ИА REGNUM публикует поступивший в редакцию доклад директора института истории, государства и права Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко Ильи Галинского на состоявшейся 21 мая в Приднестровье Бендерской международной научно-практической конференции, приуроченной к 200-летию подписания Бухарестского мирного договора.

Основания и перспективы интеграции Приднестровья в Россию

Сегодняшняя общественно-политическая ситуация в Республике Молдова далека от благодушия. Несмотря на почти 200-летнее нахождение в составе России, значительная часть современного молдовского общества геополитически явно ориентирована на Атлантическую Европу, а при определенном развитии внутриполитической обстановки, даже готова к объединению с Румынией. Разумеется, это не является результатом реально-объективного осмысления молдаванами своей идентификационной сущности и перспективы государственного развития, скорее, волевого навязывания молдавскому обществу правящим политическим классом соответствующих идеологических и политических предпочтений и геополитических ориентаций. Иначе говоря, реализуя свой "проевропейский" геостратегический курс, провозглашая вступление в Евросоюз в качестве национальной идеи Республики Молдова, господствующая ныне политическая элита готовит страну к евроинтеграции. И хотя большая часть молдовского общества, в первую очередь, люди старшего поколения и так называемые русскоязычные, пытаются этому противиться, отдавая предпочтение евразийской интеграции, их усилия, скорее всего, не смогут приостановить сползание Молдовы в объятия Евросоюза и НАТО.

Совершенно иная, зеркально противоположная, ситуация сложилась исторически в Приднестровье, которое на два десятка лет раньше, чем Бессарабия-Молдова, освободилось из под османского ига и вернулось в материнское ментальное поле России, не связанное как Молдова с Румынией национальными и языковыми комплексами и путами. Россия, российское государство всегда воспринималось жителями Приднестровья, как государство свое, как Отчизна, как Родина.

Приднестровье, собственно говоря, никогда и не выходило из состава России, а затем Советского Союза. Созданная в 1924 году МАССР функционировала как составная часть СССР - Большого русского государства. Находясь с 1940 года в составе Молдавской союзной республики Приднестровье, прежде всего, оставалось русской, российской землей.

Образовав в 1990 году в силу жизненной необходимости приднестровское государство, жители Приднестровья защищали и спасали здесь, в первую очередь, "Русский мир": русский язык, российскую историю, русскую наднациональную духовную культуру, которые всегда считали ментально своими. В этой связи, особо хотелось бы акцентировать внимание на том, что приднестровское государство, было создано не за политико-географическими границами Советского Союза, не путем юридического выхода из его состава, как поступила, например, Молдова, а фактически как новая союзная республика в составе Большой России - тогдашнего Советского Союза. И если бы политическое руководство СССР в лице Михаила Горбачева прислушалось тогда к ясно выраженной воле населения Приднестровья, к содержавшимся в тысячах письмах приднестровцев призывах в его адрес о признании Республики де-юре частью Большой России, жители Приднестровья сегодня бы, спустя 22 года после акта самоопределения и 21 год после развала Советского Союза, комфортно проживали в сегодняшней России - своей исторической Родине, в привычной цивилизационной, культурной и языковой среде.

Все 22 года своего вынужденного раздельного с Россией проживания приднестровское государство и общество делали все для того, чтобы не просто сохранить здесь, в Приднестровье, "русский дух", "русскую ауру", российские культурные ценности и традиции. Они активно инициировали всевозможные шаги, для формального и неформального вхождения и включения приднестровского социума в политическое, экономическое, информационное и культурно-образовательное пространство Российской Федерации.

О силе желания и искренности приднестровцев, стремящихся вновь юридически стать составной частью Великой России, можно судить по впечатляющим результатам всенародного референдума 2006 года, на котором преобладающее большинство населения Республики высказалось за перспективное вхождение в состав Российской Федерации. В данном контексте небезынтересно будет отметить, что системно проводимые в Приднестровье социологические исследования показывают, что число его граждан, ориентирующихся на вхождение в состав российского государства, даже больше на несколько процентов, чем то, которое выступает за сугубо независимый статус Республики, как государства отдельного от России.

Крайне важно упомянуть и о том, что в Приднестровье на самом высоком уровне, при максимальной всенародной поддержке, была инициирована процедура адаптации и гармонизации Конституции и всего приднестровского законодательства к Конституции и законодательству Российской Федерации. Сразу же после провозглашения Приднестровского независимого государства, научно-образовательная система Республики была сориентирована на Россию, а позже, де-факто, и отчасти де-юре, стала составной частью российского научно-образовательного пространства. То же самое, в контексте проводимой адаптации и ориентации на интеграцию с Россией, во многом происходит и по другим направлениям, в других сферах общественной жизни Приднестровья. Иначе говоря, приднестровское общество и государство осознанно и целеустремленно создают объективные условия и предпосылки, для неизбежной интеграции, а точнее (именно так считает большинство приднестровцев) - реинтеграции в российское государственное поле.

Перспективы этой реинтеграции, на наш взгляд, имеют два аспекта: внутренний и международный. Внутренний, который отчасти мы уже затронули, имеет очень мощный консолидированный потенциал. В самое последнее время, с приходом новой политической команды президента Евгения Шевчука, интеграционная ориентация Приднестровья на Россию, Евразийский Союз только усилилась. Выступая по этому поводу, он подчеркнул, что "Евразийский экономический союз открывает для Приднестровья колоссальные возможности".

Руководством Республики также рассматриваются возможные варианты вхождения Приднестровья в российскую рублевую зону; поиск механизмов, которые позволили бы замкнуть приднестровский экономический потенциал, в основном, на российские общественно-государственные потребности; варианты использования выгодного геополитического положения Приднестровья в русле реализации, жизненно важных для России, национальных интересов. Об этом, кстати, довольно предметно говориться в тексте Указа президента России Владимира Путина "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации".

Международный аспект, который является более проблемным и непредсказуемым, включает в себя два видимых и относительно самостоятельных ресурса. В первую очередь, речь идет о стратегии и тактике политического поведения, в том числе, в отношении Приднестровья со стороны Республики Молдова и ее западных союзников, прежде всего Евросоюза, США, ОБСЕ. Анализируя и оценивая политическое поведение, а также сделанные данными акторами публичные заявления, мы с большой долей вероятности можем говорить об известной безальтернативности избранной Молдовой геополитической ориентации, ее сверхусилий по вхождению в Европейское сообщество (при неизбежном тогда фактическом объединении с Румынией), стремления Молдовы к участию в большинстве программ и проектов НАТО, при формальном нейтралитете.

В отношении Приднестровья этими фигурантами в последнее время избрана маскирующая тактика умиротворения, убаюкивания и лишения бдительности населения и политической элиты Республики, в целях постепенного включения ее в состав Молдовы на птичьих правах автономии. Громкие же заявления, подобные, например, этому - "восстановление территориальной целости Республики Молдова должно осуществляться в целях обеспечения благоприятных условий для всестороннего, гармоничного и свободного развития каждого отдельного гражданина, общества и государства" - иначе как профанацией и не назовешь.

Просчитывая все эти нюансы и скрытые от глаз политические капканы, приднестровцам, конечно же, нет никакого смысла ориентироваться в любой форме на нечто государственное общее с Молдовой. Время надежд, связанное с реализацией Меморандума 1992 года "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" безвозвратно осталось в прошлом.

Видя, что приднестровцы, как, кстати говоря, и значительная часть жителей Молдовы, отвергают унионистский государственный проект, проект интеграции с Румынией, западные политики, аналитики и политтехнологи в самое последнее время, в тактических целях, начали демонстративно, якобы, отказываться от этой политики. Так, например, эксперты Румынского Центра европейских политик предлагают румынским властям временно заявить о поддержке молдовской государственности, для того чтобы создать в этом регионе противовес России, внешне ослабить румынизацию Молдовы, дабы не поляризовать общество и не пугать Приднестровье. Однако, совершенно очевидно, что это чистой воды политическая разводка, попытка обмана с использованием латентной маскирующей тактики. Вспомним в этой связи, хотя бы, недавние откровения президента Румынии Траяна Бэсеску, заявившего, что в самое ближайшее время Румыния должна довести количество ежегодно поступающих жителей Молдовы в учебные заведения Румынии до 10 тысяч человек.

Разумеется, интеграционная политика Приднестровья ориентированная на Россию, не может реализовываться без политической поддержки и согласия ее высшего руководства. В этой связи необходимо заметить что, не отвергая настойчивое стремление населения Приднестровья интегрироваться в состав России, политическое руководство Российской Федерации до самого последнего времени, скажем так, держало "в уме" вариант переориентации всей Молдовы (то есть, вместе с Приднестровьем) на российский вектор, как более предпочтительный.

Вместе с тем, в связи с недавним перераспределением властных полномочий в российском государстве, формированием новой политической команды Владимира Путина, переосмыслением и перезагрузкой российской внешней политики, на приднестровском направлении происходят явные подвижки в сторону оптимизации в Приднестровье российского политического, экономического, гуманитарного и даже военного присутствия. И, соответственно, резко возрастают интеграционные российские перспективы Приднестровской Молдавской Республики. Особенно рельефно это проявилось в период официального визита в Приднестровье вице-премьера России, специального представителя президента Российской Федерации по Приднестровью Дмитрия Рогозина.

Таким образом, мы можем констатировать, что видимое изменение тональности в стратегии и тактике российской внешней политики в отношении Приднестровья, четкое позиционирование Россией Приднестровья как политического, государственного субъекта; наполненный большим, позитивным для Республики содержательным потенциалом, визит Дмитрия Рогозина; откровенное выступление в Тирасполе на круглом столе, посвященном 15-летию Меморандума 1997 года, специального представителя РФ по приднестровскому урегулированию Сергея Губарева, и другие явные демонстрационные проявления новой стратегии России на молдавско-приднестровском политическом поле, вселяют в приднестровцев известную уверенность в возможности реализации избранного ими курса на всеобъемлющую интеграцию с Матерью-Родиной-Россией.