Художник Евгений Монин — от слонов на обоях до книжной иллюстрации
20 июля — урожайный день для детской иллюстрации. В этот день родились Геннадий Целищев (1928), Лев Бруни (1894−1948), Орест Верейский (1915−1993). Но героем нашего рассказа будет Евгений Григорьевич Монин (1931−2002), который тоже родился в этот июльский день в Харькове в семье горного инженера Григория Ильича Монина.
Евгений стал первым профессиональным художником в семье, хотя отец любил рисовать, увлекался пейзажами. Сам Евгений начал рисовать рано, малевал слонов мелом на дверях, позже перешел к карандашным рисункам на обоях
По рассказам дочери художника Ольги Мониной, в эвакуации в городе Пермь, куда отправили инженера Монина с семьей в начале войны, десятилетний мальчик Женя встретился с пожилым художником, имя которого не сохранилось. Этот почти сказочный персонаж убедил родителей в том, что у мальчика есть способности к рисованию, и занимался с Женей целый год. Семья вернулась в Москву в 1943 году и Евгений Монин успешно поступил в среднюю художественную школу МСХШ, где познакомился с Иткиным и Лосиным. Закончив школу, уверенности в том, что поступит в Суриковский, Евгений Григорьевич не испытывал, и не без влияния отца решил поступать в архитектурный. Как выяснилось позже, в этом были свои плюсы: там он научился и полюбил рисовать человеческое жилье и получил меньшую дозу соцреализма, чем его будущие коллеги и друзья, учившиеся в профильных заведениях.
По окончании института его распределили прорабом в Моссстрой. Но случай за случаем подталкивал Монина к творческой деятельности. Оформление шествия и стадиона во время 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проводившегося в 1957 году в Москве, недолгая работа в театре, оформление советского павильона на Брюссельской Всемирной выставке. Пока наконец в 1956 году друг Лосин буквально не втолкнул его в кабинет главного художника Детгиза. Первой книжечкой стала сказка «Чьи башмачки» (неудачная), в 1958 году в Киевском издательстве вышла книга «Паук Ананси» (удачная), но только в конце 50-х работа в книжной иллюстрации стала постоянной и основной.
Юрий Молоканов, тогдашний художественный редактор «Мурзилки», привел Евгения Монина в свой журнал. Позже Монин начал рисовать и для журнала «Пионер» .
Уже в 1966 году в журнале критики детской литературы «Детская литература» в рубрике «Талант — детям» выходит полномасштабная статья Ю. Лощиц о Евгении Монине. Автор замечает, что расставание с профессией архитектора было чисто условным, ведь «Монин-архитектор и Монин-художник живут дружно, и прямое следствие их союза — та отчетливо звучащая «архитектурная сюита», фрагменты которой обнаруживаешь почти в каждой работе иллюстратора».
Умение и любовь к рисованию построек, умелому использованию архитектуры в отражении сюжета, а иногда и в его формировании, Евгений Монин сохранил на всю жизнь.
Очень часто имя Монина упоминается рядом с именами Чижикова, Перцова и Лосина. Этих людей связывала дружба и работа, вернее, «дружбаработа», потому что зачастую разделить эти понятия было невозможно.
Глядя на фотографию четырех друзей, невозможно отделаться от сравнения с мушкетерами. И однажды Виктор Чижиков в интервью журналу «Детская литература» со свойственным ему юмором расставил все по местам.
Евгений Монин тоже обладал тонким чувством юмора. Признайтесь, вы вряд ли получали в пионерском лагере письма от отца с многочисленными вкраплениями цитат на латыни, которые метко характеризовали совершенно бытовые события?
Шутил он не только дома, но даже в официальных интервью.
Но к рисованию относился серьезно, не говорил «пойду порисую», а только «пойду поработаю». Работать художник любил в клетчатой рубахе. И была у него одна особенность — кисточки он промокал о левое плечо, поэтому на рубахе в конце рабочего дня распускалось мокрое пятно из разноцветных черточек.
Деятельность Монина на ниве детской иллюстрации не осталась незамеченной. В 1980 году ему и его друзьям по цеху присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».
Как многие книжные иллюстраторы, Евгений Монин рисовал диафильмы. В коллекции Национальной Электронной Детской Библиотеки есть десять диафильмов, которые нарисовал Евгений Григорьевич, некоторые самостоятельно, некоторые в сотрудничестве с Владимиром Перцовым:
Пудель / Маршак С. Я.; Худож. Монин Е., Перцов В. — Москва: Диафильм, 1968. — 1 дф. (33 кд.)
Встреча с вреднюгами / Дональд Биссет; худож. Е. Монин. — Москва: Диафильм, 1972. — 1 дф. (48 кд.)
Кельнские домовые / Август Копиш; худож. Е. Монин. — Москва: Диафильм, 1973. — 1 дф. (34 кд.)
Трубка капитана / Лукич Д.; Худож. Монин Е. — Москва: Диафильм, 1975. — 1 дф. (35 кд.)
А дело было ночью / С. Маршак; худож. Е. Монин. — Москва: Диафильм, 1978. — 1 дф. (30 кд.)
Карлик Нос / Гауф В.; Худож. Монин Е. — Москва: Диафильм, 1982. — 1 дф. (51 кд.)
- В России появился новый вид мошенничества — spoofing
- Силы ПВО отражают вражескую атаку в Ростовской области — 1014-й день СВО
- Предприниматели получили почти 16 млрд микрозаймов через сервис МСП.РФ
- Захарова объяснила злобой обещанные Зеленским санкции против Грузии
- Тренд на внутренний туризм: как государство стимулирует турбизнес