Иван Бургуджи: Между Молдавией и Гагаузией необходимо заключить договоры о разграничении полномочий
Устоявшееся мнение о том, что молдавско-гагаузский конфликт разрешён путём принятия в 1994 году парламентом Молдавии закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" не соответствует действительности, поскольку статус Гагаузии в составе Республики Молдова де-факто до сих пор остаётся неопределённым и нереализованным из-за противодействия Молдавии. Фактически руководство Молдавии в одностороннем порядке препятствует реализации и введению в действие данного закона в полном объёме, реализуя на практике принцип "отложенного статуса" Гагаузии, в надежде, что всё утрясётся само собой и Гагаузия уравняется в правах и полномочиях с обыкновенными административными единицами страны. Тем самым руководство Молдавии не старается справедливо разрешить имевший место конфликт между Гагаузией и Молдавией, а преднамеренно, используя порочный принцип, пытается загнать проблему, приведшую к конфликту, вглубь.
Руководством Молдавии представители Гагаузии, которые требуют от нее выполнения взятых на себя обязательств и неукоснительного соблюдения прав гагаузского народа, сразу же записываются в разряд сепаратистов, требующих полной суверенизации Гагаузии. Между тем, как в самом законе "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", так и в решении Конституционного суда Республики Молдова отмечено, что Гагаузия - это территориальное автономное образование с особым статусом, как форма самоопределения гагаузского народа. Помимо того, что констатация данного факта накладывает на Молдавию как государство международно-правовые обязательства, оно же свидетельствует и о том, что Молдавия умышленно и преднамеренно нарушает нормы международного права, препятствуя Гагаузии реализовать своё право на самоопределение.
Международное право защищает как государства, так и отдельные народы, ибо мир состоит не только из государств, но и народов, в той или иной мере, стремящихся повысить степень своей свободы. Поэтому в международном праве действуют принципы целостности государства, нерушимости его границ и право народов на самоопределение. Принцип равноправия и самоопределения народов зафиксирован в Уставе ООН и иных международно-правовых документах, в которых отмечено: "Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в конкретизации настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость".
При этом следует отметить тот факт, что могут быть различные формы самоопределения народов, например, союз в виде конфедерации или федерации, ассоциированный статус, автономия и полное растворение народа в структуре государства. Отделение от государства при реализации права народа на самоопределение является всего лишь одной из форм самоопределения народов, причём наиболее радикальной, применяемой, как правило, вследствие непродуманной антинародной политики, проводимой метрополией, по отношению к самоопределяющемуся народу. Поэтому, в данном случае, не следует отождествлять понятия - самоопределение и полная независимость.
Официальный Кишинёв никак не может осознать тот факт, что проводимая им политика препятствования реализации права гагаузского народа на самоопределение в рамках Республики Молдова неминуемо приведёт к вспышке нового витка напряжённости с непредсказуемыми последствиями уже непосредственно у границ Евросоюза. Тогда, при реализации права гагаузского народа на самоопределение, уже на повестке дня точно будет стоять вопрос об отделении от Республики Молдова. Это означает, что будет применена наиболее радикальная форма самоопределения нашего народа. И винить в этом надо будет не гагаузский народ, а руководство Республики Молдова, всё это время целенаправленно проводившую по отношению к гагаузскому народу антинародную политику.
Так, в Постановлении о введение в действие Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" №345-ХIII от 23 декабря 1994 года предписано, чтобы правительство и парламент Республики Молдова в месячный срок привели свои нормативные и законодательные акты в соответствие с указанным законом. На практике это положение до сих пор не исполнено. Мало того, Республикой Молдова продолжают приниматься нормативные акты и законы, не учитывающие требования норм Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", полномочия Гагаузии, а зачастую и прямо противоречащие положениям указанного закона.
К примеру, внесённые в 2008 году изменения в Избирательный кодекс Республики Молдова, устанавливающие порог прохождения депутатов в парламент Молдавии в 6%, не учитывает интересы Гагаузии, и вообще закрывают гражданам Гагаузии доступ к избранию в парламент Республики Молдова своих представителей, поскольку гагаузы составляют всего 4,5% населения Молдавии. Некоторые лица гагаузской национальности, находящиеся ныне в парламенте Республики Молдова в качестве депутатов, не представляют интересы Гагаузии, а представляют интересы той или иной партии, которые к Гагаузии вообще никакого отношения не имели и не имеют.
Официальный Кишинёв до сих пор, вопреки нормам закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", игнорирует право Гагаузии на участие в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, касающихся интересов Гагаузии. К примеру, вопрос урегулирования молдавско-приднестровского конфликта напрямую затрагивает интересы и народа Гагаузии, однако официальный Кишинёв не допускает официальных представителей Гагаузии к участию в переговорном процессе. В нарушение Конституции Республики Молдова в учебных заведениях страны, в том числе и в школах Гагаузии, преподаётся предмет "История Румынии" вместо предмета "История Молдавии". Тем самым на государственном уровне ведётся обработка и подготовка молодого поколения к объединению с Румынией и ликвидации молдавского государства.
В этой связи высказывания нынешнего президента Молдавии г-на Воронина о том, что Республика Молдова никогда не объединиться с Румынией, следует расценивать как политический трюк и издевательство над народом Гагаузии. Это напрямую затрагивает интересы народа Гагаузии, однако нас не допускают к выработке и осуществлению внутренней и внешней политики Республики Молдова и по данному вопросу.
Объявленный официальным Кишинёвом внешнеполитический курс Молдавии на европейскую интеграцию, также напрямую касается интересов Гагаузии, однако к выработке данного курса официальные представители Гагаузии также не были допущены руководством Молдавии. Возможно, у Гагаузии были и есть вопросы и предложения, из которых вытекало бы, что данный курс необходимо скорректировать и т.д. До сих пор не реализовано на практике исключительное право Гагаузии иметь своих представителей во всех центральных органах власти и управления Республики Молдова, в том числе в силовых и судебных органах, в органах Генеральной прокуратуры, а также в Конституционном суде.
Время показало, что любое решение, любое соглашение или обязательство, принятое на взаимной основе с таким партнером, как Республика Молдова, следует страховать целой системой ответственности, выстроенной по принципу сдержек и противовесов, подкреплённых гарантиями международных посредников и гарантов. Действия Республики Молдова по отношении к Гагаузии неоспоримо свидетельствуют, что она не может быть гарантом исполнения закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" при разрешении молдавско-гагаузского конфликта. Республика Молдова в данном случае является лишь одной из равноправных сторон переговорного процесса.
Если Республика Молдова желает и в дальнейшем сохранить свою территориальную целостность и политическое единство, путём продолжения нахождения в её составе Гагаузии, которая в 1994 году вошла в её состав добровольно, то она должна будет выражать и подтверждать это свое желание практическими действиями.
Для этого, в первую очередь, необходимо:
1. Закрепить за Гагаузией, как это было зафиксировано в подписанных договорённостях, положение о том, что глава (башкан) Гагаузии по должности является вице-председателем правительства Республики Молдова. В 1994 году Молдавия в одностороннем порядке изменила данный пункт договорённостей, не спрашивая мнения гагаузской стороны, хотя в первом чтении данного закона эта договорённость была принята и узаконена сторонами;
2. Гагаузия должна иметь стабильное представительство в парламенте Республики Молдова. Для этого необходимо выделить для Гагаузии квоту, по которой будут избираться депутаты парламента РМ на территории Гагаузии по одномандатным округам. Они будут представлять интересы Гагаузии в парламенте Молдавии, с правом вето на все принимаемые решения, которые касаются интересов Гагаузии. Указанные депутаты от Гагаузии в парламенте Республики Молдова могут быть отозваны народом Гагаузии, если они не будут добросовестно исполнять свои обязанности. Время показало, что без определения указанной квоты для Гагаузии в парламенте Молдавии интересы Гагаузии не могут быть защищены;
3. Гагаузия должна на практике, а не только на бумаге, иметь возможность реализовать своё право на осуществление самостоятельной внешнеэкономической деятельности и торговли, а также в области международного сотрудничества - без необходимости обращения за разрешениями к официальному Кишинёву;
4. Гагаузия должна иметь возможность беспрепятственно реализовать свою компетенцию во всех других областях, включая общественную безопасность и т.д.;
5. В ведении официального Кишинёва, на наш взгляд, должна остаться оборона и внешняя политика, но с учётом особенностей, отражённых в принятом, но не действующем законе "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)";
6. Учитывая, что статус Гагаузии до сих пор реально остаётся неопределённым и не реализованным из-за умышленного противодействия Молдавии, возникла острая необходимость заключения между Молдавией и Гагаузией договоров о разграничении полномочий и предметов ведения, а также о взаимном делегировании прав и полномочий. Такие договоры должны быть подписаны не только представителями Молдавии и Гагаузии, но и странами гарантами: Украиной, Россией, Турцией, Болгарией, ОБСЕ и СЕ. После чего они должны быть ратифицированы парламентом Молдавии и Народным собранием Гагаузии. В противном случае нет гарантии того, что Молдавия выполнит свои обязательства и не откажется от них в любой момент.
Если Молдавия не признаёт права и полномочия народа Гагаузии - это еще не значит, что Гагаузия должна согласиться с таким решением.
На наш взгляд, Гагаузия должна уже сейчас официально объявить всем о том, что в случае отказа официального Кишинёва от выделения до октября 2008 года соответствующей квоты для избрания депутатов в парламент Республики Молдова от Гагаузии с вышеизложенными полномочиями, а также от начала поиска механизмов разрешения вышеизложенных проблем путём начала официальных переговоров - Гагаузия не будет участвовать в выборах в парламент Республики Молдова в марте 2009 года.
При этом следует особо подчеркнуть, что юридическим и моральным основанием для постановки такого вопроса является тот факт, что Республикой Молдова преднамеренно игнорируются международные стандарты и рекомендации, закреплённые во многих правовых документах, в том числе и в Лундских Рекомендациях, чем целенаправленно нарушаются права и интересы гагаузского народа.
Указанные международно-правовые акты предписывают, что государства должны гарантировать лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на эффективное участие в государственных делах, включая право на равных условиях занимать государственные должности в своей стране, участвовать в делах, оказывающих влияние на эти меньшинства, а также относящихся к защите и содействию самоидентификации таких меньшинств. В них, наконец, прямо предписано, что избирательная система страны должна обеспечивать представительство и влияние национальных меньшинств путём организации одномандатных округов и прямой ответственности кандидата перед своим избирательным округом и т.д.
Из сказанного с неизбежностью вытекает, что в настоящее время, в силу сложившихся обстоятельств, другого пути и способа для защиты своих прав и интересов Гагаузии просто не дано. И пусть тогда парламент и правительство Республики Молдова доказывают свою легитимность по отношению к Гагаузии. Хватит стоять на коленях и выпрашивать, как милостыню необходимость уважения и соблюдения наших суверенных прав.
Иван Бургуджи - председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра (г. Комрат).