Больные люди есть везде, в том числе и в Грузии: интервью госминистра Грузии Кахи Бендукидзе ИА REGNUM
ИА REGNUM: Г-н Бендукидзе, известно, что Ваша основная задача - это проведение реформ, обеспечивающих стабильное развитие экономики страны и экономического роста. Какую, в целом, Вы можете дать характеристику этому процессу?
Я думаю, что реформы проходят достаточно интенсивно, и они будут продолжены в дальнейшем. В настоящее время наше внимание сфокусировано на нескольких основных реформах. Первая тема - электроэнергетика. Реформы в области электроэнергетики, наверное, сегодня самые важные, т.к. та модель, по которой сегодня функционирует грузинская энергетика, очень плохая. Вторая - госрегулирование. Мы вплотную занимаемся дерегулированием, то есть уменьшением давления государства на бизнес. Третий вопрос - реформа госуправления, или то, что в России называется административной реформой. Вот первоочередные задачи, которые сегодня стоят перед нами.
ИА REGNUM: Насколько успешно в Грузии происходит становление формирования т.н. "идеологии экономического развития"?
Наша экономическая идеология - идеология так называемого малого правительства. Правительство будет направлять свои усилия на базовые государственные функции не мешать развитию эффективного бизнеса. Мы не будем заниматься никакой промышленной политикой, не будем определять приоритетный и неприоритетный сектор экономики. Правительство, прежде всего, не должно мешать экономике. Его задача - обеспечить базовые потребности общества в тех сферах, которые я уже перечислил. Но, в какой-то мере, сегодня мы намерены влиять на энергетику и дорожное строительство, т.к. полагаем, что в этом направлении сегодня необходимо государственное воздействие.
ИА REGNUM: Известно, что Вы приняли активное участие в подготовке нового налогового кодекса Грузии и закона о налоговой и финансовой амнистии. В чем заключается новизна этих проектов?
Я считаю, мы приняли очень хороший налоговый кодекс. Но даже, если он очень хороший, это не означает, что его нельзя улучшить. По некоторым показателям, он лучше, чем многие известные мне законодательства о налогах. Первое и главное его достоинство - это стимулирующий характер налога на прибыль. Если компания инвестирует прибыль, то она не платит с этой прибыли налог. Это сделано в виде принятия так называемой стопроцентной амортизации. И это означает, что если бизнес расширяется, то налог на прибыль как бы откладывается на "потом". Я считаю это весьма стимулирующей особенностю. Второе - чего нет ни в России, ни в Европе - быстрый возврат налога на добавленную стоимость при капвложениях. Но, самое главное, налогоплательщик должен чувствовать себя комфортно. Для этого мы пошли на беспрецедентный шаг - по нашему кодексу можно судиться с государством по налогам не только в обычных судах, но и в третейских. Налогоплательщик должен быть уверен, что государство не сможет с помощью судебной системы как-то несправедливо его наказать. Что касается амнистии, сама амнистия делится на две части. Первая часть касается всех налогоплательщиков и всех плательщиков таможенных пошлин. Никакие экономические преступления, которые имели место до 1 января 2004 года расследоваться в дальнейшем, а виновники преследоваться не будут. Более того, лица в праве вообще уничтожить всю свою налоговую документацию. Вторая часть касается тех, кто хотел бы задекларировать нелегальное или полулегальное имущество.
ИА REGNUM: Известно, что у проводящейся в стране приватизации есть довольно весомые противники, которые принципиально против допуска в Грузию иностранных компаний. По мнению этих людей, большая часть прибыли будет уходить за рубеж. Каковы Ваши аргументы на этот счет?
Вы знаете, больные люди есть везде, в том числе и в Грузии. Есть очень простые моменты, я не буду их сейчас доказывать, используя экономическую теорию. Я просто скажу, то что мы сегодня делаем - есть норма глобального мироустройства. Движение капитала - это залог международных связей, залог развития экономики. И люди выступают противниками этого даже не потому, что и в самом деле против этого, а потому, что хотят лишь привлечь внимание к своей персоне.
ИА REGNUM: Какова стратегия грузинской стороны в новом плане развития электрических связей, который прорабатывается между Россией и Грузией?
Президент Грузии и я встречались с Анатолием Чубайсом в Давосе, у нас был короткий, но содержательный разговор. Мы договорились, что, во-первых, резюмируем все то, что было сделано за эти годы и наметим планы на ближайшие несколько лет. Поскольку мы предполагаем очень существенное реформирование нашей электроэнергетики, то это не может пройти без такого значительного игрока. Более того, мы бы хотели, чтобы этот процесс прошел с участием такого серьезного партнера, как РАО "ЕЭС".
ИА REGNUM: Вы ратуете за создание в Грузии национального фонда развития курортов. Как на сегодняшний день обстоит дело с этим вопросом?
Создание Национального фонда курортов Грузии предполагалось в качестве совместного детища правительства и грузинских профсоюзов. Понимая, что в принципе это имущество является общенародным - мы предлагали создать фонд, который займется приватизацией этих объектов, а деньги направляются на решение социальных проблем, в первую очередь для расселения беженцев, проживающих в этих зданиях. Однако, на том этапе, когда я этим занимался, данная идея не нашла особой поддержки у профсоюзов, которые всячески затягивали эти переговоры. Сегодня наш парламент обсуждает другой вопрос: а почему это имущество вообще должно принадлежать профсоюзам. Рассматривается положение о том, чтобы эти здания вообще были бы обращены в государственную собственность, конечно, с последующей приватизацией.
ИА REGNUM: Как обстоят на сегодняшний день переговоры с украинской группой "Интерпайп" по поводу продажи "Чиатурмарганца" и каскада "Варцихе ГЭС"?
Мы провели целый ряд конкурсов, и наши украинские коллеги проиграли. Они предложили меньшую цену, сумму в размере $125 млн за покупку "Варцихе ГЭС" и "Чиатурмарганец", а российская компания "Евразхолдинг" предложила $132 млн. Поэтому победила компания "Евразхолдинг".
ИА REGNUM: В ходе проходящей в Грузии приватизации какой проект был, на Ваш взгляд, наиболее выигрышным?
Я думаю, что приватизация тех предприятий, которые я перечислил.
ИА REGNUM: А наименее успешным?
Наверное, те предприятия, которые не удалось продать в следствии того, что в самом начале неправильно была предъявлена цена. Но, слава Богу, пока все идет хорошо, и нет причин жаловаться.
ИА REGNUM: Вы требовали, чтобы газовая компания "Итера" выплатила грузинской стороне $800 тыс в качестве компенсации за невыполнение ряда соглашений. Вы за смену инвестора компании "Азот", чьим инвестором является "Итера" на сегодняшний день?
Нет, я за то, чтобы выполнялись законы и подписанные договора. "Итера" взяла на себя целый ряд обязательств и надо, чтобы они были выполнены. Весь этот процесс неопределенной собственности должен завершиться.
ИА REGNUM: В чем заключается новизна земельной реформы, которая происходит в Грузии?
На прошлом заседании правительство одобрило закон о приватизации сельхозугодий. Этим запущен второй этап приватизации земель. На первом этапе земли передавали в собственность, потом этот процесс был остановлен. Сегодня примерно 55% интенсивно обрабатываемых земель находится в частной собственности, а 45% - в государственной и сданы в долгосрочную аренду. В соответствии с этим законом арендатор будет иметь право выкупить эти земли по фиксированной цене, эквивалентной десяти годовым ставкам земельного налога. Эту десятикратную стоимость он должен заплатить в течении девяти лет. Те земли, которые не распределены, то есть находятся не в аренде, будут продаваться на закрытых аукционах. А в случае, если они не будут проданы на закрытых аукционах, они будут проданы на открытых аукционах. Вот такая идея. Мы считаем, что в течение очень короткого времени, сможем заняться приватизацией взятых в аренду земель. Я думаю, что это очень важно для успешного развития сельского хозяйства в Грузии.
ИА REGNUM: Можно ли провести какие-либо параллели между Вашей работой в России и Грузии?
Россия и Грузия - части одной советской империи, и многое у них схоже. Много, конечно, и отличий. Мы внимательно изучаем российский опыт, в том числе и экономический. Россия сегодня главный экономический партнер Грузии. Сопоставимое по объемам экономическое сотрудничество Грузия развивает лишь с Турцией.
ИА REGNUM: Может ли в обозримом будущем Грузия стать полноценным партнером на европейском рынке?
По некоторым позициям у нас уже идет весьма активный экспорт в Европу. Это прежде всего ферросплавы и вина. Сейчас мы видим все предпосылки для мощного развития в Грузии перерабатывающей промышленности, и это возможно уже в ближайшее время. У нас достаточно значительный потенциал в области переработки сельхозпродукции. Тот налоговый кодекс, который мы приняли, сыграет решающую роль в быстром развитии этих отраслей. Хорошо, если в Грузии этим будут заняты не только грузинские инвесторы, но и российские. Я полагаю, что им это будет здесь сделать проще, чем в России.
ИА REGNUM: Вы отметили, что грузинские вина поступают на европейский рынок. Они сегодня свободно конкурируют с итальянскими и французскими винами?
Нет, они не конкурируют, да и не должны конкурировать. Виноделы Грузии должны объединиться и создать общую концепцию маркетинга, которая позволит грузинским винам создать свою нишу на мировом винном рынке. Ведь интерес к новым винам никогда не ослабевает. Взять к примеру чилийские вина, австралийские, южноафриканские. Грузинские вина также имеют шанс завоевать свое место.
ИА REGNUM: Как складываются отношения Грузии с МВФ?
Отношения хорошие. Кредиты МВФ направляются на увеличение валютных резервов Национального банка Грузии. Конечно, у нас возникают разногласия, но это нормально.
ИА REGNUM: Вы можете сказать, что МВФ принадлежит решающая роль в развитии Грузии?
Решающую роль в развитии Грузии играет народ Грузии.
ИА REGNUM: Ваша оценка процессу борьбы с коррупцией и уменьшения уровня теневой экономики.
В борьбе с коррупцией мы достаточно продвинулись по сравнению со многими близлежащими странами. Мы будем продолжать практику прозрачности. Что касается теневой экономики, ее доля тоже уменьшилась и будет продолжать уменьшаться по мере совершенствования нашего налогового законодательства и системы администрирования.
ИА REGNUM: Cвязываете ли Вы недавнее убийство в Москве крупного грузинского бизнесмена Мамуки Джинчарадзе с трагической гибелью премьер министра Зураба Жваниа?
Не связываю. Я не был знаком c Джинчарадзе, и мне трудно сказать что-либо. Скорее всего это связано с его коммерческой деятельностью.
ИА REGNUM: Все что Вы делаете в Грузии находит полное понимание у руководства Грузии?
Да.
Информационное агенство REGNUM выражает благодарность советнику министра по координации реформ, пресс-секретарю Эке Габададзе за содействие в организации данного интервью.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- ФСБ сорвала серию покушений Киева на высокопоставленных военных в Москве
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Борт МЧС РФ забрал из Актау девять пострадавших в авиакатастрофе россиян