Перестрелки

В ночь со 2 на 3 февраля и в течение дня азербайджанская сторона нарушала режим прекращения огня на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, сообщает пресс-служба Минобороны Нагорного Карабаха. "В ночь со 2 на 3 февраля и в течение дня противник нарушил режим прекращения огня на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Со стороны передовых позиций азербайджанской армии были обстреляны из мелкокалиберного оружия нагорно-карабахские позиции на Гадрутском, Аскеранском и Мартакертском оборонительных участках", передает сообщение пресс-службы Минобороны Нагорного Карабаха "АрмИнфо". "После ответных шагов подразделений Армии обороны Нагорного Карабаха противник прекратил огонь. В результате нарушения азербайджанской стороной режима прекращения огня карабахские военнослужащие не понесли потерь", говорится в сообщении.

В свою очередь, азербайджанская сторона обвинила Армению в нарушении режима прекращения огня. В частности, пресс-служба Минобороны Азербайджана заявляет, что "подразделения вооруженных сил Армении 2 февраля с 11:40 до 11:50, с 15:40 с безымянных высот Физулинского района подвергли обстрелу места дисклокаций вооруженных сил Азербайджана", передает "Trend". Пресс-служба вооруженных сил Азербайджана утверждает, что 3 февраля армянская сторона обстрел не прекратила. "3 февраля с 01:09 до 01:15 с позиций близ села Сарыджалы Агдамского района, с 02:20 до 02:30 близ села Гараханбейли и безымянных высот Физулинского района был открыт огонь по местам дислокаций азербайджанских войск", говорится в заявлении.

Согласно сообщению пресс-службы Министерства обороны Нагорно-Карабахской Республики, на линии соприкосновения вооруженных сил НКР и Азербайджана продолжают иметь место случаи нарушения режима прекращения огня с азербайджанской стороны. Как сообщили АрмИнфо в пресс-службе МО НКР, в ночь с 4 на 5 февраля и в течение дня азербайджанские вооруженные формирования обстреляли из различных типов стрелкового оружия позиции Армии обороны НКР на различных направлениях. Обстрелы из АК, ДШК и СВД с позиций азербайджанских вооруженных сил в направлениях Мехдили, Караханбейли, Куропаткино, Юсифджанлу Джраберд, Кармираван и Шотланлу имели место также в ночь с 5 на 6 февраля и в течение дня. Как сообщили в пресс-службе МО НКР, после ответных действий военнослужащих Армии обороны НКР противник прекратил огонь. Потерь с карабахской стороны нет.

Взаимные обвинения в нарушении режима прекращения огня поступили и в следующие дни. Так, по сообщению Day.Az, 9 февраля "армяне с позиций, расположенных вблизи села Куропаткино Ходжавендского района, села Тапгарагоюнлу Геранбойского района, села Ашагы Вейселли Физулинского района, села Юсифджанлы Агдамского района, обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанской армии. Огонь велся из автоматов и пулеметов. Во всех случаях ответным огнем враг был подавлен, потерь нет".

Азербайджанская сторона вновь нарушила режим прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Как сообщает пресс-службе министерства обороны НКР, в ночь с 8 на 9 февраля и в течение дня на ряде участков противник обстрелял из стрелкового оружия разных калибров позиции Армии обороны НКР на Гадрутском, Мартунинском, Аскеранском, Мартакертском направлениях. "Кроме того, с позиций, расположенных севернее населенного пункта Тап-Каракоюнлу, азербайджанская сторона выпустила по карабахским позициям одну гранату из РПГ-7. После ответных действий подразделений армии обороны НКР противник умолк. В результате нарушения противником режима прекращения огня карабахская сторона не понесла потерь", отметили в пресс-службе МО НКР. (Armenia Today).

В ночь с 9 на 10 февраля и в течение дня вооруженные силы Азербайджана обстреливала из мелкокалиберного оружия позиции Армии обороны Нагорного Карабаха. Как сообщает пресс-служба Минобороны НКР, обстрел велся в направлениях населенных пунктов Нузгер, Ашаги Сейдахмедли, Юсифджанлу, Левонарх, Намирли, Кармираван. После адекватных действий ВС НКР противник прекратил огонь. Потерь с карабахской стороны нет. ("Де-Факто").

10 февраля армянские вооруженные формирования вновь нарушили режим прекращения огня. Как сообщает 1news.az, с 18.18 по 21.25 обстрел частей Национальной армии велся со стороны безымянных высот Физулинского района. Ответным огнем вражеский обстрел был подавлен, потерь среди военнослужащих Национальной армии Азербайджана нет.

В ночь с 10 на 11 февраля азербайджанская сторона вновь вела обстрел по позициям Армии обороны Нагорного Карабаха. Как сообщает пресс-служба министерства обороны НКР, противник обстреливал из различных типов мелкокалиберного оружия позиции Армии обороны НКР на южном, юго-восточном, восточном, северо-восточном направлениях линии соприкосновения. После адекватных действий подразделений Армии обороны НКР огонь был прекращен. Потерь нет. ("Де-Факто").

Жертвы и военнопленные

Газета "Лрагир" распространила сообщение Государственной комиссии Нагорно-Карабахской Республики по вопросам военнопленных, заложников и без вести пропавших. Согласно сообщению, 6 февраля с.г., в 14:40 по местному времени, вблиз с. Баш Карвенд в Агдамском направлении линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана при посредничестве Степанакертского офиса Международного Комитета Красного Креста (МККК) состоялась передача трупа гражданина НКР Бада Тадевосяна, погибшего 26 января с.г. в результате инцидента на указанном участке. "Несмотря на то, что труп Тадевосяна находился на подконтрольной Азербайджану территории более 10 дней, лишь 5 февраля азербайджанская сторона известила МККК о готовности передать труп карабахской стороне. Между тем, в аналогичных случаях карабахская сторона немедленно ставит в известность местные представительства МККК и ОБСЕ. К примеру, власти НКР, оставаясь верными принципам Женевских конвенций, без проволочек вернули труп азербайджанского солдата, убитого в результате недавнего аналогичного инцидента в юго-восточном направлении линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Госкомиссия НКР по вопросам военнопленных, заложников и без вести пропавших еще раз обращает внимание на тот факт, что Бад Тадевосян являлся гражданским лицом, а не военнослужащим, как его представила азербайджанская пропаганда. До своей гибели он был в гражданской одежде - сорочке и джинсах, что вначале и было продемонстрировано по азербайджанским телеканалам. Однако впоследствии погибший неожиданным образом оказался в военной форме, причем, с отличительными знаками азербайджанской армии. К сожалению, азербайджанские СМИ превратили данный процесс в политическое шоу. Более того, налицо факты издевальства над трупом. Резко осуждая подобные действия, Госкомиссия НКР по вопросам военнопленных, заложников и без вести пропавших призывает власти Азербайджана придерживаться принципов Женевских конвенций и не политизировать гуманитарные вопросы", говорится в сообщении.

Азербайджанское агентство Bakililar.az распространило странную информацию о намерении азербайджанского солдата перейти на армянскую сторону. Как сообщает АрмИнфо, ссылаясь на некие "армянские СМИ", Bakililar.az утверждает, что солдат Вусал Гасанов якобы направил этим СМИ письмо, в котором говорит о злобном отношении своих командиров и просит о помощи от руководства Республики Армении. Более того, Вусал добровольно хочет перейти на армянскую сторону. Bakililar.az приводит текст письма: "Уважаемые друзья, соседи. Я Вусал Гасанов, 23 года был призван на военную службу военным комиссариатом города Сумгаит. Во время моей военной службы наши командиры все время требуют от нас контуры, деньги, бьют нас. Я как солдат несколько раз пытался покончить с собой, но не получился. Прошу Вас помочь мне. Я больше не выдержу здесь и хочу перейти на вашу сторону. Думаю Вы поймете меня, потом планирую поехать в третью страну. Я прикрепил несколько моих фотографий, чтобы вы узнали меня когда я буду переходить границу. Это мое последнее решение". Как отмечает "АрмИнфо", в дальнейшем появилось указание на некую издающуюся якобы в Армении газету "Версия". Однако, как сообщила агентству пресс-секретарь минюста Армении Лана Мшецян, в Государственном регистре газета с подобным названием не зарегистрирована. Отмечая, что Министерство обороны Азербайджана опровергло сообщение азербайджанских же СМИ об обращении азербайджанского солдата к руководству Армении, "АрмИнфо" пишет: "Таким образом, хотя чиновник азербайджанского военного ведомства опровергает "публикацию в армянской прессе", на самом деле опровержение напрямую адресовано азербайджанским СМИ, поскольку соответствующую "дезу" они же и распространили".

Одновременно, азербайджанский сайт Analitika.az в свою очередь сообщает об отказе вернуться на родину уже армянского солдата. Согласно сообщению, военнослужащий ВС Армении Симонян Паруйр Герасимович направил в государственные органы обращение, где он отказывается от гражданства Армении и просит предоставить ему гражданство Азербайджана. По сообщению источника, военнослужащий служил в одном из воинских частей ВС Армении, дислоцированных в Нагорном Карабахе и в знак протеста взяточничеству и истязаниям, процветающих в армянской армии, в мае 2008 года добровольно перешел на азербайджанскую сторону. "Военнослужащий Паруйр Симонян обещал взятку командиру и был отпущен домой в отпуск. Вернувшийся с отпуска военнослужащий не смог дать командиру требуемую сумму, за что ежедневно подвергался пыткам и истязаниям, ему не разрешалось спать. Симонян, подвергавшийся избиениям по нескольку раз в день, не выдержал и перебежал на азербайджанскую сторону. Лишь после длительного лечения в Азербайджане, психическое состояние у армянского солдата стабилизировалось, а раны - залечены", отмечает источник. Армянский военнопленный в своем обращении отмечает о наличии в рядах ВС Армении десятков военнослужащих, желающих перейти на азербайджанскую сторону. "Коррупция и взятки в армянской армии полностью искоренили чувство патриотизма. В армии никто не уверен в завтрашнем дне. Каждому военнослужащему грозит арест, избиение или вымогание. Часть заработной платы офицеров незаконно присваивается высшим офицерским составом. Военнослужащие предпочитают в подобных невыносимых условиях переход на азербайджанскую сторону", говорится в обращении армянского солдата. При этом агентство пишет, что Симонян, в знак протеста беспределу и самоуправству в рядах армянской армии, в мае прошлого года перешел на азербайджанскую сторону. В интервью телеканалу ANS он заявил о нежелании возвращаться на родину.

В настоящее время, согласно официальным данным, в центре внимания находятся два попавших в плен солдата-призывника, пишет бакинская газета "Эхо". Это Паруйр Симонян и азербайджанец Рафик Гасанов, попавший в армянский плен 8 октября. Оба военопленных находятся под наблюдением представителей Международного Комитета Красного Креста, которые установили связь между солдатами и их родными посредством письменных сообщений. Как отмечает газета, ситуацию с Рафиком Гасановым тоже не назовешь полностью ясной. В середине декабря 2008 года он выступил в эфире одного из армянских телеканалов и заявил, что отказывается возвращаться в Азербайджан. В том выступлении Гасанов тоже рассказал, что в азербайджанской армии он подвергался издевательствам и насмешкам. По его словам, не вынеся издевательств, он намеренно выстрелил себе в ногу и лечился в госпитале, однако и после возвращения в часть насмешки не прекратились. Военнослужащий отметил, что в Армении к нему относятся хорошо, и передал родителям, родным и близким теплые пожелания: "Не беспокойтесь за меня, здесь ко мне относятся нормально. Еще раз заявляю, что не вернусь в Азербайджан". Военный эксперт Узеир Джафаров заявил после этого СМИ, что Гасанов действительно не собирается возвращаться, и информация об этом у него имеется и из своих источников за рубежом. "Я и ранее в комментариях для "Эхо" говорил на эту тему. В отличие от нашего Минобороны, я уже в октябре имел информацию на этот счет по своим зарубежным каналам. Сейчас решается вопрос о его передаче в третью страну. У меня есть даже информация, что Гасанову настойчиво предлагалось остаться в Армении, но он отказался и заявил, что хочет в одну из стран Европы". То же самое, пишет газета, говорил СМИ представитель Рабочей группы Госкомиссии Армении по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших, подполковник Самвел Асатрян. По его словам, Гасанов не хочет возвращаться в свою страну, поскольку в воинской части его избивали и унижали, и настаивает на передаче его в третью страну. Азербайджанские официальные лица в свою очередь опровергают эти данные и настаивают, что все эти заявления Гасанов сделал под воздействием пыток. В свою очередь, армянские официальные лица продолжают уверять, что предпринимают все меры для возвращения на родину П.Симоняна, который, по их мнению, тоже "поет с чужих слов". С правовой точки зрения подобные ситуации регулируются Женевскими конвенциями, к которым присоединились в свое время обе стороны конфликта. Однако в условиях возросшей напряженности на линии противостояния гуманитарная проблема оказалась сильно политизирована. Как и в отношении других аспектов карабахского вопроса, нежелание сторон руководствоваться нормами международного права приводит к грубым спекуляциям в отношении проблемы, имеющей исключительно гуманитарный характер. Фактом является лишь то, что на сей день остается непонятной дальнейшая судьба и армянского, и азербайджанского военнопленных. Как заявила "Эхо" пресс-секретарь Бакинского офиса Международного Комитета Красного Креста Гюльназ Гулиева, "точно лишь то, что в последнее время представители нашей организации не навещали ни того, ни другого военнопленного. А вообще в этом году сотрудники МККК один раз посетили азербайджанского военнослужащего в Ереване и даже передали от него одно письмо семье. Что же касается нового обращения Симоняна к властям Азербайджана, то если оно даже есть, пока, на данный момент, мы прокомментировать его не можем. А говорил ли он о желании остаться здесь на встречах с нашими представителями, я тоже сказать не могу, поскольку содержание всех разговоров в этих ситуациях носит строго конфиденциальный характер".

Переговорный процесс

Как сообщает "Арменпресс", американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза сообщил, что сопредседатели МГ ОБСЕ намерены обсудить со сторонами карабахского конфликта дальнейшие шаги по урегулированию проблемы. Он отметил, что в конце февраля - начале марта посредники посетят регион для того, чтобы продолжить консультации.

"Комментируя в своих интервью встречу в Цюрихе, президент Ильхам Алиев отметил, что в процессе переговоров есть определенный прогресс, но этого недостаточно. Суть вопроса заключается в том, что если в процессе переговоров по урегулированию конфликта не будет достигнуто окончательной договоренности, о деталях говорить невозможно". Об этом, передает бакинская "525-я газета", заявил заведующий отделом внешних связей Исполнительного аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов. По его словам, основная цель переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта - поставить вопрос о полном разрешении проблемы: "То есть, цель - определение статуса Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана, возвращение беженцев на свои земли, освобождение азербайджанских территорий от оккупации. Поэтому, пока не достигнута полная договоренность, говорить о подробностях невозможно. Могу сказать, что руководство Армении вновь прибегает к определенным маневрам и дипломатическим шагам, желая растянуть переговорный процесс".

В вопросе Нагорного Карабаха Армения не станет жертвовать общенациональной задачей ради второстепенных вопросов. Об этом, находясь в Цюрихе, заявил в ходе встречи с армянской общиной Швейцарии президент Армении Серж Саргсян, подводя итоги недавних переговоров с президентом Азербайджана. "Те сказки, которые распространяют некоторые люди, что мы, исходя из каких-то соображений, пойдем на односторонние уступки в вопросе Нагорного Карабаха, не соответствуют действительности. Мы не можем пожертвовать нашей общенациональной задачей ради решения второстепенных вопросов", заверил Саргсян. ("Кавказский узел").

Комментируя состоявшуюся 28-го января в Цюрихе встречу президентов Армении и Азербайджана, газета "Азг" пишет, что до нее, особенно на уровне сопредседателей Минской группы ОБСЕ, постоянно отмечалось, что в ходе урегулирования карабахского вопроса имеется прогресс, и даже стороны достигли определенного соглашения. Конкретнее говорилось, что относительно некоторых мадридских принципов имеется согласование. "Примечательно, что в ответ на вопросы, заданные рядом армянских СМИ после встречи в Цюрихе, министры ИД Армении и Азербайджана со всей осторожностью говорили не о наличии согласованных принципов, а об общем понимании некоторых из них. Причем оба министра особо подчеркнули, что "общее понимание некоторых принципов" вовсе не означает, что они согласованы". Фактически, пишет газета, на уровне президентов и министров ИД обсуждаются принципы, которые, с одной стороны, не согласованы, но доведены до общего понимания, с другой - общее понимание относительно 1-2 принципов отсутствует по определению.

Цюрихскую встречу комментирует и ИАА "Де-Факто". По мнению агентства, причины отсутствия дипломатического прорыва в урегулировании заключаются в абсолютной полярности позиций сторон по ключевым вопросам урегулирования. По завершении встречи президентов в Цюрихе, Мэтью Брайза не без оптимизма подчеркнул, что позиции Азербайджана и Армении по основным принципам урегулирования карабахского конфликта заметно сблизились, и посредники являются свидетелями динамики и развития. Правда, американский дипломат не стал детализировать, по каким конкретно принципам произошло сближение, хотя можно не сомневаться, что уж точно не по вопросу статуса НКР и территорий, которые практически и являются камнем преткновения в процессе урегулирования. Сложность достижения взаимного компромисса понимают и сами сопредседатели. В своем совместном заявлении по итогам встречи глав Армении и Азербайджана в Цюрихе они отметили, что согласны работать с министрами иностранных дел по детальной разработке предложений и представлению на рассмотрение двух президентов наиболее существенных различий между сторонами по базовым принципам урегулирования. Посредники выразили надежду, что стороны смогут в ближайшем будущем преодолеть эти различия для достижения гарантированного мирного соглашения.

Надежда, конечно, вещь хорошая, но... Сразу после встречи президентов там же в Цюрихе глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что "переговоры шли в рамках территориальной целостности Азербайджана". И это при том, что в упомянутом совместном заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ прямо говорится, что сбалансированное соглашение должно быть основано на принципах Хельсинкского заключительного акта - территориальной целостности, самоопределения и неприменения силы. Как видим, Азербайджан в лице Мамедъярова далеко уже не первый раз выборочно, в выгодном для себя ключе, трактует процесс разрешения конфликта. Тем не менее хочется думать, что швейцарские встречи президентов и глав МИД Армении и Азербайджана не стали дежурной консультацией и уж тем более имитацией переговорного процесса. В любом случае, даже при отсутствии ощутимого результата, диалог сторон конфликта помогает поддерживать процесс урегулирования "на плаву", не дает ему угаснуть. А следовательно, в определенной мере снижает риск возобновления войны. Все это, несомненно, создает условия для дальнейшего поиска реалистичного решения проблемы в ходе переговоров. Полноценных, с обязательным участием официального Степанакерта, заключает "Де-Факто".

"Я оптимист и надеюсь, что стороны конфликта придут к соглашению до конца текущего года. Очень важно, чтобы лидеры двух стран взяли на себя ответственность за решение конфликта". Как передает "АПА", об этом заявил спецпредставитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Нагорному Карабаху и Южному Кавказу Горан Ленмаркер. По его словам, возможность урегулирования несколько раз была упущена. "Возможности есть всегда, но чем дольше мы тянем время, тем хуже для всех и в первую очередь для народа Нагорного Карабаха. Я думаю, что заявление посла США в Армении о возможности заключения рамочного соглашения по Карабаху летом этого года, недалеко от истины", сказал Ленмаркер. Спецпредставитель отметил, что на каком-то этапе, возможно, представители Карабаха и будут участвовать в переговорном процессе. "Но, как вы знаете, пока что интересы народа Карабаха представляет Армения. Я очень надеюсь, что между Азербайджаном и Арменией будет достигнута договоренность, это чрезвычайно важно. Недавно министры иностранных дел и президенты двух стран провели встречи в Цюрихе. Я не знаю подробностей, но то, что они встретились, является позитивным сигналом". Ленмаркер считает, что урегулирование конфликта военным путем невозможно: "К чему приводит военное решение - мы были свидетелями августовских событий в Южной Осетии. Значит, основной стартовой точкой базовых принципов, повторю, является мирное урегулирование конфликта. Подобное мирное решение означает, что обе стороны должны прийти к соглашению, уважая фундаментальные принципы и в Армении, и в Азербайджане. И, конечно же, весь процесс дожжен идти при участии МГ ОБСЕ. Урегулирование нагорно-карабахского конфликта будет иметь большое влияние на весь регион Южного Кавказа. Оно станет началом диалога между странами и в этом плане "Восточное партнерство" может сыграть большую роль. Странам Южного Кавказа, выбравшим европейский путь развития, нужно твердо идти по этому пути".

"Я не осведомлен о подписании какого-либо документа по нагорно-карабахскому конфликту в ближайшее время. Я не знаком также с цитатами из заявления нашего посла в Армении, но надеюсь, что летом будет достигнута договоренность по базовым принципам. Однако трудно сказать, будет ли подписан в этот период какой-либо документ. Если базовые принципы будут согласованы, это станет основой для мирного соглашения". Об этом американскому бюро "АПА" заявил помощник заместителя госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии, сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза, комментируя заявление посла США в Армении Мари Йованович о возможном подписании летом рамочного соглашения по нагорно-карабахскому конфликту. "Я не ожидаю того, что летом будет подписан какой-либо документ в связи с Нагорным Карабахом. Возможно, президенты могут сказать о желании подписать какой-то документ летом. Однако они могут и не сделать этого. Мы должны сохранить положительное развитие переговоров между президентами Алиевым и Саргсяном. Цюрихская встреча стала позитивной и самой плодотворной из всех наблюдавшихся мною встреч. Оба президенты были очень инициативными, они ищут пути преодоления разногласий. Считаю, что у нас имеются реальные шансы. Несмотря на то, что добиться соглашения трудно, оно должна быть сбалансированным и справедливым, чтобы отвечать самому важному требованию Азербайджана - обеспечению его территориальной целостности. Кстати, США, Россия, Франция и вся Минская группа признают территориальную целостность Азербайджана". По словам американского посредника, договоренность должна охватить территориальную целостность Азербайджана и желание армян самоопределиться: "Армяне говорят, что это самый важный для них вопрос. Сопредседатели внесли свои предложения о путях достижения такой договоренности. Теперь наши усилия направлены на то, чтобы подытожить документ и сохранить баланс, отвечающий интересам обеих сторон. Нашим приоритетом является довести это дело до конца".

МИД Армении прокомментировал распространенные азербайджанскими СМИ высказывания американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы. Согласно сообщениям азербайджанской прессы, Брайза якобы заявил, что "соглашение по урегулированию карабахского конфликта должно быть сбалансированным и справедливым и отвечать самому важному требованию Азербайджана - обеспечению его территориальной целостности". "Позиция Армении по поводу принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта по разным поводам озвучивалась со стороны президента и главы МИД", сказал руководитель отдела по связям со СМИ МИД Армении Тигран Балаян. Он напомнил о комментариях, сделанных ранее министром Налбандяном о процессе и принципах урегулирования карабахского конфликта. Согласно комментариям главы МИД, армянская сторона считает, что урегулирование карабахского конфликта должно базироваться на трех основных принципах - Нагорный Карабах не может находиться в подчинении Азербайджана; Нагорный Карабах должен иметь с Арменией бесперебойную и находящуюся под юрисдикцией Армении сухопутную связь; должна быть гарантирована безопасность населения Нагорного Карабаха. По мнению министра иностранных дел Армении, принятие и закрепление путем договора этих принципов позволит ликвидировать последствия конфликта. Кроме того, глава армянского внешнеполитического ведомства считает, что договоренности, достигнутые в этом направлении, должны получить одобрение карабахской стороны. Налбандян подчеркнул, что Армения придерживается лишь мирного пути урегулирования проблемы и придает важность установлению атмосферы доверия. По его словам, стороны должны воздерживаться от шагов, которые могут создать дополнительную напряженность и препятствия на пути мирного процесса. ("Де-Факто").

Как сообщает Day.Az, на состоявшемся очередном заседании правления Демократической партии Азербайджана (ДПА) была выражена обеспокоенность тем, что решение Карабахской проблемы связывается с Мадридскими принципами. По мнению ДПА, решение Карабахской проблемы на основе Мадридских приципов приведет к тому, что Азербайджан навсегда отделится от Карабаха.

Призывы к урегулированию

19-20 февраля в Вене пройдет зимняя сессия ПА ОБСЕ, в которой примут участие более 270 парламентариев из 56 стран-членов ОБСЕ. Три комитета ПА проведут обмен мнениями по вопросам политики, безопасности, экономики, науки, технологии, экологии, культуры, прав человека и гуманитарных вопросов. Актуальными по Азербайджану вопроса - нагорно-карабахский конфликт, ситуация в южнокавказском регионе, темы энергетической безопасности также найдут обсуждение. На совместном заседании трех комитетов пройдут обсуждения на тему "Созидание безопасности Новой Европы". (ANS PRESS).

Специальный представитель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Горан Ленмаркер видит "хорошие возможности" для урегулирования нагорно-карабахского конфликта в этом году и призывает стороны воспользоваться этой возможность, учитывая "дефицит времени". "Я надеюсь, что мой визит в регион будет позитивным сигналом того, что нагорно-карабахского конфликта находится на пути к мирному урегулированию", сказал Ленмаркер в интервью сайту ОБСЕ. ("Аравот").

Азербайджан и Армения должны увеличить усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Как передает Day.Az со ссылкой на телеканал AzTV, об этом заявил генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис. По его словам, Совет Европы готов внести лепту в переговорный процесс по урегулированию конфликта. "Совет Европы проявляет большое внимание к региону Южного Кавказа и приветствует любой положительный результат, достигнутый в ходе переговоров. Как известно, Совет Европы принял несколько резолюций по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Эти резолюции призывают Азербайджан и Армению к совместному решению конфликта. Для урегулирования проблемы необходимо, чтобы между странами состоялись эффективные переговоры, способные дать конкретные результаты. В ходе встреч с президентами я чувствую подвижки и надежды на урегулирование конфликта. Верю, что до завершения срока моих полномочий конфликт будет урегулирован", подчеркнул Терри Дэвис.

Новый подкомитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) будет заниматься изучением нагорно-карабахского конфликта, а также других конфликтов во избежание войн на территории Европы. Как сообщил АрмИнфо глава подкомитета ПАСЕ, член парламента Великобритании Дэвид Вилшир, создание подкомитета было реакцией на войну между членами СЕ - Россией и Грузией, в частности, для извлечения уроков из этого конфликта. По словам Вилшира, одной из основных целей подкомитета будет организация конференций для всех тех стран, которые находится под мониторингом, и конфликт между которыми может привести к вспышке насилия. Цели конференций будут заключаться в том, чтобы узнать о том, что в настоящее время делается в этом направлении различными международными организациями, такими как ООН, ОБСЕ, НАТО, СНГ, Совет Европы, Евросоюз. "Мы все вместе должны прилагать усилия и работать над предотвращением войн в Европе в будущем", отметил Вилшир. Однако по его словам, работа над разрешением "замороженных" и "горячих" конфликтов не входит в сферу их деятельности. "Тем не менее, мы должны изучать и понять природу конфликтов, как нынешних, так и прошедших. В этом отношении, в сфере нашего внимания будет и нагорно-карабахский конфликт. Если наша работа будет успешной, она станет одним из факторов, которая привлечет внимание стран-членов СЕ к опасности размораживания конфликтов и предотвращения войн", резюмировал Вилшир.

Армения & Азербайджан vs Турция

По сообщению армянских и азербайджанских СМИ, турецкая газета Hurriyet сообщила, что "Армения и Азербайджан достигли частичного соглашения вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта". "Это соглашение было достигнуто после того, как министр иностранных дел Турции Али Бабаджан встретился с должностными лицами обеих стран. После этого, стороны якобы договорились вокруг четырех пунктов плана урегулирования карабахского конфликта. Согласно Hurriyet, Азербайджану будут отданы несколько контролируемых Нагорным Карабахом городов, администрацию Карабаха будут осуществлять временные органы управления, а Кельбаджарский район будет возвращен после определения статуса Нагорного Карабаха. Железнодорожное и автомобильное сообщение между Арменией и Азербайджаном будет возобновлено, в районе границы Армении и Нагорного Карабаха будут размещены миротворческие силы.

Публикацию Hurriyet опровергли в МИД Армении. Переговоры по урегулированию карабахской проблемы при участии Турции не проводятся, заявил, в частности, пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян. "Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян неоднократно заявлял, что переговоры по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха проходят при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ на основе Мадридских предложений", подчеркнул Балаян. Сообщение газеты Hurriyet опровергло и внешнеполитическое ведомство Нагорного Карабаха. (Armenia Today).

Информация турецкой газеты Hurriyet о деталях урегулирования нагорно-карабахского конфликта является абсурдом. Об этом, передает азербайджанское агентство "АПА", заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Касаясь размещения в Лачинском районе миротворческих сил, хочу напомнить, что об этом неоднократно заявлялось. Стороны заявляли о возможном размещении миротворческих сил в регионе на каком-либо этапе урегулирования. При этом подчеркивалось, что этот контингент не может быть сформирован из вооруженных сил соседних стран и стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ", отметил он. Ибрагим считает, что те, кто распространил эту информацию, хотят создать проблемы между двумя братскими странами. "Однако, они этого не добьются", заключил глава пресс-службы МИД Азербайджана.

Закрытый и секретный процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, который проходит при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, приводит к недостатку информированности общества, особенно если учесть, что власти Армении и Азербайджана должным образом не готовят общества своих стран к возможности заключения мирного соглашения по Карабаху. Об этом заявил директор Армянского центра стратегических и национальных исследований Ричард Гирагосян, комментируя радио "Свободе" публикацию в турецкой газете Hurriyet. "МГ ОБСЕ является единственной структурой, у которой есть полномочия посредничества в процессе урегулирования карабахского конфликта. Но недостатком этого формата является то, что НКР не участвует в переговорном процессе как непосредственная сторона конфликта", заметил Гирагосян, добавив, что отсутствие карабахской стороны в переговорах становится причиной недоверия. "Последние "откровения" турецкой прессы по поводу секретных переговоров по карабахскому конфликту только подрывают усилия, направленные на установление долгосрочного мира в регионе. Самое страшное то, что нехватка информации и прозрачности переговорного процесса стимулирует распространение ложных сообщений и укрепляет радикальные мнения", подчеркнул Гирагосян.

На вопросы агентства "Новости-Азербайджан" отвечает директор Центра политических инноваций и технологий Азербайджана Мубариз Ахмедоглу

О чем, кроме известных миру истинах о территориальной целостности Азербайджана, говорили, по вашему мнению, министры ИД Азербайджана и Турции?

Для ответа на ваш вопрос нужно пройтись по последним событиям в турецко-армянских отношениях. В последние месяцы на данном направлении заметно определенное оживление, состоялись уже 4 турецко-армянские встречи на высоком уроне. В то же время это привело к противоречиям в армянской диаспоре в США. Армянская диаспора США вообще крайне недовольна Арменией - как из-за нерешительности Еревана в вопросе признания миром "геноцида", так и вследствие армяно-турецкого сближения. Президент Армении Серж Саргсян озабочен охлаждением внимания диаспоры к Армении, так как это может привести к обнищанию его страны, питающейся помощью диаспоры. В настоящее время европейские и американские армянские диаспоры даже не признают полномочия главы новосозданного в Армении министерства диаспоры Грануш Акопян. Для того чтобы подстегнуть интерес зарубежных армян к Армении, Саргсян стимулирует сближение между Анкарой и Ереваном, с целью оживить диаспору и привлечь на нужды Армении новые зарубежные инвестиции. Саргсян пугает диаспору тем, что будет вынужден, оставшись без средств, искать помощи у Турции. Не случайно президент РФ Дмитрий Медведев назвал армян "особой материей". Они желают одной пулей убить двух зайцев, и, улучшив отношения с Турцией, вбить клин в отношения Азербайджана и Турции. Как известно, до сих пор Анкара, давая согласие на установление дипломатических отношений с Ереваном, ставила два условия: это отказ армян от продолжения политики признания "геноцида", и освобождение занятых карабахских территорий Азербайджана. Теперь армяне предлагают туркам забыть о Карабахе, и заняться урегулированием только армяно-турецких противоречий. Мне кажется, что Али Бабаджан принял это предложение армян, и сейчас приехал в Баку для того, чтобы заручиться согласием Азербайджана. Я не знаю, что ему ответил Эльмар Мамедъяров, но я не верю, что наша страна примет этот вариант.

Следовательно, переговоры были напряженные...

Конечно, отношения Азербайджана и Турции остаются напряженными. Вспомните поднятый в начале февраля вопрос о демонстрации на азербайджанском телевидении турецких телесериалов, без перевода на азербайджанский язык. Это не случайно.

Но в заявлении МИД о встрече Бабаджана и Мамедъярова говорится об обсуждении турецкой платформы безопасности на Кавказе, принципа территориальной целостности Азербайджана и т.д.

Ну конечно, что же им еще заявлять. Эти фразы перекочевывают из одного заявления азербайджанского МИД в другое, как будто в мире есть страны, которые подвергают сомнению нашу территориальную целостность. Иран, Канада, США и Россия признают Карабах азербайджанской территорией, так что такое же заявление со стороны Турции не является чем-то новым и важным. В этих заявлениях на самом деле ничего нет, хотя каждый день в регионе происходят новые события, которые, конечно же, анализируются на встречах министрами Азербайджана и Турции. ("Новости-Азербайджан").

Официальная Анкара желает стимулировать вялотекущий процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Об этом сказал посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыч: "Встречи, касающиеся процессов в регионе, проходили в рамках Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе, а также Мюнхенской международной конференции по безопасности. Однако переговоры продолжаются. Конечно же, мы желаем, чтобы все соответствовало интересам Азербайджана". Кылыч отметил, что вопрос в связи с нагорно-карабахским конфликтом постоянно стоит на повестке: "Это вопрос, который постоянно актуален для обсуждений. Потому что это в интересах всего кавказского региона. Мы желаем стабильности и мира в этом регионе. Однако этот процесс идет вяло, не так быстро, как мы желаем". ("Analitika.az").

Возможную реакцию Азербайджана на сближение отношений между Арменией и Турцией прокомментировал директор Турецкого проекта Международной кризисной группы Хьюг Поп: "Азербайджан и Турция нужны друг другу. Однако многие азербайджанцы обескуражены тем фактом, что Турция начинает переговоры с Арменией. Конечно, в Азербайджане будет эмоциональная реакция. Я не знаю, чем закончатся переговоры, однако Турция в конце концов примет решение, соответствующее ее интересам. Как мне известно, большое число людей в Анкаре считают Азербайджан близким другом и до последнего будут считать превыше всего интересы этой страны. Однако если открытие границ в конечном итоге будет отвечать интересам Турции, турки пойдут на этот шаг". Хьюг Поп отметил, что сближение Турции и Армении может помочь Азербайджану: "То есть, это сближение может успокоить общую атмосферу, показать, что сотрудничество лучше конфликта. Я не говорю, что на сто процентов будет так. Однако мы должны хорошо подумать об этом". Хьюг Поп также коснулся возможности открытия Турцией границ в случае, если Армения выйдет из семи районов вокруг Нагорного Карабаха: "Никто не знает, есть ли связь между этими двумя вопросами. Даже если связь есть, мы не знаем, будет ли это простая договореннось или же она будет подкреплена официальными документами. Но Армения должна покинуть районы вокруг Нагорного Карабаха для того, чтобы конфликту был положен конец. Это совершенно ясно. Однако должно быть определено, когда и в какой форме пройдет этот процесс. Предполагаю, что дипломаты ведут секретные переговоры именно по этой причине. Каждый понимает, что конфликт должен быть разрешен. Это не наше любимое дитя, чтобы мы постоянно держали его при себе. Конфликт не должен оставаться гноящейся раной". ("525-я газета").

КСОР ОДКБ и карабахский конфликт

Как сообщает ИА REGNUM, 4 февраля в Москве на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ лидеры стран-участниц Организации (Армения, Белоруссия, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан) подписали проект решения о создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ.

Подписание соглашения о создании Коллективных сил быстрого реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (КСОР ОДКБ) - итог военной политики, направленной в регионе против Азербайджана. Об этом Day.Az заявил председатель Партии Народного фронта Азербайджана, сопредседатель блока "Азадлыг" Али Керимли. "Создание данного блока, в который входят семь стран во главе с Россией, свидетельствует о появлении новых союзников у Армении. Это, в свою очередь, создает опасность для территориальной целостности Азербайджана. Данный факт показывает, что эти страны в любой момент могут оказать ей поддержку. Азербайджан должен проводить такую политику, чтобы собрать вокруг себя стран-союзников для донесения своей правды всему миру", - отметил Керимли.

Единый военный контингент стран -участниц Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не служит гарантом мира в регионе, заявил в беседе с Day.Az председатель партии "Умид", депутат Милли Меджлиса Игбал Агазаде. По его словам, работа данного военного блока ничем не отличается от СНГ. "С помощью этого блока Россия может вмешиваться в независимые страны и удерживать свой контроль над ними. Причем Россия будет вмешиваться в другие страны от имени всех участниц, представленных в ОДКБ. Необходимость в данном блоке возникла во время событий в Грузии. В то же время, за всеми действиями этой организации стоит Россия, которая управляет этой организацией. На мой взгляд, для Азербайджана данный военный контингент не представляет опасности", - отметил он.

Принятое на саммите ОДКБ решение о создании Коллективных сил быстрого реагирования создает прочную политическую, договорно- правовую и военную базу для противодействия на случай агрессии в отношении какой- либо страны-члена ОДКБ. Такое мнение выразил руководитель Института национальных и стратегических исследований МО Армении, генерал-майор Айк Котанджян, сообщает пресс-служба МО Армении. "Учитывая печальный опыт войны в Южной Осетии в августе прошлого года, формирование реального механизма противодействия агрессии является дополнительной гарантией от авантюристических шагов тех, кто лелеют надежду на военное решение Карабахского конфликта, угрожают нарушить международную безопасность как в региональном, так и внерегиональном масштабе", - отметил Котанджян. По его словам, формирование военной составляющей ОДКБ позволит также повысить эффективность коллективной борьбы с международным терроризмом, транснациональной преступностью, наркотрафиком, повысить подготовленность на случай стихийных бедствий и техногенных катастроф. (АрмИнфо).

"Создание совместных военных сил ОДКБ не повлияет на переговоры по нагорно-карабахскому конфликту, которые проходят под эгидой Минской группы ОБСЕ", - заявил американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза. По словам Брайзы, сопредседатели Минской группы успешно работают друг с другом и со сторонами, вовлеченными в конфликт. "Это нашло отражение в позитивной динамике, появившейся совсем недавно на встрече президентов Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева 28 января в Цюрихе", - отметил американский дипломат. ("Новое время", Ереван).

Первым испытанием на прочность для сил быстрого реагирования ОДКБ может стать защита Армении в случае возобновления боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта. Об этом заявил корреспонденту ИА REGNUM эксперт по проблемам Южного Кавказа Виктор Якубян. "Первым испытанием для сил быстрого реагирования ОДКБ, если конечно их успеют создать, может стать защита Армении в случае возобновления боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта", - считает эксперт. "Тот факт, что президент Армении акцентировал необходимость срочного создания совместных вооруженных сил ОДКБ, свидетельствует о том, что его беспокоит ситуация в зоне карабахского конфликта. И действительно, обстановка на линии фронта тревожная, обстрелы позиций сторон стали рядовым событием", - продолжил Якубян. По мнению эксперта, самой уязвимой точкой в зоне ответственности ОДКБ является Армения. "В свое время генсек организации Николай Бордюжа прямо заявил, что ОДКБ не будет вмешиваться в карабахский конфликт в случае его расконсервирования. Но что будет, если в конфликт вмешается Армения? В этом вопросе у членов ОДКБ нет и не будет консолидированной позиции", - резюмировал Виктор Якубян.

На вопросы Day.Az отвечает азербайджанский военный эксперт Мехти Мехтиев

В настоящее время система коллективной безопасности строится по региональному принципу. Существуют три региональные войсковые группировки: российско-белорусская (восточноевропейская), российско-армянская (кавказская) и центральноазиатская. Представляет ли российско-армянская войсковая группировка ОДКБ угрозу для Азербайджана?

Если рассуждать о потенциальном источнике угрозы для Азербайджана, то нельзя забывать о том, что на территории Армении находится 102-я Российская военная база, которая оснащена зенитно-ракетными комплексами С-300 и истребителями МиГ-29. Убежден, что силы этой российской военной базы в Армении окажут помощь этой стране в случае, если Азербайджан попытается вернуть свои оккупированные территории. Сам же факт существования российско-армянской войсковой группировки, имеющейся в системе коллективной безопасности, не представляет прямой угрозы территориальной целостности Азербайджана. Но в то же время, наличие этой группировки демонстрирует то, что Россия, являющаяся сопредседателем Минской Группы ОБСЕ, имеет высокий уровень военного сотрудничества с Арменией, которая оккупировала территории Нагорного Карабаха, что дает основание для озвучивания заявлений о невозможности присутствия России в качестве страны, которая занимается путями урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

Как мы видим, Армения и в военном вопросе целиком и полностью опирается на Россию. А на кого опирается в военном вопросе Азербайджан?

В вопросе решения поставленных задач и обеспечения территориальной целостности государства Азербайджан полагается только на Вооруженные Силы нашей страны. Хотя, безусловно, с учетом регулярно поступающей информации о той или иной военной помощи Армении со стороны России получается, что наша страна изначально поставлена в неравные условия с агрессором, оккупировавшим территории Азербайджана. С другой стороны, Азербайджан, в случае принятия решения о военном пути возвращения оккупированных территорий нашей страны, не собирается переходить границу Армении, а будет вести военные действия по восстановлению собственных границ в пределах, признанных мировым сообществом. А это дает Азербайджану юридические основания считать агрессором ту страну, которая открыто поддержит Армению в ходе боевых действий по освобождению оккупированных территорий нашей страны.

Уж коли мы заговорили о военном пути возвращения оккупированных территорий нашей страны ответьте, насколько соответствуют действительности слова депутата Милли Меджлиса Бабы Тагиева о том, что азербайджанская армия за 48 часов сможет освободить оккупированные территории и дойти до армяно-азербайджанской границы?

Безусловно, ныне уровень боеготовности азербайджанской армии находится на очень высоком уровне и он значительно выше уровня боеготовности армянской армии. Это - не мое личное мнение, а мнение целого ряда военных экспертов, имеющих возможность сравнивать положение дел в Вооруженных силах Азербайджана и Армении. Конечно же, за 48 часов азербайджанская армия не сможет освободить оккупированные территории и дойти до армяно-азербайджанской границы. Но наша армия способна выполнить поставленную задачу в кратчайшие сроки.

А какие жертвы в живой силе может понести азербайджанская армия в случае принятия решения о военном пути возвращения оккупированных территорий нашей страны?

Как известно, для успеха в боевой операции стороне, перешедшей в наступление, необходимо достичь трехкратного преимущества над противником. Стало быть, на один батальон армянской армии нам нужно будет иметь три батальона азербайджанской армии. Безусловно, будут и жертвы. На мой взгляд, для успешного завершения операции по возвращению оккупированных территорий, азербайджанской армии придется принести в жертву порядка 10.000 военнослужащих. (Day.Az, с сокращениями).

Создание коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ - правильное решение, хоть и несколько запоздалое, заявил в беседе с корреспондентом

армянский политолог Левон Мелик-Шахназарян. "Страны ОДКБ, в том числе и Армения, сегодня с разных сторон подвергаются различным вызовам, и эти вызовы нуждаются в адекватном ответе", - отметил он. Собственно на переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта создание сил никак не повлияет. "Позиция Армении до сегодняшнего дня однозначна - Армения продолжит настаивать на признании Азербайджаном правовой корректности провозглашения и существования Нагорно-Карабахской республики. Другое дело, что создание сил оперативного реагирования может несколько остудить пыл заявлений, которые постоянно звучат из Азербайджана, и заставит их задуматься над поисками мирного урегулирования конфликта, а не военного", - отметил он.