Киргизский эксперт: "Окружению Бакиева нужно создать внешнего врага"
Киргизский политолог Марс Сариев поделился с корреспондентом ИА REGNUM Новости своим видением политической ситуации в Киргизии.
ИА REGNUM Новости: Как вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию в Киргизии? Насколько сейчас активна оппозиция?
Киргизская оппозиция сейчас "в полном ауте". Единственное оппозиционное мнение высказывает Омурбек Текебаев, лидер партии "Ата-Мекен". Популярность оппозиции практически на нуле. И, как говорит Текебаев, она уже не является той силой, которая ведет, она только подхватывает недовольство населения. Да и сама оппозиция уже чувствует, что потеряла опору у людей. Можно сказать, что системной, организованной оппозиции нет вовсе. Все очень технично, мобильно моделируется, структурируется Белым домом, в частности Секретариатом. Оппозиция находится в поле игры Секретариата, и все, что сейчас происходит с тарифами, и вообще вся политика делается социальными проектировщиками методом проектирования и программирования. Поэтому в Киргизии уже второй год не наблюдается естественных процессов.
ИА REGNUM Новости: Ради чего, на ваш взгляд, идет игра?
Во-первых, президентский срок пройдет быстро, а действующая власть хочет основательно удержаться у власти и остаться с ней навсегда. Во-вторых, к этому времени надо так сформировать киргизскую элиту, чтобы не появилась настоящая оппозиция, не произошла ее смена, чтобы сделать все процессы управляемыми, моделируемыми. В какой-то степени данная схема аналогична той, которая наблюдается в России с партией власти.
ИА REGNUM Новости: Насколько вероятно повторение революционных событий 2005 года?
Я думаю, что вероятность этого почти нулевая. У Акаева в 2005 году не было такой аналитической группы, которая бы могла оперативно реагировать и, самое главное, конструировать ситуацию. Акаев владел аналитиками, которые отслеживали процессы и пытались их купировать, а нынешние аналитические группы сами конструируют реальность и сами создают мини-катаклизмы, управляемые кризисы и так далее. А это совершенно иной политтехнологический уровень. И пока не видно групп, которые могли бы противопоставить действующей власти такие же технологии. Здесь, как известно, может влиять и внешний фактор. В организации революции 2005 года немалую роль сыграл именно внешний фактор. Я думаю, что в Киргизии вообще что-то может происходить только тогда, когда вмешиваются внешние силы. Внутри слишком маленький ресурс.
Как бы это ни казалось парадоксально, но в первую очередь Бакиев, а потом и его окружение понимают, что оппозиция нужна, потому что отсутствие оппозиции приводит к тому, что у двух основных групп влияния возрастают противоречия друг с другом. А когда появляется системная, сильная оппозиция, то эти группы объединяются. Им нужно создать внешнего врага. Сейчас фактически власть искусственно выращивает управляемую оппозицию. Заметно, что все оппозиционеры выбиты, остался один Текебаев, потому что если убрать и его, то начнется битва внутри самого клана. Поэтому, повторяю, Бакиеву абсолютно не выгодно, чтобы оппозиции не было. Я думаю, что оппозиция выращивается на различных уровнях: наблюдаются националистические высказывания, которые не купируются. Сейчас будет социальный протест, который направится на часть элиты, оставшейся еще после Акаева, и которую надо будет сменить. Таким образом произойдет смена элит, не устраивающая Бакиева.
ИА REGNUM Новости: Кто, на ваш взгляд, может вмешаться в ситуацию: арабы, США, Россия, Китай или кто-то еще? Сейчас в ситуацию могут вмешаться и арабы, и Америка, может и Россия. США волнует вопрос базы. Если возникнет какая-то угроза для базы или тех проектов, которые американцы здесь проводят, то тогда США вмешаются.
В Киргизии сейчас возрастает роль ислама, и фактически идет тихая экспансия, в некоторых сельских управах и горсоветах уже очень много людей, которые симпатизируют исламу, на юге даже поддерживают проникновение Хизб ут-Тахрира, и основная масса населения в виду социальной несправедливости, которая сейчас творится - безработица и нищета, - находят отдушину в исламе. Гастарбайтеры, возвращающиеся из России, тоже приезжают более исламизированные, потому что в России они находят поддержку только в мечетях. В прессе периодически проскальзывает информация о том, что есть большие предложения со стороны Саудовской Аравии, со стороны ближневосточных центров по финансированию различных проектов. Известно, что действующая власть также благосклонно относится к исламу, к примеру, утверждению в стране исламского финансирования. В целом можно сказать, приход к власти южных кланов привел к ренессансу ислама, потому что северные элиты менее религиозны и более ориентированы на Россию, вообще на европейский стиль жизни, а южная элита очень сильно тяготеет к исламу. Я думаю, это будет усиливаться.
Вмешательство Российской Федерации - это опять же вопрос позиции Бакиева в растяжке с США. Если начнутся процессы, аналогичные происходящим в Узбекистане, то есть начнется тяготение к Западу и т. д., то Россия тоже может предпринять определенные действия, чтобы не потерять плацдарм своего влияния, тем более что она обеспокоена ситуацией в Узбекистане, которая совершенно начинает менять вектор Центральной Азии - Узбекистан, Туркменистан, - а это все энергетические ресурсы. Происходящее угрожает энергопотокам, которые идут через Россию, это означает возрождение альтернативных проектов типа NABUCCO, решение проблемы их наполняемости. Поэтому Россия, я думаю, будет очень внимательно отслеживать ситуацию и телодвижения Бакиева.
ИА REGNUM Новости: Какие группы влияния есть около Бакиева?
Две группы: Максим Бакиев и его группа и Жаныш Бакиев и его группа. Вокруг Максима консолидируются люди, которые выбирают европейский путь развития, а вторая группа -- традиционалисты, они упор делают на традиционное общество, на традиционные ценности. Первая - западники, реформаторы. А вторая - больше народники, ориентирующиеся на национальные ценности. Вторая группа пытается вырастить силы в противовес западникам. Сейчас начнут появляться партии, движения, будет возрастать национализм. С одной стороны будет культивироваться патриотизм, а с другой - необходимость реформ, динамичность. И в принципе, это очень устойчивая система, таким образом идет захват всех страт. Группа Жаныша Бакиева форматирует традиционное общество, а Максим Бакиев форматирует более продвинутое европейское общество. Таким образом, в корне они не имеют противоречий, это не более чем вопрос борьбы за ресурс. Я думаю, она схожа с той ситуацией, которая происходит между Медведевым и Путиным. Это искусственно раздуваемый конфликт, он выгоден тандему.
ИА REGNUM Новости: Как вы оцените уровень жизни населения Киргизии?
Уровень жизни населения оставляет желать лучшего, особенно на данный момент городского. Горожане сейчас в связи с повышением цен на тепло и горячую воду попадают в очень тяжелую ситуацию. Но нет партий, пользующихся авторитетом, которые могли бы выразить социальный протест. И получается, в общем-то, уникальная ситуация: когда сельское население выходило на митинги, городское его не поддерживало, таким образом шло отторжение города; теперь, когда будут выходить на протест горожане, сельское население их не будет поддерживать. И все это просчитано, все потихоньку сводится на нет. И с политическими лидерами то же самое: репрессии, запугивание, давление, атмосфера страха, которая распространяется на журналистов, политиков. Все это моделируется и форматируется. Сейчас общество находится в состоянии ступора, страха. Такое положение известно по 1937 году, когда человек уже не знает, что с ним может произойти. Это тоже технологии, и в этой ситуации очень сложно сказать, что могут появиться какие-то группы, которые смогли бы бросить вызов действующей власти. ИА REGNUM Новости: Насколько вероятно, что кто-то, находясь за рубежом, вне зоны влияния местной власти, сможет что-то организовать? В эмиграции те же персоны. Так называемая оппозиция не была реальной, идейной оппозицией, это те же чиновники, которые были отстранены от кормушки, и они дискредитировали оппозицию своим перебеганием во власть. И это тоже делалось специально, чтобы получился негативный образ оппозиции, который не имеет своего лица. Нет харизматичной фигуры, которая могла бы повести людей на баррикады. Можно привести пример и с парламентом: единственный человек, который более-менее выражал свою позицию - Ирина Карамушкина - во всеуслышание обвиняется в непатриотизме и так далее. Я повторю, что все это делается продуманно, все моделируется. И в обществе Киргизии уже нет естественных процессов..
- В Крыму спасли мать и дочь, сбившихся с пути в горно-лесной местности
- Во дворе резиденции Нетаньяху упали два осветительных снаряда
- Как изменится материнский капитал в 2025 году
- Трамп предложил кандидатуру Криса Райта на пост министра энергетики США
- В ФРГ увидели шанс, что Путин и Трамп договорятся о нейтральной Украине