Девальвация тенге не за горами? Казахстан за неделю
Обзор СМИ Республики Казахстан за 1 октября - 7 октября
Мировой кризис & Казахстан: падение рейтинга приведет к падению тенге. Казахстанские банки проходят проверку на прочность. Инфляция: сентябрь 2007 напоминает сентябрь 1999 года. Итальянский премьер в РК. Власти Казахстана смягчили тон в отношении Agip KKO. Казахстанские подрядчики недовольны дискриминацией. Минэкономики РК предлагает отказаться от соглашений о разделе продукции. Открытие перехода через реку Кигач. Четвертый форум приграничных регионов РК и РФ. Безрезультатная борьба кабмина за цены на хлеб.
События
Состояние экономики Казахстана продолжает находиться в центре внимания прессы, в частности, с учетом новости о пересмотре агентством Standard & Poor's кредитного рейтинга республики, а также свежих данных по инфляции.
Как отмечает "Капитал.kz", Standard & Poor's поместило суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан: по обязательствам в иностранной валюте (BBB/A-3) и по обязательствам в национальной валюте (BBB+/A-2) - в список CreditWatch ("рейтинг на пересмотре") с негативным прогнозом. Кроме того, "из-за тесных связей с правительством страны ряда организаций (что является ключевым фактором для их рейтингов) Standard & Poor's также поместило рейтинги этих казахстанских эмитентов - Банка развития Казахстана (BBB/CreditWatch Негативный/ A-3), АО "Казпочта" (BB+/CreditWatch Негативный/-), АО "Аграрная кредитная корпорация" (BBB-/CreditWatch Негативный/A-3) и АО "Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов" (ВВ/ CreditWatch Негативный/-) - в список CreditWatch с негативным прогнозом". Издание цитирует мнение кредитного аналитика S& P Люка Маршана. По его словам, "это решение отражает растущую озабоченность Standard & Poor's в связи с еще большим ухудшением международной финансовой обстановки, что влияет на Казахстан, поскольку банковская система страны испытывает весьма значительные потребности во внешнем финансировании". Газета обращает внимание на то, что чистый внешний долг финансовой системы Казахстана вырос с 15% поступлений по счету текущих операций на конец 2003 года до планируемых 58% на конец 2007 года - вследствие финансирования беспрецедентного кредитного бума в стране. По предположению аналитика S& P, "ужесточение ситуации с ликвидностью приведет, как ожидается, к существенному снижению темпов роста кредитования и в целом - к замедлению темпов развития экономики и потенциальному снижению качества активов".
"Бизнес и власть" продолжает список госкомпаний и частных финансовых институтов, по которым агентство Standard & Poor's также понизило прогнозы: в частности, изменило прогноз по рейтингам Банка ТуранАлем, Евразийского банка и страховой компании "Евразия" - с "позитивного" на "стабильный". Кроме того, в список CreditWatch с негативным прогнозом S & P поместило кредитные рейтинги и ряда таких казахстанских госкомпаний: КазМунайГаз, "Разведка Добыча "КазМунайГаз", КазТрансОйл, КазТрансГаз, КТЖ, КазТемирТранс и KEGOC. Между тем, по мнению аналитика Института экономических стратегий "Центральная Азия" Марии Дисеновой, "снижение суверенного рейтинга РК немного запоздало, так как увеличение внешнего долга Казахстана происходит уже в течение довольно длительного времени, и в этом году он достиг критического уровня". "Сейчас же это связано еще и с более "короткой" ликвидностью, с подорожанием кредитных средств на внешних рынках". В то же время комментатор издания считает, что "для Казахстана снижение рейтинга может привести к еще более жестким условиям ликвидности, когда казахстанским компаниям будет трудно находить внешние средства для инвестиций". В связи с этим аналитик предполагает, что "это сильно повлияет на тенге, который будет падать, несмотря на усилия Нацбанка по его поддержанию".
В интервью "Капитал.kz" заместитель директора парижского офиса международного рейтингового агентства Standard & Poor's Екатерина Трофимова рассказала о видении агентством, в частности, о дальнейших путях развития казахстанских банков. По словам Трофимовой, "сейчас настоящий момент истины для банковской и финансовой системы Казахстана: и для отдельных банков, и для их собственников, и для регулирующих органов, и для всех участников рынка в целом". "...Ситуация, безусловно, напряженная, однако она не является критичной. Казахстанские банки имеют достаточный запас прочности, чтобы справиться с текущей напряженностью, в частности, при поддержке Национального банка и АФН". Представитель Standard & Poor's считает, что первоочередной задачей АФН и Нацбанка должны стать "поддержание ликвидности и стабильности в банковской системе страны для сохранения доверия среди вкладчиков, корпоративных клиентов и инвесторов в сложившейся непростой ситуации". "Не менее важная задача - это последовательное, неуклонное и принципиальное продолжение процесса реформирования банковского сектора, в частности, в отношении более значительного сдерживания темпов роста и иностранных заимствований, которые могут опять возобновиться с прежней силой после стабилизации ситуации на международных рынках капитала". Со своей стороны Трофимова полагает: "Если сложная ситуация на мировом рынке капитала не станет хронической, казахстанские банки "выстоят", поскольку их основные показатели, характеризующие перспективы развития бизнеса, качество активов, уровень прибыли и капитализации, остаются относительно неплохими. Ожидается, что наиболее вероятными последствиями возникших трудностей станут замедление тенденций роста и ухудшение показателей доходности в кратко- и среднесрочной перспективе. Банки "переносят" рост своих расходов по привлечению средств на клиентов, что уже приводит к снижению спроса на кредиты".
Также на прошлой неделе Агентство РК по статистике представило данные об инфляции в сентябре текущего года. Несмотря на постоянные попытки правительства сдержать ее рост, цифры неутешительные. "Инфляция составила 11,2% - это уровень, который до этого отмечался после девальвации тенге во второй половине 1999 года, - констатирует "Панорама". - Собственно сентябрьская инфляция составила 2,2%. Большая в последний раз наблюдалась в некоторые месяцы того же 1999 года". При этом, как отмечает газета, столь высокий уровень инфляции связан не только с макроэкономикой, поскольку на ситуацию заметно повлиял рост цен на международном зерновом рынке. "Цены на муку увеличились за месяц в среднем на 17%, на хлеб - на 25,4%, а на макаронные изделия - на 4,3%. Среди других продовольственных товаров официальная статистика фиксирует повышение цен на молочные продукты - в среднем на 4,3%, таким же оказался рост на мясо птицы. В группе непродовольственных товаров цены на твердое топливо увеличились на 2,1%, на бензин - на 1%. При этом сентябрь был месяцем умеренного роста тарифов в жилищно-коммунальной сфере, которые поднялись на 0,8%, а цены на электроэнергию выросли лишь на 0,3%, при том, что в следующие месяцы, видимо, произойдет их более интенсивный рост".
"Агентство по статистике четвертый месяц подряд сообщает не просто плохие, а очень плохие новости касательно ситуации в ценовой сфере, - обращает внимание на сложившуюся тенденцию "Деловая неделя". - Даже по официальным данным уровень инфляции в годовом выражении в сентябре существенно превысил отметку, измеряемую двузначным числом". Со своей стороны издание считает, что и в последующие месяцы не следует ожидать улучшения ситуации. По мнению "ДН", "все идет к тому, что мы станем свидетелями небывалого роста цен, по крайней мере, начиная с 2000 года". "Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что в этом году не удастся удержать цены в интервале 5 - 7%, как это первоначально прогнозировалось правительством и было записано в законе о бюджете на текущий год. Сложно будет удержать цены не только в этом интервале, но и в коридоре, который был повышен чиновниками при корректировке бюджета до уровня 7 - 9% в среднем за год. Если ситуация в ценовой сфере и далее будет развиваться по "летне-осеннему" сценарию, то уровень инфляции (декабрь к декабрю) сложится значительно выше 10%. Следовательно, могут возникнуть сложности даже с удержанием цен в среднем за год на уровне не выше 9%". Газета акцентирует внимание на ухудшении жизни социально-уязвимых слоев населения и поднимает вопрос о том, "намерено ли правительство компенсировать потери социально уязвимых слоев, которые возникают в результате заведомо заниженного уровня инфляции, закладываемого в бюджет". При этом, по мнению "ДН", правительство не контролирует цены в стране. "Его деятельность в борьбе с этим злом больше напоминает роль статиста, пассивно взирающего на то, как растут цены... И вместо того, чтобы признать определяющее значение немонетарных факторов инфляции, правительство по-прежнему пытается бороться с ростом цен путем количественных ограничений прироста денежного предложения".
Большая нефть
Казахстанские информагенства распространили сообщение об обнаружении нефти на месторождении "Жемчужное". Как отмечает "Экспресс-К", "на фоне неудач с "Кашаганом", а также с другими проектами на казахстанском участке Каспийского шельфа - "Курмангазы" и "Тюб-Караган" - это стало приятной новостью". "Как поделился с участниками международной конференции KIOGE-2007 глава национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз" Узакбай Карабалин, "по предварительным данным геотехнологических исследований, установлено наличие нефтегазоносных горизонтов, потенциальные возможности которых будут уточнены последующими исследованиями". По мнению руководителя КГМ, "...обнаружение признаков нефти на структуре "Жемчужное" еще раз свидетельствует о высоком потенциале казахстанского сектора Каспийского моря".
Между тем, кашаганский вопрос и вопрос участия итальянской Eni, судя по всему, решится на самом высоком уровне - в ходе нынешнего визита в Казахстан итальянского премьер-министра Романо Проди. Как заявил в день визита Проди президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, контракт с Agip KCO по Кашагану не будет пересматриваться. В то же время глава РК дал понять, что переговоры по Кашагану являются коммерческими и не касаются ни президента Казахстана, ни премьер-министра Италии, и предложил дать возможность специалистам довести переговоры до конца.
"Уверен, что Eni понимает поставленные Казахстаном задачи, будет на нашей стороне, и мы будем дальше работать", - цитирует президента РК "Экспресс-К". Издание поясняет, что председатель итальянского совета министров приехал в республику во второй раз. "Первый свой визит он нанес в Алма-Ату десять лет назад. Тогда и был заложен прочный правовой фундамент двусторонних отношений. За эти годы он повторно возглавил кабмин. Правда, с казахстанским лидером Нурсултаном Назарбаевым он не так давно встречался на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. Вероятно, не случайно, завершив вчера раут переговоров, главы государств вышли к прессе под руку. Кашаганскую тему первыми подняли итальянские журналисты". Как сообщает газета, "итальянский премьер также придерживается той точки зрения, что ситуация вокруг Кашагана разрешится в духе дружбы и сотрудничества, которые всегда отличали отношения наших стран". "Позже, уже выступая на казахстанско-итальянском экономическом форуме, Романо Проди подчеркнул", что "...особенно рад тому посланию и заверениям, которые я получил во время беседы с президентом и премьер-министром Казахстана, что у Казахстана нет никакого намерения изменить те контракты и условия, которые уже были подписаны и заключены, и Казахстан намерен и дальше в полном объеме выполнять свои обязательства по контрактам".
"Нурсултан Назарбаев сказал, что речь идет не о пересмотре контракта, подписанного десять лет тому назад, а лишь о соблюдении принятых на себя сторонами обязательств, - пишет "Казахстанская правда": "Компания ENI стала оператором проекта при поддержке Правительства Казахстана. При подписании соглашения были поставлены несколько задач. Нефть должна быть в 2005 году, разработчик месторождения должен соблюдать экологические требования, иметь сооператором проекта казахстанскую нефтяную компанию, привлекать к оказанию услуг казахстанские компании и организовать переработку попутного газа. Эти условия были приняты", - цитирует газета президента РК.
"Литер" рассказывает, что помимо вопросов энергетического комплекса делегации Казахстана и Италии обсудили "активизацию работы совместной рабочей группы по промышленному и экономическому сотрудничеству с целью повышения товарооборота между двумя государствами". По словам Назарбаева, в рамках двустороннего сотрудничества государства еще не в полной мере реализуют потенциал стран. Казахстан, судя по высказыванию президента РК, рассчитывает на взаимовыгодное сотрудничество в машиностроении, строительстве автодорог, проектировании и производстве нефтегазового оборудования, развитии туризма. "В свою очередь председатель правительства Италии отметил, что одной из основных тем двусторонних переговоров было развитие экономических отношений, подчеркнув, что Италия на сегодняшний день является одним из крупнейших импортеров казахстанского зерна".
"В целом, как показали итоги встречи, визит председателя Совета министров Итальянской Республики Романо Проди в Казахстан оказался плодотворным, - считает "Казправда".
Накануне визита Проди в казахстанском правительстве два министерства демонстрировали отсутствие согласия в отношении Agip KCO. С одной стороны, министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев выразил надежду на урегулирование существующих вопросов по Кашаганскому проекту путем переговоров и на то, что Казахстану не придется прибегать к законодательным мерам. С другой стороны, министр охраны окружающей среды заявил о возможности полной остановки разработки Кашагана. Однако в целом СМИ отмечают смягчение тона казахстанскими властями в отношении компании.
И уже во время пресс-конференции "Нурсултан Назарбаев отметил также укрепление двустороннего взаимодействия наших государств в рамках ЕС, ООН, ОБСЕ и других международных структур и поблагодарил Италию за поддержку кандидатуры Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году".
"Буква закона гласит: если предприятие злостно портит экологию, можно запретить любые "эмиссии вредных отходов", - рассказывает "Экспресс-К". - А это применительно к Agip KCO влечет производственный паралич". В связи с этим газета цитирует министра охраны окружающей среды Нурлана Искакова, который сообщил о приостановке действия выданного разрешения сроком на три месяца. По словам министра, это первая предупредительная норма. "Вторая норма - приостановление в целом эмиссии, то есть без отходов и без выбросов. По сути, предприятие встанет". И как отмечает издание, это заявление он сделал в кулуарах своего ведомства после встречи с сенаторами, которым он обрисовал в обширном докладе работу министерства. "И, несмотря на то, что министр нарисовал угрожающие перспективы для консорциума, в его голосе чувствовались благожелательные нотки". По словам Искакова, сейчас уже ведется работа с консорциумом. "Он признал все свои недостатки и обоснованность претензий и приступил к устранению всех наших замечаний. То есть, если по истечении трех месяцев, а это в конце октября, наши претензии будут устранены, то работа предприятия будет продолжена. В частности, речь идет о представлении проектов по обратной закачке газа, безопасной транспортировке нефти и переработке отходов. Самое главное - достигнуть консенсуса по бережному отношению к флоре и фауне". Впрочем, министр тут же заявил, что судьбу консорциума может повторить любое предприятие, нарушающее экологические нормы. "В пример он привел судебный иск, поданный министерством в Атырауский областной суд на "Тенгизшевройл". Сумма претензий в нем составляет 74,4 миллиарда тенге, или более 600 миллионов долларов".
По словам министра, перед законом все равны, цитирует "Панорама". "Главный принцип нашего ведомства - законы не надо смягчать, вернее, не следует их иначе трактовать. Если любое предприятие не будет выполнять экологические требования, будут применяться самые жесткие меры", - заявил он в интервью журналистам". Глава природоохранного министерства напомнил, что "Тенгизшевройл" ранее допускал "почти систематические нарушения - 98 аварий, 15 скрытых, в 2003 - 2006 годах - образование некондиционной серы".
"Из заявлений министра Искакова о том, что "перед законом все равны" и что "законы не надо смягчать, вернее, не надо иначе трактовать", можно полагать, что и некоторые трактовки министра Мынбаева или оператора консорциума, в частности, об "отлагательном статусе" экологического проекта, можно подвергнуть сомнениям", - делает вывод "Деловая неделя". При этом издание замечает, как, комментируя высказывания казахстанских чиновников, зарубежные СМИ пишут, что Казахстан смягчил тон претензий к консорциуму в целом, и теперь стороны стараются найти компромиссное решение. Со своей стороны "ДН", говоря о тоне заявлений, предполагает: "Возможно, что иностранные инвесторы не учли, что в "оркестре" правительственных чиновников мынбаевское соло всегда было малозаметным. Хотя и "долгоиграющим". Нынешний глава ключевого энергетического ведомства, можно сказать, бессменный член правительства, министр нескольких министерств. Напомним, что и последнее его назначение на пост министра также связано с решением конкретной задачи - договориться с консорциумом... А это значит, что чиновник может оказаться перед дилеммой: быстрее "подмахнуть" проект или просидеть в министрах. Последнее, наверное, "правительственного долгожителя" давно уж не страшит... Хотя если судить по выступлению нидерландского представителя по вопросам энергетики Йан-Мейнте Постма, инвесторы понимают, что за 20-25 лет в странах, добывающих нефть, многое может измениться, как и в их отношениях по СРП. Стороны должны понимать и даже добровольно идти на это. Возможно, готовность оператора проекта к некоторым уступкам станет не заслугой чиновников, а лишь данью времени?"
Об инициативе Министерства экономики и бюджетного планирования РК, предложившего отказаться от соглашений по разделу продукции (СРП), рассказывает "Новое поколение". Как поясняет газета, "именно такая форма (крайне непрозрачная и вызывающая много споров) регулирует отношения в рамках самых значимых нефтяных проектов Казахстана". "В мире же СРП применяют такие страны, как Ангола, Берег Слоновой Кости, Камерун, Габон... А также Казахстан".
Издание напоминает, что предложение отказаться от СРП озвучил представитель Департамента налогового планирования и прогнозов Минэкономики Галымжан Жакупов в ходе конференции по налогообложению недропользователей в Алма-Ате. "По информации Министерства экономики, анализ мировой практики заключения контрактов на недропользование показал, что применение СРП в 60-70-е годы прошлого века в Индонезии и странах Персидского залива было обусловлено слабостью экономик этих государств. То есть они, как и Казахстан 10-15 лет назад, не имели достаточных средств для самостоятельной разработки месторождений или хотя бы для долевого участия. Поэтому они предпочитали отдавать право на недропользование зарубежным компаниям, а в качестве компенсации получать оговоренный объем добытой нефти после возмещения затрат инвестора". "НП" приводит данные национальной компании "КазМунайГаз", по которым в настоящее время в Казахстане действует 14 СРП. "В том числе по таким проектам, как блок "Темир" в Актюбинской области, Чинаревское месторождение, Карачаганак, Северо-Каспийский проект (Кашаган), шельфовые проекты "Жамбай", "Тюб-Караган", "Курмангазы", "Жемчужина". Перечисляя государства, в которых режим СРП применяется сегодня, издание отмечает: "В Казахстане содержание соглашений о разделе продукции - тайна за семью печатями". Теперь же, пишет газета, "Казахстан делает скромную попытку сменить свой статус, свой имидж, доказать, что стадию "банановой республики" наша страна уже миновала...". По мнению газеты, "если даже СРП не будут отменены, но станут не правилом, а исключением, если каждое подобное соглашение будет обсуждаться в парламенте, это уже можно будет считать большой победой". "Сейчас же, как показали переговоры по Кашагану, парламент способен лишь оперативно принимать нужные правительству законы. Составление же и обсуждение соглашений правительство оставляет за собой. Так что де-факто мы пока остаемся "банановой республикой" и заслуженно занимаем свое место среди других государств - любителей СРП".
На традиционной казахстанской нефтегазовой конференции КИОГЕ, прошедшей в Алма-Ате, судьба Кашагана стала главной темой, сообщает "Новое поколение": "Все задаются вопросом, какой будет судьба самого грандиозного проекта в Казахстане", и "практически каждый спикер посчитал своим долгом, по меньшей мере, упомянуть кашаганский вопрос". "Отмолчаться предпочли разве что представители самого консорциума "Аджип ККО". В презентации "Аджип ККО" было много об экологии и ни слова о текущей ситуации. В кулуарах спорили, будет ли сооператорство "КазМунайГаза" по проекту "Кашаган". Меж тем министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев объяснил, что ни сооператорство, ни увеличение доли в проекте, ни компенсация не являются принципиальными вопросами. Принципиально только одно - что Казахстан не желает соглашаться на столь значимый пересмотр условий контракта. А на чем в итоге стороны сойдутся, он сказать не может. Казахстан будет рассматривать все предложения ENI, и в итоге должно быть принято "пакетное решение", то есть комплексное". Как рассказывает "НП", "воспользовавшись вниманием к Кашагану и проведением КИОГЕ, высказали свои давние обиды и казахстанские подрядчики". Казахстанские производителей товаров и услуг "...недовольны налоговой дискриминацией (если компания работает с казахстанскими подрядчиками, она платит НДС, если завозит товары и услуги из-за рубежа, освобождается от этого налога). Также вызывает недовольство тот факт, что проектирование проекта и проведение тендеров происходит вне Казахстана, используются не казахстанские стандарты".
"Мы сталкиваемся со многими проблемами, - цитирует "Экспресс-К" председателя совета Ассоциации подрядчиков нефтегазовой отрасли Казахстана Кайрата Альмухаметова. - Среди них - налоговая дискриминация отечественных подрядчиков. Разрешив оператору, зарегистрированному в Нидерландах, в оффшорной зоне, осуществлять юридическую и финансовую деятельность на территории Казахстана, наша страна лишилась определенных налоговых поступлений". Кроме того, ассоциация отмечает "...финансовое предпочтение иностранных подрядчиков". "Например, при подписании контрактов "Аджип" и его генподрядчики требуют банковские гарантии от первоклассных зарубежных банков в размере 20 процентов от суммы контракта. Казахстанским же компаниям, работающим с местными банками, тяжело взять такую гарантию у зарубежных банков. А если это делать через местные банки, то плата увеличивается вдвое. Третья проблема - то, что инжиниринг проекта осуществляется за пределами Казахстана и преимущественное использование иностранных стандартов делает невозможным комплектацию оборудованием и материалами отечественного производства". Следующая проблема - отсутствие у казахстанских подрядчиков информации о проведении тендеров на контракты по закупу и услугам "Аджип" в Лондоне.
"Панорама", тем временем, обращает внимание на сообщении о намерении Европейской комиссии ввести ограничения в регулирование энергетического рынка ЕС с целью развития добросовестной и аполитичной конкуренции. Как отмечает газета, "российские СМИ расценили этот шаг как создание препон для энергетических компаний РФ по выходу на европейский рынок". "В какой-то мере упомянутые законодательные новеллы касаются и Казахстана, учитывая приобретения КМГ в последнее время и его планы на будущее". Возникшие в связи с этим вопросы изданию комментирует Адриаан Ван дер Меер, глава представительства Европейской комиссии в Казахстане, Киргизии и Таджикистане. По его словам, позиция Европейской комиссии по введению упомянутых ограничений "...была неправильно представлена в прессе". Дипломат заявил, что основной причиной нового энергетического пакета является дальнейшая либерализация энергетического рынка в Европейском союзе. "В то же самое время ЕС продолжает применять открытую политику в отношении прямых иностранных инвестиций. Например, он, в соответствии с международными обязательствами и, в частности, правилами ВТО, приветствует будущие инвестиции казахстанских компаний в европейский энергетический сектор. Последние в любом случае имеют большие возможности для активности на рынке ЕС при условии их соответствия требованиям по внутренней конкуренции. Однако Евросоюз за то, чтобы компании РК в равной мере соблюдали те же правила, что и другие. Следовательно, в пакете содержатся защитные меры на случай, если инвесторы, находящиеся за пределами ЕС, пожелают приобрести значительный пакет активов или же контроль над распределительными энергетическим сетями".
Казахстан - Россия - Евразийская интеграция
Очередному российско-казахстанскому приграничному форуму и последовавшим за ним мероприятиям государств СНГ в Душанбе пресса уделила значительное внимание. Помимо этого, в частности, "Экспресс-К" рассказывает о предшествовавшем приграничному форуму РК и РФ событии - сдаче в эксплуатацию мостового перехода через р.Кигач (4644 метра длиной) на границе Атырауской области Казахстана с Астраханским регионом России. "Прологом этого важного события стало российско-казахстанское межправительственное соглашение о совместных действиях по строительству и эксплуатации пограничного мостового перехода через реку Кигач на автомобильной дороге Астрахань - Атырау, подписанное 22 декабря 2004 года в Москве. Возведение переправы, а длина самого моста составляет без малого 371 метр, началось в прошлом году. Стоимость проекта, который на паритетных условиях осуществляли Россия и Казахстан, 13 млн долларов". Как сообщает издание, на церемонии присутствовали главы правительств Карим Масимов и Виктор Зубков. "В своих выступлениях на торжествах оба премьера напомнили собравшимся, что строительство было обусловлено необходимостью надежного и бесперебойного транспортного сообщения между двумя соседними государствами для укрепления и расширения торгово-экономических связей". По информации "Э-К", "до настоящего времени единственной переправой через реку, в период половодья достигающую 280 метров в ширину, был платный паром, который работает только днем и при отсутствии льда на реке". "Кроме того, грузоподъемность парома (не более 10-12 автомобилей), который курсирует с 50-х годов прошлого века, не отвечает растущему из года в год объему перевозок". Между тем, "новая переправа, пропускная способность которой достигнет более 7 500 автомобилей в сутки, позволит значительно увеличить товарооборот между двумя государствами".
Четвертый форум приграничных регионов РК и РФ в Новосибирске "Литер" в связи с подписанием ряда двусторонних документов называет результативным. Среди документов - межправительственное соглашение о сотрудничестве в области морского транспорта, которое подписали министр транспорта России Игорь Левитин и министр транспорта и коммуникаций Казахстана Серик Ахметов; программы экономического сотрудничества Казахстана и России на 2008-2011 годы; приграничного сотрудничества регионов Казахстана и России на 2008-2011 годы, а также программа сотрудничества двух стран в гуманитарной сфере на 2007-2010 годы, завизированные министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко и министром индустрии и торговли республики Галымом Оразбаковым. "Кроме того, в рамках форума был подписан протокол об основных направлениях сотрудничества между таможенными службами двух государств на 2008 год, а также соглашение о сотрудничестве между акиматом Восточно-Казахстанской области, АО "Банк развития Казахстана", администрацией Новосибирской области и российской госкорпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк)".
По словам Владимира Путина, после подписания программы приграничного сотрудничества регионов "...практическое осуществление во многом зависит от результативности работы подкомиссий по приграничному сотрудничеству", - цитирует главу РФ "Панорама".
"Экспресс-К" видит во встречах президентов Казахстана и России существенный прогресс. "Только за первые семь месяцев этого года взаимный товарооборот увеличился на 40 процентов, превысив 9 миллиардов долларов. С такими темпами по итогам текущего года этот показатель имеет все шансы перевалить рубеж в 16 миллиардов долларов. А приграничный оборот в этом случае составит порядка 7 миллиардов долларов".
"Казахстанская правда" отмечает некоторое изменение тематики форума. По оценке газеты, IV Форум руководителей приграничных регионов Казахстана и России "несколько отличался по своей тематике от аналогичных мероприятий прошлых лет". Так, "если в ходе предыдущих встреч внимание акцентировалось в основном на создании благоприятных условий для взаимовыгодных контактов между предпринимателями двух стран, то нынче упор был сделан на вопросах, касающихся сотрудничества ученых". Как пишет издание, "большие выгоды можно извлечь также из сотрудничества в сфере ядерных и нанотехнологий". "В частности, - говорится в статье, - речь идет о совместном производстве продукции для атомных станций, а также о создании казахстанско-российского синхротронного центра, который позволит на новом, более высоком уровне развивать биотехнологию, генетику, полимерную химию. Неплохие перспективы открывают контакты и в совместном освоении космического пространства".
"Большое внимание на форуме было уделено и непосредственно пограничным вопросам. В ходе видеоконференции в режиме реального времени были продемонстрированы совместные учения личного состава погранслужб ФСБ и КНБ, - пишет "Экспресс-К". - Владимир Путин особо отметил сотрудничество правоохранительных органов России и Казахстана по таким важнейшим направлениям, как борьба с контрабандой, наркотрафиком, незаконной миграцией и организованной преступностью. Также президенты осмотрели выставку технических средств охраны границы, включающую стенды с новейшими разработками в этой сфере, а также приборы, позволяющие контролировать проход и проезд по транспортным магистралям людей и автотранспорта, досмотровые приборы, системы для таможенного, пограничного контроля и проверки".
"Всего с Казахстаном, как известно, граничит двенадцать российских регионов, - напоминает "Казахстанская правда". - И приграничное сотрудничество, на которое приходится около 40 процентов двусторонней торговли, постоянно расширяется". При этом большие возможности в плане роста объемов товарооборота связываются с открытием международных центров приграничного сотрудничества, которым, как считает Нурсултан Назарбаев, важно предоставить особый статус с льготной системой налогообложения. Это позволит создать предпосылки для привлечения крупного бизнеса, налаживания производств и внедрения новых технологий".
Сразу по окончании форума Россия - Казахстан главы государств отправились в Душанбе, где состоялось сразу несколько мероприятий - саммиты СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ.
"В этот раз на саммит собрались даже те, кто в последнее время старался игнорировать элитарный клуб СНГ, - пишет "Литер". - Не приехал в таджикскую столицу только украинский лидер Виктор Ющенко, который остался в своей стране "в связи с подведением итогов парламентских выборов". Украину на встрече в верхах представляет молодой перспективный политик, министр иностранных дел Арсений Яценюк. Зато в Душанбе приехали главы Туркмении и Грузии - Гурбангулы Бердымухамедов и Михаил Саакашвили". При этом ключевым событием саммита газета называет трехстороннюю встречу президентов России, Казахстана и Туркмении, которые обсудят ход реализации проекта строительства Прикаспийского трубопровода - в связи с недавним заявлением Бердымухамедова в США, в котором он не исключил участия Туркменистана в строительстве в обход России транскаспийского трубопровода, лоббируемого США и Евросоюзом. "Участники саммита СНГ приняли весьма важный документ - Декларацию по согласованной миграционной политике. Известно, что в последнее время эта проблема значительно актуализировалась, однако у некоторых стран Содружества имеются разные подходы к ее решению. Декларация же призвана "наметить рамки дальнейших совместных практических действий" в миграционной сфере. Кстати сказать, инициатором поднятия на душанбинской встрече миграционного вопроса стал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, председательствующий в настоящее время в СНГ... Одиннадцать президентов и один министр обсудили также не теряющую своей актуальности тему обеспечения безопасности и правопорядка на постсоветском пространстве. В рамках обсуждения этого вопроса участники встречи рассмотрели проекты договора о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Одной из главных тем на саммите стало формирование Таможенного союза внутри СНГ".
В Central Asia Monitor директор Группы оценки рисков, комментируя предстоящие встречи в Душанбе, поделился мнением, что Казахстану (в настоящее время занимающему пост председателя СНГ) не удастся до окончания срока своих полномочий продвинуться в вопросе реформирования СНГ. Охарактеризовав председательство РК в СНГ как "председательство поневоле", политолог обратил внимание на ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ, "которые решают более локальные задачи". В связи с этим самым важным событием в Душанбе эксперт назвал заключение соглашений между ОДКБ и ШОС. "Если это произойдет, - заявил в преддверие саммитов собеседник издания, - на постсоветском пространстве появится достаточно влиятельный и крупный военно-политический альянс. Если ШОС и ОДКБ достигнут некого партнерского взаимодействия, то это с точки зрения геополитического расклада сил будет сильно беспокоить Запад", поскольку "в составе этих организаций два ядерных государства - Россия и Китай". "Плюс то, что их участниками являются практически все страны Центральной Азии, которые интересуют Запад с энергетической точки зрения". По мнению Досыма Сатпаева, ОДКБ, ШОС и ЕврАзЭС в состоянии заменить СНГ. Относительно озвученного секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей накануне душанбинских саммитов намерения предложить странам-участницам договора создать миротворческие силы, в том числе для участия в операциях на территории Южного Кавказа (Абхазии и Южной Осетии), политолог увидел в этом лоббирование интересов России. Но, по его мнению, другим государствам - участникам ОДКБ миротворческая деятельность в Южном Кавказе невыгодна. В создании же миротворческих сил ОДКБ Сатпаев не видит необходимости вообще: "Миротворческие силы таковыми называются потому, что они устраивают большинство сторон. Если даже одна сторона против, то это уже не миротворческие силы, а источник раздражения. Есть миротворческие силы в рамках ООН, и я не вижу смысла изобретать велосипед".
Хлебный вопрос
Резкий рост цены на хлеб и хлебобулочные изделия в стране по-прежнему остается головной болью для правительства. Усилия кабмина не привели к каким-либо положительным результатам, поэтому хлебный вопрос обсуждается в правительстве практически еженедельно.
"Хлебная тема быстро "докатилась" до министерских и парламентских кабинетов: все же, наверное, правы те, кто говорит, что хлеб - не совсем обычный товар, - пишет "Деловая неделя". - Едва в конце минувшей недели премьер-министр Карим Масимов сообщил о возможной поддержке социально уязвимых слоев населения, как на этой неделе в полный голос о себе напомнили производители зерна и пекари. "Богатые должны платить реальную цену", - напомнил глава Кабинета министров, как бы отдавая тем самым дань приоритетности рыночных механизмов в стране. И все же, как быть, неясно: дать возможность "бедным крестьянам" заработать на пике мировых цен или проявить государственную заботу о населении? Вопрос и впрямь оказался "хлебным".
На прошлой неделе, рассказывает "Панорама", "дискуссия "о хлебе и зерне" была бурной и длилась почти три часа". Выяснилось, что "собранного урожая более чем достаточно для покрытия как внутренних потребностей, так и планируемых экспортных объемов". В целом, по данным Министерства сельского хозяйства, "валовой сбор зерна составляет 22,012 млн тонн в первоначальном весе", после обмолота ожидается урожайность примерно на уровне 20 млн тонн". Составлен и график экспортных отгрузок зерна на объем свыше 8 млн тонн.
Вновь был поднят вопрос стоимости хлеба. "Правительство, похоже, дозрело до осознания необходимости вмешаться в ситуацию с хлебом. Причем Кабмин, видимо, всерьез опасаясь хлебных бунтов, намерен даже ввести госмонополию на изготовление хлеба, если не найдутся иные механизмы урегулирования вопроса", - пишет "Новое поколение". Издание констатирует, что за последние два месяца цены на хлеб в среднем по стране выросли на 80 процентов. "Все опасения (или надежды) Кабмина, что рост цен обусловлен монопольным положением отдельных хлебопеков на рынке, не оправдались". Как доложил руководитель Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Алиакпар Матишев, их анализ показывает, что фактов сговора нет. "По его подсчетам, в структуре цены 50 процентов занимает мука, остальное - энергоресурсы, дрожжи, растительное масло, которые, хотя и дают маленький процент, но за последние годы также существенно выросли в цене. Основной же причиной повышения Матишев назвал очень высокую розничную надбавку в магазинах, которая, по его словам, составляет 30 и более процентов". Между тем, премьер-министр Карим Масимов считает, что "отсутствие сговора еще не есть факт отсутствия монопольного доминирования". В связи с этим "глава правительства дал поручение проверить деятельность предприятий, производящих хлеб, и пообещал, что если к концу недели ситуация не стабилизируется, правительство будет вынуждено ввести монополию на изготовление хлеба". Что касается компенсационных выплатах незащищенным слоям населения, "правительство находится в раздумьях: вводить "хлебные" дотации или не вводить, и если вводить, то где взять на них деньги. А взять их можно у тех же зерновых компаний, которые сегодня отказываются от выполнения весенних контрактов - отменить всю систему льготного налогообложения".
В этой связи премьер-министр Масимов провел рабочее совещание с руководителями крупных предприятий-экспортеров зерна, депутатами мажилиса парламента, представителями Государственной продовольственной корпорации, национального железнодорожного перевозчика, членами Зернового союза Казахстана и кабинета министров по вопросу стабилизации цен на хлеб. "Премьер-министр отметил, что необходимо стабилизировать цены на отдельные виды хлебопродукции, - рассказывает "Литер". - Он призвал крупных экспортеров зерна к конструктивному сотрудничеству и совместной выработке конкретных мер, а также напомнил об обязательствах по социальной ответственности бизнеса". В свою очередь представители Зернового союза Казахстана, "выражая готовность к активному сотрудничеству, заявили, что намерены обеспечить пшеницей и мукой регионы, где отсутствует собственное производство этих стратегических продуктов". В результате "стороны договорились о незамедлительном заключении договоров для того, чтобы обеспечить нуждающиеся области пшеницей и мукой из ресурсов Государственной продовольственной корпорации и Зернового союза Казахстана". Местным органам премьер-министр поручил вести жесткий контроль за хлебозаводами и розничной сетью.
Тем временем заявление правительства о возможном введении госмонополии на изготовление хлеба "вызвало в среде предпринимателей бурю негодования", отмечает "НП". Как заявило руководство Национальной экономической палаты "Союз "Атамекен", "бороться надо не с ценами на хлеб, а бороться надо с бедностью". "Крупный латифундист, мажилисмен Ромин Мадинов также против госмонополии: "Ни в одной из 50 стран госмонополии на хлеб нет. Во всех этих 50 странах цены на хлеб повысились. Там дотируют малоимущих. Нам нужно идти по этому же цивильному пути".
В начале этой недели правительство вновь рассмотрело хлебный вопрос. Как сообщают "Известия-Казахстан", "пожалуй, впервые зал заседаний нижней палаты парламента не смог вместить всех желающих подискутировать на эту тему - на правительственный час явились депутаты почти в полном составе и 26 представителей правительства, в том числе три первых руководителя ведомств". "Такая представительная аудитория в течение нескольких часов решала, что делать с ростом цен на хлеб и как помочь в этой ситуации населению".
Так, министр труда и социальной защиты Бердибек Сапарбаев сообщил, что из-за роста инфляции "в первую очередь пострадали пенсионеры - их у нас полтора миллиона человек, это каждый десятый житель страны". "И даже их 28-процентная прибавка к пенсиям в следующем году не спасет от плачевного положения". Значительно ощутили повсеместное удорожание инвалиды и граждане, получающие социальные выплаты. По данным министра, 187 тысяч человек в Казахстане проживают за чертой бедности и еще три миллиона крайне нуждаются в социальной помощи, пишет газета. По данным Агентства по регулированию естественных монополий, всего за девять месяцев текущего года было подано 313 заявок на утверждение 553 тарифов. Из них утверждено с повышением 138, из которых около 60 - это тарифы водоканализационного сектора. Но и это не все - сейчас на рассмотрении в ведомстве находятся заявки еще на 55 тарифов от 28 субъектов. Эти заявки будут рассмотрены до конца года. А вот "относительно ситуации по хлебу в антимонопольном ведомстве четкая позиция - если правительством будет принято решение по включению хлеба или муки в номенклатуру товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию, то будет проведен анализ ценообразования, если нет - необходимости жестко регулировать их не будет". Депутаты, в свою очередь, усомнились в официальной статистике. По их данным, "доход ниже прожиточного минимума и черты бедности - у 4,5 миллиона наших сограждан". "А инфляция вовсе не 8 процентов, как утверждают официальные данные, а все 15". Кроме того, мажилисмены рекомендовали правительству принять меры по государственному регулированию ценообразования и пересмотреть методику расчета социальных выплат, сообщают "Известия - Казахстан".
- В Балтийском море дрейфует потерявший управление танкер с 99 тыс. т нефти
- Умерла народная артистка РФ Евгения Добровольская
- Трамп заявил о подготовке встречи с Путиным — 1051-й день спецоперации
- В Москве мужчина с длинной палкой обрушил потолок над эскалатором в метро
- Росавиация усмотрела санкционное давление в рекомендациях ЕС по полётам