Обзор СМИ за 5 - 11 июня 2007 года.

Внешнеполитический вектор Армении. Новый парламент Армении. Сформировано правительство Армении. Президентские выборы. Экономика.

Внешнеполитический вектор Армении

Российский вектор внешней политики Армении не изменится при нынешнем парламентском большинстве. Об этом заявил вице-спикер Национального Собрания (НС) Ваан Ованнисян. При этом он заметил, что в армянском обществе возникают новые негативные тенденции к изменению настроений в отношении России. "Это должны учитывать наши власти и все политические силы, в том числе наши союзники по Организации Договора о коллективной безопасности", - сказал Ованнисян. По его мнению, передают "Новости - Армения", пересмотр армяно-российских отношений должен касаться конкретных решений отдельных проблем. "В этом конкретном решении учет армянского фактора и армянских национальных и государственных интересов должен повыситься", - сказал он. Агентство напоминает, что 6 июня в резиденции президента Армении было подписано соглашение о создании политической коалиции между Республиканской партией Армении (РПА) и партией "Процветающая Армения" ("ПА"). В свою очередь политическая коалиция подписала соглашение о сотрудничестве с Армянской революционной федерацией "Дашнакцутюн" (АРФД). Согласно агентству, данные политические силы считают приоритетом внешней политики Армении пророссийский вектор, a две представленные в НС оппозиционные партии - "Оринац еркир" и "Наследие" - имеют прозападную внешнеполитическую ориентацию.

Электронное издание HAYINFO.ru разместило на своем сайте интервью премьер-министра Республики Армения (РА) Сержа Саркисяна российской газете "Московский комсомолец":

"Ситуация в Армении внешне очень напоминает российскую. Есть партия власти - Республиканская, как у нас - "Единая Россия". Недавно возникла вторая партия власти - "Процветающая Армения", и аналитики сразу заговорили об аналогии со "Справедливой Россией". У вас и президентские выборы будут почти одновременно с нашими. Если продолжить аналогии, то, видимо, надо говорить об армянской операции "Преемник"...

Я не думаю, что у нас будет какая-то операция. Потому что я еще год назад сказал, что приму решение баллотироваться в президенты только в том случае, если наша Республиканская партия окажется первой на выборах. Эти выборы - тест на доверие народа к нашей политике.

Может ли президент Роберт Кочарян при каких-то обстоятельствах принять решение остаться на третий срок?

Он говорил неоднократно, что такой вариант для себя исключает.

Изменится ли внешнеполитический курс Армении после этих выборов?

Во-первых, по закону внешняя политика - это сфера деятельности президента. Но наша партия всегда была вовлечена в эту сферу, президент с нами всегда советовался, так что это наша общая политика. Поэтому я не думаю, что кардинально что-то может измениться.

Внешняя политика Армении получила название "комплементарной". Этот мудреный термин означает, что, в отличие, например, от Грузии, армянские политики не считают, что ради хороших отношений с Западом надо непременно рассориться с Россией. Однако у вас все громче звучат голоса, призывающие к корректировке внешнего курса в соответствии с изменениями обстановки в мире. И, конечно, подразумевается, что Армения должна дистанцироваться от России. Как вы к этому относитесь?

Честно говоря, не понимаю: что так серьезно изменилось в мире? В мире всегда что-то меняется, надеюсь, к лучшему.

Позиции России в СНГ серьезно ослабли, в частности, подорваны российские позиции в Грузии.

В Грузии, может быть, подорваны, в другом месте - усилены. И потом, почему это должно повлиять на наши отношения с Россией? Я не считаю, что Россия ослабла.

То есть если вы станете президентом, курс Армении не изменится?

Я считаю, что та политика, которую мы сегодня проводим, приносит пользу армянскому народу.

Вы в курсе, что вас считают одним из самых "прозападных" деятелей Армении? Президент Кочарян ни разу не был в США с официальным визитом. Вы же в качестве министра обороны и секретаря Совета национальной безопасности Армении в 2005 году нанесли официальный визит в США, имели встречи в Пентагоне. Вам также приписывают заслугу открытия информационного центра НАТО в Ереване, отправку армянских военнослужащих в Ирак...

По центру НАТО - это придумали, видимо, мои здешние недоброжелатели, потом это попало к вам в Россию. Дело в том, что офис НАТО давным-давно открыт в Москве, и на тех же условиях, что и у нас. Или вы думаете, что России можно сотрудничать с НАТО, а Армения должна с НАТО бодаться? Я, честно говоря, рад, что некоторые люди в России считают меня прозападным. Потому что очень многие люди на Западе считают меня пророссийским. И это точное подтверждение того, что я на самом деле проармянский деятель.

Правда ли, что бывшему спикеру парламента Артуру Багдасаряну пришлось покинуть свой пост после того, как он в интервью немецкой газете сказал, что Армения должна вступить в НАТО? А вы как думаете: нужно ли Армении членство в НАТО?

Тогда наш председатель парламента заявил, что ничего подобного он в интервью не говорил. Мы сейчас находимся в такой системе безопасности, которая нас полностью удовлетворяет. И не собираемся что-то менять. Я не считаю, что мы должны вступать в НАТО.

На каком уровне сейчас находится военно-техническое сотрудничество между Арменией и Россией?

На хорошем уровне. Нам оно выгодно. Часть наших офицеров проходят подготовку в России, часть - на Западе, и мы никогда этого не скрывали. А выгодно нам сотрудничество с Россией потому, что как член ОДКБ мы можем покупать в России военную продукцию по тем же ценам, что и российская армия.

А сотрудничество разведок, спецслужб имеет место?

Да, на хорошем уровне. С Россией в военной сфере мы сотрудничаем во всех областях.

А с Западом?

С Западом тоже. С НАТО мы сейчас осуществляем Программу действий индивидуального партнерства Армения - НАТО. Это хороший уровень сотрудничества. Мы намерены углублять эти отношения. Это полезно.

Как бы вы оценили уровень развития вооруженных сил Армении сравнительно с другими странами Южного Кавказа?

Говорят, что это лучше всего видно на поле боя. Но дай бог, чтобы этого не было. Кто-то из западных военных экспертов дал такую оценку: в Армении есть вооруженные силы, а в некоторых других странах - вооруженные люди.

В последнее время в регионе активизировалась Турция. Выстраивается ось Турция - Азербайджан - Грузия, что грозит Армении полной изоляцией. Общей границы с Россией у вас нет. Если Грузия и Азербайджан вступят в НАТО, то вы окажетесь в окружении стран НАТО. Представляет ли это для вас угрозу?

Меня радует, что в России уже начинают понимать, что Азербайджан может вступить в НАТО... До сих пор у многих российских деятелей почему-то оставались иллюзии, что этого никогда не будет. Естественно, каждая страна сама выбирает свою систему безопасности, и мы не имеем права предъявлять какие-то претензии к Грузии. Но мы вправе надеяться, что Грузия - наш сосед и никогда ничего не сделает для того, чтобы навредить Армении. А опасность, конечно, есть. Но мы принимаем свои меры для того, чтобы иметь надежные коммуникации с Россией.

А если Грузия от России вас изолирует?

Что значит - изолирует? Не все так плохо, как вы говорите. Могу по этому поводу рассказать анекдот. Идут два друга на охоту. Один спрашивает: "А если медведь появится, что мы сделаем?" - "Выстрелим в него". - "А если не попадем?" - "Тогда убежим". - "А если он догонит?" - "На дерево залезем". - "А если не успеем?" - "Слушай, ты чей друг: медведя или мой?"

Армянская пресса писала, что вы якобы дали некие обещания американцам пойти на компромисс в карабахском вопросе. Этот компромисс состоит в том, что вооруженные силы Армении могут быть выведены из "зоны безопасности" (семь районов Азербайджана вокруг Карабаха, занятые армянскими войсками. - прим. авт.), а вместо них введены международные миротворческие силы. Это правда?

Я впервые слышу, что кому-то давал какие-либо обещания. Можно пообещать жениться, но ведь речь идет о более серьезных вещах. Мы никому ничего не обещали. Я внимательно ознакомился с заявлением президента Азербайджана о том, что переговоры идут именно в том русле, о котором вы говорите. Он просто выдает желаемое за действительное. У нас есть своя позиция по Карабаху, и она ничуть не изменилась. Она состоит в том, что карабахцы должны иметь все гарантии безопасного проживания на территории, на которой проживали веками. Карабах самоопределился в соответствии с законом СССР путем референдума. После этого Азербайджан совершил агрессию против Карабаха. В результате боевых действий была создана зона безопасности. Мы считаем, что народ Нагорного Карабаха имеет полное право на самоопределение. Это первое. Второе. Мы считаем, что Карабах не может существовать в качестве анклава. Поэтому он должен иметь сухопутную границу с Арменией. И третье. Должны быть жесткие гарантии невозобновления боевых действий. Для этого и была создана зона безопасности. На этих трех условиях мы идем на мирное урегулирование вопроса.

Согласитесь ли вы на ввод международных миротворческих сил в Карабах?

Я ничего плохого не вижу, если эти силы будут гарантировать безопасность и мир.

А ваши западные друзья склоняют вас именно к вводу миротворцев?

Мои "западные друзья"? Знаете, я начинаю подозревать, что вы работаете вовсе не в "Московском комсомольце"... Мы не с "друзьями" ведем переговоры. Мы ведем переговоры с Азербайджаном. Мирным урегулированием карабахского вопроса занимается Минская группа ОБСЕ, сопредседателем которой, кстати, является и Россия. Кроме нее США и Франция. Больше ни с кем мы не ведем переговоры.

Почему Карабах не входит в структуры и союзы, которые создают другие непризнанные государства СНГ - Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье? Создается впечатление, что это сознательное решение выделиться из ряда чересчур "пророссийских" республик в надежде, видимо, на какое-то особое отношение Запада...

Потому что вопрос Карабаха отличается от других вопросов. Карабах является законно созданной республикой. Он образован согласно закону СССР путем референдума.

Есть информация, что Россия все же наложит вето в ООН на решение о независимости Косово. И если западные страны Косово все же признают, то в ответ Россия признает независимость Абхазии и т.д. А Карабах окажется вне этого ряда.

А почему тогда много-много лет говорили о территориальной целостности?

Ситуация меняется...

Очень хорошо. Вот когда поменяется, тогда и посмотрим. Мы всегда считали, что принцип самоопределения - это неотъемлемое право любого народа. А дразнить кого-то не вижу никакого смысла". (HAYINFO.ru, с сокращениями).

По данным соцопроса, лишь 15% россиян считают Армению "близким другом" России. Как сообщает газета "Деловой экспресс" со ссылкой на информационно-аналитическое агентство "МиК", социологический опрос был проведен 11 - 14 мая текущего года аналитическим центром Юрия Левады ("Левада - Центр"). Были опрошены 1600 россиян в возрасте от 18 лет и старше в 128 населенных пунктах 46 регионов Российской Федерации. Необходимо отметить, что статистическая погрешность подобных соцопросов не превышает 3%. Согласно результатам опроса, россияне наиболее близкими друзьями считают Казахстан, Белоруссию и Германию. Армения занимает шестую позицию. При этом за последние два года симпатии россиян к Армении выросли на 6% (в 2005 году - 9%, в 2006 году - 14%). Последнее место в списке "друзей" занимает Эстония (0%). Она же (60%) занимает первое место в списке враждебно настроенных по отношению к РФ стран. За ней следуют Грузия (46%), Латвия (36%), США (35%). Согласно проведенному опросу, "враждебной" страной Армению считают 2% опрошенных.

Новый парламент Армении

Газета "Айоц Ашхар" с облегчением отмечает, что наконец-то разрешилась главная интрига, находившаяся в последнее время в центре внимания СМИ: кто же из партийных мужей, занимающих проходные места в пропорциональных списках РПА, "ПА" и АРФД, останется в парламенте, а кто пойдет в исполнительную власть? Как пишет газета, в ЦИК состоялась церемония вручения мандатов, "удостоверяющих обязывающий статус депутата". Исключение составили депутаты фракций "Оринац еркир" и "Наследие", которые, по определению газеты, "верные своей "принципиальной" позиции не участвовать в первом заседании НС", так и не появились и не получили мандаты, "вероятно, надеясь смягчить сцены ревности оставшихся вне парламента радикальных коллег".

7 июня состоялась первая сессия новоизбранного четвертого созыва НС. Все происходило в рамках сложившихся парламентских традиций - как оказалось, не только хороших. Обладателей новеньких депутатских корочек напутствовал президент РА Роберт Кочарян и благословил католикос всех армян Гарегин II. Депутаты хоть и не слишком стройным хором, но принесли клятву на верность интересам государства и избравшего их народа. Что касается вредных привычек, то, так же как и в прошлом созыве, кресла оппозиции оказались пусты. Независимо от степени понимания причин, по которым присутствие оппозиционных депутатов в парламенте ограничилось лишь белыми табличками с их фамилиями, напрашивается один-единственный вывод, пишет "Новое время". Армянский парламентаризм можно будет считать состоявшимся лишь тогда, когда побежденные найдут в себе силы пожать руку победителям. ("Новое время").

Как сообщает PanARMENIAN.Net, спикером Национального Собрания Армении четвертого созыва избран член совета Республиканской партии Армении Тигран Торосян. По итогам состоявшегося в четверг, 7 июня, в парламенте тайного голосования, за кандидатуру Торосяна проголосовали 112 депутатов, против - 2 при отсутствии воздержавшихся. Как отмечает агентство, Торосян являлся единственным кандидатом на пост председателя Национального Собрания. Его кандидатура была предложена на первом заседании новоизбранного парламента Республиканской партией Армении.

Газета "Жаманак-Ереван" в весьма мрачных тонах описывает новоизбранное Национальное Собрание Армении: "Отметим, что мы получили очередной кошмарный парламент, где будет царствовать культ криминала, безграмотности, лизоблюдства и денег. Чьи принятые законы не обещают ничего хорошего ни для страны, ни для народа. Однако это то, что мы все заслужили, поскольку смирялись и продолжаем смиряться. Поскольку каждый народ достоин своего правительства".

"Когда вспоминаешь депутатов Верховного Совета 1990 года и сравниваешь их с теми, кто получает депутатские мандаты сегодня, то первое, что приходит на ум, это деградация, - пишет редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян. - С какой стороны не посмотришь - интеллектуальной, моральной, политической, национальной, - везде наблюдается спад. Не могли в 90-х стать депутатами "Левик с Мукомольного", Тигран Арзаканцян, "Леди", "Бедный" или "Пивной" Акопы, "Шмайс", "Карамельный Арут" и многие подобные им лица. Это считалось бы смешным, постыдным и недостойным нации явлением. И не могла в 90-х создаться фракция, подобная "Процветающей Армении", фактическим руководителем которой является Армен Геворгян [руководитель аппарата президента РА. - прим. ИА REGNUM], а Гагик Царукян - всего лишь ее спонсором".

"Аравот" сообщает также, что председатель Марксистской партии Армении Давид Акопян, выступая в клубе "Аргумент", заявил, что у него есть вопрос к лидеру Республиканской партии Армении Сержу Саркисяну: "Хочу спросить Сержа Азатыча: чем может помочь республиканцам депутатский мандат? Это то же самое, как если бы в постель к импотенту положили красавицу. Этот мандат не поможет им заниматься созидательной деятельностью". По словам Акопяна, пишет газета, марксисты считают сегодняшний парламент нелегитимным, а также "олигофреническим, слабоумным, тупым".

Газета "Айк" отмечает, что во фракции "Процветающая Армения" не будет уже обещанных представителей интеллигенции - четверо из избранных, но отказавшихся от мандатов депутатов являются ректорами ВУЗов и научными работниками. Интеллектуальный уровень этой фракции ничем не отличается от богатой кличками РПА. Фактически, отмечает газета, представителей интеллигенции включили в список "Процветающей Армении" лишь с пропагандистской целью, чтобы продемонстрировать якобы высокий интеллектуальный потенциал. "Изначально было ясно, что они откажутся от мандатов, чтобы уступить дорогу другим, с кличками".

Национальное Собрание 4-го созыва можно охарактеризовать как "парламент родственников", пишет газета "Аравот". На первое заседание новоизбранного парламента явились братья Абраамяны, в количестве трех человек, братья Григоряны, отец и сын Галуст и Арман Саакяны, шурин одного депутата и дядя другого Ашот Агабабян, братья Карен и Микаэл Варданяны. Немало в парламенте также свато-кумовских связей, и, как пошутил один из таких депутатов, "получается, что все мы здесь друг-другу кумовья". ("Аравот").

В самом выгодном положении в результате парламентских выборов оказался председатель Союза армян мира Ара Абраамян, пишет также обратившая внимание на богатство родственных связей в парламенте газета "Жаманак-Ереван". "Ему удалось ловко разместить троих своих братьев в различных партийных списках, и все они сегодня стали депутатами. Специалист по золоту и брильянтам Гагик Абраамян занимает 27-ю горизонталь РПА, депутат НС 3-го созыва Сережа Абраамян - 6-ю в списке "Оринац еркир", а Армен Абраамян - 25-й в списке "Процветающей Армении"". Газета считает, что ради того, чтобы последний стал депутатом, ряду людей из "ПА" пришлось отказаться от мандатов.

На вопросы газеты "Аравот" ответил новоизбранный руководитель фракции Республиканской партии Армении Карен Карапетян:

"Вы будете возглавлять самую многочисленную парламентскую фракцию. Наверное, нелегко будет руководить 65 депутатами...

Вы правы, нас ждет тяжелая работа. Но я уверен, что трудности можно будет преодолеть. Считаю, что нужно добиться большей гибкости в работе, большей активности Национального Собрания. В частности, повысить активность членов фракции РПА, чтобы законодательная работа проходила в нормальном русле.... Да, мы пережили военный и послевоенный периоды, когда у нас не было законодательного поля и стояла задача как можно скорее сформировать законодательное поле. Если эти годы можно условно назвать периодом реформ второго поколения, то сейчас должна стоять задача приведения в соответствие законов конституционным реформам, уточнения механизмов и преодоления противоречий, которые есть в некоторых законах. Не секрет, что на практике эти противоречия вызывают серьезные проблемы. Для организации и упорядочения этого процесса действительно нужна кропотливая работа. Я как руководитель самой крупной фракции психологически готов к этому. Я думаю, есть основное ядро, с которым можно работать и добиться успехов.

Вы хотите сказать, что члены самой крупной парламентской фракции больше не будут приходить в парламент только для того, чтобы нажимать на кнопку? Властное большинство в парламенте этого созыва будет заниматься нормальной законодательной работой?

Не надо забывать, что парламентская работа - это не только работа в зале заседаний. Парламент имеет свои соответствующие органы, которые заняты конкретными делами. Это комитеты, и я думаю, что основная работа проводится именно в комитетах. Работы по разработке и совершенствованию законов должны постепенно перемещаться в поле комитетов, там же следует проводить серьезные дискуссии. Там же необходимо прийти к согласию по тому или иному закону, а в зал заседаний приходить, имея уже согласованное мнение. Хочу привести пример из опыта парламентов других стран. Я был в парламентах Франции, Бельгии, Голландии и думаю, что у них есть полезный опыт, который нам следует перенять. В частности, во французском парламенте за всю фракцию голосует ее руководитель. А это означает, что до голосования вопрос был серьезно обсужден во фракции, разногласия преодолены и только после этого вопрос был представлен в зал заседаний парламента. А у нас этот зал используется для произнесения ласкающих слух речей. Многие пытаются использовать его для того, чтобы угодить народу, не упускают возможность выступить с популистскими заявлениями. Но давайте вспомним историю нашего парламента. Люди, которые не участвовали ни в заседаниях, ни в обсуждениях, ни в разработке законов в каком-либо парламентском комитете, приходили в зал заседаний НС, чтобы произнести популистские речи. Я думаю, свое отношение к этому народ выразил на парламентских выборах 2007 года, не проголосовав за популистов. Народ устал от них и предпочел людей дела. Народ дал понять, что предпочитает тех, у кого есть опыт. Самые опытные и получили наибольшее число голосов. Народ также дал понять, что хочет перемен, и привел в парламент две новые силы - "Процветающую Армению" и "Наследие". Люди устали от популизма, им нужны конкретные дела, улучшение ситуации в стране" ("Аравот").

Сформировано правительство Армении

6 июня в резиденции президента РА Роберта Кочаряна и с его участием Республиканская партия Армении, в лице председателя совета партии, премьер-министра Сержа Саркисяна, и партия "Процветающая Армения", в лице председателя партии Гагика Царукяна, подписали соглашение о создании политической коалиции. Отправная точка - результаты выборов в Национальное Собрание Республики Армения, состоявшихся 12 мая 2007 года, и поддержка президента страны. При той же поддержке было подписано еще одно соглашение - о сотрудничестве политической коалиции с Армянской революционной федерацией "Дашнакцутюн". Как сообщили в пресс-службе президента, основная цель политической коалиции - в период четвертого созыва Национального Собрания обеспечить постоянное развитие результативно действующей законодательной и исполнительной власти, пользующейся максимальным доверием общества. Как сообщает газета "Азг", стороны соглашения обязуются осуществлять единую политику, сотрудничая друг с другом и с президентом РА. Также они обязались прилагать все усилия для эффективного осуществления правительственной программы, обеспечения реализации достигнутых в рамках соглашения договоренностей, не предпринимать таких шагов, которые могут прямо или косвенно нанести вред зафиксированным в соглашениях целям.

Как сообщает газета "Аравот", на состоявшейся в тот же день пресс-конференции представитель АРФ "Дашнакцутюн" Армен Рустамян отметил: "Почему мы не приняли участия в сотрудничестве в форме коалиции? Могу назвать по меньшей мере две причины. Во-первых, это вопрос сохранения нашего независимого поведения и независимой политической тактики. Как вы знаете, "Дашнакцутюн" изначально заявила, что на президентских выборах выдвинет собственного кандидата". Тактика, связанная с президентскими выборами, была важнейшим, ключевым вопросом на переговорах, сказал Рустамян. Газета сообщает, что в документе, подписанном "Дашнакцутюн", констатируется, что по несогласованным вопросам каждая из сторон вольна иметь собственную альтернативную позицию. В соответствии с соглашением, "Дашнакцутюн" получит два министерства - образования и науки и сельского хозяйства, одну область - Арагацотн, пост вице-спикера парламента, два поста председателей постоянных парламентских комитетов. Рустамян также заявил, что "Дашнакцутюн" будет продолжать поддерживать действующего президента. Подписанное АРФД соглашение о сотрудничестве будет действовать до президентских выборов 2008 года.

События, связанные с участием в формировании правительства партии "Дашнакцутюн", оказались в центре внимания СМИ. ""Дашнакцутюн" переживает душевные муки, - пишет газета "Жаманак-Ереван". - С одной стороны, товарищи хотят денег, много денег - продолжая владеть в ставших их вотчинами министерствах, а с другой стороны, хотят выступать против коррупции, критиковать правительство - оптом и в розницу - и вообще всех, кто не является дашнакцаканом. Именно поэтому они требуют портфели в правительстве Сержа Саркисяна, но так, чтобы не нести ответственность за его деятельность, чтоб можно было с утра до вечера критиковать и создавать у народа свой позитивный облик и выставить на президентских выборах - 2008 собственного кандидата. Как ни странно, но, скорее всего, эти планы осуществятся - не без помощи ангела-хранителя АРФД Роберта Кочаряна".

"Дашнакцутюн" удалось, в конце-концов, стать составной частью власти и сохранить за собой право стать в любой момент оппозицией, пишет газета "168 Жам" в статье, озаглавленной "Старые товарищи" пытаются быть полубеременными". "Безусловно, это весьма специфическое проявление политической "принципиальности". Другой вопрос, смогут ли проголосовавшие за "Дашнакцутюн" 170 тысяч избирателей разобраться, за кого они проголосовали - за власть или за оппозицию?"

Как отмечает газета "Аравот", сравнивая предыдущую коалицию власти с вновь сформированной, в ходе прошедшей агиткампании экс-руководитель парламентской фракции Республиканской партии Армении, член совета РПА Галуст Саакян устал повторять, что в конце получается так, что ответственность, во всяком случае за негативные явления, несет только РПА. Остальные партнеры по коалиции приписывают себе только позитив. Имея перед глазами этот прецедент, уже сформировавшая в парламенте большинство РПА подписала новый меморандум, который, по мнению газеты, вряд ли будет реализован. "Однако ради того, чтобы на президентских выборах обеспечить себе сторонников и не допустить расширения рядов оппозиции, можно на все закрыть глаза".

Президентские выборы

Президентские выборы в Армении пройдут в первой половине 2008 года. По сообщению агентства "Новости - Армения", о намерении баллотироваться на пост президента заявили, в частности, премьер-министр, лидер Республиканской партии Армении Серж Саркисян, лидер партии "Оринац еркир" Артур Багдасарян, лидер Национально-демократического союза, экс-премьер Армении Вазген Манукян, лидер партии "Новые времена" Арам Карапетян, лидер Марксистской партии Армении Давид Акопян, лидер Народной партии Тигран Карапетян.

По сведениям газеты "Айк", лидер партии "Новые времена", претендующий на пост президента РА пророссийский политический деятель Арам Карапетян в эти дни находится в Москве. Газета пишет, что его однопартийцы усиленно распространяют слухи, что якобы Карапетян должен встретиться в Кремле с президентом РФ Владимиром Путиным. Более того, пишет газета, в партии уверяют, что президент РФ позвонит Роберту Кочаряну и распорядится, чтобы президентские выборы 2008 года закончились победой Карапетяна.

Председатель Союза национал-демократов Аршак Садоян, выступая в клубе "Взгляд", опроверг слухи о своем участии в президентских выборах в качестве кандидата на пост главы государства. Садоян заявил, что будет поддерживать кандидатуру своего бывшего однопартийца, председателя Национально-демократического союза Вазгена Манукяна. "Когда думаешь об оппозиционном политическом поле, на котором полно "мин", о полуоппозиционном поведении некоторых деятелей, хочется оглянуться назад. И я думаю, что приемлема кандидатура Вазгена Манукяна", - заявил Садоян. ("Аравот").

Газета "Айкакан жаманак" высказывает недоумение поведением политических деятелей, которые наперебой заявляют о своем намерении баллотироваться в президенты Армении. При этом, считает газета, особого внимания заслуживает председатель Национально-демократического союза Вазген Манукян. Отмечая большие заслуги Манукяна перед Арменией, газета выражает удивление тем, что человек с таким недюжинным политическим опытом может не учитывать ситуацию и заявлять, что именно он является единственным политическим деятелем, который в состоянии победить Сержа Саркисяна.

"В отношении Сержа Саркисяна у меня есть четкое мнение, поскольку знаю его еще с 1991 года, когда был членом правительства. Он по своей натуре очень принципиален, очень трудолюбив, честен и стремится к развитию. Те идеи, которые я в нем вижу, созвучны перспективам развития страны. Когда видишь, что все его усилия направлены на внешний мир, внутреннее согласие, социальную справедливость, развитие здравоохранения, науки и образования, то все это внушает убежденность в том, что Серж Саркисян получит вотум доверия стать президентом и будет хорошим президентом", - сказал в беседе с газетой "Аравот" председатель парламентской комиссии по здравоохранению, экологии и социальным вопросам Ара Баблоян.

Газета "Чоррорд Ишханутюн" пишет: "Создается впечатление, что Кочарян хочет, чтобы его партнер Серж по возможности труднее бы покорил президентскую вершину, как говорится - своим горбом. То, что это является следствием определенного отношения Кочаряна к Сержу - очевидно, но вот какой характер примет в ближайшее время проявление этого отношения, пока не ясно". По прогнозам газеты, Сержу Саркисяну в ходе президентской гонки подножки будет ставить не только оппозиция, но и сам Кочарян, и непереваривающие Саркисяна властные силы - в лице "Процветающей Армении", а также "Дашнакцутюн".

Газета "Жаманак-Ереван" считает, что президент Кочарян не может смириться с мыслью о том, что после февраля 2008 года он будет называться "экс". "Самым идеальным вариантом для него было бы избрание в феврале президентом Вардана Осканяна: с условием подать через полгода-год по "состоянию здоровья" в отставку. И это было бы для Кочаряна идеальной основой для того, чтобы еще два раза прокрутить президентский цикл. По сути, это было его программой-максимум. И "Процветающая Армения" должна была стать средством осуществления этой программы. Все бы хорошо, если бы не форс-мажор. Упомянутый "план Маршалла" разрушила смерть премьер-министра Андраника Маргаряна, поскольку важное значение в этой игре отводилось глухому противостоянию Серж Саркисян - Андраник Маргарян. И используя нюансы этого противостояния, Кочаряну удалось бы повторить акт захвата власти 98 года - прикрываясь "Процветающей Арменией" и ее кандидатом Варданом Осканяном". Программа минимум, по мнению газеты, также очевидна: "Облачиться в тогу премьер-министра, сохранив во властной иерархии командные позиции. Но все это в том случае, если бы в НС у него было качественное и, главное, покорное и преданное большинство. А это уже противоречит целям Сержа Саркисяна, и трещину в отношениях правящего дуэта можно считать свершившимся фактом". И теперь, считает газета, Кочарян готовится выйти из цейтнота и вернуть себе контроль над ситуацией в стране. По мнению "168", на этот раз для осуществления "февральской революции" Кочарян использует политические амбиции оппозиционного стана и "свой ресурс" провластных сил, обиженных на Сержа Саркисяна. Газета утверждает, что интрига этой политической игры "кроется в треугольнике действительно мечтающего стать президентом Вазгена Манукяна, некогда боевого товарища Кочаряна, генерала Самвела Бабаяна и маргаряновского крыла [Грант Маргарян - один из лидеров "Дашнакцутюн". - прим. ИА REGNUM] АРФ "Дашнакцутюн"". "В итоге такой план Кочаряна окончательно похоронит вероятность возникновения единой и, самое главное, победной альтернативы властям, а во властном стане приведет к развенчанию мифа о Серже, и Кочарян вновь станет арбитром № 1 страны".

По мнению руководителя центра "Согласие" Давида Шахназаряна, Роберт Кочарян попытается баллотироваться на должность президента в третий раз и очевидно, что кандидатом АРФД является именно он, Кочарян. "Если кто-либо считает, что Кочарян не имеет планов на выдвижение в третий раз, то он глубоко ошибается", - сказал Шахназарян во время состоявшихся 6 июня обсуждений внешне- и внутриполитических проблем Армении. По его словам, в этом случае оппозиция должна объединиться по идеологическому принципу. Так, например, с одной стороны должны объединиться либеральные силы: Армянское общенациональное движение, "Альтернатива" и партия "Республика", а с другой стороны - социал-демократы. По его мнению, необходимо, чтобы эти две крупные силы внутри себя выбрали лидеров, один из которых и будет бороться за должность президента РА.

"Я не считаю очевидным тот факт, что Серж Саркисян - единый кандидат властей. Говорят также о Вардане Осканяне. Не забывайте о последних процессах, связанных с "Дашнакцутюн". К тому же я думаю, что Роберт Кочарян тоже недоволен парламентскими выборами. Однако в отличие от меня, который может утверждать, что эти выборы были сфальсифицированы, он этого сказать не может и развивает соответствующие процессы внутри власти. Так что те, кто знает Кочаряна, должны осознавать, что ситуация не совсем понятная. Но это проблемы Сержа Саркисяна и Роберта Кочаряна, пусть они их и решают. Я не думаю, что у властей есть кандидат, который пользовался бы поддержкой широких слоев общественности. Такого кандидата нет", - сказал в беседе с газетой "Аравот" председатель партии "Республика" Арам Саркисян.

"Первый президент Армении Левон Тер-Петросян является единственным претендентом, который может победить на выборах главы государства кандидата от власти, премьер-министра Сержа Саркисяна", - заявил в интервью агентству "АрмИнфо" председатель правившей в 90-е годы партии "Армянское общенациональное движение" (АОД) Арарат Зурабян. По его словам, для того чтобы убедиться в этом, достаточно опросить 10 самых известных политических деятелей на предмет того, кого они считают самым видным после себя политиком в стране. "После себя каждый назовет имя Левона Тер-Петросяна. Об этом я могу с уверенностью говорить, основываясь на здравом политическом анализе и впечатлениях от переговоров с лидерами оппозиционных партий, прошедших в период подготовки к парламентским выборам. Говоря о сильных сторонах Тер-Петросяна как кандидата в президенты, я имею в виду весь его многосторонний потенциал, который может привести к победе", - сказал Зурабян. Отвечая на вопрос о том, можно ли, образно говоря, влезть дважды в одну и ту же реку и, учитывая это, не трудно ли вернуть бывшего главу государства к активной политической жизни, лидер АОД отметил, что в мировой практике было немало случаев возвращения экс-руководителей на высшие должности в государстве. "Достаточно привести пример Шарля де Голля, отошедшего от политики, а потом с триумфом вернувшегося на пост президента. Да и у нас: в 1988 году народ освистал руководителя Советской Армении Карена Демирчяна, а через 10 лет он практически стал президентом, и стал бы в конце концов, если бы не произошел теракт 27 октября 1999 года. Я уже не говорю об Эдуарде Шеварднадзе в Грузии и Гейдаре Алиеве в Азербайджане", - сказал Зурабян. Говоря о внутриполитической ситуации в республике, лидер АОД основной задачей оппозиции назвал определение кандидата, который будет бороться против представителя власти на намеченных на февраль будущего года президентских выборах. "Я не считаю, что есть большая доля вероятности выдвижения единого кандидата от оппозиции, но сохраняется возможность ее консолидации в несколько групп и выдвижения 2 - 3 претендентов. Было бы очень правильным и прагматичным объединение всего протестного электората вокруг одного кандидата, но, говоря о такой перспективе, надо учитывать одно очень важное обстоятельство: есть ли такой кандидат? Думаю, таких претендентов очень мало, а точнее, я знаю лишь одного - Левона Тер-Петросяна", - заключил Арарат Зурабян.

Экономика

Рано или поздно темпы роста ВВП Армении спадут до 8 - 7%, а может, и до 6%. Как передают "Новости - Армения", такое мнение высказал депутат Национального Собрания Армении, председатель постоянной парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Гагик Минасян. По его словам, ни одна страна не в состоянии на протяжении 10 - 15 лет обеспечивать двузначный экономический рост. В то же время Минасян отметил, что Армения имеет резервы для сохранения высоких темпов экономического роста в ближайшие годы. "Об этом свидетельствуют даже темпы роста ВВП, отмеченного на сегодняшний день, притом что 2007 год - избирательный", - подчеркнул он. В числе резервов депутат отметил увеличение налоговых поступлений в госбюджет. Минасян констатировал, что в этом году отмечается положительная тенденция по показателю соотношения налоговых поступлений к ВВП. Агентство отмечает, что в госбюджете на 2007 год этот показатель планируется довести до 15,7% против 14,7% за 2006 год. В 2007 году правительство Армении планирует реальный рост ВВП на уровне 9%. В абсолютном выражении ВВП составит 2 922,4 млрд драмов, или $8 185,9 млн. 93,8% доходов бюджета, или 458,9 млрд драмов, составят налоговые и государственные пошлины, превысив утвержденный на 2006 год показатель на 21,4%.

Канадская компания Vangold Resources Ltd. и ирландская компания Blackstairs Energy plc. проведут геологоразведку залежей нефти и газа в Армении. Как сообщает газета "Деловой экспресс", компания Vangold заключила соглашение с Министерством энергетики Армении и компанией Blackstairs об участии в совместном поиске и разработке возможного месторождения нефти и газа в Армении. Согласно информации, долевое участие Vangold в проекте составит 50%, при этом компания будет работать в трех зонах, которые покрывают территорию в 13775 кв. км в центральной и южной частях Армении. В соответствии с соглашением, работы будут проводиться в течение 5 лет, однако срок реализации программы может быть продлен на два дополнительных периода по два года каждый. Финансовые обязательства компаний на 5 лет составляют 2,4 млн долларов, из которых Vangold затратит 1,2 млн долларов. Геологоразведка будет проводиться в трех зонах потенциального месторождения, близ городов Октемберян, Арташат и Суренаван. На начальной стадии планируется провести сопоставление и переоценку технической базы данных, переработку соответствующих геофизических данных, включая сейсмические показатели, корректировку спутникового изображения, гравиметрическую съемку территорий, геохимическое исследование, составление геологических карт залежей и получить информацию о сейсмической ситуации на территории как минимум 170 км. Президент и исполнительный директор Vangold Дал Брюнелсен выразил удовлетворение подписанием соглашения. "Эти договора охватывают половину территории Армении, вплоть до Ирана, Азербайджана и Грузии - стран с богатыми ресурсами нефти и газа. Мы полагаем, что подобный потенциал существует в южной Армении. Мы довольны тем, что присоединились к экспертам по нефти и газу из компании Blackstairs, у которых имеется большой опыт в разработке и поиске месторождений как в Армении, так и Восточной Африке", - сказал Брюнелсен.

Как сообщает ИА REGNUM, российская, армянская и иранская стороны продолжают активные переговоры по проекту строительства на территории Армении на границе с Ираном нефтеперерабатывающего завода. Как отметил председатель правления, генеральный директор ЗАО "АрмРосгазпром" Карен Карапетян, "АрмРосгазпром" также ведет активные переговоры относительного своего участия в данном проекте и, по всей вероятности, примет в нем участие. Карапетян затруднился назвать окончательную дату завершения переговоров и начала осуществления проекта. Генеральный директор ЗАО "АрмРосгазпром" отметил, что в строительство НПЗ и нефтепровода предполагается инвестировать от $1,7 млрд до $2 млрд. Планируется, что завод ежегодно будут перерабатывать порядка 3 млн тонн нефти. Агентство отмечает, что компания приступила к строительству газопровода Каджаран - Арарат (вторая часть газопровода Иран - Армения) с целью повышения объемов импорта иранского газа в Армению. В общей сложности в проект будет инвестировано 52 млрд драмов ($148 млн). Расширение пропускной способности газосистемы компании позволит уже с 2008 года ежегодно импортировать в Армению порядка 2,3 млрд куб. м иранского газа. На данный момент система позволяет импортировать иранский газ в объеме порядка 300 - 400 млн куб. м газа.

"Мы продолжаем работу и в ближайшее время вновь начнем экспортировать "Джермук" в США. Кстати, 28 мая 2007 года, в День Первой Республики Армения, компания "Джермук Групп" удостоилась в Нью-Йорке международного Приза качества и получила высшую платиновую награду", - заявил в интервью газете "Аравот" основатель компании "Джермук Групп", депутат Национального Собрания РА Ашот Арсенян.

Как сообщает газета "Азг" со ссылкой на агентство "Медиамакс", Армения, импортирующая из России крепкие алкогольные напитки, значится в первой "пятерке" стран-импортеров этой продукции. Впереди нее в списке Латвия, Азербайджан, Казахстан и США. Сообщается также, что объем армянского импорта этой продукции составляет 5,3 процента, что равно 3,22 млн литров.

К концу апреля 2007 года годовой рост цен на квадратный метр в ереванских квартирах составил 29%, а за отчетный месяц (апрель) - 3,1%. Как сообщили в Государственном комитете кадастра недвижимости, средняя цена за квадратный метр в квартирах в общине Центр за апрель составила 439,7 тыс. драмов. Второе место по этому показателю занимает Арабкир - 346,8 тыс. драмов, затем следуют Канакер-Зейтун - 250,8 тыс. драмов, Давидашен - 233,4 тыс.драмов, Шенгавит - 227,7 тыс. драмов, Ачапняк - 221,5 тыс. драмов, Нор-Норк - 219 тыс. драмов, Эребуни - 212,6 тыс. драмов, Малатия-Себастия - 207 тыс. драмов, Аван - 201,7 тыс. драмов и Нубарашен - 120 тыс. драмов за квадратный метр. Средняя цена за квадратный метр в частных домах в общине Центр составила 444,7 тыс. драмов, в Арабкире - 351,4 тыс. драмов. Затем следуют Канакер-Зейтун - 254,4 тыс. драмов, Давидашен - 241,5 тыс. драмов, Шенгавит - 231,7 тыс. драмов, Ачапняк - 226,3 тыс. драмов, Норк-Мараш - 222,6 тыс. драмов, Эребуни - 220 тыс. драмов, Малатия-Себастия - 210,5 тыс. драмов за квадратный метр и Аван - 206,5 тыс. драмов. Самые низкие цены на частные дома зарегистрированы в столичной общине Нубарашен, где средняя цена за квадратный метр составила 123,1 тыс. драмов. ("Деловой экспресс").