответствии с установленным порядком на заседании была проведена жеребьевка и утвержден график выступлений каждого из кандидатов в эфире общественных телевидения и радио Нагорного Карабаха.
На вопросы электронной газеты KarabakhOpen ответил кандидат в президенты Нагорного Карабаха Бако Саакян:
"Господин Саакян, вы выдвинули свою кандидатуру на пост президента. Какой путь вы выбираете - реформы или продолжение и развитие нынешнего курса?
Я думаю, в подтексте вопроса понятие "реформы" представлено не совсем верно, поскольку в понятие "продолжение и развитие нынешнего курса" уже заложены реформы. Если вы спрашиваете о политическом курсе, то и по должности, и в человеческом плане я являюсь одним из ответственных за нынешний курс, и я не только не избегаю говорить об этом публично, но и горжусь этим. Считаю, что системные реформы в нашей стране были осуществлены и закреплены в Конституции, и в этом плане у нас проблем нет. Сегодняшним нашим приоритетом должны стать экономическое развитие и сбалансированная социальная политика.
Как, по-вашему, будут ли предстоящие выборы честными и свободными?
В истории Нагорно-Карабахской Республики нечестных и несвободных выборов не было. Это наше высшее достижение. Не хотел бы сомневаться в том, что предстоящие выборы будут свободными, легитимными и честными. Да и поводов к тому я не вижу.
На какой электорат вы рассчитываете?
На все категории избирателей. В противном случае я бы не вступил в предвыборную борьбу и не стал бы баллотироваться на пост президента.
Как вы относитесь к идее "единого кандидата"?
Единый - это не единственный. Если я являюсь единым кандидатом для четырех партий, то каждый из моих оппонентов тоже является единым кандидатом для тех, кто его поддерживает. Дело в политическом весе, но в любом случае выбор за народом. Так что не все предрешено.
Как бы вы оценили работу СМИ, в частности Арцахского общественного телевидения, в предвыборный период?
В период выборов деятельность СМИ регулируется законом. Думаю, что на сегодняшний день средства массовой информации не допустили нарушений.
В последнее время много говорят об освобожденных территориях [имеются в виду семь районов вокруг Нагорного Карабаха, находящихся под контролем армии НКР. - прим. ИА REGNUM]. Как по-вашему, следует ли заселять эти территории? Если да, то с помощью каких ресурсов?
Об освобожденных территориях следует говорить не время от времени, а каждый день. То, что при правительстве НКР действует Управление по вопросам миграции, беженцев и переселенцев, свидетельствует о том, что проблема находится в центре внимания властей. Все остальные вопросы, которые могут возникнуть, должны стать предметом всесторонних обсуждений. Сегодня нецелесообразно делать по этому поводу заявления. Это вопрос стратегической важности, и шум вокруг него не может быть полезным. Ни одна страна в мире не превращает свои стратегические тайны в предмет популистских дискуссий. И мы не исключение. Но часть опубликованных в последнее время в прессе материалов на эту тему, к сожалению, может работать не в пользу нашей страны и армянского народа в целом". (KarabakhOpen).
На вопросы электронной газеты KarabakhOpen ответил кандидат в президенты Нагорного Карабаха Масис Маилян:
"Господин Маилян, выдвинув свою кандидатуру на пост президента НКР, какой путь развития страны вы выбираете - реформы или последовательное продолжение нынешнего курса?
У меня уже был повод отметить, что наша страна находится на пороге серьезных реформ, которые востребованы обществом. Признавая достигнутые по сей день определенные успехи, я в то же время убежден, что при сегодняшних темпах и нравственно-психологической атмосфере очень сложно заложить основу для будущего развития. Мы не имеем права топтаться на месте, более того, мы обречены развиваться прогрессирующими темпами, чтобы суметь отстоять свою свободу. Но для этого необходимо изменить многое.
На ваш взгляд, будут ли выборы справедливыми и свободными?
Для действующих властей и политических сил проведение цивилизованных выборов должно стать сверхзадачей. Вот что первично, и политическая борьба должна быть производной от этого. Поскольку именно от этого зависит международный имидж страны и ее последующее развитие. И хотя членами избирательных комиссий являются представители политических и иных сил, уже заявивших о поддержке одного из кандидатов, я все же надеюсь, что государственное мышление возобладает. Дополнительным стимулом для проведения честных выборов может стать присутствие наблюдателей и журналистов. Но самое важное, по моему мнению, кроется в следующем: многое будет зависеть от позиции арцахской общественности и уровня гражданского самосознания. Если общественное сознание будет настроено против беззаконий, то свободные и справедливые выборы обеспечены. Ответственные за избирательный процесс должны быть уверены, что любое нарушение будет наказано по всей строгости закона. Перед законом все равны, выше закона только Бог.
На какой электорат и на чью поддержку вы рассчитываете?
Я ожидаю поддержки от самых разных категорий населения, всех тех, кто также убежден, что в стране назрела потребность в серьезных и системных реформах. Таких людей много как в государственных учреждениях, так и в общественно политическом поле, да и просто среди рядовых граждан.
Как вы относитесь к идее единого кандидата? Для вас, как кандидата, это не является препятствием?
Как известно, ключевые игроки на политическом поле предпочли поддержать не своего, а единого кандидата. Насколько я понимаю, это единый кандидат только для данных сил. И хотя с точки зрения принятой логики политического процесса такая идея неприемлема, тем не менее я считаю, что это право политических сил, и по большому счету я не вижу в том для себя препятствий. Другое дело, что хотелось бы видеть избирательные комиссии более представительными. Идею некоторых политических сил о едином кандидате я воспринимаю спокойно и по той простой причине, что лишь небольшая часть карабахского общества состоит в партиях. Кроме того, многое зависит от того, насколько действенными и подконтрольными будут механизмы, обеспечивающие справедливость и транспарентность выборов.
Как бы вы оценили работу средств массовой информации, в частности общественного телевидения, в этот период?
Специфика предвыборного периода состоит в росте потребности в публичных обсуждениях. Только посредством широких обсуждений, диалога и полемики можно обеспечить цивилизованные выборы и повысить уровень информированности населения. Но у меня создалось впечатление, что в некоторых кругах публичные обсуждения вызывают озабоченность. Мы можем и обязаны обсуждать насущные вопросы в открытом режиме.
Сейчас много говорится об освобожденных территориях. Как вы считаете, следует ли заселять освобожденные территории? И если да, то что для этого необходимо?
Я уже имел возможность высказать свою позицию по этому вопросу. Скажу предельно кратко: важнейшим приоритетом для меня являются физическая безопасность граждан НКР и право на суверенную государственность. А сохранение и укрепление нынешних фактических границ НКР является одним из ключевых элементов обеспечения как безопасности граждан НКР, так и жизнедеятельности республики и защиты права на независимую государственность. Отсюда - соответствующая позиция. Для меня более чем очевидно, что наша страна не может самостоятельно развиваться и обеспечивать свою военную и экономическую безопасность в рамках изначально нелегитимных анклавных границ бывшей НКАО. На всей освобожденной территории Арцаха необходимо осуществить системную реабилитацию и заселение. Заселение освобожденных территорий является для Арцаха и всего армянства национальным, государственным и нравственным императивом, а нынешние темпы и стратегию заселения следует оценить как неэффективные". (KarabakhOpen).
На вопросы электронной газеты KarabakhOpen ответил кандидат в президенты Нагорного Карабаха, преподаватель Арцахского госуниверситета Ваня Аванесян:
"Г-н Аванесян, почему вы решили баллотироваться на пост президента?
Я решил стать президентом потому, что слишком много у нас несправедливости, положение народа тяжелое и большая часть людей живет в нищете. Многие руководители злоупотребляют своим служебным положением. Хотел бы также отметить, что по части распределения пенсий тоже есть немало несправедливостей: один получает 250 тыс. драмов пенсии, другой - всего 10 тысяч. Такая разница неприемлема. Считаю, что пенсии учителей, врачей, инженеров, ученых должны составлять не меньше 40-50 тыс. драмов. Нельзя оставлять людей голодными. Считаю, что в Карабахе необходимо открыть бесплатные столовые для бедных. Надо бороться против взяточничества и коррупции и повышать уровень образования.
Вы верите, что предстоящие выборы будут справедливыми и открытыми?
Я не уверен, что выборы будут справедливыми. Не уверен, исходя из опыта прошлых лет и бесед с людьми.
На какой электорат вы рассчитываете?
Надеюсь на волю народа. Я все делаю для народа, и если это им не нужно, пусть не избирают. Если они хотят оставаться голодными, нищими, пусть не избирают. У меня нет денег на агитацию. Если люди поймут меня, они отдадут за меня голоса, а если нет...
Как бы вы оценили предвыборную ситуацию в Карабахе?
Говоря о кандидатах, как правило, называют имена в алфавитном порядке. Но этот порядок со стороны ЦИК не соблюдается. Это уже неправильное отношение, ЦИК уже выдвигает вперед предпочтительных для себя кандидатов. Предвыборная агитация, в принципе, уже началась, и это неправильно.
Господин Аванесян, в ходе переговорного процесса обсуждается также вопрос освобожденных территорий. Какова ваша позиция по этому вопросу?
Освобожденные территории являются для нас поясом безопасности. Мы не оккупировали эти земли. Совсем наоборот - нас пытались уничтожить, и мы вынуждены были контратаковать и создать пояс безопасности. Пока наша безопасность не будет закреплена в международных документах, мы не можем ничего уступить. Мы не можем отдать то, что имеем. Карабахский народ может думать об уступках только после признания его независимости. Карабах должен обязательно участвовать в переговорах и высказывать свою позицию. Армения не вправе вершить наши судьбы, мы независимая страна.
А что мы можем уступить?
Может быть, Шаумян. 15 процентов нашей территории сейчас находится под контролем Азербайджана, мы можем согласиться оставить ее. Можем уступить только то, что не нарушает систему нашей безопасности". (KarabakhOpen).
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Два человека погибли при столкновении машины с локомотивом на Ставрополье
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Тренер СКА назвал условие возможного допуска РФ на международные турниры
- Путин на вопрос о победе России ответил словами о вере в Бога