"Кто-то баллотируется в президенты для "галочки", а кто-то имеет шансы на победу": интервью Артура Багдасаряна
Интервью ИА REGNUM лидера оппозиционной партии "Оринац Еркир", экс-спикера парламента Армении Артура Багдасаряна.
ИА REGNUM: Г-н Багдасарян, как вы и обещали еще в конце 2006 года, возглавляемая вами политическая сила идет на выборы в единоличном формате. Почему вами выбран именно этот формат, и насколько велики шансы оппозиции, если каждый из ее представителей пойдет на выборы самостоятельно? Как вы расцениваете свои собственные шансы?
Прежде всего хотелось бы уточнить, что ни в конце 2006 года, ни в этом году мы не заявляли о нашем желании идти на президентские выборы только в единоличном формате. На самом деле, изначально, наша партия выступила в поддержку выдвижения единого кандидата от оппозиции и, вообще, мы всегда заявляли о необходимости консолидации оппозиционных сил, действующих на политическом поле. Подтверждением тому является наше активное участие во встречах, которые проходили в "Метелице" и "Конгрессе" ("Метелица" - кафе в Ереване, "Конгресс" - гостиничный комплекс - ИА REGNUM), как один из конкретных шагов, направленных на ознакомление с позициями политических сил и уточнение их подходов. Эти консультации мы оценили как конструктивные, позволившие выверить позиции участников встреч. В свою очередь, события развивались так, что наряду со встречами, параллельно, отдельные политические силы и деятели начали заявлять о своих намерениях участвовать в предстоящих президентских выборах самостоятельно. И поскольку позиции участников прояснились, те же НПА, АОД, "Наследие", а также впоследствии и ОЕ, исходя из этого, прекратили свое участие в консультациях. Однако мы с уважением относимся к любой политической силе, принявшей решение о выдвижении собственного кандидата. К тому же, надо заметить, что и в лагере власти нет единения, и у них будет два кандидата, поскольку АРФД также приняло решение об участии в президентских выборах. Что касается нашей партии, то надо отметить, что в региональных и структурных подразделениях партии ещё в конце августа, в ходе обсуждения вопроса участия ОЕ в предстоящих президентских выборах, партийные организации сами выдвинули эту задачу и инициировали включение данного вопроса в повестку обсуждения правления партии. Позиция более 700 первичных организаций однозначно была за участие собственного кандидата ОЕ в выборах. Не считаться с единой позицией, состоявшегося демократическим путём общепартийного обсуждения, результатами опросов многочисленных международных и местных социологических организаций, общественными ожиданиями и другими не менее важными факторами, партия не могла. По вопросу объединения оппозиции, я думаю, можно будет ещё говорить как во время предвыборной кампании, так и во время первого и второго туров. Остальное покажет время.
ИА REGNUM: Как развернется предвыборная борьба в целом? Каких вы видите кандидатов, имеющих реальные шансы? По вашим оценкам, что ждет Армению - тихие выборы или же какие-то революционные сценарии? Вы и возглавляемая вами политическая сила выйдите на первый митинг с участием первого президента?
Предвыборная борьба, на мой взгляд, будет очень активной и упорной. Мы сторонники того, чтобы эта борьба проходила в рамках цивилизованного соперничества, без применения чёрных пиар-технологий. Мы предлагаем обсуждение конструктивных и альтернативных идей и программ, направленных на создание условий качественно нового развития страны, повышение благосостояния народа. Кандидатов предвыборной борьбы я бы разделил условно на два вида: есть кандидаты, которые выдвигаются просто так, ради "галочки" и есть кандидаты, которые имеют шансы на победу. В этом плане, я думаю, что и в ходе предвыборной кампании некоторые кандидаты могут понять, что лучше объединиться, чем оказаться в незавидном положении и, собрав меньше голосов, чем кандидаты в депутаты, поставить крест на своей политической биографии. Что касается основного кандидата власти, то я считаю, что при нынешнем раскладе политических сил, второй тур неизбежен, потому что для победы в первом туре необходимо 800-850 тысяч голосов, которые будет трудно собрать, сколько бы денег и административных ресурсов не было бы потрачено, как бы не насаждалась атмосфера страха. Проведение митингов - это один из важнейших элементов политической борьбы и демократических завоеваний. ОЕ неоднократно использовало эту форму борьбы, и в период предвыборной кампании будет также организовывать митинги. Проводимый 26 октября митинг - это совместно запланированная акция политических сил, поддерживающих Левона Тер-Петросяна.
ИА REGNUM: Сегодня становится очевидным участие на президентских выборах первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. Как вы думаете, какие силы он сможет объединить вокруг себя и не будет ли он скомпрометирован своими собственными союзниками с учетом их политического прошлого?
Давайте дождемся официального выдвижения Тер-Петросяна. Посмотрим, какие политические силы будут его поддерживать, а потом будем делать выводы и предположения.
ИА REGNUM: Как-то действующий президент заявил, что не собирается быть молодым пенсионером после того, как покинет свой пост. Как вы думаете, возможно ли, что после ухода с поста главы государства, Роберт Кочарян станет премьер-министром? Насколько реален подобный сценарий, какие иные сценарии можно рассмотреть?
Это вопрос к власти и самому Роберту Кочаряну. Действующий премьер-министр уже высказывался по данному поводу. Президент пока молчит. Мне нечего добавить к этому. Всё зависит от результатов выборов, от возможностей и желаний.
ИА REGNUM: После ухода ОЕ в оппозицию партия стала пассивной с точки зрения публичных заявлений. В целом, создается впечатление, что партия избегает комментировать многие внешнеполитические вопросы, с чем связана подобная молчаливая позиция?
Очень хороший вопрос. Но в нём всё поставлено, как говорится, с ног на голову. ОЕ не избегала и не избегает публичных заявлений не только по внешнеполитическим, но и по внутриполитическим проблемам. Наверное, вы лучше меня знаете, что в Армении сегодня существует телевизионная блокада. На телеэкранах видны только "избранные", а для многих политических сил, в том числе для ОЕ, эфир закрыт, что не дает возможности представлять нашу деятельность. Национальное собрание, где должны происходить публичные политические дискуссии и которое в принципе должно быть общественной собственностью, сегодня по существу превратилось в закрытый клуб, потому что в отличие от последних 10 и более лет, в эфир не попадают ни объявления, ни выступления депутатов. Избиратели обращаются к нам, призывают реагировать и поднимать волнующие их проблемы перед правительством, что мы и делаем, однако результаты для общественности не доступны, потому что эфир контролируется властью, и он закрыт. Мы проводим многочисленные встречи с населением, кто-нибудь показывает? Наша депутатская фракция - автор более 50-и законодательных инициатив, кто это показывает? В новом НС не было ни одной четырёхдневки, чтобы наши депутаты не выступили с серьезными, волнующими наш народ политическими и социально-экономическими депутатскими запросами и объявлениями. Однако они замалчиваются или урезаются. А ведь среди поднятых вопросов - позорное повышение цен, непредсказуемые скачки курса доллара, массовое попрание жилищных прав жителей Конда, Козерна и других кварталов города, бедственное социальное положение особенно в отдалённых приграничных районах, уничтожение 500 га Техутских лесов и многое другое, всего не перечислишь. Между тем, основная часть телевизионных новостей информационных программ, посвящена проблемам заграницы: от Зимбабве до Северной Кореи. Как будто в нашей стране нет проблем и для их решения бить тревогу нет необходимости. К сожалению, в Армении уже прочно укоренилось следующее умонастроение: не важно, что говорится, важно то, кто говорит. Тогда как в стране, на самом деле, есть настоятельная потребность и острая нужда в здоровой критике.
Я уверен, что, скрывая и замалчивая существующие проблемы, мы их не решаем, а наоборот усугубляем. Вот почему наша партия была и остается в первых рядах борьбы и как прежде, так и сейчас, и в будущем будет активной и принципиальной политической силой, ставящей перед собой цель не только поднимать, но и быть последовательными в решении разнообразных проблем, волнующих наш народ. Так что, обобщая сказанное, речь идет не о нашей пассивности, а об установившемся и осуществляющемся в республике жестком информационном контроле и цензуре в отношении отдельных политических партий, в том числе и ОЕ.
ИА REGNUM: Сегодня активно обсуждается дальнейшая судьба СНГ в контексте выхода Грузии и Украины из его состава. Параллельно проходят встречи с участием стран СНГ в иных форматах. Как вы оцениваете возможность создания на базе СНГ альтернативных организаций, наподобие ГУАМ или Организации Демократического выбора?
Я сторонник поиска новых идей созвучных времени. Все, что будет способствовать повышению эффективности деятельности СНГ, на мой взгляд, приемлемо и перспективно, и мы поддерживаем это. Другое дело, что надо найти качественно новые подходы и горизонты для эффективной деятельности СНГ.
ИА REGNUM: В своих последних заявлениях президент России ясно дал понять, что в числе приоритетов внешней политики РФ сохранили свои места лишь отношения России со странами СНГ, ОДКБ и ЕС. Как Вы считаете перевод США в категорию второстепенных направлений внешней политики России может ли повлиять на проведение Арменией комплементарной политики, учитывая особый характер взаимоотношений с Вашингтоном и Москвой?
Мы не восприняли высказывания президента РФ в том ключе, что вы представили. В остальном, мы должны понимать, что основные геополитические процессы, происходящие в мире, так или иначе затрагивают Армению. И самое главное, мы не должны становиться ни арбитрами, ни индикаторами взаимоотношений великих держав, мы должны сами стать хозяевами нашего избранного пути. Однозначно, что мы нуждаемся в новаторских идеях и подходах во внешней политике.
ИА REGNUM: Вы оцениваете ситуацию в регионе с учетом усиления напряженности вокруг Ирана? Можно ли ожидать резких изменений в политическом курсе Еревана как по отношению к Ирану, так и по отношению к ИРИ, так и к комплексу спорных вопросов между Ираном и Западом?
Армения является страной, где из четырёх своих соседей с двумя мы уже имеем крайне напряженные отношения. Я думаю, что наши соседи не наши враги. Наоборот, они могут быть партнёрами в решении различных региональных проблем. Не думаю, что надо и мы можем ожидать резких изменений в политическом курсе Еревана по отношению к Ирану. Наоборот Армения в состоянии, проявив дальновидность и дипломатическую толерантность, способствовать ослаблению напряженности вокруг Ирана.
ИА REGNUM: В последний период участились дебаты вокруг решения нагорно-карабахской проблемы. Партией "Наследие" был представлен законопроект о признании Арменией независимость НКР. АРФД заявила, что армянская сторона наоборот должна настаивать на включении НКР в состав Армении, партия Рамкавар-Азатакан и вовсе предложила выйти из нынешнего формата переговоров. Как вы оцениваете каждое из вышеперечисленных предложений? Активизировались также слухи о том, что власти намереваются "под шумок" сдать территории зоны безопасности НКР, как вы рассматриваете возможность подобного развития событий, и каково Ваше видение урегулирования конфликта?
Мне бы не хотелось комментировать и тем более оценивать позиции других партий, считаю, что это их прерогатива иметь свою точку зрения по данной проблеме. Что касается слухов, политический анализ не может основываться на них. Наш же подход основывается на следующих постулатах: вопрос должен быть решен на основе переговоров путем компромиссов. На данном этапе переговоры ведутся в рамках Минской группы ОБСЕ, есть также заинтересованность со стороны других международных организаций, и мы считаем очень важным формирование объективного подхода со стороны международного сообщества: исключить возможность применения силового варианта решения проблемы, учитывая все возрастающую милитаристскую риторику в Азербайджане и разбухание военного бюджета этой страны. Мы нуждаемся в новых подходах в урегулировании вопроса. Это, прежде всего, означает участие самого Карабаха в переговорном процессе, более инициативную внешнюю политику, более смелые и достойные подходы в решении вопроса. Что касается слухов о возвращении земель и других вопросов, то мы сторонники целостного подхода к решению проблемы и не хотели бы комментировать различные слухи. Должна быть концепция решением проблемы, которая может реализовываться как по этапам, так и сразу. Мы также считаем, что программа "Нового соседства" ЕС для Южного Кавказа, которая имеет очень важное значение для нашего региона, создаст благоприятную атмосферу для диалога переговорного процесса.
ИА REGNUM: Недавно Комитет по международным отношениям Палаты представителей США принял резолюцию о Геноциде армян. Практически сразу после этого премьер- министр Турции обратился в парламент с просьбой санкционировать военные операции в Северном Ираке. Как вы считаете, было ли это политическим ответом Турции США, и как вы рассматриваете возможность обострения ситуации?
Комитет по международным отношениям Палаты представителей США принял важную резолюцию. Данное решение является гуманистическим по своей сути и направлено на признание исторической справедливости. Оно, как комментировалось в прессе, также является выражением воли и желания конгрессменов предотвратить возможность повторения в будущем подобных трагедий. Вместе с тем, здесь немаловажную роль играют и турецко-американские отношения. И, к сожалению, вопрос признания Геноцида иногда является индикатором этих отношений. Что касается решения турецкого парламента о санкционировании военных операций в Северном Ираке, то мы считаем, что любые вопросы, в том числе этнические конфликты, должны решаться мирным путем. Естественно, боевые действия в регионе, которые будут вести вооруженные силы Турции, могут стать дестабилизирующим фактором. С этой точки зрения, при таком варианте развития событий, по нашему мнению, должны быть предприняты усилия и задействованы все механизмы для сохранения мира и стабильности в данном регионе.
ИА REGNUM: Считаете ли вы возможным принятие резолюции в Сенате и Палате представителей? По вашим оценкам, что это даст Армении? Не усугубит ли это ситуацию? И в целом, как вы считаете, политическая мысль Армении готова к международному признанию Геноцида армян?
Каким будет процесс рассмотрения резолюции и возможность его принятия - ответ даст только время. Процесс признания Геноцида армян во всем мире динамичный и охватывает все большее количество государств. Он уже имеет свою внутреннюю энергетику. Признание Геноцида армян очень важно с точки зрения моральных и гуманистических принципов, служит делу предотвращения таких трагедий, которые, к сожалению, существуют и в современном мире. Одновременно наш взор должен быть направлен в будущее, и мы должны стремиться к разблокированию армяно-турецкой границы и в эру глобализации содействовать формированию общего регионального подхода в видении вопросов развития Южного Кавказа. Армяно-турецкие отношения очень важны не только для наших двух государств, но и для сопредельных политических пространств. Мы с Турцией соседи и будем оставаться соседями всегда. Нужно отметить, что и в турецком общественном мнении, среди интеллигенции также проявляются определенные сдвиги, направленные в сторону признания исторических фактов и налаживанию отношений с Арменией.
- Родные рассказали о состоянии сломавшего ногу Юрия Николаева
- Саратов и Энгельс подверглись массированной атаке БПЛА — 1055-й день СВО
- В России могут шестикратно увеличить штраф для водителей тихоходов
- Военные ВСУ не считают Зеленского президентом Украины — пленный
- На всей территории Украины утром объявили воздушную тревогу