За 2007 год управление Федеральной службы судебных приставов РФ по Кемеровской области получило 3 299 жалоб на работу своих сотрудников. О том, на что жалуются кузбассовцы, какая работа проводится с обращениями, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с главным специалистом группы организации работы по рассмотрению обращений граждан и представителей юридических лиц кузбасского управления ФССП Оксаной Мачновой.

ИА REGNUM: Люди нередко высказывают претензии к работе органов власти, организаций и федеральных служб. Часто ли по этому поводу обращаются к вам жители Кузбасса?

Работа судебных приставов такова, что одна из сторон - должники или взыскатели - недовольны решением суда и нашими действиями. Это порождает жалобы на действия или наоборот, бездействие судебных приставов. В нашу службу обращаются не только физические лица, но и представители предприятий, органов государственной власти. Хотя, конечно, чаще всего жалобы к нам поступают от простых жителей области. В 2007 году мы получили свыше 2 тысяч жалоб от кузбассовцев на действия или бездействие судебных приставов. Много это или мало, можно судить по тому, что за год мы помогли 740 тысячам жителей области. ИА REGNUM: Какие именно жалобы чаще встречаются? Что не устраивает людей в работе приставов?

Большая часть жалоб - на работу судебных приставов по взысканию алиментов. Чаще всего женщины недовольны их небольшим размером, но хочу подчеркнуть, что алименты удерживаются с официальной заработной платы должников. Иногда мы сталкиваемся с такой ситуацией: женщины-взыскатели утверждают, что фирмы, на которых работают бывшие мужья, выдают зарплату "в конвертах", а в справках указывают доход намного ниже. К сожалению, мы не можем проверить реальный размер зарплаты, и работаем только с официальными бухгалтерскими документами. ИА REGNUM: И что в таком случае делать? Получается, что можно специально занизить алиментщикам официальную зарплату?

Нет, это не совсем так. Судебные приставы ежеквартально проверяют бухгалтерии предприятий на предмет правильности и своевременности отчислений по исполнительным листам. Если выяснится, что бухгалтер сознательно занизил сумму отчислений или не известил вовремя службу судебных приставов о том, что работник уволился или перевелся, то его оштрафуют. Как это было, например, недавно в Осинниках. Бухгалтер одного из предприятий не сообщил судебным приставам об увольнении сотрудника, в результате алименты не отчислялись почти полгода, накопился внушительный долг. ИА REGNUM: Какие еще вопросы волнуют кузбассовцев? Возникают ли, например, проблемы при обеспечении граждан жильем по решению суда?

Да, действительно, еще один повод для жалоб граждан - вопрос предоставления жилья администрациями городов и районов области. Суды выносят решения, но администрации муниципальных образований не исполняют их, нарушая сроки предоставления квартир, ссылаясь на то, что жилья нет, но в итоге претензии все равно предъявляются к нам. В январе 2007 года служба судебных приставов заключила Соглашение о взаимодействии с администрацией области. В течение прошлого года подобные соглашения были заключены почти со всеми главами городов и районов. Во многом благодаря этому вопрос предоставления жилья удается решить оперативно: за прошедший год жителям области было предоставлено 118 квартир, кемеровчане получили 27 квартир. Но, к сожалению, исполнены не все решения суда: ждут предоставления помещений еще 150 жителей области. Однако бывают и курьезные случаи: в прошлом году семья пенсионеров из Анжеро-Сужденск пять раз отказывалась переезжать в предоставленные администрацией города квартиры, находя для этого разные причины. В конце концов, администрация была вынуждена обратиться в суд, а судебные приставы принудительно переселили пенсионеров из барака в благоустроенную квартиру. ИА REGNUM: А как можно обратиться в областное управление ФССП? Только по почте?

Нет, направлять жалобы к судебным приставам можно по-разному. Во-первых, позвонить по телефону. Десятый рабочий день каждого месяца с 10:00 до 12:00 (6:00-8:00 МСК) действует "горячая линия", по которой можно получить консультации специалистов управления. Во-вторых, о фактах коррупции, вымогательства, намеренного неисполнения судебными приставами решений судов можно сообщать на круглосуточный "телефон доверия". Всю поступившую информацию специалисты УФССП проверят. За прошлый год на телефон доверия и горячую линию обратилось свыше 100 человек, но обращаю внимание слушателей на то, что анонимные обращения, согласно федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан", не рассматриваются. Кемеровчане могут прийти на личный прием. Еженедельно главный судебный пристав Кемеровской области Юрий Суворов либо его заместители проводят такие приемы, на которые можно записаться по телефону. В 2007 году на личные приемы обратились около 200 человек. Кстати, руководство управления проводит выездные приемы граждан, которые в прошлом году прошли в городах: Анжеро-Судженск, Березовский, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецк, Мариинск, Юрга. Также дважды в неделю старшие судебные приставы городов и районов области проводят приемы граждан. О графике можно узнать в отделах судебных приставов области. И, наконец, к нам можно обратиться через интернет. На сайте управления действует "Виртуальная приемная" главного судебного пристава, где можно оставить свой вопрос, пожелание или рекомендацию, указать свой адрес и в течение 30 дней получить ответ. Если же вопрос не требует проверки документов исполнительного производства, то ответ появится на сайте в течение трех дней. И еще хотелось бы обратить внимание на такой момент: прежде чем обратиться с жалобой на судебных приставов в вышестоящие инстанции, направьте свое обращение сначала старшему судебному приставу своего города или района или обратитесь к главному судебному приставу области. Как показывает практика, зачастую вопросы граждан можно решить на местах и это значительно сокращает время получения ответа. Напомню, что согласно федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан", срок для предоставления ответа - 30 дней со дня поступления обращения. Плюс почтовая пересылка.