"Интеграция постсоветского пространства в том или ином формате необходима всем странам. Но быстрой, или, точнее, скоростной интеграции не получится. Слишком много вопросов нужно решить". Об этом, в интервью газете Central Asia Monitor (Казахстан) заявила экономист, заведующий сектором Института экономики РАН Елена Кузьмина. Специалист придерживается крайне интересных взглядов о работе Таможенного Союза и Единого экономического пространства: в частности, доктор политических наук считает, что Киргизию и Армению необходимо принимать в интеграционное объединение. ИА REGNUM публикует интервью полностью. С момента создания Таможенного союза и ратификации соответствующих соглашений произошел ряд изменений в государствах ТС и ЕЭП. Существует ли соответствующая статистика и можете ли вы перечислить эти изменения, как положительные, так и отрицательные (хотя бы частично), и дать им свою характеристику?

Мне хотелось бы обратить внимание, что наш интеграционный проект функционирует только четвертый год, в отличие от Евросоюза. Естественно, есть, как положительные стороны этого объединения, так и негативные. Я не видела ни на одном из официальных сайтов, какой либо статистики подобного рода, хотя информация о начальных результатах конечно есть. А если мы говорим о СМИ, то, к огромному сожалению, в них освещается, в основном, негатив. Причем часто, к негативным последствиям интеграции относят и кризисные явления мировой экономики, и просчеты национальных правительств в проведении экономической политики. Мне хотелось бы все-таки поговорить о позитиве. Я приведу примеры взаимодействия российско-казахстанского производственного взаимодействия только за последние два года.

В Казахстане создан ряд автосборочных производств с участием российских автопроизводителей. В частности, активно расширяет свое присутствие в стране ОАО "КамАЗ", которое создало с казахским производственным объединением "Коекше" акционерное предприятие для сборки автобусов "Нефаз" мощностью 1 тыс. машин в год. Другое СП "Тыныс" уже выпускает автобусы данной марки. В республике создано совместное предприятие "КамАЗ-инжиниринг" для производства автобусной и прицепной техники, а также автобусных автосалонов.

В 2012 г. на казахстанском рынке было продано свыше 2,8 тыс. "КАМАЗов". Доля лидера российского производителя грузовиков на рынке новых автомобилей GVW грузоподъемностью свыше 16 т составила 34%. "КАМАЗы" покупают предприятия аграрного сектора, нефтегазовой отрасли, коммунального хозяйства и силовые структуры Казахстана.

В октябре 2012 г. создано совместное предприятия "АЗИЯ АВТО Казахстан" для создания в Усть-Каменогорске автопроизводства полного цикла по выпуску до 120 тыс автомобилей в год. Общий объем инвестиций в проект - порядка 400 млн долл. Инвестиции в создание первой очереди (60 тыс автомобилей в год) оцениваются в 233 млн долл. Группа "ГАЗ", входящая в бизнес-группу "Базовый элемент", и казахский автопроизводитель "СемАЗ" открыли в Семее предприятие по контрактной сборке грузовых автомобилей "Урал", рассчитанное на производство порядка 400 автомобилей в год из машинокомплектов, поставляемых с автозавода "Урал". Сегодня в республику поставляется около 60% техники завода "Урал", реализуемой в странах СНГ. Дилерская сеть ГАЗа здесь охватывает 13 крупнейших городов страны.

Казахстан является одним из наиболее крупных зарубежных партнеров "Ростсельмаша" (Ростов-на-Дону). Доля комбайнов "Ростсельмаша" в парке зерноуборочной техники страны составляет 42%. За последние 12 лет компания поставила клиентам республики около 6 тыс зерноуборочных, кормоуборочных комбайнов и самоходных косилок. В республике открыто представительство компании, организовано сборочное производство комбайнов Vector и Acros, работают дилерская и сервисная сети. В апреле 2013 г. в Астане подписан российско-казахстанский Меморандум о сотрудничестве по организации в Петропавловске производства сельскохозяйственной техники (свыше 2 тыс. комбайнов и тракторов различной модификации) для стран Таможенного союза и Центральной Азии. Кстати, будет образовано не менее 500 рабочих мест, объем локализации составит порядка 60%, на экспорт будет уходить 20-30% продукции.

Российский концерн "Тракторные заводы" также подписал меморандум, согласно которому холдинг в рамках реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития приступит к строительству еще одного завода в Петропавловске. В Казахстане будет не просто отверточная сборка, а полноценное производство модернизированных комбайнов.

Астраханский "Морской судостроительный завод - 2" (МСЗ-2) в 2012 г. завершил ходовые испытания и отладку технического оборудования на транспортно-рефрижераторном судне типа "Колонок" и на несамоходной бункеровочной плавучей станции для судоходства Казахстана.

В марте 2013 г. состоялся спуск на воду первых двух буксиров (из запланированных пяти), построенных по заказу казахстанского ТОО OMS Shipping на Астраханском судостроительном производственном объединении (АСПО). Серия буксиров строится на АСПО в рамках проекта Евразийского банка развития (ЕАБР) по созданию на Каспии флота поддержки морских операций.

Уральский турбинный завод (УТЗ) активно развивает присутствие на рынке Казахстана. Он активно проводит модернизацию установленного парка паровых турбин. За последние пять лет было проведено семь крупных модернизаций паровых турбин и несколько десятков модернизаций отдельных крупных узлов. На данный момент в производстве находится еще четыре паровых турбины и четыре модернизации турбоустановок для заказчиков из Казахстана.

ГК "Пермская компания нефтяного машиностроения" (ПКНМ) занимается поставкой бурильных труб для казахстанского ТЭК. Так, только в 2013 г. она доставила в около 60 т утяжеленных бурильных труб ТОО "СпецСнабСистема" для добычи нефти на месторождении Каражанбас на сумму более 8 млн руб. ПКНМ планирует увеличить объемы поставок в республику.

ГК "Промышленные силовые машины" в сентябре 2013 г. выполнила новый проект для казахстанской национальной нефтяной компании "КазМунайГаз" - энергокомплекс для главной компрессорной станции газопровода "Средняя Азия - Центр". Новые энергоустановки ПСМ суммарной мощностью 1280 кВт страхуют инфраструктуру станции от аварийных отключений. В конструкции предусмотрены системы управления, пожаротушения и дозаправки топливом.

Однако, сотрудничество между нефтяниками и машиностроителями двух стран идет не только в области поставок оборудования, но и в научно-исследовательской работе. Так, ФГУП "Крыловский государственный научный центр" и АО "Казахский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа" заключили Меморандум о намерениях сотрудничества по: проектированию морских сооружений, для дальнейшего проведения разведочных, поисковых работ и добычи нефти, газа и газоконденсата, а также сооружений по их транспортировки; совместному использованию имеющихся в наличии у ФГУП "КГНЦ" стендов и экспериментальной базы для проведения, по мере необходимости, вибрационных, акустических, магнитных и других исследований; обучению и стажировке специалистов "КазНИПИмунайгаз" на учебной и экспериментальной базах ФГУП "КГНЦ" в рамках проектируемых морских объектов на шельфе Каспийского моря.

Это хорошие примеры. Но это не значит, что мы достигли всех вершин. Это значит, что мы в начале пути. И для расширения этого сотрудничества необходимо скоординированная макрополитика, общие правила игры - законодательные налоговые и др.

Во внутреннем информационном поле Казахстана периодически обостряется полемика вокруг ТС, ЕЭП и будущего ЕАС. В частности, речь идет об интересах Российской Федерации в Казахстане. А можно ли каким-нибудь образом понять их - причем речь идет именно об экономических интересах?

Экономических интересов России в Казахстане достаточно. Начнем с того, что обе страны заинтересованы в модернизации своей индустрии, у нас есть производства, в которых законченный цикл возможен только в совместных проектах, например в атомной электроэнергетике.

Россия крайне заинтересована в сохранении контроля над космодромом "Байконур" в Казахстане, который обеспечивает почти 100% запусков российских спутников телевещания, 90% запусков по программам международного сотрудничества, запуск большинства спутников ретрансляции, связи и навигации. Заинтересован в деятельности космодрома и Казахстан, который обеспечивает участие страны в мировом клубе космических держав, дает существенный арендный доход и создает возможность получать от России космические технологии.

Россия и Казахстан сотрудничают и намерены расширять сотрудничество в аиастроении. Так СП "АЛАКОН" во второй половине текущего десятилетия планирует предложить на мировом авиарынке две модификации легкого многоцелевого самолета Як-58, производство которого будет развернуто в Казахстане. Также проводится проектирование новой версии самолета на восемь мест. По проведенным маркетинговым исследованиям, этот сегмент самолетов самый востребованный в Казахстане и России.

Я привела только три примера, но то же самое можно сказать о сельхозмашиностроении, судостроении, вагоностроении, трубной отрасли. Идет эффективное, хотя и не достаточно масштабное взаимодействие в автомобилестроении. Обратите внимание, что все это машиностроительный комплекс и высокотехнологичные производства, в которых заинтересован Казахстан. И речь идет не только и не столько о продаже российского оборудования в республику, а о налаживании совместных производств.

Как вы считаете, следует ли создавать Евразийский парламент? Что он может дать малым членам Таможенного союза?

Мне кажется, что создавать Евразийский парламент преждевременно. Хотя если такая структура будет обладать лишь совещательными и рекомендательными функциями, то это на сегодняшнем этапе могло бы быть полезно. Но по большому счету такой парламент, скорее бы, выполнял функции общественного совета.

Как вы относитесь к идее расширения Таможенного союза на Армению, Киргизию и Таджикистан? Нужно ли объединению такое расширение - или это негативно скажется на экономических и социальных кондициях?

Положительно отношусь. Например, у Киргизии большая часть экспорта направлена на Россию и Казахстан, у Армении на российский рынок рассчитано половина производства. Но, этим странам необходима подготовка экономик к вступлению. Стабилизация финансовой системы приведение некоторых видов экспортной продукции до уровня стандартов ТС/ЕЭК. В связи с этим им потребуется так называемый "переходный период" для решения этих вопросов.

Как по-вашему, вступит ли в Таможенный союз Украина - и какие экономические последствия будут иметь страны ТС и ЕЭП в случае вступления либо отказа от вступления Украины в ТС?

Украине нужно для начала прийти к внутреннему единству. А экономически - Киеву целесообразно сохранить и даже расширить свои производственные отношения с Россией для сохранения своей экономики. Украина, как не член ТС/ЕЭК не может пользоваться теми свободами в движении финансов, услуг и рабочей силы, которую имеют Казахстан и Белоруссия. Но Украина подписала и ратифицировала Договор о Зоне свободной торговли стран СНГ. В рамках этого договора у нее облегченный режим движения товаров. В случае ее вступления в ЗСТ с ЕС или получение ассоциированного членства - указанный договор имеет пункты, по которым Россия может ввести меры по защите своего рынка от товаров третьих стран. А также РФ может пересмотреть ряд двусторонних соглашений в экономической сфере в сторону ужесточения условий или сокращения сотрудничества.

В России, как известно, немалое количество изоляционистов - противников как расширения ТС, так и собственно, интеграционных процессов. Скажите, можно ли на ваш взгляд, назвать их позицию здравой и последовательной? России действительно лучше было бы заняться внутренними проблемами поперед интеграции?

С моей точки зрения Россия должна заниматься этими двумя направлениями своей экономики параллельно. Она не может уйти от своего географического положения: от своего огромного пространства, присутствия на двух материках. Она не намерена замыкаться внутри себя. Ей для развития своего производственного сектора нужны более широкие рынки сбыта. Вместе с тем для модернизации и развития производственных отраслей России необходимо скоординированное технологическое сотрудничество с крупными экономиками СНГ и с Казахстаном в частности.

В Казахстане считается, что создав ТС и ЕЭП, Российская Федерация тем самым создала всего лишь рынок сбыта для своих товаров. Можете ли вы это подтвердить или опровергнуть?

У России крупнее экономика, больше производств. А соответственно и шире товарный ряд. Однако, это не значит, что Казахстан не присутствует на российском рынке. Я не буду говорить о ресурсных товарах: это известно. Скажу только, что взаимные поставки энергоресурсов с обеих сторон сопоставимы по объемам.

А что касается промышленных товаров, приведу такой пример. АО "АгромашХолдинг" (Костанай) также намерен вывести на российский рынок в 2014 г. пикап SsangYong Nomad, а к 2017 г. производитель планирует выпустить 75 тысяч "Номадов", 70% которых отправятся на экспорт. Решение о выходе на российский рынок было принято компанией в связи с тем, что Казахстан получил квоту на поставку 300 тысяч автомобилей на территорию стран-участниц ТС.

Какими должны быть в идеале Таможенный союз и Единое экономическое пространство? Что в них должно работать и какие плоды приносить?

В Таможенном союзе должны быть минимальные товарные изъятия. И таможенные пошлины должны в целом устраивать страны-члены. Единое экономическое пространство - это уже более сложная структура помимо свободного движения товаров, должна быть свобода движения финансов, услуг, трудовой силы. В рамках ЕЭП должна координироваться макроэкономическая политика и должны быть совместные экономические интересы, выражающиеся в совместных проектах и производствах, в трансграничных производственных комплексах и т.п.

А плоды? Развитие этих производств создает новые рабочие места, а значит, выравнивает социальную ситуацию, улучшает экономическую ситуацию в государствах, повышает ВВП. Общие правила внешней торговли должны способствовать продвижению национальных товаров на мировых рынках. Правда, для этого товары должны быть конкурентоспособны. Я, конечно, говорю о готовой продукции, а не о сырье. Что касается конкурентоспособных товаров, то двадцатидвухлетний опыт экономического развития показал, что почти нет возможности у наших государств создать такой продукт поодиночке. Кроме того, надо учитывать, что России с Казахстаном были сохранены многие производственные цепочки, что позволяет менее болезненно модернизировать ряд производств и создавать новые.

Каково ваше личное отношение к интеграции? Должна ли она быть быстрой или следует ее приостановить на десятилетия, как предлагают наблюдатели за европейской интеграцией?

Интеграция постсоветского пространства в том или ином формате необходима всем странам. Но мне кажется, что быстрой или точнее скоростной интеграции не получится. Слишком много вопросов нужно решить. За 20 с лишним лет наши страны прошли разный путь строительства национальных экономик: разное законодательство, разный уровень открытости, разный уровень налогов, разный объем и уровень развития промышленности. Все это нужно привести в равновесие. Обратите внимание не создать единую экономику, а привести в равновесие. Кроме того, любой союз - это набор компромиссов. Для того, чтобы эти компромиссы устраивали государства-участников, на это нужно время. Переговорный процесс даже в тройке идет по каждой отрасли или товару. Посмотрите, мы обсуждаем с Киргизией вопрос о ее вступления уже не первый год, но пока не приняли даже дорожную карту ее подготовки к вступлению. Потому что много чувствительных товаров, нужно каким-то образом компенсировать частичное сокращение занятости населения на крупнейших базарах страны и т.п. И это, если учитывать, что более 60% киргизских товаров идут на рынки Казахстана и России.

Как вы относитесь к заявлению, допустим Южной Кореи о том, что она тоже находится на Евразийском континенте и соответственно, также может претендовать на вступление в ТС и ЕЭП? Не дискредитирует ли это саму идею интеграции?

Нужно смотреть то, чего хотят те или иные страны. Если мы проведем анализ выступлений политических лидеров и экономистов Индии и Турции, о намерении которых вступить в Таможенный союз одно время много говорилось и писалось в СМИ, то они говорят не таможенном союзе или еще шире об экономическом союзе, а о Зоне свободной торговли с Таможенным союзом Белоруссии, Казахстана и России. А это совсем другой формат сотрудничества. Но пока документов, подтверждающих их действия в этом направлении, от правительств этих стран не поступало. То же самое и с Южной Кореей. Никаких официальных документов о намерении вступить в ТС нет. Как нет и предложений корейской стороны, в каком формате она хотела бы сотрудничать с нашим интеграционным объединением, тем более, нет. Такие переговоры на официальном уровне ведутся только с Вьетнамом.