В пятницу 24 мая 2013 года в Сочи прошли переговоры президента РФ Владимира Путина с президентом Сербии Томиславом Николичем. Это была третья личная встреча Путина и Николича. В 2012 году президент Сербии уже дважды посещал Россию, также лидеры двух стран неоднократно общались по телефону по текущим политическим проблемам.

Главным итогом сочинских переговоров стало подписание декларации о стратегическом партнерстве РФ и Сербии. Означенное соглашение достигнуто на фоне настойчивых попыток Белграда начать переговорный процесс с Европейским Союзом о вступлении в это политическое объединение. Для реализации европейского вектора сербское руководство пошло на беспрецедентные меры по отказу от суверенитета над частью своей территории, имеющей для Сербии культурно-историческое значение. Подписание декларации о стратегическом сотрудничестве с Россией последовало спустя месяц после признания Белградом независимости Косова. В результате этого Сербия признала итоги военной агрессии блока НАТО против себя.

В подписанной декларации провозглашается установление между Россией и Сербией "отношений стратегического партнерства, которые охватывают все сферы взаимодействия, включая политику, торговлю, экономику, культуру, науку, технику и образование". Стратегическое партнерство между двумя странами предусматривает политическую координацию по вопросам двусторонних, региональных и международных отношений, укрепление всеобщего мира и безопасности, совместную работу в рамках ООН и взаимодействие в рамках других международных форматов, борьбу с распространением оружия массового уничтожения и другими вызовами глобального характера. Сочинский документ имеет именно декларативный характер, определяющий общее видение некоторых проблем мирового порядка, включая поддержку полицентричности и принципа "равной безопасности", отстаивание прерогатив ООН. "Сегодня великий день для Сербии. Сербия официально оформила свое вековое братство с Россией", - заявил президент Сербии Томислав Николич по случаю подписания декларации. Путин полагает, что "подписав декларацию о стратегическом партнерстве, мы заявили о готовности России и Сербии выйти на качественно новый уровень сотрудничества".

Итак, Сербия весной 2013 провозгласила одновременно две стратегические линии своей политики, которые при практическом их осуществлении должны исключать одна другую. Следовательно, одна из них носит чисто декларативный или риторический характер. "Важно то, что Сербия, конечно, союзник России... Мы в военном отношении нейтральная страна, которая не входит или участвует в каком-либо альянсе. И то, что я считаю очень важным, является то, что Россия всегда может рассчитывать на Сербию, как на своего друга", - заявил участвовавший в переговорах в Сочи сербский вице-премьер Александр Вучич "Голосу России" после подписания Декларации. По словам сербского вице-премьера, Сербия развивает свои отношения с Россией на рациональной и прагматичной основе". Вучич заявил, что Сербия хочет максимально возможного сотрудничества с Россией, и добавил, что официальных лиц России никогда не беспокоил европейский путь Сербии. Итак, в трактовке Вучича, Сербия и союзник России, и нейтральная страна, а России вообще не касается проблема интеграции Сербии в Европу. Это и есть прагматическая и рациональная основа, хотя, отметим мы, высказывание сербского премьера явно нелогично. При провозглашенной в Белграде сбалансированной политике между двумя векторами - российским, и вектором, ориентированным на Европейский Союз, за минувший год выявилось очевидное предпочтение в отношении политики Брюсселя.

В этой связи весьма характерно то, что проблема Косова совсем не была затронута в сочинской декларации о стратегическом партнерстве. Явный признак того, что эта проблема носит деликатный характер в двухсторонних отношениях. В преддверии визита Николича в Москву посол РФ в Белграде Александр Чепурин в интервью сербскому изданию "Данас" озвучил позицию российского МИДа по Косово. Вот основные ее положения. Россия последовательно исходит из того, что косовская проблема может быть решена на основании резолюции ООН 1244. Резолюция Совета Безопасности ООН 1244 остается международно-правовой основой для регулирования. Речь не может идти о признании Косово в качестве суверенного государства. Принимая брюссельские решения, сербское руководство в полной мере должно осознавать свою историческую ответственность перед Сербией и сербским народом. Важно, чтобы сами сербы достигли внутреннего консенсуса по проблеме, для чего имеются соответствующие механизмы. Спешка в решении косовской проблемы не нужна. Брюссельские решения, осуществленные под внешним давлением и без зримого консенсуса среди сербов, в будущем принесут большие проблемы. Однако российский посол в Белграде вынужден был признать: "Нравится нам эта сделка или не нравится - это вопрос политической целесообразности. Мы поддерживаем то соглашение, когда оно максимально учитывает законные интересы Сербии и сербов в Косово, для того, чтобы избежать серьезных последствий для будущей сербской государственности". Поэтому в ответ на недавнюю просьбу четырех сербских муниципалитетов на севере Косово к России "помочь правительству Сербии, чтобы переговоры по статусу Косово приходили под эгидой Совета Безопасности ООН" российская дипломатия ответила устами Чепурина: "Инициирование подобного рода вопросов является обязанностью сербских властей". В апреле 2013 года в российских СМИ уже прозвучало мнение, что при решении косовской проблемы русские не могут быть бóльшими "сербами", чем сами сербы.

"Подписание соглашения и осуществление согласования в интересах обеих сторон будет способствовать миру и стабильности во всем регионе", - сказал Николич, добавив: "Поддержка России в решении проблем Косово и Метохии для нас весьма важна, особенно российская позиция о том, что то, что хорошо для Сербии, хорошо и для России". Чуть ранее Владимир Путин на пресс конференции в Сочи утверждал: "И, конечно, поддерживаем наших сербских друзей, ведущих непростые переговоры с косоварами при посредничестве ЕС и Брюсселя". Как раз в день подписания сочинской декларации правительство Косово приняло план реализации Брюссельского соглашения с Сербией по Косово. Премьер-министр Косово Хашим Тачи заявил, что он ожидает реализацию этого плана в течение следующих шести месяцев.

Подписавший сочинскую декларацию сербский президент Николич проделал завидную эволюцию за минувший год: от заявленного предвыборного обещания, что власти Сербии под его руководством никогда не признают суверенитета Косово (май 2012 года), через завуалированное признание возможности раздела Косово (июль 2012 года), до признания Косово де-факто (февраль 2013 года). Прогнозы российских экспертов, что новый сербский президент из-за жесткой позиции Брюсселя займет более пророссийскую позицию не оправдались. Оперативное консультирование Томислава Николича по политическим вопросам осуществляют теневые советники - американские дипломаты Уильям Монтгомер и Кэмерон Мантер.

Еще до встречи в Сочи президент Сербии высказался в том смысле, что сочинское соглашение будет иметь положительное влияние, в первую очередь, на экономическое сотрудничество между Сербией и Россией и даст толчок инвестициям российских компаний в экономику Сербии. "Одним из наших приоритетов является экономическое сотрудничество между Сербией и Россией, основанное на близости языка, религии, культуры и истории", - заявил Николич перед визитом в Москву.

В подписании сочинской декларации сербы видят реальное ее содержание в области развития экономического сотрудничества и торговли. Они заинтересованы в получении доступа на российский рынок своих товаров. Речь идет, в первую очередь, о продовольствии. Не ясно, как может быть увеличено присутствие российских инвесторов в Сербии, поскольку все "интересные" объекты в этой стране уже приватизированы. Президенты двух стран на совместной пресс-конференции после встречи объявили о продолжении работы по совместным инвестиционным проектам, которые были начаты, особенно в энергетическом секторе. Крупнейшие российские инвесторы представлены в Сербии компаниями "Газпром" и "Лукойл". С 2009 года "Газпром" инвестировал в частично приобретенную им сербскую нефтегазовую компанию более 1,5 миллиарда евро. В январе 2013 года подписано соглашение о выделении Россией Сербии государственного целевого кредита на сумму 800 миллионов долларов на строительство и обновление железнодорожных магистралей.

Проект строительства по территории Сербии газопровода "Южный поток" в феврале этого года приобрел статус национального проекта и получил законодательную основу в Сербии. Одновременно новое руководство Сербии в лице вице-премьера Александра Вучича под предлогом борьбы с коррупцией инициировало кампанию против сербского партнера "Газпрома" по осуществлению проекта "Южный поток". "Газпром" и сербская государственная компания "Сербиягаз" создали совместную компанию, в которой российский газовый монополист получил контрольный пакет акций. Отдельные сербские политики и экономисты критикуют это решение. Они утверждают, что в результате этого Сербия полностью потеряла контроль как над своими газовыми мощностями, так и над распределением газа внутри страны. В апреле 2013 года Россия выразила намерение полностью оплатить строительство сербского участка газопровода "Южный поток", которое обойдется в €1,7 млрд.

Помимо инвестиций в развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, особый интерес для Сербии имеет торговля с выходом на российский рынок. "Особые перспективы имеет область сельского хозяйства, имея в виду потребности и масштабы российского рынка", - отметил Николич на пресс-конференции в Сочи. И, хотя Сербия подписала соглашение о свободной торговле с Россией, согласно которому почти 90% продукции подлежит беспошлинному режиму экспорта, сербские производители недостаточно использовали эти льготы из-за состояния местной промышленности. По итогам 2012 года взаимный товарооборот сократился. Отмечено, что льготой для Сербии стали пользоваться иностранные инвесторы, открывшие в Сербии производства, специально ориентированные на льготный экспорт своей продукцию в РФ.

Отметим важнейшее обстоятельство: исторически дисбалансом активной политики России на Балканах было незначительное экономическое присутствие нашей страны в этом регионе. Строительство "Южного потока", реализация энергетических проектов, казалось, частично изменяет классическую ситуацию. Россия обозначает свое экономическое присутствие на Балканах и в Сербии, в частности. Однако теперь отсутствие четкой политической линии Москвы по отношению к ЕС не позволяет возникшее экономическое присутствие реализовать в полной мере. Европейская комиссия собирается настаивать на том, что "Южный поток" должен подчиняться правилам принятого ею третьего энергетического пакета. Речь, помимо прочего, теперь в экспертных кругах идет и о Сербии, раз эта страна избрала для себя европейский вектор политического и экономического развития. Строящийся газопровод станет частью европейской сети, по ней может пойти газ любого другого поставщика, - рассуждают они. "Газпром" построит, создаст совместное предприятие, предвкушают в Европе, которое затем будет вынуждено отдать операторские функции какой-то независимой компании. Независимый оператор этой сети в будущем не будет подчиняться "Газпрому". Кроме того, на пограничных переходах будет организована техническая возможность реверса газа. Таким образом, Сербия получит от Москвы инвестиции в создание газораспределительной и газотранзитной сети на своей территории, инфраструктуру, которая затем станет частью европейской. И в этом экономическая составляющая политического выбора Сербии в пользу членства в ЕС.

Не оправдываются, как показывают последние события, и политические ожидания Москвы в связи с предоставлением Россией Сербии миллиардного кредита на развитие "инфраструктурных проектов" В конечном итоге, оказалось, что Сербия совершенствует свою инфраструктуру на льготные государственные кредиты России для Германии. Вряд ли можно признать оправданным и статус беспошлинной торговли, предоставленный Сербии. Если ранее его можно было рассматривать, как помощь братской стране, страдающей от результатов агрессии и былых экономических санкций против нее, то в условиях начала переговоров Сербии о вступлении в ЕС льготный статус по отношению к Сербии теряет свой смысл и должен быть прекращен.

Как бы там ни было, но главным испытанием сочинской декларации в ближайшие два-три года должно стать отношение сербского руководство к осуществлению проекта "Южный поток" на территории Сербии. От позитивного отношения Белграда к проекту должны зависеть прочие аспекты экономического сотрудничества Сербии и России.

Европейская редакция ИА REGNUM