Василий Анисимов, эксперт во вопросам православной церкви, референт Блаженнейшего Митрополита Владимира

ИА REGNUM: Не секрет, что ситуация в украинской религиозной жизни сейчас достаточно напряженная. Как бы вы её охарактеризовали и каковы причины того, что она сложилась именно таковой?

Причины сложной ситуации в украинской Церкви, в общем-то, лежат на поверхности. Если, например, в России, других постсоветских странах уже произошло реальное отделение церкви от государства, то на Украине действует система, которая была закреплена еще в 1918-ом году, когда Церковь ленинским правительством была лишена статуса юридического лица, а все церковное имущество стало государственным. В 1992 году на Украине был принят закон, регламентирующий деятельность религиозных организаций, однако статус юридического лица церкви так и не возвратили. С тех пор законодательство не изменялось. Получается, что церковь на Украине действует как полуобщественная организация, лишенная прав собственности, и это сохраняет огромные рычаги политического и экономического давления на Церковь со стороны власти. И конечно, у властей всегда было искушение этим обстоятельством пользоваться.

Леонид Кравчук, первый президент страны, например, решил создать "единую поместную православную церковь". По его указанию, в 1992 году спецслужбами и властью в нарушение Конституции и законов Украины была создана структура, которая заявила о роспуске существующих на Украине церквей - УПЦ и УАПЦ, а себя объявила "правопреемницей" всех финансов, расчетных счетов, имущества, храмов и монастырей "упраздненных" Церквей. Не только верующие, но и иерархи и даже руководители этих Церквей о своем "упразднении" узнали из новостей СМИ. Во главе новой структуры поставили "свежеизгнанного" из Церкви Филарета (Денисенко) и депутатов. Естественно, никто не собирался выполнять это беззаконие. Тогда стали загонять общины в новую структуру силой, начались захваты православных храмов, епархиальных управлений, монастырей. В Волынской и Ровенской областях захватили более сотни храмов. Даже Киево-Печерская Лавра была штурмом взята и потом отбита. При Леониде Кучме давление шло через Константинополь: пытались, признав какую-то из раскольничьих группировок, как православную церковь, создать параллельные структуры, собственно говоря, осуществить "эстонский вариант", где разделили единоверных на две юрисдикции, и бывшие братья стали врагами.

Были надежды, что сейчас, когда к власти пришёл "религиозный" президент - ситуация в стране изменится, но этим надеждам, судя по всему, не суждено сбыться. Виктор Ющенко и начал свою деятельность с того, что первый визит совершил к Святейшему Патриарху. Это позволяло надеяться, что при нём сдвинется с мертвой точки решение тех вопросов, которые давно решены в других странах: в частности, проблемы реституции церковной собственности. Но, видимо, держать церковь за горло - это национальная традиция на Украине.

ИА REGNUM: Один из самых острых вопросов религиозной жизни Украины - планы президента относительно создания Единой поместной церкви. По мнению ряда аналитиков, это может произойти практически в этом году...

Сейчас мы действительно можем наблюдать очередную пиар-акцию вокруг этого вопроса. Многие решили, что президенту не осталось других возможностей проявить себя в чем-либо к грядущим президентским выборам, как создать единую поместную церковь. При этом нужно понимать, что и при Кравчуке, и при Кучме, и сегодня за созданием ЕПЦ стоит ни что иное, как разрыв с Русской Православной Церковью, совершено нелепый и абсурдный шаг, с точки зрения большинства православных Украины. Давление идет сейчас через прессу, общественное мнение, родной брат президента депутат парламента Пётр Ющенко создал общественную организацию "За поместную Украину" (ЗаПУК). Однако, по моему мнению, шансов у инициаторов этой акции в ближайшее время нет. Даже когда захватывали храмы и били верующих, а в некоторых местах на Волыни выгоняли общины из храмов и гнали, как скот, "по направлению к Москве", люди выдержали это. Есть древнее, многовековое единство, нечто более мощное, чем наше представление о религии и предвыборные игры вокруг Церкви. Надо помнить, что Церковь все-таки не политическая организация, и создана она не людьми, а Богом.

Народ и православные иерархи создание ЕПЦ не поддерживают. На последнем Архиерейском соборе УПЦ было принято специальное обращение всех архиереев к народу Украины с призывом объединиться вокруг епископата, который свято бережет единство Русской Православной церкви. Против соборного решения расшатывать ситуацию бессмысленно. Меня поражает, что в условиях уже измучившего страну политического кризиса, паралича многих институтов власти, множества экономических и социальных проблем, государственные мужи никаких проблем, кроме церковных не видят. Более того, они их придумывают и навязывают Церкви. Хотя Конституция запрещает любое вмешательство во внутренние дела Церкви.

ИА REGNUM: А чем это можно объяснить?

Думаю, ничем иным, как завистью. По всем опросам общественного мнения, украинцы Церкви доверяют больше, чем Президенту, парламенту и правительству вместе взятым. Украинская Православная Церковь, Блаженнейший Митрополит Владимир объединяют в любви и братстве 1000 общин Волыни с 1000 общинами Донбасса, 500 общин Закарпатья с пятистами общинами Крыма, 500 общин Одесщины с пятистами общинами Черниговщины и т.д. УПЦ является не только самой крупной Церковью на Украине, но она и доминирует во всех областях, за исключением Галиции.

А ведь братски объединять народ должна не только Церковь, но и государство, и власть. У нас же она пока умеет лишь разъединять и ссорить. Сегодня же она пытается разделить последнее, что еще не разъединено. И все же, какое бы давление не оказывалось на верующих через администрации, через спецслужбы,- мы живем в свободной стране и у нас есть закалка. Адепты создания ЕПЦ, автокефалии активно спекулируют на этой теме, распускают слухи, подключают всевозможных псевдоаналитиков. В церковную среду вносится большая смута, провоцируя недоверие к священноначалию и епископату, епископы якобы что-то замышляют, что они какие-то заговорщики-автокефалисты. Мне вообще это представляется некой спецоперацией "по разложению Церкви изнутри". Если помните, такую осуществляли в 1920-е руководители ЧК Феликс Дзержинский и Мартын Лацис.

ИА REGNUM: Госкомрелигии, как известно, не так давно возглавил Александр Саган. Как можно оценить его роль в текущих религиозных процессах, особенно в контексте информации, обнародованной рядом СМИ о его причастности к сайентологическому течению?

Эта информация не только обнародована рядом СМИ, а есть даже соответствующее депутатское обращение в Генеральную прокуратуру. У меня есть его брошюра, которая так и называется - "Сайентология". Вот в России этого нет, а на Украине ещё осталась паразитирующая прослойка воинствующих религиоведов, бывших воинствующих атеистов. Как известно, первый президент Украины Кравчук атеистическую работу курировал в ЦК КПУ. И когда после путча всех разогнали, у нас атеизм остался на всех кафедрах, есть отделение в Институте философии Академии наук. Все сотрудники данной отрасли как были атеистами, так и остались. Как раз Госкомрелигии Украины всегда наполнялся именно этими кадрами. Им трудно научится уважать религию в принципе, там верующих людей никогда не было. Они привыкли давить религию, они не знают и не понимают Церковь, по-прежнему хотят руководить ею, ставят всевозможные препоны, мешают ей выполнять свои миссию. УПЦ они изобличают, как антинародную, анигосударственную, антиукраинскую и т.д. Собственно говоря, ничего с советских времен у них не изменилось - как борольсь с Церковью, так и борются.

А Саган прославился статьей, в которой обосновывал вмешательство государства во внутренние дела Церкви соображениями "национальной безопасности". Что, с его точки зрения не противоречит конституционному принципу отделения Церкви от государства. Она так и называлась "Безопасность веры". Фактически это - "ежовщина". Конституция 1936-го года в целом была нормальная, демократическая, гарантировала права верующих и Церкви. Но вот с точки зрения "национальной безопасности" репрессивные органы считали своей обязанностью заниматься всевозможными уклонами, церковью и так далее, так далее, поэтому миллионы и отправили на плаху. У нас уже была с ним жесткая полемика по этому поводу. В его книгах, с которыми я взял на себя труд ознакомиться, отмечается тот же чисто атеистический взгляд. Уже упомянутые мною воинствующие религиоведы, давали экспертную оценку сайентологии - религия это или не религия. Александр Саган признал религией. А с нашей точки зрения - это тоталитарная секта. Человек, который не видит разницы между Православием и сайентологией, и то, и другую считает "религией", может быть только атеистом, "равноудаленным" от всякого "дурмана для народа".

ИА REGNUM: И в чем, собственно, вы видите его нынешнюю роль?

Госкомрелигии сейчас занимается уже не только вопросами религии, но еще и проблемами национальных меньшинств и миграция. Сагану будет очень трудно работать на этой должности. В своей книге "Вселенское православие" он демонструрует крайне враждебное отношение к Русской Православной Церкви и к УПЦ. Он считает незаконным Харьковский Архиерейский Собор, а избрание Блаженнейшего митрополита Владимира считает диверсией против Украины, его, по Сагану, "фактически завезли с территории другого государства". Виктор Ющенко хотел бы добрых и даже братских отношений с УПЦ. Думаю Александру Назаровичу с его багажом враждебности к УПУ будет очень трудно такие отношения устанавливать. Это как наступать на горло собственной песне.

Полагаю, последний скандал, связанный с высказываниями президента в Москве, был инспирирован именно Саганом и его подчиненными. Там Виктор Ющенко ошарашил журналистов статистикой о том, что у Филарета в расколе пребывает 10 млн. граждан, а в Православной Церкви лишь восемь. Хотя по статистике того же Госкомитета, количество общин у УПЦ едва ли не в два раза больше, чем у раскольников, католиков, униатов вместе взятых. Но ведь это тот же Саган доказывает, что надо верить, не фактическому положению дел, не статистики, а неким социологическим опросам, чью легитимность еще надо проверять (как водиться, это те же - филаретовские подтасовки). Так вот президенту подсунули не статистику, а те же раскольничьи соцопросы, причем даже и не сказали ему об этом. Я был на встрече Святейшего Патриарха с Виктором Андреевичем, читал в Москве все комментарии, и было очень неловко: нас не высмеял только ленивый. Объяснять и оправдываться было очень трудно. Так что труды нового руководства - налицо.

Стоит отметить, что нынешний премьер, Юлия Тимошенко, в период своего первого премьерства упразднила Госкомрелигии в числе других "паразитических" (по ее словам) госструктур. Виктор Янукович его восстановил с целью, чтобы он помогал Церкви решать церковно-государственные проблемы. До этого данный комитет упразднял и восстанавливал с такой же целью Леонид Кучма. Уже есть некая закономерность - как только этот орган восстанавливают с благими целями, он сразу начинает заниматься противоположным - руководить религиозными процессами и давить на Церковь, создавать расколы и проблемы, которые потом будут те же чиновники тысячу лет улаживать. Сеют, что называет, свой "хлеб". Будем надеятся, что этот орган не станет еще одним очагом напряжения и конфликтов.

ИА REGNUM: Какие отношения сложились у церкви с нынешним мэром Киева, о религиозных пристрастиях которого ходят легенды?

В отличие от Омельченко (предыдущий мэр Киева), который просто давил каноническую православную церковь и был как Санчо Пансо при Филарете, Леонид Черновецкий занимает по отношению к нам достаточно нормальную позицию. Например, он выделил нам участок земли, для строительства кафедрального собора и первый передал туда пять-семь килограмм золота. Со стороны власти, он довольно европейский человек в отношениях с церковью. Главный позитив, который стоит отметить - при нём сдвинулось с мертвой точки обеспечение нас в родном Киеве участками под постройку православных храмов. Я не знаю точно насколько тесно он связан с Сандеем Аделаджой (глава церкви "Посольство Божье", прихожанином которой является Черновецкий), но по отношению к нашей церкви он занимает позицию очень глубокого уважения. Во всяком случае, пропаганду сектанства со стороны мэрии Киева мы пока не видим. Судя по нашему опыту отношений с властью, Черновецкий - отнюдь не самый худший вариант. Головной боли с некоторыми губернаторами, особенно западных областей, у нас намного больше.

ИА REGNUM: Ещё одно обострение в религиозной сфере Украины пришло извне страны. Очень широкий резонанс в последнее время вызвали планы Румынии о воссоздании т.н. Бессарабской митрополии. Какая позиция у УПЦ на этот счёт?

Очевидно, что это какое-то политическое решение. Причем, связано оно с политической нестабильностью в Молдавии и Приднестровье. По этому поводу очень резко высказались иерархи Русской Православной церкви и УПЦ, в частности, Блаженнейший Митрополит Владимир. Эскалация этого конфликта чревата довольно печальными последствиями, в частности, данная ситуация может привести к рассоединению, и уже сейчас наблюдается нестабильность в отношении между братскими церквями. Точка зрения митрополита Владимира состоит в том, что надо продолжать переговорный процесс, ведь поссориться никогда не поздно.

Подобное решение Румынской Церкви провокационно тем, что возбуждает сепаратистские настроения. От сепаратизма церковного очень близкий путь к сепаратизму национальному. Это подкоп и под РПЦ, и под УПЦ, и под Украину. Хотелось бы, чтобы и государство присоединилось к решению этой проблемы, ведь это не чисто церковная проблема. Стоит отметить, что конфликт этот возник на ровном месте, так как в последние годы между румынской и украинской церковью были прекрасные отношения, румынские епископы приезжают к нам и свидетельствуют против раскола, хорошие контакты установлены на епархиальном и приходском уровнях.

ИА REGNUM: На днях Виктор Ющенко своим Указом передал Киево-Печерскую Лавру в собственность государства, а также озвучит планы снятия анафемы с Мазепы. Что вы думаете на это счёт?

Трудно сказать, с какой целью это делается. До этого Лавра была коммунальной собственностью Киева. Совет Европы неоднократно рекомендовал руководству державы вернуть Церкви - церковное. Именно этого ждет Православная Церковь и уже двадцать лет. Возникла ситуация, когда УПЦ сегодня, вытягивая жилы, строит, восстанавливает, реставрирует тысячи храмов и монастырей, а на ее законной собственности, экспроприированной с кровью и насилием, ныне паразитируют государственные, частные, коммерческие структуры и даже униаты с раскольниками. Это несправедливо и безнравственно.

Что касается снятия анафемы с гетмана Мазепы, то необходимы обоснования этого акта. Здесь должны работать историки, богословы. Нужны серьезные обоснования, которых мы пока не видели. Священный Синод УПЦ дал указания духовным школам изучить этот вопрос. Надо, чтобы инициаторы тоже, кроме шумихи в прессе, подготовили исследования по этому поводу, которые и рассмотрит Церковь. Пока есть лишь словесные заявления. Анафема Мазепе, как и другие именные анафемы не провозглашаются в РПЦ уже более 150 лет. Сегодня на Украине анафема провозглашается в неделю Торжества Православия на Владимирской горке у памятника св. Владимиру Крестителю Руси, и она провозглашается Михаилу Рогозе, митрополиту, учинившему унию, и действующему расколоучителю Михаилу Денисенко, более известному публике как лжепатриарх Филарет.