Этнобизнес и уроки для Латвии, Эстонии и России: Венгрия за неделю
В прошлое воскресенье 9 января в Венгрии состоялись выборы самоуправлений национальных меньшинств. Государственная политика в Венгрии по отношению к национальным меньшинствам проводится на основании принятого в 1993 г. венгерским парламентом закона о национальных и этнических меньшинствах.
В качестве национальных меньшинств в Венгрии могут выступать признанные таковыми государством этнические сообщества. На сегодняшний день их 13. Перечислим в порядке официально заявленной численности по выборам самоуправлений национальных меньшинств 2006 г.: цыгане (246.728), немцы (130.301), хорваты (29.731), словаки (24.329), поляки (9.690), румыны (9.427), армяне (6.477), русины (6.364), греки (5.422), сербы (4.840), болгары (3.342) словенцы (2.624), украинцы (1.722).
Численность национальных меньшинств расходится с показателями проводимых в Венгрии переписей населения. Приведем для сравнения результаты по ближайшей переписи 2001 г.: цыгане (190.046), немцы (62.233), хорваты (15.620), словаки (17.693), поляки (2.962), румыны (7.995), армяне (620), русины (1.098), греки (2.509), сербы (3.816), болгары (1.358) словенцы (3.040), украинцы (5.070).
Означенные расхождения в численности связаны с тем фактом, что отдельные венгерские граждане при переписи скрывают свою национальную принадлежность. И, наоборот, для участия в культурно-национальной автономии ее показывают. О злоупотреблениях здесь мы расскажем отдельно.
Выборы в самоуправления национальных меньшинств проходят по трем уровням. 1. Местные самоуправления. В Венгрии со времен Королевства существуют немецкие, хорватские, русинские, сербские и т. д. деревни. Кроме того, на этом уровне самоуправления могут создаваться в местах относительно компактного проживания меньшинств в поселениях. Здесь хороший пример дает венгерское цыганство, живущее в поселениях с различной степенью концентрации по всей стране. Представители этнических меньшинств могут проживать и в рассеянии в больших городах. В частности, в Будапеште самоуправления национальных меньшинств создаются по отдельным районам города, каковых 23. По итогам прошедших выборов стало известно, что 11 национальных меньшинств смогут создать свои самоуправления в Будапеште.
2. Самоуправления областного уровня.
3. Общенациональные самоуправления.
В голосовании участвуют заранее заявленные меньшинствами выборщики. Отдельные организации этнических меньшинств могут соревноваться между собой за голоса выборщиков, и выборы идут по листам. В целом, существующая система выборов благоприятствует представителям меньшинств, проживающим в городах.
В задачу местных самоуправлений меньшинств входит: сохранение этнических традиций и обычаев, определение дней местных национальных праздников, поддержка собственных средств массовой информации, образование на родном языке, поддержка подачи заявок на различного рода финансирование, стипендии и гранты.
В задачу общенационального самоуправления входит: определение дней праздников национальных меньшинств для всей страны, поддержка собственных театров, музеев, библиотек, научных и художественных институтов, издательств, образовательных учреждений среднего и высшего уровней, оказание юридической помощи. К важнейшему здесь относится право общенационального самоуправления отклонять или утверждать законы и постановления, в том числе парламента, касающиеся памятников и образования.
На соответствующих уровнях самоуправления национальных меньшинств взаимодействуют с государственными органами страны и муниципалитетами.
Венгерское государство осуществляет бюджетное финансирование деятельности самоуправлений национальных меньшинств пропорционально их заявленной численности.
Выборы 2011 г. в самоуправления национальных меньшинств в Венгрии прошли по 1 577 избирательным участкам. В выборах участвовало 9 018 выборщиков из заявленных 9168. Таким образом, выборщики проявили большую ответственность при участии в голосовании, продемонстрировав явку в 98%!
Каждый отдельный выборщик голосовал по областным и общенациональным выборам одним листом. Лист вкладывался в конверт и запечатывался представителем выборной комиссии в присутствии выборщика. Конверты бросались в урны. После голосования урны открывались, но конверты не распечатывались, а в таком виде доставлялись из избирательного участка в территориальную выборную комиссию для определения итогов голосования. Подсчеты результатов проводились в понедельник. После этого сведения во вторник были переправлены в Центральную избирательную комиссию для определения итогового результата по общенациональному листу. На этом уровне результаты были определены в среду.
Далее дадим итоги выборов в наиболее важное в политическом плане общенациональное самоуправление этнических меньшинств. Количество представителей самоуправления пропорционально заявленной численности национального меньшинства. Название национальных культурных организаций приводятся в скобках в оригинале.
- цыгане, 53 представителя, из них 37 получил Лунго Дром, а 16 Форум венгерских цыган (Lungo Drom; Magyarországi Cigányok Országos Fóruma);
- немцы, 37 представителей, все мандаты получило Общество союза немецких самоуправлений Северной Венгрии (Észak-Magyarországi Német Önkormányzatok Szövetsége Egyesület);
- словаки, 29 представителей, из них 15 у Венгерского союза словацких организаций, 14 у выступавших одним листом Организации для общей пользы Венгерского словацкого союза, Общество словаков Пилиши и регионального культурного центра, Организации словаков Южного Алфёлда (Magyarországi Szlovák Szervezetek Uniója, Magyarországi Szlovákok Szövetsége Közhasznú Szervezet - Pilisi Szlovákok Egyesülete és Regionális Kulturális Központja - Dél-Alföldi Szlovákok Szervezete);
- хорваты, 29 представителей, все мандаты получил Союз венгерских хорватов (Magyarországi Horvátok Szövetsége);
- румыны, 25 представителей, из них 11 мандатов у Венгерского общества представительства интересов румын, 10 у Культурного союза венгерских румын, 4 у Будапештского румынского общества (Magyarországi Románok Országos Érdekképviseleti Egyesülete, Magyarországi Románok Kulturális Szövetsége, Budapesti Román Egyesület);
- русины, 25 представителей, из них 12 мандатов у Венгерского союза русинов, 7 у Солидарности русинского меньшинства, 6 у соединенного сообщества: Общества солидарности для общей пользы русинского меньшинства, Русинского культурного общества - Русинского интеллектуального общества им. Антала Ходинки (Magyarországi Ruszinok (Rutének) Országos Szövetsége, Rukisösz, Ruszin Kisebbségi Összefogás Közhasznú Egyesület, Ruszin Kulturális Egyesület - Hodinka Antal Országos Ruszin Értelmiségi Egyesület);
- греки, 21 представитель, из них Культурное общество греков 11, а Общество греческой молодежи 10 (Magyarországi Görögök Kulturális Egyesület, Görög Ifjúsági Egyesület);
- поляки, 21 представитель, 16 получило Венгерское культурное общество поляков им. Юзефа Бема, а 5 Венгерское общество польских католиков святого Адальберта (Magyarországi Bem József Lengyel Kulturális Egyesület, Magyarországi Lengyel Katolikusok Szent Adalbert Egyesülete);
- болгары, 21 представитель, все мандаты получило Венгерское болгарское общество (Magyarországi Bolgárok Egyesület);
- сербы, 21 представитель, из них 15 у Сегедского местного сербского сообщества, 6 у Общества сербский форум (Szegedi Helyi Szerb Közösség, Srpski Forum Egyesület);
- армяне, 21 представитель, из них 3 мандата у Общества культуры армянского народа, 4 у Киликийского культурного общества, 2 у Общества друзей армянской культуры Эржебетвароша, 5 у Венгерского армянского общества Спюрк, 7 у Культурного общества армян трансильванского происхождения (Arménia Népe Kulturális Egyesület, Kilikia Kulturális Egyesület, Örmény Kultúra Barátainak Erzsébetvárosi Egyesülete, Magyarországi Örmény Spjurk Egyesület, Erdélyi Örmény Gyökerek Kulturális Egyesület);
- украинцы, 21 представитель, из них 13 мандатов у Венгерского украинского общества, 8 у Венгерского общества защиты украинских традиций Киевская Русь (Kijevi Rusz Magyarországi Ukrán Hagyományőrző Egyesület);
- словенцы, 15 представителей, все мандаты у Союза венгерских словенцев (Magyarországi Szlovének Szövetsége).
Теперь несколько комментариев по венгерской политике по отношению к собственным национальным меньшинствам и итогам прошедших выборов самоуправлений меньшинств в Венгрии.
Отметим сразу, что большому количеству организаций меньшинств не удалось выйти на общенациональный уровень. Так что конкуренция на выборах за голоса выборщиков часто носила реальный характер. Главной проблемой сформированных по результатам январских выборов самоуправлений меньшинств станет сокращение их бюджетного финансирования. Так, сразу по прошествии дня голосования, Венгерское информационное агентство MTI распространило известие о сокращении финансирования самоуправлений национальных меньшинств в столице страны городе Будапеште на 70%.
Выборы выявили ряд злоупотреблений. Вот одно из типичных. В деревне N где-нибудь в венгерском Алфёльде возникает инициативная группа из Х числа "друзей". Эти "приятели" записывают в меньшинство Y "своих" и для сохранения собственного контроля над будущим самоуправлением не записывают в меньшинство Z "не своих" жителей этой самой деревни. Другим злоупотреблением является присвоение себе чужой этнической принадлежности. Так, выяснилось, что в Восточной Венгрии довольно частой стала самозапись себя в качестве "украинцев" закарпатских венгров и тамошних цыган, переселившихся в Венгрию из Закарпатской области Украины. Очевидно, что выборы в самоуправления меньшинств позволяют "инициативным" людям чаще всего из-за карьерных и корыстных побуждений "с заднего двора" попадать на уровень местной муниципальной власти. В Мишкольце даже одна такая "фантомная группа" вышибла из самоуправления меньшинства подлинных представителей этого самого национального меньшинства. Часто "этнобизнес" связан еще и с тем, что вокруг самоуправлений, особенно в районах Будапешта, до последнего времени крутились хорошие деньги.
Далее, отметим тот факт, что самое влиятельное этническое меньшинство в Венгрии - еврейское, не имеет признанный государственный статус. В венгерском еврействе лидирующее положение занимают пештские евреи. Об их уровне говорит один тот факт, что знаменитый американский финансист и "филантроп" Джордж Сорос (на самом деле Шорош Дёрдь, он же Шварц), родился и получил воспитание в пештской еврейской семье. В 2005-2006 гг. Общество за венгерское еврейское меньшинство попыталось без всякого успеха собрать 1000 подписей для подачи петиции для признания официального статуса меньшинства за евреями. Очевидно, что венгерскому еврейству с его влиянием и связями он оказался сейчас не нужен. До последнего времени интересы венгерского еврейства непрямо в политике Венгрии представляла либеральная партия Союз свободных демократов (SZDSZ).
Следующим по значению мы назвали бы немецкое национальное меньшинство. Оно продолжает сплоченно существовать несмотря на сознательно выбранную венгерскими немцами еще в ХIХ веке ассимиляцию в господствующий этнос. Позиции венгерских немцев были существенно подорваны во время II Мировой войны. Несмотря на это, последующая поддержка Германией своего меньшинства в Венгрии сыграла существенную роль в его сохранении и укреплении. Немалое значение здесь имело то обстоятельство, что во время разделения Германии именно Венгрия оставалась неофициальным местом встреч разделенных Берлинской стеной немецких семей. Это обеспечивало должное внимание кадаровской Венгрии, как со стороны ГДР, так и ФРГ. Поэтому и в то время культурная политика по отношению к своим соотечественникам в Венгрии велась немцами из двух Германий без шума и солидно. После 1990 г. главенствующие позиции в экономике Венгрии заняли транснациональные корпорации и банки, имеющие базовые структуры в Германии. Особенно речь идет о предприятиях, связанных с автомобильной промышленностью. Последние 20 лет при подборе менеджмента на немецких мульти (транснациональных корпорациях) и в банки какое-то предпочтение отдается местным фолькс-дойче. Это не повсеместное явление, но это есть. По существу, мы сталкиваемся со скрытой формой поддержки Германией своих соотечественников в Венгрии.
Интересную роль играет незначительное польское меньшинство и его культурные организации в Венгрии. Это человеческая основа для реально существующей исторической симпатии между венгерским и польским народами под лозунгом "поляки и венгры братья вовек". В нужные моменты польские организации всегда выполняют роль моста между двумя странами.
Что касается России, то она при желании в своей политике в Венгрии могла бы искать помощи со стороны русинов и их культурных организаций. Русины в Венгрии внешне мадьяризированы, по именам, фамилиям практически ничем не отличаются от венгров. Но в сознании их культурные представители сохраняют глубокую симпатию, интерес и преданность России. Конечно, русины в Венгрии не обладают никаким экономическим и политическим влиянием. Это факт. Но они могли бы помочь русским ориентироваться в незнакомом экономическом, политическом и культурном поле чужой страны.
Теперь о цыганах. Существует известная напряженность между венграми и цыганами, особенно в северо-восточных областях страны. Сейчас в Венгрии идет очередной процесс над цыганами-погромщиками. К марту готовится суд над венграми, которые совершали насилия против цыган. Но для правительства очевидно, что одним государственным насилием решить здесь проблему нельзя. Положение усугубляется демографией. Из общенациональной венгерской проблема интеграции цыганского меньшинства в последние годы вышла уже на уровень Европейского Союза. Речь пошла о выработке целого европлана, т. н. "Рома-стратегии". О ней постоянно ведет речь нынешний венгерский премьер-министр Виктор Орбан.
Что касается прошедших выборов самоуправлений национальных меньшинств, то большим успехом фидесистов является то, что на них победу в общенациональном списке одержало ориентирующееся на Фидес общественно-культурное движение цыган в Венгрии под названием "Лунго дром". Занимавшее до этого главенствующие позиции в цыганском самоуправлении Венгерский цыганский форум (MCF) потерпел поражение. Его председатель и глава прежнего Общенационального самоуправления цыган (Országos Cigány Önkormányzat - OCÖ) Орбан Коломпар (Kolompár Orbán) находится в настоящее время под судом. Процесс идет сразу по трем эпизодам хищения Коломпаром и его подручными по самоуправлению бюджетных средств и денег, выделенных венгерскому цыганству из фондов Европейского Союза. Дело в том, что на решение цыганской проблемы и Будапештом и Брюсселем выделялись и выделяются очень большие деньги. Оказалось, что они без всяких там умных схем беззастенчиво разворовывались руководством Общенационального цыганского самоуправления Венгрии. Суд идет уже с ноября 2009 г., сейчас планируется допросить дополнительно еще 130-150 свидетелей и экспертов. Сам Коломпар своей вины упрямо не признает. Ну, что ж, посмотрим, насколько честным будет возглавивший теперь общенациональное самоуправление цыган руководитель Лунго Дрома Флориан Фаркаш (Farkas Flórián), являющийся по совместительству еще и депутатом фракции Фидес венгерского парламента.
Ну, и в заключение о казусе. В 2005 г. 2381 человек попытался зарегистрировать себя в Венгрии в качестве этнического меньшинства под названием "гунны". Кризис современной цивилизации выражается в том, что ряд ее представителей пытаются уйти от проблем в разного рода виртуальные миры. В Венгрии заметным явлением культурной жизни является попытка отдельных индивидов вернуться в свободное от основного занятия время в цивилизацию кочевников. И вот они начинают читать "Сокровенное сказание монголов", ставить юрты, носить халаты, кататься на лошадях и стрелять из самодельных луков. Попытка новых "гуннов" зарегистрировать себя в качестве национального меньшинства была блокирована Венгерской Академией Наук, утверждавшей, что подобного национального меньшинства в действительности не существует.
Ну, и теперь уже, как серьезный итог.
1. Неплохо было бы эстонцам и латышам присмотреться к венгерскому закону 1993 г. о национальных меньшинствах. Они боятся допускать местных русских в сферы высокой политики. Ну, что ж, осуществление русской культурно-национальной автономии в этих странах можно делать по венгерскому лекалу на уровне местных самоуправлений. Подобная практика, осуществляемая, подчеркнем, на основе специального закона, позволила бы цивилизовать политику Эстонии и Латвии по отношению к своим национальным меньшинствам даже без предоставления гражданства их отдельным представителям.
2. Не пора ли русской эмиграции в Венгрии начать процесс для признания себя в качестве официального национального меньшинства? Для начала нужно собрать всего каких-то 1000 подписей для подачи петиции. Вот, кстати, реальное дело для представителя посольства Российской Федерации в Венгерской республике, занимающегося делами соотечественников. В случае признания русских (но не россиян!) этническим меньшинством в Венгрии их самоуправления по ситуации на сегодняшний день могут быть созданы во многих районах Будапешта и почти во всех областных центрах страны. Общенациональное самоуправление русских в Венгрии смогло бы стать официальным партнером для российской стороны в деле проведения политики по отношению к своим соотечественникам в этой стране. Самоуправление смогло бы на законных основаниях парализовать вялотекущий процесс разрушения в Венгрии памятников воинской славы Красной Армии и глумления над могилами ее павших солдат и офицеров. И потом, разве русским, постоянно проживающим в Венгрии, ее гражданам и негражданам, помешают субсидии из венгерского бюджета для собственной культурной политики в этой стране?
- РФ применит ядерное оружие в случае старта баллистических ракет противника
- Подростка, ударившего ногой в грудь девочку, так и не отчислили из школы
- Объявлены итоги международного хакатона по искусственному интеллекту
- Путин утвердил обновлённую ядерную доктрину России
- Россияне установили рекорд по сбору макулатуры