Искусственный интеллект прочно вошел в общественную жизнь. Нейросети проявили себя как безотказные помощники в принятии ключевых решений. ИИ за секунды анализирует огромные массивы данных и предлагает пользователям персональные рекомендации в самых разных областях: от кредитования и отбора кандидатов на рабочие места до электронного здравоохранения. Однако при всём несомненном удобстве слепо полагаться на мнимую разумность алгоритмов крайне опрометчиво.

ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Искусственный интеллект неидеален. Виртуальные ассистенты ошибаются крайне редко, однако даже одна ошибка в работе ИИ может обойтись очень дорого. В лучшем случае компания отделается репутационными потерями, в худшем последствия могут значительно повлиять на безопасность граждан.

Стремление минимизировать риски, связанные с искусственным интеллектом, поставило на повестку дня вопрос о комплексном правовом регулировании таких систем. Подходы к разработке соответствующих законодательных и нормативных актов сейчас обсуждают во всём мире, а кое-где от слов уже перешли к делу. Россия движется в русле общей тенденции.

Минцифры подготовило проект концепции о регулировании отношений в сфере технологий искусственного интеллекта до 2030 года. Документ описывает принципы, на основе которых в России станут принимать будущие законы об ИИ. По мнению экспертов, появление этого проекта — назревшая необходимость.

«Разработка концепции регулирования искусственного интеллекта — необходимый и своевременный шаг, особенно в условиях стремительного внедрения ИИ в ключевые сферы экономики, здравоохранения, транспорта и госуправления», — подчеркивает экс-министр информационных технологий и связи, эксперт в области телекоммуникаций Леонид Рейман.

Ставка на гибкость

При подготовке концепции в ведомстве изучили достижения и провалы первопроходцев. В результате отечественный проект согласуется с лучшими мировыми практиками.

«Международный опыт показывает: эффективное регулирование ИИ должно базироваться не только на запретах и обязательствах, но и прежде всего на принципах прозрачности, ответственности, безопасности и этичности, а также на гибкости норм, позволяющей адаптироваться к технологическим изменениям», — разъясняет эксперт.

Нынешний подход к вопросам законодательного контроля над искусственным интеллектом в России концепция определяет как гибридный. Это значит, что при наличии точечных ограничений и механизмов саморегулирования большинство нормативных правовых актов носит стимулирующий характер.

Таким образом Минцифры удалось избежать излишней жесткости, характерной для европейской и китайской моделей. По словам Леонида Реймана, опыт Евросоюза с его Al Act показывает, что чрезмерное регулирование на ранней стадии может замедлить внедрение ИИ-систем и создать барьеры для бизнеса и стартапов. Схожая ситуация в Китае: строгие правила ограничивают гибкость рынка.

Российские разработчики пришли к выводу, что регулирование должно быть гибким, принципиальным и ориентированным на развитие, причем выстраивать его необходимо в диалоге с индустрией. В условиях санкций и ограниченного доступа к зарубежным ИТ-ресурсам поиск баланса становится особенно важным.

«Это разумно: на текущем этапе критично не затормозить инновации, особенно в быстрорастущих отраслях, где технологии еще только формируются. Вместо этого правильным шагом является создание платформы для консенсуса между государством, бизнесом и научным сообществом», — говорит Леонид Рейман.

По мнению эксперта, принципиально значимо, что документ разрабатывали в партнерстве с ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта». В это отраслевое объединение входят ведущие российские технологические компании, в том числе «Сбер», «Яндекс», МТС, VK, «Газпром нефть» и другие игроки, которые активно развивают ИИ-направления. Иными словами, вместо директивного навязывания норм регулятор лишь очерчивает определенные рамки в обсуждении с индустрией.

«Российская концепция регулирования ИИ демонстрирует зрелый, осторожный и стратегически грамотный подход. Она закладывает основу для устойчивого и этичного развития технологий, а также соответствует глобальным трендам, где государство не сдерживает, а направляет развитие ИИ в интересах общества и экономики», — уверен Леонид Рейман.