О внесенных в Государственную Думу поправках к закону о соотечественниках ИА REGNUM Новости побеседовали с председателем правления Института современного развития Игорем Юргенсом.

ИА REGNUM: Какие базовые принципы должны быть заложены в законодательство о соотечественниках?

Если человек считает себя связанным с Россией, если хочет быть российским соотечественником, то ему нельзя в этом препятствовать. Второе - если мы хотим оказать ему помощь, то необходим соответствующий инструментарий. Если российское государство хочет поддерживать диаспору, а затем кадрово подпитываться от нее, в том числе для осуществления модернизации, то тогда необходима система механизмов поддержания с соотечественниками хороших, добрых отношений. Чтобы они чувствовали, что Россия - это вторая Родина - Мать, которая всегда их ждет. Но как инструментально это сделать - это второй вопрос.

Ставить бюрократию, то есть проблему, как "обслуживать" соотечественников на первый план, а духовную идею - на второй, это, с моей точки зрения, нонсенс. Если мы не можем финансово помогать всем соотечественникам, мы не должны их лишать права быть таковыми. Разрабатывать критерии по принципу "ближе - дальше", "активный - пассивный", это из категории тех времен, которые, надеюсь, мы уже в истории нашей страны пережили.

ИА REGNUM: Развернувшаяся дискуссия вокруг поправок выявила шовинистические позиции, попытки хотя бы в риторике восстановить "пятый пункт". И обнажила проблему - Россия должна строить многонациональное государство или стремится к национальному, отсекая соотечественников, имеющих с формальной точки зрения титульное государство? Какую линию в этом направлении наше государство должно выбрать?

Разумеется, линию открытости для всех тех, кто считает, что Россия - его духовная, культурная, историческая Родина. Если мы Великая Держава, то по этому пути нам надо идти. Отмечу, что вводя дополнительные ограничения, мы будем отсекать успешных соотечественников, которые могли бы стать кадровым резервом модернизации.

ИА REGNUM: Вы первый обратили внимание на то, что подобная бюрократическая сегрегация ударяет по кадровому резерву модернизации. Может быть, МИД просто не видит этой перспективы?

Здесь я хотел бы вступиться за МИД. Сейчас эти поправки, после проведенных МИД консультаций с министерствами и ведомствами, являются позицией расширенного российского правительства. И нам как расширенному гражданскому обществу надо дать совет расширенному российскому правительству. Еще раз подчеркну, эти ограничения будут отпугивать успешных. Останутся же те, кто хочет от России что-то "урвать". Хорошо, что REGNUM ставит эти вопросы в медийной плоскости. К этой дискуссии можно было бы привлечь и "Русский мир", и соответствующие федеральные агентства по работе с соотечественниками, и спецпредставителя президента Михаила Швыдкого.