США пытаются закрыть последнюю форточку Ирана — Армению
В истории с экстрадицией из Венгрии в Азербайджан и помилованием Рамиля Сафарова последние несколько дней прозвучало много эмоциональных заявлений, мнений и обвинений. Однако то ли из-за переполнявших общества и пишущую братию эмоций, то ли простого нежелания понять суть происшедшего, никто не попытался подобраться к истине и раскрыть ее. Некоторые вообще считали это случайностью, игнорируя тот факт, что после случайного непорочного зачатия Христа ничего в этом мире без причинно-следственных связей не происходит.
В связи с этим никто не обратился к небольшой детали во всей этой истории, поскольку она никак не вписывалась в логику надуманных мотивов и предпосылок происшедшего. Деталь эта небольшая, но является ключом к понимаю реального положения дел. «Горик Гургенович, зайдите после совещания ко мне в кабинет, у меня для вас есть особое поручение», — обратился президент Армении Серж Саргсян к главе Службы национальной безопасности Армении в ходе совещания, посвященного экстрадиции и помилованию Сафарова. Эта, казалось бы, случайно оброненная фраза, нашедшая место не только в официальном пресс-релизе, но и распространенная по телеканалам и интернету в виде видеоролика, наталкивает на вопрос — а кому был направлен месседж президента Армении?
Учитывая основные полномочия и географическую юрисдикцию Горика Акопяна очевидно, что месседж был направлен кому-то или ряду лиц внутри самой Армении. А содержание его было однозначным — глава государства будет следить как развивается эта тема внутри страны в определенных общественно-политических кругах. Одним словом, вы на прослушке, господа.
Становится очевидно, что вектор развития этой ситуации направлен не вовне, как о том утверждает экспертное сообщество, а внутрь самой Армении. Неважны здесь ни Венгрия, ни даже Азербайджан, ни карабахская тема, ни занимающаяся этой темой Минская группа ОБСЕ, ни ее страны-сопредседатели. Они конечно вовлечены в процесс, но цель находится внутри самой Армении.
Проанализируем кто стал инициатором этой многоходовой комбинации. Венгрию отметаем сразу. Ни деньги, ни энергоносители, ни перспективные коммуникации не стоили того, во что Венгрии и ее властям обходится эта история сейчас и обойдется в будущем. Тем более, что в Закавказье такие сильные внешние игроки, что Будапешта здесь и рядом не стояло. Учитывая, что Россия и Евросоюз (в том числе Франция) три дня не могли сформировать свои позиции и откликнулись лишь на 4-й день, очевидно, что для них эта история стала полным сюрпризом. Вашингтон отреагировал на экстрадицию и освобождение Сафарова буквально через 1,5-2 часа после появления информации. За это время спичрайтеры могли бы набросать текст, но обдумать позицию, оформить и согласовать ее со всеми соответствующими органами и лицами за это время было просто невозможно. Разве что речь могла идти о каком-либо кризисе мирового масштаба. Но тема не та. Очевидно, что США знали о том, что Сафаров будет экстрадирован и помилован, позиция была сформирована заранее.
Отсюда напрашивается вывод, Венгрия экстрадировала Сафарова и экстрадировала не по своей воле, потому что знала о печальных последствиях для ее имиджа, догадывалась о грядущих внутренних проблемах и прочее. А экстрадировала она Сафарова по принуждению. По чьему принуждению? По принуждению того, кто единственно знал об этом. По принуждению США.
Теперь рассмотрим, по-моему, уже очевидные вещи параллельно: цель этого акта направлена внутрь Армении, а само действие спровоцировано Вашингтоном. Чтобы понять причины происходящего необходимо обозначить конкретную цель внутри Армении. Здесь очевидностей становится меньше, поскольку потенциальных целей может быть несколько.
Во-первых, это провоцирование Еревана на признание Нагорно-Карабахской Республики, что нарушит сложивший статус-кво и позволит США форсировать карабахскую тему — при наличии новой войны или ее отсутствии добиться международного миротворческого мандата в Карабахе непосредственно на северной границе Ирана. 5 сентября в Ереване пройдет внеплановое заседание парламента, где в том числе будет обсуждаться проект закона «О признании Нагорно-Карабахской Республики», кстати предложенный оппозиционной партией «Наследие», лидер которого Раффи Ованисян откровенно тяготеет в сторону США.
Во-вторых, цель может заключаться в дестабилизации общественно-политической обстановки в Армении непосредственно перед неофициальным стартом президентской гонки (выборы — в марте 2013 года). С одной стороны эту тему можно раскрутить до общественного протеста к властям с целью снижения легитимности второго срока президентства Сержа Саргсяна (прецеденты в новейшей истории Армении были ), с другой можно контролировать и управлять уровнем ее напряженности, влияя на высшее руководство страны и до выборов. В частности, снизить ресурс принятия несогласованных с Вашингтоном решений между Ереваном и Москвой.
Вероятно, что все вышеописанное может преследоваться сразу. Причина заключается в необходимости закрытия последней форточки Ирана в виде единственного союзника России в Закавказье и единственного союзника Ирана вообще — Армении. Одно из последних неофициальных предупреждений США Армении — публикация Reuters от 21 августа с.г., где агентство намекает о нарушении Арменией финансовых санкций против Ирана. Центробанк РА и сами банки сделали попытки оправдаться от обвинений, но не в этом суть, суть в самом предупреждении.
В любом случае Сафаров на свободе в Баку, механизм многоходовой комбинации запущен и работает безотносительно к положению самого Сафарова. Его дальнейшая судьба мало кому интересна. Вопрос в том, насколько контрмеры руководства Армении станут эффективными в деле минимизации рисков этой ситуации. Пока что президент Армении доказал, что понимает глубину происходящего и намерен жестко пресекать ее развитие по заранее подготовленному сценарию, в разработке которого Ереван, естественно, не привлекался.
Рубен Грдзелян