Виталий Кулик: Блокада Приднестровья - свидетельство пассивной роли Киева в приднестровском урегулировании
Пребывая с рабочим визитом в Приднестровье, глава комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев заявил, что "в России с тревогой наблюдают за тем, как на Приднестровье оказывают экономическое давление, вводя какие-то искусственные ограничители". "В том числе это происходит и по инициативе соседней Украины", - подчеркнул политик. Он выразил мнение, что "со стороны Украины хотелось бы видеть значительно более конструктивную и гибкую позицию по механизму гарантирования мира и спокойствия в этом регионе". Речь, в первую очередь, идет о режиме пропуска приднестровских грузов на украинско-молдавской границе, введенного Украиной в марте 2006 года. Это очень сложный для Киева вопрос.
Немного истории
Вопрос о необходимости введения унифицированного порядка пересечения украинско-молдавской границы фигурировал с 2000-2001 гг., когда молдавские власти намеревались склонить украинское руководство к подписанию двустороннего соглашения. С приходом к власти в Украине "оранжевых" сил и назначением на пост министра иностранных дел откровенно прозападного политика Бориса Тарасюка молдавская сторона стала использовать все рычаги воздействия на Украину для принятия выгодных для руководства Молдавии решений.
Следует отметить, что введенный в Украине с марта 2006 г. режим пропуска приднестровских грузов уже действовал с мая 2003 г. по июль 2004 г. Некоторые приднестровские предприятия пытались тогда легально оформлять и оплачивать в Молдавии экспортные документы, но Молдавия до сих пор не рассчиталась с приднестровскими экспортерами по возврату НДС в объёме более 40 млн долларов США. К тому же регистрация в Кишиневе дает молдавским властям основания требовать уплаты всего объема налогов и в любое время и без каких-либо объяснений отказывать в выдаче экспортных документов. Поэтому большинство приднестровских предпринимателей отказывались регистрироваться в Молдавии. А по негласной команде президента Леонида Кучмы товары из Приднестровья на украинский рынок пропускали без молдавских штампов.
Когда в 2004 г. в ответ на решение Тирасполя закрыть несколько школ с румынским языком обучения Молдавия прекратила выдавать приднестровским экспортерам сертификаты происхождения товара, тогдашний премьер-министр Украины Виктор Янукович распорядился пропускать грузы без молдавских штампов. Результат - девяносто процентов приднестровцев с украинскими паспортами проголосовали на украинских президентских выборах 2004 г. за его кандидатуру.
Об отсутствии "генеральной линии" у "оранжевой" команды в Киеве свидетельствует тот факт, что в мае 2005 г., непосредственно после объявления "плана Ющенко" правительство Юлии Тимошенко приняло два постановления, направленные на упорядочение деятельности Государственной таможенной службы Украины в сфере перемещения товаров и грузов через приднестровский участок украинско-молдавской границы, что фактически устанавливало бы экономическую блокаду Приднестровья. Однако указанные нормативные акты не вступили в силу из-за противоречий между представителями Кабмина и СНБОУ. В свою очередь, в связи с возникновением в Украине внутриполитического кризиса, обусловленного обвинениями в коррупционных действиях в адрес ряда "оранжевых" лидеров, и как результат, - смена руководства правительства и СНБОУ.
В виду того, что в Киеве в сентябре 2005 г. произошла смена руководства СНБОУ и украинское руководство фактически отказалось от активной дипломатии в регионе, Кишинев воспользовался этой ситуацией и привлек Украину на свою сторону уже в качестве участника экономической блокады Приднестровья. Введение новых таможенных правил совпало по времени с отменой в США для Украины поправок Джексона-Вэника, которые сдерживали украинский товаропоток в США. Кроме того, Вашингтон подписал с Киевом соглашение по ВТО. Это дало основание украинским экспертам утверждать, что произошел политический обмен: блокада ПМР в обмен на "добро" от США в вопросе интеграции Украины в ВТО.
30 декабря 2005 г. премьер-министрами Украины и Молдавии было подписано совместное заявление, в котором речь шла о необходимости в ближайшее время упорядочить порядок передвижения товаров и грузов на приднестровском участке украинско-молдавской государственной границы. Для реализации этих договоренностей, Гостаможслужбе было поручено обеспечить начиная с 1 марта 2006 г. таможенное оформление товаров и транспортных средств, ввозимых в Украину из Республики Молдова, с соблюдением положений Протокола между Государственной таможенной службой Украины и Таможенным департаментом Республики Молдова о взаимном признании товаротранспортных, коммерческих и таможенных документов и таможенных обеспечений от 15 мая 2003 г.
Ввести в действие эти правила планировалось с 25 января 2006 г. Но против этого невыгодного для Украины шага выступили украинские промышленники и предприниматели. Так, они организовали 24 января 2006 г. в Одессе в семинар, на котором решительно высказались против губительного для украинского бизнеса внешнеполитического реверанса в сторону Кишинева. На семинаре присутствовал премьер-министр Украины Юрий Ехануров. Он внимательно выслушал высказывавшиеся мнения и пообещал "дать команду, чтобы немедленно была создана рабочая группа с участием всех заинтересованных сторон (в том числе и ПМР), которая будет контролировать, и анализировать ситуацию". Действие соответствующих постановлений правительства Украины было приостановлено.
Согласно совместному заявлению 30 декабря 2005 г. премьер-министров Украины и Молдавии, новый порядок должен был вступить в действие после разработки четкого механизма внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Приднестровья после их регистрации в органах власти Молдавии. Но, несмотря на отсутствие такого механизма, с 1 марта 2006 г. вступило в действие распоряжение Кабинета Министров Украины, которое фактически блокировало возможность свободной внешнеэкономической деятельности предприятий Приднестровья.
3 марта 2006 г. председатель Государственной таможенной службы Украины Александр Егоров заявил, что отныне все грузы через территорию Приднестровья будут идти "только с обеспечением таможенной службы Молдавии". Таким образом, Украина фактически начала исполнять ранее принятые постановления, введя серьезные ограничения для товаропотока из Приднестровья в Украину и в обратном направлении.
Правда, Киев оставил за собой небольшую "лазейку". Украинская сторона настаивала на паритетных условиях: введение ограничений для деятельности приднестровских экономических агентов в обмен на прозрачную и эффективную схему взаимодействия Кишинева и Тирасполя в экономических вопросах. Официальный Кишинев утверждал, что от приднестровских компаний требуется только регистрация в Торгово-промышленной палате Республики Молдова (ТПП РМ) и осуществление установленных платежей в бюджет Молдавии, которые затем должны возвращаться в Приднестровье. Против такого алгоритма решения проблемы в Киеве не возражали.
2 августа 2005 г. правительство РМ приняло постановление №815, в котором предполагалось, что возвращение сумм налоговых платежей должно было осуществляться через специальный счет Центрального казначейства (что предоставляло бы возможность аккумулировать приднестровские платежи отдельно от остальных доходов бюджета РМ). Но уже 18 января 2006 г. постановлением правительства РМ №48 были внесены изменения в вышеуказанное постановление от 2 августа 2005 г. Теперь возмещение может осуществляться с банковских счетов таможенных бюро без размежевания сумм приднестровских платежей с остальными поступлениями, кроме того, существует возможность отказа в возвращении платежей в связи с отсутствием соответствующих средств на счетах таможенных бюро РМ. И вдобавок к этому в постановлении от 18 января 2006 г. право на возмещение платежей предусмотрено лишь для специально уполномоченных таможенных бюро. Иными словами, молдавская сторона создала максимально усложненную непрозрачную схему работы с приднестровскими предприятиями. В рамках данного алгоритма возможно оказание политического давления на Тирасполь.
Потери Украины
Не секрет, что от этих ограничений страдает сама Украина. Дело в том, что блокирование товарооборота между Украиной и непризнанной республикой, составляющего 270 млн долларов США, ударило по основным его статьям. Так, в число пострадавших входит такой гигант украинской промышленности, как Одесский морской порт, поскольку немало приднестровских товаров, в особенности производства Молдавского металлургического завода, экспортировалось за рубеж именно через эти морские ворота.
Приднестровье ежегодно экспортирует в Украину продукции в среднем на сумму 12 млн долларов США, а импортирует (в основном продукты питания) на сумму 300 млн долларов США. Объем ввозимой продукции в Приднестровье только из Винницкой, Одесской и Николаевской областей составляет 270 млн долларов США или 70% импорта Приднестровья в год. Почти 30 предприятий Приднестровья поддерживают экономические контакты с более чем 55 крупными предприятиями Украины. В результате введения новых таможенных правил в первую очередь пострадали предприятия приграничных областей и компании, осуществляющие поставки продуктов питания в Приднестровье. Также следует отметить, что из-за ответных действий Тирасполя на длительное время остановилось движение товаров и людей на отрезке Приднестровской государственной железной дороги.
Вместо выводов
Введение Украиной новых таможенных правил для Приднестровья однозначно свидетельствовало о том, что Украина перестала быть самостоятельным игроком в регионе. Украине навязали чужие правила и поставили в ситуацию, когда Киев был вынужден своими руками и за свой счет решать проблемы молдавской стороны по реинтеграции страны. За эти три года приднестровские предприятия наладили, с убытком для себя, полуэффективную схему работы и в большинстве случаев получили от РМ необходимое таможенное обеспечение. Во время самого кризиса и после него не наблюдалось значительных проблем с обеспечением Приднестровья товарами народного потребления. А гуманитарная помощь Москвы, которую российская сторона предоставила в 2006 г., была более политическим жестом, чем реальной помощью блокадному региону.
Тем не менее, согласие Киева на введение ограничительных мер способствовало снижению доверия к Украине у населения Приднестровья. Было подорвана и система реализации "плана Ющенко" по Приднестровскому урегулированию. В итоге, Киев более проиграл чем выиграл от блокады.
Выходом из существующего положения может стать более четкая позиция украинской дипломатии в вопросе установления взаимовыгодной схемы внешнеэкономической деятельности приднестровских экономических агентов. Например, требование к молдавской стороне отменить постановления правительства РМ №48 от 18 января 2006 г. и внести изменения в постановление №815 от 2 августа 2005 г., что даст возможность нормализовать деятельность приднестровских предприятий. Однако, подобная жесткость в украинской политике вряд ли возможна до украинских выборов-2010.
Виталий Кулик - директор Центра исследований проблем гражданского общества (Киев, Украина)
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- ФСБ сорвала серию покушений Киева на высокопоставленных военных в Москве
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Борт МЧС РФ забрал из Актау девять пострадавших в авиакатастрофе россиян