Обзор СМИ за 27 апреля - 3 мая 2007 года.

Военный вестник. Переговорный процесс. Россия и Карабах. Отклики на изменения в докладе Госдепа США. Тройной праздник Дня победы и президентские выборы в Нагорном Карабахе.

Военный вестник

Перестрелки

По сообщению бакинской "525-й газеты", 26 апреля армянской стороной с 18:20 до 18:30 с постов, находящихся в 1,5 километра юго-западнее селения Джавахирлии Агдамского района, а также с 20:30 до 21: 00 из пунктов, находящихся в 4,8 километра к западу от селения Зенгишал, обстреливались позиции азербайджанцев. Согласно газете, ответным огнем обстрел был подавлен, жертв нет.

Согласно Day.Az, ночью 30 апреля начиная с 22:00 армянская сторона обстреливала позиции азербайджанской армии в Агдамском районе. Армянские вооруженные формирования, пишет агентство, подвергли прерывистому автоматному обстрелу азербайджанские войска, расположенные близ селения Юсифджанлы Агдамского района. Потерь нет.

Как сообщает Day.Az со ссылкой на азербайджанский телеканал "Лидер", 2 мая подразделения армянской армии, расположенные в Иждеванском районе Армении, подвергли обстрелу деревню Бала Джафарли Казахского района. Автоматный обстрел продолжался в течение 15 - 20 минут. Во время обстрела никто из жителей деревни не пострадал.

ИА "Новости-Азербайджан" передает: "Подразделения армянских вооруженных сил нарушили режим прекращения огня на Газахском и Физулинском направлениях. В среду с 21:25 до 21:35 с позиций, расположенных у села Мазамли Газахского района, и с 23:40 до 02:00 в ночь со 2 на 3 мая с позиций, расположенных у сел Мехдили и Горадиз Физулинского района, армянские вооруженные подразделения подвергли обстрелу находящие напротив азербайджанские позиции".

"В результате снайперской стрельбы с азербайджанской стороны в последнее время мы потеряли двоих офицеров. Противнику был дан соответствующий ответ". Об этом, сообщает собкор "АрмИнфо" в Степанакерте, заявил 2 мая журналистам министр обороны Нагорного Карабаха Сейран Оганян. Характеризируя ситуацию на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, министр отметил, что режим перемирия периодически нарушается перестрелками, однако в целом стабильность сохраняется без участия третьих сил.

В последнее время бакинские СМИ муссируют тему тренировочных полетов азербайджанских самолетов неподалеку от границы Нагорно-Карабахской Республики (НКР). При этом, отмечает "Арминфо", азербайджанские официальные источники утверждают, что якобы их боевые самолеты в любой момент могут войти в воздушное пространство, находящееся под контролем Армии обороны НКР. Комментируя в беседе с агентством эти сообщения, начальник противовоздушной обороны НКР полковник Александр Гаспарян отметил, что подобные заявления являются ложью и тем самым азербайджанская сторона пытается выдать желаемое за действительное. "Эти измышления не соответствуют действительности. Что касается боеспособности войск ПВО НКР и их готовности дать адекватный ответ противнику, то мы блестяще доказали это в годы войны, когда имели более скудные технические и профессиональные возможности. Только тот факт, что в ходе проведенных в последние годы международных соревнованиях-учениях силы ПВО Армии обороны НКР продемонстрировали свое превосходство над расчетами ПВО других стран, в том числе Азербайджана, уже свидетельствует об уровне нашей подготовки. И, наконец, неопровержимым доказательством сказанного является мирное небо нашей страны, и любая попытка противника нарушить мир будет иметь для него нежелательные последствия", - заявил Александр Гаспарян. Как сообщает "АрмИнфо", командование Армии обороны НК отмечает, что находящиеся на боевом дежурстве расчеты системы противовоздушной обороны бдительно следят за каждым полетом объектов воздушных сил противника (на расстоянии 30 - 35 километров от границ Нагорного Карабаха) и всегда готовы предпринять соответствующие меры.

Военнопленный

Как сообщает Day.Az, находящийся в плену в Армении азербайджанский солдат Самир Мамедов не захотел писать домой, подчеркнув, что чувствует себя нормально. Согласно агентству, представители армянского отделения Международного Комитета Красного Креста встретились с Мамедовым и передали ему письмо от родителей. Ответное письмо домой Самир писать отказался. Агентство отмечает, что "состояние здоровья Мамедова в данный момент не вызывает опасений".

Возвращение на родину азербайджанского военнопленного Самира Мамедова зависит от его собственного желания. Об этом, передает "АПА", заявил в Азербайджане личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик.

Азербайджанский солдат, взятый армянами в плен, намерен выехать в третью страну. Как передает Day.Az, об этом телеканалу "Лидер" сообщили в Госкомиссии Азербайджана по работе с пленными и пропавшими без вести. Согласно сообщению, Комитет Красного Креста в официальном заявлении, направленном в Госкомиссию по работе с пленными и заложниками и пропавшими без вести (ГКПЗП), сообщил, что пленный азербайджанский солдат Самир Мамедов выразил желание выехать в третью страну. Об этом телеканалу сообщил руководитель рабочей группы ГКПЗП Фируддин Садыхов.

Родители Самира Мамедова встретились 1 мая с министром национальной безопасности Азербайджана, председателем Госкомиссии по работе с пленными и заложниками и пропавшими без вести Эльдаром Махмудовым. Как сообщает бакинская газета "Зеркало", на встрече с министром они сказали, что не верят в то, что Самир отказывается вернуться в Азербайджан и хочет уехать в третью страну, и попросили предпринять на государственном уровне меры для его возвращения. Министр отметил, что переговоры по возвращению Самира будут продолжаться.

В Госкомиссии Армении по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших опровергли информацию азербайджанских СМИ о "намерении Самира Мамедова выехать в третью страну". Как заявил корреспонденту "АрмИнфо" руководитель рабочей группы госкомиссии Армен Каприелян, эта информация не соответствует действительности. "До сего дня Самир Мамедов подобного намерения не изъявлял", - отметил Каприелян. Агентство напоминает, что солдат азербайджанской армии Самир Мамедов добровольно перешел на армянскую сторону в конце декабря 2006 года. Мамедов отказывается возвращаться на родину. Переход на армянскую сторону Мамедов объяснил жестоким обращением и притеснениями со стороны сослуживцев и командиров.

Мониторинг

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, 27 апреля, согласно ранее достигнутой с властями Нагорного Карабаха договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана севернее населенного пункта Талыш Мартакертского района НК. С позиций Армии обороны НК наблюдение осуществляли координатор офиса ОБСЕ полковник Имре Палатинус (Венгрия) и полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Гюнтер Фольк (Германия) и Мирослав Выметал (Чехия). С азербайджанской стороны группу наблюдения возглавлял личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик. Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители Министерств иностранных дел и обороны НК.

Переговорный процесс

Перед встречей президентов Армении и Азербайджана

Председатели Минской группы ОБСЕ (МГ) уверены, что встреча президентов может завершить этап переговоров по основным принципам урегулирования и положить начало работе по разработке окончательного соглашения. Об том, сообщает газета "Айкакан жаманак", говорится в последнем заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ, сделанном по результатам белградской встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Сопредседатели заявили, что на данный момент конфликтующие стороны приблизили процесс к точке, когда он может уже обсуждаться Робертом Кочаряном и Ильхамом Алиевым. С этой целью, пишет газета, в мае три сопредседателя посетят регион и проведут с президентами переговоры о подготовке их встречи.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ прибудут в регион после парламентских выборов в Армении. По сообщению агентства "Туран", об этом в беседе с журналистами сказал министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. До визита в регион сопредседатели проведут в одном из европейских городов встречу между собой, где определят график своей работы. По словам Мамедъярова, последняя встреча глав МИД Азербайджана и Армении имела "хорошие результаты". Вместе с тем, "остаются еще открытые вопросы". Согласно агентству, Мамедъяров сказал, что на столе переговоров сейчас не финальный документ, а лишь принципы урегулирования на трех листах. "После согласования всех принципов начнется работа над основным соглашением".

Очередная встреча Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева, скорее всего, состоится 10 июня в Санкт-Петербурге. Об этом 27 апреля во время встречи со студентами Ереванского госуниверситета сообщил президент Армении Кочарян. По его словам, сейчас сопредседатели Минской группы ОБСЕ пытаются организовать встречу. "После нее станет ясно, на каком этапе мы находимся", - отметил Кочарян. Отвечая на вопрос о подготовленности армянской стороны к возможной дестабилизации ситуации, президент подчеркнул, что Армения должна быть всегда ко всему готова, независимо от степени напряженности и проявлений этого. По его словам, внимание, оказываемое государством армии, ее боеспособности, вооружению говорит о том, что "мы не спим и решительны в вопросах обеспечения безопасности Нагорного Карабаха". По его словам, переговорный процесс по урегулированию конфликта не находится в активном состоянии. Он напомнил, что недавно состоялась встреча глав МИД Армении и Азербайджана и встреча прошла в более мягкой атмосфере, чем предыдущая. "И это послужило основанием для проявления оптимизма, но я не такой уж оптимист", - заявил президент Армении. ("АрмИнфо").

"Рассматривается несколько вариантов проведения встречи президентов Азербайджана и Армении. Наиболее реальным из них является встреча 10 июня в Санкт-Петербурге. Однако многое будет зависеть от самих Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева". Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", в беседе с корреспондентом "АПА" заявил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. Он подчеркнул, что встреча 10 июня в Санкт-Петербурге состоится в случае согласия обоих президентов. Французский сопредседатель ОБСЕ Бернар Фасье отметил в беседе с "АПА", что считает встречу президентов до парламентских выборов в Армении невозможной: "Мы отмечали в последнем заявлении, что постараемся организовать встречу между Алиевым и Кочаряном после парламентских выборов в Армении. В настоящее время мы заняты подготовкой к встрече. Надеюсь, что встреча президентов в Санкт-Петербурге 10 июня состоится".

Оценки

Вопрос Нагорного Карабаха может решиться только в том случае, если в это вмешается Евросоюз. Такое мнение высказал бывший министр обороны Нагорного Карабаха Самвел Бабаян в интервью телеканалу "Шант". Бабаян убежден, что для решения карабахского вопроса необходимо, чтобы "Евросоюз взял бы Нагорный Карабах под свой мандат". Это, по его словам, позволит осуществить возвращение беженцев и переселенцев в места постоянного проживания, возродить доверие между армянами и азербайджанцами, после чего можно будет провести референдум о статусе этого региона. Бабаян, являющийся одним из видных организаторов вооруженных сил Карабаха в годы карабахско-азербайджанского вооруженного конфликта, считает возможным добровольное возвращение азербайджанцев в Нагорный Карабах до определения статуса региона, с оговоркой, что для этого нужно и согласие нынешних властей Карабаха. Он выразил убеждение, что путем ведущихся в рамках ОБСЕ переговоров вопрос решить невозможно, ввиду диаметрально противоположных позиций Армении и Азербайджана. Он счел необоснованными звучащие в последнее время заявления о том, что "стороны близки к согласию". По его мнению, переговоры в рамках ОБСЕ - это "просто потеря времени". ("Ноян Тапан").

Международная общественность не готова предоставить независимость маленьким районам Кавказа, в том числе - Нагорному Карабаху. Об этом, сообщает "Айкакан жаманак", написано в последнем докладе председателя Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ, докладчика по Нагорному Карабаху Горана Ленмаркера. Вместе с тем, пишет газета, Ленмаркер не исключает присоединения Нагорного Карабаха к Армении или высокого статуса НК в составе Азербайджана. По его словам, выбирать нужно между этими двумя вариантами. При этом, отмечает "АЖ", Ленмаркер более склонен ко второму варианту, поскольку приводит в своем докладе пример Аландских островов.

Находившийся с рабочим визитом в Брюсселе министр иностранных дел Армении Вардан Осканян встретился с ответственным по вопросам внешней политики и безопасности Европейского союза Хавьером Соланой. Как сообщает "АрмИнфо", коснувшись процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, Осканян отметил, что в случае проявления азербайджанской стороной политической воли в ближайшее время станет возможным зафиксировать прогресс на переговорах.

На вопросы австрийской газеты Der Standard ответил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян:

"Сейчас решение карабахского конфликта стало близким, как никогда прежде, сказали вы, выступая перед Постоянным советом ОБСЕ в Вене. Насколько оно близко?

Мы близки к решению, потому что мы - Армения и Азербайджан - обсуждаем текст, который является очень разумным, и потому что мы пришли к соглашению по различным спорным пунктам. Этот документ предлагает реальную возможность для достижения договоренности. "Близко" - это понятие относительное. Я говорю, что если сравнивать этот текст с предыдущими, то к решению мы приблизились. Но мы все еще продолжаем вести переговоры о его принципах.

Один из этих принципов, как считает Азербайджан, - это использование Лачинского коридора, например, по следующему принципу: в первой половине дня по нему едут армяне, во второй - азербайджанцы. Отражено ли это в новом документе?

Нет, вопрос о коридоре не обсуждается. Коридор - это гарантия свободного и беспрепятственного сообщения между Арменией и Нагорным Карабахом. Но он должен рассматриваться как часть Нагорного Карабаха. Азербайджанская сторона недавно пыталась протолкнуть идею его общего использования. Но предметом переговоров это никогда не было. Международные посредники тоже сразу отвергли эту новую идею.

Бывший президент Армении Левон Тер-Петросян был вынужден уйти в отставку, так как он хотел добиться компромиссного решения с Азербайджаном. Что изменилось сегодня?

Он добивался постепенного решения. Он был готов вернуть территории, которые сейчас контролирует Армения, но без четкого определения будущего статуса Нагорного Карабаха. Для общественности в Армении это было неприемлемо. Сегодняшнее отличие состоит в том, что все спорные аспекты являются составной частью договора, даже если его реализация будет осуществляться поэтапно.

Вы ищете формулу, когда вопрос о статусе будет решаться для азербайджанцев в самом конце, а для Армении - в самом начале?

Да, мы должны иметь ясное представление о том, каким будет отношение к вопросу о статусе. Это центральный элемент договора. Мы говорим о референдуме, о самоопределении жителей Нагорного Карабаха. Все остальное второстепенно, календарный план преобразований может выглядеть по-разному.

Кто будет иметь право участвовать в референдуме? Только нынешние жители Карабаха?

Люди, которые жили в Нагорном Карабахе до начала конфликта, тоже должны иметь право участвовать в референдуме. Вопрос заключается в том, должны ли они на момент голосования снова вернуться в Карабах, и он входит в число тех, к которым можно вернуться позже.

Подвешенное состояние этого конфликта с внутриполитической точки зрения было выгодно для действующих президента и премьер-министра. В том смысле, что они всегда могли сослаться на внешнюю опасность и представить себя гарантами стабильности. Согласны ли вы с этим утверждением?

Нет, категорически не согласен. Нерешенность этого конфликта не идет никому на пользу. Мы хотим скорейшего решения, но решения справедливого и устраивающего население Нагорного Карабаха". (Inopressa.ru, с сокращениями).

Как сообщает бакинская "525-я газета", азербайджанская Организация освобождения Карабаха обратились к азербайджанскому народу в связи с деятельностью Минской группы ОБСЕ и последними заявлениями сопредседателей. В обращении предложенные сопредседателями варианты основных принципов урегулирования карабахского конфликта названы "безосновательными и несправедливыми": "Решение проблемы в этом виде означает выполнение безосновательных требований армян и окончательный выход Нагорного Карабаха из-под контроля Азербайджана. Деятельность международных организаций, в первую очередь Минской группы, направлена против национальных интересов нашей республики. Продолжение ее миссии ничего хорошо не сулит и ведет Азербайджан к катастрофе. В создавшейся ситуации азербайджанский народ должен выразить свою волю и не допустить сдачи Карабаха врагу. Переговоры по поэтапному возвращению оккупированных районов, размещению вокруг Нагорного Карабаха миротворческих сил и проведению референдума для определения статуса Нагорного Карабаха должны быть прекращены. Армения должна быть признана агрессором, против нее должны быть введены санкции, оккупационные войска должны быть безоговорочно выведены с азербайджанских территорий. В противном случае каждому азербайджанцу следует быть готовым к священной войне за освобождение земель".

"525" сообщает также о заявлении заведующего отделом внешних связей исполнительного аппарата президента Азербайджана Новруза Мамедова, согласно которому "Азербайджан хочет полного освобождения от оккупации Нагорного Карабаха и всех прилегающих районов". Такое заявление, пишет газета, было сделано в ответ на высказывания американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы о том, что в основные принципы урегулирования входит освобождение в ближайшем будущем пяти "оккупированных" районов вокруг Нагорного Карабаха и возвращение их Азербайджану, размещение там миротворческих сил и возвращение переселенцев. Мамедов сказал, что президент Азербайджана не раз представлял позицию Азербайджана на этот счет и она остается неизменной. "Несмотря на отдельные заявления сопредседателей Минской группы, Азербайджан остается на позиции освобождения всех оккупированных территорий", - отметил он.

Заявление Ильхама Алиева

Все "оккупированные" территории должны быть безоговорочно возвращены Азербайджану - такова наша принципиальная позиция. Об этом, сообщают "Новости-Азербайджан", заявил 4 мая президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на церемонии открытия в поселке Раманы нового городка для 450 семей беженцев и вынужденных переселенцев. "Армянские воинские формирования должны покинуть все семь оккупированных азербайджанских районов. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ и представители Армении выдвигают различные версии, но я хочу озвучить основные принципы переговорного процесса - наши требования следующие: все оккупированные азербайджанские территории должны быть освобождены без выдвижения каких-либо условий", - подчеркнул он. По его словам, сначала рассматривалась возможность освобождения пяти "оккупированных" районов, а возвращение Лачинского и Кельбаджарского должно было стать предметом рассмотрения на следующих этапах переговорного процесса. "Но мы не можем с этим согласиться, потому что процесс возвращения Лачина и Кельбаджара не может опираться на какие-то условия. В связи с этим на нынешнем этапе переговоров основные принципы таковы - армянские войска безоговорочно покидают семь оккупированных азербайджанских районов. Конечно, мы понимаем, что этот процесс является поэтапным и займет несколько лет. Однако наши требования таковы, что после подписания мирного договора все семь оккупированных районов должны быть возвращены Азербайджану", - заявил президент. По его словам, на следующем этапе процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта азербайджанские граждане должны будут вернуться в места своего постоянного проживания в Нагорном Карабахе, "в том числе и в Шушу". "Это наше принципиальное условие. И это положение принято и сопредседателями Минской группы ОБСЕ, и армянской стороной. Меня не интересует, с какими лживыми заявлениями власти Армении выступают перед своим народом. И поэтому я сегодня раскрываю основные принципы переговорного процесса", - подчеркнул глава Азербайджана. По его словам, после возвращения азербайджанской общины в места своего постоянного проживания может быть рассмотрен вопрос будущего статуса Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана. "Без принципиального согласия азербайджанской стороны Нагорный Карабах не получит никакого статуса, и мы никогда не смиримся с существованием Нагорного Карабаха вне территории Азербайджанской Республики. Мы способны любыми путями восстановить территориальную целостность нашего государства", - заявил Алиев. Президент отметил, что после урегулирования нагорно-карабахского конфликта в места смешанного проживания представителей двух народов могут быть введены миротворческие силы: "Мы не видим для себя необходимости в вводе миротворческих сил, но так как армянская сторона очень боится нас и опасается за безопасность представителей армянской общины Нагорного Карабаха, мы не выступаем против временного размещения там миротворцев. Такое положение реализуется в мировой практике, это применяется в различных горячих точках планеты". По словам Алиева, Азербайджан готов предоставить Нагорному Карабаху возможность использовать лачинский коридор для поддержания сухопутной связи с Арменией. "Все вышесказанное и является основными принципами переговорного процесса", - подчеркнул Алиев.

"Армения неоднократно заявляла о своей позиции - она четкая и ясная", - заявил премьер-министр Армении Серж Саркисян, комментируя заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что "достигнута общая договоренность о возвращении 7 районов Азербайджана, включая Кельбаджарский и Лачинский". Как сообщает ИА REGNUM, Саркисян отметил, что не представляет, какие цели преследует Ильхам Алиев, делая подобные заявления, а если узнает, то "сделает соответствующие выводы". "Пусть говорит все, что хочет, мы уже заявляли свою позицию", - заключил он, не конкретизируя, впрочем, свои слова.

Исполняющий обязанности пресс-секретаря МИД Армении Владимир Карапетян, комментируя заявление Ильхама Алиева в поселке Раманы, сказал: "Ильхам Алиев не в первый раз пытается озвучить содержание переговоров. Могу только отметить, что и на этот раз "открытий" не было. Могу еще раз подтвердить наш подход на переговорах, который основан на принципе признания права Нагорного Карабаха на самоопределение. Остальные вопросы, которые также обсуждаются за столом переговоров, являются производными от признания основного принципа. Что касается воинственных заявлений президента Азербайджана, то их бесконечное повторение свидетельствует о пренебрежении международными обязательствами, а также о слабости и глубокой неуверенности". ("168 Жам").

"Очевидной ложью" назвал вице-спикер Армении Ваан Ованнисян заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что на переговорах достигнута общая договоренность о безоговорочном освобождении семи районов Азербайджана. Как передает ИА REGNUM, по словам вице-спикера, "подобной договоренности нет, а если есть, то почему она не реализуется?". Ованнисян заметил, что заявления о сдаче Арменией территорий - "не первая ложь в политической карьере президента Азербайджана".

Последние высказывания президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что Армения согласилась на статус НКР в составе Азербайджана и вывод войска с территорий вокруг Нагорного Карабаха, рассчитаны в первую очередь на армянского избирателя. Об этом в интервью PanARMENIAN.Net заявил политолог Левон Мелик-Шахназарян. "Алиев пытается поддержать либеральную оппозицию в Армении, поскольку нынешнее руководство обоих армянских государств занимает бескомпромиссную позицию в вопросе безопасности НКР и Армении", - подчеркнул политолог. По его мнению, подобного рода заявления Ильхам Алиев будет делать и во время президентских выборов в НК.

Министр обороны Нагорного Карабаха генерал-лейтенант Сейран Оганян заявил на пресс-конференции в Степанакерте, что территории вокруг НК исторически принадлежали армянскому народу, и потому он считает их освобожденными. Как передает корреспондент "Де-Факто" в Степанакерте, министр подчеркнул, что территории, находящиеся под контролем Нагорного Карабаха, служат поясом безопасности и без окончательного урегулирования конфликта об их возвращении не может быть и речи.

Россия и Карабах

Посол России в Баку Василий Истратов 1 мая был приглашен в МИД Азербайджана, где замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов вручил ему ноту протеста. Как сообщил пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Хазар Ибрагим, нота связана с искажением исторических фактов в выпущенном в России энциклопедическом издании и, в частности, представлением Нагорного Карабаха как независимого образования. "Подобные фальсификации противоречат декларируемой Россией позиции о поддержке территориальной целостности Азербайджана, не соответствуют духу азербайджано-российских отношений и посреднической роли России как сопредседателя Минской группы ОБСЕ", - сказал Ибрагим. От российской стороны были потребованы извинения и изъятие всего тиража энциклопедии из продажи, сообщил он. В свою очередь пресс-атташе посольства России в Азербайджане Степан Рыбалко сказал корреспонденту "Туран", что нота протеста будет передана в МИД России. "Решения будут приниматься в центре", - сказал он. Как отмечает бакинская газета "Зеркало", это уже вторая нота, переданная российскому послу в Азербайджане за последние две недели. Ранее, сообщает газета, Истратову было заявлено о недопустимости искажения исторических фактов о принадлежности Азербайджану Нахичевани в программе "Вести" Российского телевидения.

Учитывая, что ответ на первую ноту протеста до сих пор так и не был получен, может возникнуть вопрос, как долго можно ждать официальной реакции России. По этому поводу, пишет бакинская газета "Эхо", пресс-секретарь МИД Азербайджанской Республики (АР) Хазар Ибрагим заметил, что это зависит от российской стороны. На вопрос, что же будет, если ответ России так и не придет, Ибрагим ответил так: "Давайте не будем забегать вперед, в данный момент мы ожидаем четких объяснений, извинения и изъятия этого тиража. Что же касается развития двусторонних отношений в случае если ответ так и не поступит, то нам бы не хотелось такого развития событий, поскольку мы являемся дружественными странами. Такие вопросы должны решаться в позитивном русле", - заявил Ибрагим. Как отмечает газета, "искажение фактов", касающихся истории Нагорного Карабаха, его территориальной принадлежности, и представление НК в качестве суверенного государства, допущенные в энциклопедии, вызвали возмущение общественно-политических кругов Азербайджана. Представители различных сил призвали главную редакцию энциклопедии извиниться и исправить ошибку в следующих томах.

Как стало известно корреспонденту Day.Az из военных источников, США и Россия могут начать совместно использовать Габалинскую радиолокационную станцию (РЛС). В связи с этим представители Пентагона, Минобороны России и правительства Азербайджана могут провести трехсторонние переговоры. "Мы были бы весьма признательны российской и азербайджанской стороне, если бы они дали разрешение на совместное использование Габалинской РЛС. Географическое расположение этой станции очень выгодное, и высшее американское руководство очень заинтересовано в совместном использовании с Россией этой станции. Иран непредсказуемая страна, от нее исходит опасность, и все наши партнеры, в том числе и Россия, должны быть заинтересованы в создании систем безопасности вокруг этой страны", - сказал в беседе с корреспондентом Day.Az представитель Пентагона.

Отклики на изменения в докладе Госдепа США

Сопредседатели группы поддержки Армении конгресса США Фрэнк Паллоне и Джо Нолленберг поддержали члена комиссии по иностранным делам палаты представителей Джо Кроули, который призвал Госдепартамент разъяснить неточности в докладе по правам человека за 2006 год, в котором неправильно указаны реалии нагорно-карабахской проблемы, сообщает Армянский национальный комитет Америки (ANCA). "Армянская община Америки высоко ценит требование конгрессменов разъяснить неточности и абсолютно беспрецедентное искажение действительности, следствием чего стало утверждение об "оккупации" Арменией Нагорного Карабаха и азербайджанских территорий. Мы надеемся, что Госдепартамент вовремя отреагирует на этот вопрос и предпримет шаги для исправления ошибок, поскольку это мешает мирному процессу урегулирования конфликта", - заявил исполнительный директор ANCA Арам Амбарян. Сопредседатели Паллоне и Нолленберг направили письмо госсекретарю США Кондолизе Райс, в котором призвали ее высказать свою позицию по следующим вопросам: "Текст доклада характеризует Армению как оккупанта азербайджанских территорий и Нагорного Карабаха, что не отражает внешнюю политику США. Второе - точка зрения США на карабахский конфликт должна основываться на волеизъявлении народа Нагорного Карабаха, и третье - такие неточности не должны появляться в будущих отчетах и других официальных документах". (PanARMENIAN.Net).

По мнению депутата парламента Нагорного Карабаха Гагика Петросяна, поправки в доклад Госдепартамента по правам человека были внесены исходя из ряда факторов: "определенный провал политики Армении в отношениях с США, предполагаемые удары со стороны США по Ирану и, как следствие, важность Азербайджана как плацдарма, нефтяной фактор, парламентские выборы в Армении". "Если рассматривать доклад Госдепа с точки зрения юридической силы, то он не может иметь прямого воздействия на карабахское урегулирование. С другой стороны, доклад имеет большое значение: в конце концов, США имеют самый большой вес в мире и являются одним из трех сопредседателей Минской группы по Карабаху", - сказал Петросян. ("Кавказский узел").

Неоднократное изменение формулировок, касающихся карабахской проблемы, в докладе Государственного департамента США лишь дискредитируют роль американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы в процессе урегулирования конфликта. Как сообщает "А1+", об этом 2 мая заявил спикер армянского парламента Тигран Торосян. "Более серьезно комментировать этот доклад не стоит, поскольку сам Госдеп несерьезно относится к этому документу. Однозначно лишь то, что статус Нагорного Карабаха не определяется подобными документами", - заявил Торосян. Кроме того, подчеркнул он, подобная позиция Госдепа США бросает тень на заявления сопредседателей о скором решении карабахского конфликта.

К какой категории можно отнести заявление Мэтью Брайзы после проармянских изменений в докладе Госдепартамента, спрашивает бакинская Analitika.az, напоминая, что сразу же после внесения изменений в документ помощник заместителя Госсекретаря США позволил себе заявить, первый вариант доклада, в котором говорилось об оккупации Арменией Карабаха, был ошибкой. Но что самое интересное, он присовокупил к этому заверение в том, что больше никаких изменений в доклад внесено не будет. Однако, отмечает издание, изменение внесли почти сразу же после этого заявления, вернув докладу первоначальный вид. "Тут налицо две ошибки дипломата: говоря о совершенной ошибке, он явно подставил сам себя, продемонстрировав в определенной степени свою предвзятость. Ну а то, что заместитель госсекретаря вообще не ведает, что творится в его "вотчине", вообще факт из ряда вон выходящий. То ли он фигура малозначительная, что его так подставило собственное руководство, нисколько не заботясь об имидже собственного дипломата, то ли сам дипломат вновь стал жертвой излишней самоуверенности". В любом случае, после такого конфуза нормальные политики на Западе подают в отставку, заключает Analitika.az.

"Реакция армян сейчас очень напоминает реакцию азербайджанцев на аналогичные случаи, - сказал бакинской газете "Эхо" политолог Расим Агаев. - И те, и другие оперируют одними и теми же понятиями - антиазербайджанские и антиармянские силы в Госдепе, армянские лобби в США, азербайджанские происки и т.д. Нет желания просто взглянуть на ситуацию со стороны, с рациональной и логичной точки зрения - а именно, с точки зрения интересов самих США. Все, что произошло с поправками, отражает в какой- то мере объективное положение вещей, которое сводится к тому, что толкование правовой ситуации с НК, с армянской агрессией может действительно иметь разные подходы. И политики часто подпадают под эти разные настроения. У Азербайджана было в этой ситуации два выигрыша - то, что мы настояли на своем, это хорошо, но второе, что раздражает наших оппонентов в Ереване, это то, что, идя на пересмотр, на исправления, Вашингтон как бы дезавуировал давно применяемое в этой истории понятие "давление армянских лобби". Раньше все шаги США по пересмотру формулировок в отношении Азербайджана объяснялись именно происками "армянского лобби", куда же оно подевалось теперь, когда Вашингтон пошел на попятную? Значит, все эти разговоры о лобби - достаточно сильное преувеличение. Там, где действуют американские интересы, любое лобби отходит на второй план. Мне лично кажется, что эту историю можно трактовать, как пробный шар, зондаж настроений и там, и там, особенно в Баку. Ведь это происходит на фоне переговоров, которые вроде бы "сдвинулись с мертвой точки". В определенной мере эта история дала возможность проверить готовность сторон к различным толкованиям статуса НК. И выяснилось, что стороны уперты. Армяне, как и азербайджанцы, в своих выводах тоже оказались зациклены на "тайных происках". А главное наше приобретение - это развенчание мифа об "армянском лобби". Нет его, вот что важно".

По мнению газеты "Айоц Ашхар", сумятица, вызванная докладом Госдепа, сохранится до тех пор, пока США будут продолжать рассматривать вопрос Нагорного Карабаха как инструмент давления на одну из сторон или ублажения другой для решения своих текущих политических вопросов. "Потому они и ставят ловушки то предвыборной Армении, то антииранскому Азербайджану, и, попадая в них сами, начинают ходить кругами вокруг собственной же тени", - заключает газета.

"Последние изменения в отчете Госдепартамента США по ситуации с правами человека сделаны в пользу Азербайджана. Это еще раз доказало, что Азербайджан является ведущей страной на Южном Кавказе по причине наличия собственного экономического потенциала и важной геостратегической позиции". Об этом заявил в беседе с журналистами президент Общественного форума во имя Азербайджана Эльдар Намазов. По его словам, Министерство иностранных дел Азербайджана, заняв в этом вопросе правильную позицию, приняло решение приостановить консультации по вопросам безопасности с США до решения этого вопроса. Что касается обнародованных американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзой принципов карабахского урегулирования, то, отметил Намазов, тут нет ничего нового: "По заявлениям Мэтью Брайзы можно понять, что стороны не близки к подписанию соглашения. Брайза сказал, что были обсуждены вопросы, касающиеся Кельбаджара и Лачина, формата и состава миротворческих сил. Эти вопросы обсуждаются минимум 7 - 8 лет, но до сих пор не нашли своего решения. Если сегодня будут обсуждать эти же вопросы, значит, стороны далеки от подписания соглашения". (Day.Az).

"Американская внешняя политика в очередной раз продемонстрировала гибкость мышления и подходов к оценке международных проблем. Некоторые особо пристрастные наблюдатели предпочитают называть подобную изворотливую гибкость бесхребетностью, но это уже проблемы вкуса. В действительности произошло то, что в американской действительности называют красивым выражением - real politic. За фасадом этого выражения можно спрятать что угодно: бесхребетность и двойные стандарты в том числе", - пишет ИА "Де-Факто" по поводу внесения изменений в доклад Госдепа США. "Конечно, можно было бы доказывать невежам из Госдепа, что Армия обороны НКР никогда не выходила за пределы Нагорного Карабаха, что все военные действия НКР, направленные на отражение вооруженной агрессии Азербайджана, носили исключительно оборонительный характер согласно статье 51 Устава ООН. Можно было бы разъяснить функционерам из Госдепа, что самопровозглашение Азербайджана носило исключительно неправовой характер и явилось неприкрытой узурпацией компактно живущих в своих национальных регионах коренных народов. Можно было бы напомнить американцам о неоднократных резолюциях их же сената и конгресса, в которых они призывают советское правительство признать неотъемлемое право населения Нагорного Карабаха на самоопределение. Можно было бы напомнить янки, что в составе Азербайджанской Республики (в том числе и АзССР) Нагорного Карабаха никогда не было, а суверенизация НКР произошла еще до самопровозглашения Азербайджанской Республики. Наконец, несбыточное желание Вашингтона видеть Нагорный Карабах в составе нефтеносного Азербайджана является не чем иным, как желанием восстановить внутренние границы государства, некогда названного Вашингтоном "империей зла". Несмотря даже на то обстоятельство, что одна лишь попытка принудительного подчинения НКР Азербайджану неминуемо приведет к возобновлению боевых действий и пролитию большой крови. Можно было бы, но зачем? Свободу мнений и слова, за которые так истово ратуют за океаном, уважаем и мы. Американцы изменили своим принципам и поменяли мнение? Господь с ними. Барыши от нефти интересуют их больше, чем судьба народов? Флаг им в руки. Нам-то что до того? Плюнуть и растереть. Америка вольна писать что угодно, это ее право. Однако мы считаем, что отныне эта страна потеряла не только моральное, но и юридическое право принимать участие в посредническом процессе в нагорно-карабахском конфликте. Америка должна прекратить свою деятельность в качестве сопредседателя на переговорах и члена Минской группы ОБСЕ".

Тройной праздник Дня победы и президентские выборы в Нагорном Карабахе

29 апреля президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял министра обороны Республики Армения Микаэла Арутюняна. Гукасян поздравил главу оборонного ведомства Армении с назначением и пожелал плодотворной деятельности на этом посту. В ходе состоявшейся с участием министра обороны НК генерал-лейтенанта Сейрана Оганяна встречи были обсуждены вопросы, касающиеся сотрудничества двух армянских государств в сфере безопасности и сохранения перемирия на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Собеседники остановились также на ходе подготовки к тройному для Нагорного Карабаха празднику 9 Мая (Дню Победы в Великой Отечественной войне, освобождения г. Шуши и создания Армии обороны НК), в котором планируется участие вооруженных сил Армении. ("Де-Факто").

Как сообщает степанакертская газета "Азат Арцах", 8 мая в Национальном Собрании НК состоится вручение наград, а вечером - торжественное собрание, после которого запланирован концерт и показ фильма. 9 мая на площади Возрождения состоится военный парад. Правительственная делегация направится к Мемориальному комплексу Степанакерта, затем будут возложены цветы к подножью танка, первым вошедшего в Шуши, и к памятнику Вазгену Саркисяну. В Шуши состоится торжественное открытие Центра ремесел. Вечером на площади Возрождения в Степанакерте состоится праздничный концерт. А до этого, начиная с 13:00, в столице состоится целый ряд культурных и спортивных мероприятий. Кроме того, фонд "Возрождение Шуши" также проведет в Шуши свои мероприятия. 7 мая гостем города станет кинофестиваль "Золотой абрикос". В 17:00 в Шуши состоится открытие фестиваля и городского кинотеатра. Затем пройдет показ фестивальных картин, в том числе мультфильма "Давид Сасунский". 5 - 10 мая будет работать выставка "Шуши глазами детей". 8 мая на стене крепости будут демонстрироваться видеоматериалы о генплане, гербе и планах фонда по возрождению Шуши. 9 мая будет сдано в эксплуатацию 45-квартирное жилое здание на улице Туманяна. Квартиры будут предоставлены семьям погибших и инвалидов карабахской войны. В этот же день свои двери перед посетителями откроет новый автовокзал в Степанакерте.

Как сообщает ИА REGNUM, в ЦИК Нагорного Карабаха поданы документы инициативной группы по выдвижению в кандидаты в президенты НК Армена Абгаряна, являющегося на данный момент депутатом Национального Собрания республики. В ближайшее время ЦИК рассмотрит представленные инициативной группой документы и вынесет решение о ее регистрации. ЦИК приняла также документы инициативной группы Масиса Маиляна, заместителя министра иностранных дел НКР. Как отмечает агентство, уже зарегистрированы инициативные группы по выдвижению Бако Саакяна (начальника Службы национальной безопасности НКР) и Вани Аванесяна (преподавателя Арцахского государственного университета), а также решение пленума Коммунистической партии НКР о выдвижении лидера партии Гранта Мелкумяна. Регистрация самих кандидатов пройдет с 30 мая по 19 июня. Выборы президента НКР намечены на 19 июля.