Румынская православная церковь подогревает идеи о создании "великой Румынии": интервью епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана ИА REGNUM
Епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан в интервью корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал решение синода Румынской православной церкви о создании на территории Молдавии и Приднестровья новых епископатов Румынской патриархии. В частности, в "Бессарабской митрополии" решено было создать три: Бельцкий епископат, епископат Южной Бессарабии со ставкой в Кантемире и православный епископат Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах.
ИА REGNUM: По вашему мнению, каковы истинные мотивы решения синода Румынской православной церкви об учреждении на территории Молдавии и Приднестровья трех подведомственных ей епархий?
В недрах румынского общества уже давно назревает желание создать "великую Румынию". И здесь Румынская православная церковь служит не столько умиротворителем этих амбициозных планов общества, сколько зачастую, наоборот, подогревает. Я помню, когда начинался развал Советского Союза, то румынские церковные исторические исследования порой на своих обложках помещали карту Румынского патриархата с включением в ее границы Молдавской республики. Правда, только правобережной ее части. Тогда их желания не простирались на левый берег Днестра, то есть на нынешнюю территорию Приднестровья. Более того, Румынская православная церковь подчеркивала, что хорошо знает историю и на левый берег Днестра не претендует. Все последние события, связанные с инициативами румынской церкви, я могу связать только с тем, что новый патриарх Даниил, видимо, решил развить курс, который взял во взаимоотношениях с Русской Православной Церковью покойный патриарх Феоктист. Дело в том, что наличие православных приходов под румынской юрисдикцией на территории правобережной Молдавии является многолетним антиканоническим фактом. К сожалению, это реальная проблема, которая не была разрешена добрым каноническим путем, что привело к еще большему росту аппетитов не только румынской церкви, но и всего румынского общества. Я помню, как в 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II при личном общении с патриархом Румынским Феоктистом во время часовой беседы трижды обращался с просьбой дать новый импульс диалогу между русской и румынской церквями в деле урегулирования конфликта, связанного с "Бессарабской митрополией", и найти приемлемые канонические формы существования той части приходов, которые во что бы то ни стало хотят быть под Румынским патриархатом. Но патриарх Феоктист уходил от ответа и говорил, что прибыл на праздник, а для рабочих моментов есть отдел внешнецерковных связей, пусть они этим и занимаются. Сейчас мы являемся свидетелями того, что реальность и фактическое существование румынских приходов на территории Молдавии заставили думать, будто уже можно двигаться дальше на восток и аппетиты свои не умерять, а развивать. Для этого, безусловно, служит та прослойка кишиневской интеллигенции, которая была воспитана в прорумынских традициях. Они отрабатывают деньги, получаемые от румынского государства. Ибо понятно, что существование газет и организаций румынской направленности без финансирования румынской стороной было бы просто невозможно. Видимо, они также внесли лепту в формирование враждебного отношения к Русской Православной Церкви.
ИА REGNUM: Какова динамика развития событий спустя неделю после экстренного совещания и епархиального собрания, которое состоялось 30 октября 2007 года? Какие итоги сейчас уже можно подводить?
Я, как епископ, как любой священник, стараюсь самолично отвечать на поставленные угрозы, безусловно, ставя в известность свое священноначалие. Синод Молдавской митрополии также отреагировал, было принято соответствующее обращение, где осуждались действия румынской церкви. Было обращение духовенства Тираспольско-Дубоссарской епархии к православному народу Приднестровья и большой крестный ход через центр города Дубоссары. Тем самым мы хотим показать братьям-румынам, что нехорошо считать, будто мы не существуем. Мы живем, мы действуем в непростых экономических и политических условиях. И если вас заботит судьба Православия, то помогайте через наши канонические структуры, но не занимайтесь разбоем с большой дороги. В первую очередь, мне как архиерею и умом и сердцем необходимо было понять настроение своего духовенства. На епархиальном собрании я почувствовал импульс уверенности в себе, в своей церкви и нашем праве отстаивать свою мирную церковную жизнь от любых посягательств со стороны. В Москве сейчас также внимательным образом собирают весь материал, который поступает из Кишинева и из Приднестровья. Насколько я знаю, готовится обращение священноначалия русской церкви к священноначалию румынской церкви о том, что необходимо приостановить данную недружественную деятельность. Следует все ввести в канонические церковные рамки, ведь для этого и существует книга правил. Это сборник церковных законов, которые еще никто не отменял. Для нас не является секретом личное мнение патриарха Даниила, который еще несколько лет назад, будучи в Кишиневе, говорил, что некоторые церковные правила устарели и их необходимо отменить. Но ведь до тех пор, пока этого не произошло, как может какая-либо Церковь самочинно творить свою волю и делать вид, что данные церковные каноны уже отменены? Как может существовать межцерковный мир, если мы не будем придерживаться тех правил, которые установили святые отцы собора нашей всей Вселенской Православной Церкви?
ИА REGNUM: Румынская патриархия выразила "недоумение" в связи с протестами по поводу учреждения новых епархий "Бессарабской митрополии". В частности, в официальном сообщении Румынской патриархии говорится, что "три возрожденные епархии Автономной Бессарабской митрополии, среди которых и епископат Дубоссар и всего Приднестровья, были ранее официально зарегистрированы правительством Молдавии. Это также подтверждено и решением Высшей судебной палаты Молдавии". В сообщении Румынской патриархии подчеркивается: "таким образом, Священный Синод Румынской Православной Церкви своим решением лишь благословил юридическое признание молдавскими властями соответствующих епархий". Как вы это прокомментируете?
Здесь мы видим явное противоречие, и румынские церковные канонисты очень хорошо это осознают. Одно дело решение светского государственного суда и совершенно другое - каноническое церковное право. Ссылаться при этом на решение Высшей судебной палаты Молдавии - это либо наивно, либо говорит о том, что церковь в Румынии не мыслит своего существования в качестве организма богочеловеческого, не подвластного государственному влиянию и веяниям нынешнего века. Мы живем в то время, когда государственное право оторвалось и очень далеко ушло от основ канонического права. Но ведь это не означает, что церковные люди должны забыть свои законы и жить только так, как нам предписывает государство. Либо это наивное, либо преднамеренно лукавое заявление руководства румынской церкви. Если церковь во всем будет следовать предписаниям государственных властей, то чем тогда будет отличаться от государства? Тогда церковь просто превратится в одно из министерств или ведомств государственного аппарата. Церковь, в первую очередь, должна быть подвластна Христу и жить только согласно церковным канонам.
ИА REGNUM: Депутат парламента Молдавии, лидер парламентской фракции Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Влад Кубряков выразил мнение, что деятельность "Бессарабской митрополии" не может быть ограничена "по мотивам территориального сепаратизма". "Бессарабская митрополия имела и имеет верующих на левом берегу Днестра (Приднестровская Молдавская Республика - прим. ИА REGNUM), - заявил депутат, - и они не могут остаться без духовной поддержки. Речь идет о тех верующих, которые являются добропорядочными гражданами Республики Молдова и не признают легитимность сепаратистского режима, с которым Московская Патриархия находится в отношениях сообщничества и взаимопомощи". По мнению Кубрякова, "конфликт Бессарабской митрополии с сепаратистским режимом в Приднестровье имеет геодуховную природу и послужит тестом на патриотизм и лояльность для официального Кишинева". Как вы рассцениваете подобное отношение со стороны молдавских политиков к деятельности Тираспольско-Дубоссарской епархии?
Разве Тираспольско-Дубоссарская епархия скрывает тот факт, что является частью Молдавской митрополии, а та, в свою очередь, является частью Русской Православной Церкви? Поэтому мне сложно понять, что конкретно имел в виду Влад Кубряков. Именно в таких границах и таким составом епископата нас признает мировое Православие. Поэтому говорить о том, что Москва не будет защищать интересы Тираспольско-Дубоссарской епархии или Молдавской митрополии - это, как минимум, наивно. Как может центр не защищать свои части? Думаю, что в этом вопросе некоторые молдавские политики проделывают большую работу для того, чтобы сводить все исключительно к межгосударственным взаимоотношениям. Они пытаются перемешать все понятия у людей и делают это сознательно. Теперь им придется много изворачиваться, лгать и придумывать оправдания.
ИА REGNUM: Как вы считаете, может ли церкви понадобиться поддержка государства в разрешении назревшей проблемы? Есть ли в этом необходимость и допустимо ли это?
Для начала следует уяснить один момент. По решению правительства Румынии, духовенство этой страны получает заработную плату от государства. Как можно получать зарплату и при этом не отрабатывать ее в интересах страны? Поэтому если румынские священники появятся на территории другого государства, то власти должны и имеют полное право пресекать их деятельность. Здесь мы будем иметь дело не столько с церковными людьми, сколько, по сути, с агентами другого государства, которые через румынское духовенство будут преследовать и реализовывать свои планы. Думаю, что большинство людей даже не знают о положении церкви и священнослужителей в Румынии, о том, что они являются платными чиновниками своего государства. Если же здесь, в Приднестровье, будет совершено дерзкое и наглое вторжение со стороны румынской церкви, то со стороны нашего духовенства последует решительный отпор. Кстати, в случае, когда способы церковного умиротворения не помогают, церковные каноны позволяют обращаться за содействием к государственной власти.
Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, Молдавская митрополия Русской Православной Церкви назвала решение синода Румынской православной церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три подведомственные Румынии епархии "прямым и агрессивным вмешательством в каноническую территорию другой церковной иерархии". "Провокационные действия Румынской патриархии могут обернуться тем, что под угрозой окажется государственность стран, вовлеченных в этот церковный раскол", - отмечалось в декларации Синода Православной Церкви Молдавии.
Ранее духовенство Тираспольско-Дубоссарской епархии Русской Православной Церкви также назвало незаконным решение румынских коллег создать собственные епархии в Молдавии и Приднестровье. В резолюции, принятой 30 октября 2007 года на внеочередном собрании духовенства Тираспольско-Дубоссарской епархии, отмечалось, что в Тираспольско-Дубоссарской епархии Русской Православной Церкви "с большим недоумением и возмущением" восприняли решение синода Румынской православной церкви.
Справка ИА REGNUM: После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухарестскому договору 1812 года в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви, то есть до возникновения по решению Берлинского конгресса 1878 года независимого государства Румыния и до получения Румынской православной церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году. В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской православной церкви, по поводу чего Патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил синоду Румынской православной церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время румынской оккупации Бессарабии, Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской православной церкви и получила название "Бессарабской митрополии". В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриарх Румынский Никодим и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1992 году синод Румынской православной церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, что послужило началом продолжающегося по сей день противостояния между Молдавско-Кишиневской митрополией Русской Православной Церкви и "Бессарабской митрополией".
- Родные рассказали о состоянии сломавшего ногу Юрия Николаева
- Саратов и Энгельс подверглись массированной атаке БПЛА — 1055-й день СВО
- На всей территории Украины утром объявили воздушную тревогу
- Синоптики спрогнозировали сильные морозы в трёх российских округах
- В Энгельсе введён режим ЧС межмуниципального уровня — 1056-й день СВО