Лев Никифоров: Косово - автономия или независимость
Новый этап урегулирования проблемы Косово
После известного перерыва в дипломатической активности по урегулированию косовской проблемы, связанного формально с проведением парламентских выборов в Сербии, все факторы - как международные, так и региональные - вновь включились в эту работу. В соответствии с поручением Международной контактной группы, в состав которой входят Великобритания, Германия, Италия, Россия, США и Франция, специальный представитель генерального секретаря ООН на переговорах по статусу сербского края Косово и Метохия М. Ахтисаари 25 января с.г. представил план урегулирования косовской проблемы генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, а 26 января - и Контактной группе. В тот же день этот план был одобрен без обсуждения его деталей руководителями внешнеполитических ведомств 26 стран-членов НАТО. Разработка такого предложения М. Ахтисаари была предпринята с целью дать еще одну возможность сербам и албанскому руководству Косово согласовать свои позиции и найти взаимоприемлемое компромиссное решение о статусе края, а западным участникам Контактной группы это было необходимо для смягчения разногласий с Россией с тем, чтобы не допустить использования ею права вето в Совете Безопасности ООН.
Визит М. Ахтисаари в Белград и Косово
Спустя неделю, 2 февраля М. Ахтисаари посетил Белград и Приштину, где ознакомил руководство Сербии и Косово со своим планом. Следует отметить, что в Сербии многие политические деятели считали визит М. Ахтисаари преждевременным, поскольку после только что состоявшихся парламентских выборов (21 января) в республике еще не сформированы законодательная и исполнительная власти, а прежнее правительство, получившее на выборах слабую поддержку избирателей, может заниматься только текущими техническими вопросами, в круг которых обсуждение дальнейшей судьбы Косово не входит. В результате председатель правительства В. Коштуница, сославшись на указанное обстоятельство, отказался встречаться с М. Ахтисаари, который был принят лишь президентом Сербии Б. Тадичем. Выслушав краткое изложение М. Ахтисаари основных положений его предложения, Б. Тадич заявил, что ни Сербия, ни он, как президент Сербии, никогда не признают независимость Косово. "Навязанная независимость Косово, - сказал Б.Тадич, - противоречила бы основным принципам международного права и представляла бы исключительно опасный политический и правовой прецедент".
Перед прибытием М. Ахтисаари около резиденции президента Сербии собрались члены объединения сербских семей, члены которых были похищены или убиты в Косово, требуя встречи с М. Ахтисаари, однако он отказался от разговора и, чтобы избежать встречи с ними, был вынужден проследовать в здание не через главный вход.
Через три часа после беседы с Б. Тадичем М. Ахтисаари уже встречался с руководителями временных органов власти Косово - президентом и председателем правительства края, а также с представителями всех ведущих политических партий Косово. Албанские собеседники М. Ахтисаари считают, что его предложение является основой для создания независимого и суверенного государства Косово. Президент Косово Ф. Сейдию выразил уверенность в том, что "международный процесс решения вопроса о статусе Косово завершится очень быстро созданием независимого и суверенного государства со всеми гарантиями для сообществ, проживающих в Косово, прежде всего для сербского сообщества".
В Приштине М. Ахтисаари передал свое предложение и одному из лидеров косовских сербов О. Ивановичу, который отметил, что документ не ясен и оставляет возможности для различного толкования, подчеркнув при этом, что косовские сербы не являются самостоятельной стороной-участником переговоров о статусе, а все полномочия имеет делегация Белграда.
На состоявшихся в Белграде и Приштине пресс-конференциях М. Ахтисаари заявил, что его предложение составлено с учетом результатов проходивших в течение года интенсивных двусторонних переговоров, а также консультаций с Контактной группой, ЕС и НАТО. Цель предложения - определить основы будущего Косово, в котором "албанцы, сербы и другие будут жить достойно и спокойно, что будет способствовать укреплению стабильности в регионе". Избегая ответа на вопрос, идет ли речь о независимости Косово, М. Ахтисаари подчеркнул, что его предложение является компромиссным и представляет собой проект документа, который обе стороны могли бы обсудить в течение февраля, начиная с 13 февраля, а в конце весны он мог бы быть представлен Совету Безопасности ООН для принятия решения о статусе Косово. По поводу возможного нарушения принципа ООН о неизменности границ М. Ахтисаари сказал: " Важны многие принципы. Суверенитет является важным элементом, но есть и другие. Политические лидеры должны защищать своих граждан. И международное сообщество может защищать граждан, если политические лидеры это не делают". К тому же, утверждал он, вопрос о границах становится менее значительным, поскольку все балканские страны должны войти в Европейский союз. Отказавшись прогнозировать, как будет воспринят его план в Контактной группе, М. Ахтисаари заявил, что, с его точки зрения, важно единство при принятии окончательного решения не только в Контактной группе, но и в ЕС. М. Ахтисаари утверждал, что он имеет полную поддержку всех международных факторов, которые занимаются косовской проблемой. И если в Белграде он не смог сказать, когда окончательный вариант его предложения будет представлен в Совет Безопасности ООН, то в Приштине он счел необходимым быть более определенным, заявив, что это будет "вероятнее всего до конца марта".
После посещения Белграда и Приштины М. Ахтисаари направился в Лондон, где информировал о своем плане премьер-министра Т. Блера, а 8 февраля ознакомил с ним и генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и послов стран-членов Совета Безопасности ООН.
Предложения М. Ахтисаари
И хотя М. Ахтисаари говорил, что не будет заниматься определением статуса до тех пор, пока не составлен окончательный вариант его предложения, однако переданный 2 февраля сторонам документ практически является проектом решения о статусе Косово, определив его основное содержание, хотя, используя дипломатический прием умолчания, именно статус в нем и не упоминается. Кстати, в некоторых приветствиях западных стран по поводу вручения М. Ахтисаари его предложения Белграду и Приштине оно называется как "предложение о статусе" или "статусное предложение".
Подготовленный М. Ахтисаари весьма объемный документ (14 статей и 12 приложений) состоит как бы из двух частей: в первой освещаются общие принципы статусного характера, а вторая содержит их конкретизацию, раскрывая содержание ряда важнейших вопросов организации общества в Косово. В число 10 основных принципов входят следующие: Косово должно быть многоэтническим обществом, осуществление власти в Косово должно основываться на равенстве всех граждан и максимальном соблюдении международно признанных прав и свобод человека, в Косово должна быть принята конституция и функционировать открытая рыночная экономика, Косово должно иметь право заключать международные соглашения и вступать в международные организации, официальными языками Косово должны быть албанский и сербский, Косово должно иметь собственные национальные символы, включая флаг, герб и гимн, отражающие его многоэтнический характер, Косово не может предъявлять территориальные требования и объединяться с каким-либо государством; Косово должно в полной мере сотрудничать со всеми субъектами, вовлеченными в применение данного решения, а Косово и Республика Сербия призываются к добропорядочному сотрудничеству в реализации этого решения; мировое сообщество будет осуществлять контроль и будет иметь все необходимые полномочия для обеспечения эффективного применения этого решения. В последующих статьях и приложениях весьма подробно декларируются обеспечение прав и свобод человека, прав национальных сообществ, беженцев, перемещенных и пропавших без вести лиц, организация местного самоуправления (создаются пять новых сербских общин, г. Косовска Митровица будет разделен на две общины), защита религиозного и культурного наследия (особо выделено положение Сербской православной церкви), регламентируются экономические и имущественные вопросы, обеспечение безопасности, принятие конституции и ее содержание, проведение выборов, деятельность высших государственных органов, система правосудия и правопорядка, международное гражданское и военное присутствие, деятельность администрации ООН после вступления в силу данного решения. В документе предусматривается создание профессиональных и многонациональных "сил безопасности Косово" (2,5 тыс. человек и 800 резервистов), оснащенных легким вооружением, с гражданским контролирующим органом, устанавливается контроль воздушного пространства.
Предложения М. Ахтисаари составлены таким образом, что фактически речь идет о Косово как о самостоятельном образовании, созданном на территории Сербии, но административно отделенном от Сербии (предусматривается, в частности, косовское гражданство), в ряде статей Косово и Сербия упоминаются как равные субъекты, государственная собственность Сербии в крае, например, переходит в собственность Косово (на развитие Косово Сербия ранее вложила более 17 млрд. долларов), предстоит разделение внешнего долга между Сербией и Косово и т. д. Государственный архив Сербии, относящийся к Косово, должен быть передан Косово. Допускаются связи сербских общин Косово с Сербией, но под контролем центральных косовских властей. Такой подход М. Ахтисаари к определению самостоятельности Косово полностью противоречит Конституции Сербии, согласно которой Косово является составной частью Сербии.
Главный вывод, который можно сделать на основе анализа "всеобъемлющего" предложения М. Ахтисаари, заключается в том, что оно наделяет Косово необходимыми атрибутами независимого государства, и хотя в самом тексте документа нет слова "независимость", но в нем также нет и упоминания суверенитета Сербии в отношении Косово и ее территориальной целостности, как это было подтверждено резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН. Более того, в документе уже определена территория Косово в границах автономного края Косово в составе Югославии по состоянию на 31 декабря 1988 года. Предусмотрена и перепись населения, против чего Совет Европы выступал еще в 2004 и 2005 гг. В том, что М. Ахтисаари не хочет называть вещи своими именами, то есть прямо сказать о независимости Косово, видно желание избежать осложнения восприятия его предложения как в международном плане, так и в Сербии, а албанцам в Косово и без этого все ясно.
По оценке сербских аналитиков, предложения М. Ахтисаари никак не могут считаться компромиссными, они легализуют нынешнее положение в Косово, учитывают в большей степени требования косовских албанцев и представляют собой платформу, на основе которой может быть провозглашена независимость края под международным контролем. Документом предусматривается, что такой контроль за новоиспеченным государством будет осуществлять "международный гражданский представитель ", который одновременно является и представителем ЕС. Он получит право вмешиваться в деятельность косовских властей в том случае, если они попытаются пойти дальше предначертанного в плане (это очень напоминает опыт Боснии и Герцеговины, где существует наделенный широкими полномочиями Высокий представитель, аппарат которого должна заменить Миссия ЕС). Военные и полицейские функции и контроль правосудия останутся у сил НАТО и Европейского союза. Возобновление переговорного процесса на основе предложения М. Ахтисаари по существу означает начало процесса становления Косова в качестве государства с ограниченным суверенитетом под контролем Европейского союза. Западные информационные агентства, ссылаясь на мнения западных дипломатов, отмечают, что документ создает основу для "условной государственности", что он предусматривает "постепенную независимость под международным контролем". Одобрение Советом Безопасности ООН такого предложения позволило бы албанским националистам в кратчайшие сроки провозгласить полную независимость Косово, а некоторым государствам - ее и признать. А если Совет Безопасности ООН это не одобрит, то не исключено одностороннее принятие косовским руководством декларации о независимости. Что же касается согласования спорных вопросов, необходимо, прежде всего, желание заинтересованных сторон прийти к согласованному решению и их готовность к компромиссу. Но вот здесь и возникает подчас весьма сложный момент - как пойти на компромисс, не нарушая национальные интересы. Политическая воля и взвешенный, реалистичный подход являются важнейшими условиями достижения прогресса на переговорах.
Отношение к предложению М. Ахтисаари в Сербии и в Косово
Диаметрально противоположные позиции сторон по вопросу о статусе Косово определили и различное их отношение к предложению М. Ахтисаари. Если в Сербии оно было встречено в основном весьма негативно, то косовское руководство его восприняло с одобрением. Председатель оппозиционной Демократической партии Косово Х. Тачи даже назвал 2 февраля исторической для Косово датой (ему вторил и министр иностранных дел Албании, который считает, что предложение М. Ахтисаари представляет собой "исторический момент для Косово и всего региона").
Политическое руководство Сербии было единодушно в оценке предложения М. Ахтисаари. Б. Тадич считает, что это предложение открывает путь к провозглашению независимости Косово. По мнению В. Коштуницы, "будущий статус Косово должен основываться на предоставлении краю максимально возможной степени автономии в рамках Сербии", а предложения М. Ахтисаари нелигитимны, поскольку они выходят за рамки его компетенции: "М. Ахтисаари не имел мандата заниматься государственным статусом Сербии и касаться ее суверенитета и территориальной целостности, делить территорию Республики Сербии и перекраивать международно признанные ее границы". Как сказал министр З. Лончар, "на деле попытка грубого отторжения части территории Сербии, а создатель этого насилия над Сербией - М. Ахтисаари". Министр иностранных дел Сербии В. Драшкович исходит из того, что "любая форма международного статуса Косово автоматически означает изменение государственного статуса Сербии", он предложил дополнить план М. Ахтисаари следующим положением: его применением не могут изменяться существующие международные границы на Балканах. По мнению В. Драшковича, "имеет смысл лишь компромиссное решение, которое подразумевало бы одно государство с двумя системами, в котором границы Сербии не менялись бы, а косовские албанцы управляли бы Косово, гарантируя вместе с мировым содружеством все права косовских сербов". При этом он не исключал "особый путь Косово в европейские интеграции"
Руководство радикальной партии Сербии заявило, что радикалы сделают все, чтобы не допустить провозглашения независимости Косово или хотя бы чтобы она продолжалась как можно меньше. По мнению социалистов, позиция Сербии должна основываться на том, что уже определено Скупщиной республики - Косово является составной частью Сербии. Партия "Г 17 плюс" высказалась за активное участие в предстоящих переговорах для выработки компромиссного решения, считая, что никакие угрозы мирового сообщества не могут способствовать решению косовской проблемы, они могут лишь осложнить позиции сербов на переговорах. Лидер партии "Нова Сербия" В. Илич заявил, что Сербия должна подумать, стоит ли вступать в ЕС, который отторгает от нее часть территории. Синод Сербской православной церкви призвал мировое сообщество помешать М. Ахтисаари в его намерении "осуществить правовое насилие над Сербией и силой отнять у нее самую драгоценную часть ее территории - Косово и Метохию". Между тем руководство либерально-демократической партии Сербии положительно оценило план М. Ахтисаари, считая, что Сербия должна первой признать независимое Косово. Недавние опросы населения Сербии показали, что для 90% граждан независимость Косово не приемлема, 58% выступает против раздела Косово, 61% считает, что надо пойти на компромисс по вопросу о статусе Косово, но при условии, что будут соблюдены национальные интересы, за бескомпромиссный подход в этом вопросе выступило 31% граждан. Против того, чтобы делать уступки ради ускорения решения вопроса о присоединении Сербии к ЕС, высказались 47% опрошенных лиц, тогда как 41% сочли это возможным.
Что касается Косово, то председатель его правительства А. Чеку выразил уверенность, что в своем окончательном предложении М. Ахтисаари четко выскажется за предоставление Косово независимости. Считая, что план М. Ахтисаари предлагает большинству населения Косово то, что оно хочет - государство, А. Чеку вместе с тем заметил, что переданный документ, "не отражает все наши ожидания, все наши требования, все то, что нам принадлежит, и все, что мы хотели, и мы его критически рассмотрим в предстоящие недели февраля". И хотя, по словам А. Чеку, правительство Косово не намерено принимать в одностороннем порядке декларацию о независимости, его советник, известный в прошлом политический деятель Косово А. Власи прямо заявил, что "если не будет принята новая резолюция Совета Безопасности ООН, подтверждающая план М. Ахтисаари, тогда Скупщина Косово провозгласит независимость, и государства каждое в отдельности будут принимать свои решения о признании независимого Косово".
Президиум ведущей албанской партии - Демократического союза Косово - считает, что единственно приемлемое решение о статусе Косово - это "независимое государство с плюралистической демократией и рыночной экономикой, интегрированное в ЕС и НАТО". В Приштине исходят из того, что время резолюции 1244 Совета Безопасности ООН уже прошло и теперь необходимо принять новую резолюцию о Косово. "Теперь мы можем считать, заявил Х. Тачи, что суверенитет Сербии в отношении Косово окончен и де-юре, что сохраняется и гарантируется территориальная целостность Косово и что Косово получает право быть международным субъектом". И хотя некоторые аналитики выражают сожаление по поводу того, что в предложении нет упоминания независимости Косово, однако они убеждены в том, что в нем нет ничего, что могло бы помешать созданию самостоятельного государства. Косовское руководство ожидает передачу администрацией ООН еще одной части ее компетенции временным органам власти края и уже готовится к формированию новой международной гражданской администрации. Во всяком случае, косовская сторона изъявила готовность к сотрудничеству с М. Ахтисаари, она будет участвовать в переговорах с тем, чтобы Косово к концу лета стало независимым.
Что касается косовских сербов, то они решительно говорят "нет" предложению М. Ахтисаари, которым они меньше защищены, чем сейчас, находясь под мандатом ООН, и выражают готовность продолжить борьбу за возвращение края Косово в рамки сербского государства. По мнению члена государственной сербской делегации М. Якшича, представляющего интересы косовских сербов, предложение М. Ахтисаари "дает албанцам независимое государство со всеми символами, а сербам предлагает значительно меньше того, что они сегодня имеют в Косово". Отметив, что сербы в Косово уже семь с половиной лет непрестанно подвергаются насилию со стороны албанцев, он сказал, что "остается открытым вопрос, что с нами будет, если бы мы остались в таком албанском государстве". Как сказал один из сербских лидеров М. Иванович, "предложение М. Ахтисаари - это политический терроризм, это одностороннее, албанское предложение". Представители объединения сербских общин потребовали отставки М. Ахтисаари. В беседе с представителем ЕС Ш. Лене архиепископ Артемий заявил, что "сербы и Сербия не примут независимость Косово", они "воспримут ее как оккупацию, которая будет продолжаться не долго".
Реакция в мире
Международная контактная группа призвала Белград и Приштину конструктивно взаимодействовать со специальным представителем генсека ООН, проявив "ответственность, гибкость и признание необходимости решений на основе реалистичных компромиссов с тем, чтобы процесс определения статуса (Косова) продвинулся вперед в соответствии с резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН". Германия, председательствующая в Европейском союзе, заявила от имени ЕС о поддержке намерения М. Ахтисаари провести углубленные переговоры с обеими сторонами на основе своего предложения и также призвала Белград и Приштину подойти к переговорам серьезно и без предварительных условий. Высокий представитель ЕС по вопросам внешней политике и безопасности Х. Солана в свою очередь выразил надежду, что обе стороны признают необходимость реалистических решений, основанных на компромиссе.
Ведущие западные страны выразили полную поддержку предложения, подготовленного М. Ахтисаари, и призвали Сербию и косовское руководство проявить готовность к плодотворному с ним сотрудничеству. По мнению госдепартамента США, наступила решающая фаза определения статуса Косово, предложение М. Ахтисаари сбалансировано, содержит ряд компромиссов и представляет собой "схему стабильного, перспективного и многоэтнического Косово", а намеченная защита прав всех граждан будет способствовать развитию демократии в Косово. В США полагают, что медлить с решением вопроса о статусе Косово не следует и при отсутствии согласия сторон его нужно решать через Совет Безопасности ООН. Бывший министр обороны США В. Коен прямо заявил, что независимость Косово неизбежна. Франция считает предложение М. Ахтисаари уравновешенным, а генеральный секретарь НАТО видит в нем "продвижение вперед в решении вопроса о статусе", полагая, что это предложение "дает всему региону перспективу лучшего и более безопасного будущего, включая и перспективу интеграции в европейские и евроатлантические структуры". Министр иностранных дел Великобритании М. Бекет выразила уверенность, что предложение М. Ахтисаари может создать основу для "честного и выполнимого решения по Косово" и обеспечить перспективу лучшего будущего для всех жителей Косово. Вместе с тем, по признанию британского министра Дж. Хуна, в документе М. Ахтисаари содержатся элементы, которые вызовут беспокойство и в Белграде, и в Приштине, и поэтому М. Ахтисаари нужна поддержка, а глава внешнеполитического ведомства Франции посоветовал не спешить с принятием решения о статусе Косово до формирования нового правительства Сербии (такие же взгляды высказываются в Италии и Германии).
Что касается позиции России, то, как заявил министр иностранных дел России С. Лавров, предоставление Косово независимости "будет иметь самые негативные последствия и для этого региона, и для Европы в целом". Россия по-прежнему выступает за нахождение приемлемого для обеих сторон компромиссного решения путем переговоров на основе резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, не устанавливая искусственных сроков переговорного процесса и не навязывая сторонам каких-либо решений. "Долгосрочное решение проблемы, говорил В. В. Путин, может быть достигнуто только в случае его приемлемости и для Белграда, и для Приштины". По поводу предложения М. Ахтисаари С. Лавров сказал, что его содержание "наводит на мысль о том, что его авторы исходили из неизбежности независимости Косово, невзирая на то, какую позицию займет Белград", а заместитель министра иностранных дел РФ В. Титов заявил, что российская сторона не считает его "окончательным вердиктом".
Однако не все страны ЕС единодушны в оценке перспектив развития ситуации в Косово. Запад стремится как можно скорее решить косовскую проблему, соглашаясь на предоставление Косово независимости, однако он не может не учитывать возможности дестабилизации в этой связи положения в Сербии и в целом на Балканах, а главное - опасности возникновения прецедента, что неизбежно отразится на общей ситуации во всей Европе. Так, например, Польша, Испания, Румыния, Греция, Словакия и Кипр высказывают определенные оговорки по поводу независимости Косово. Президент Польши Л. Качинский считает, что Косово должно получить широкую автономию в рамках Сербии, а план М. Ахтисаари, который ведет к независимости Косово, может дать новый импульс сепаратизму в мире. План М. Ахтисаари подверг критике и президент Словакии И. Гашпарович, полагая недопустимым, чтобы в XXI веке принималось соглашение, которое бы удовлетворяло одну сторону и не было бы приемлемо для другой, "Косово нужен международный контроль, - сказал он, - а не решение о создании независимого государства". Президент Греции К. Папулиас считает, что решение должно быть принято обеими сторонами, невзирая на то, сколько потребуется для этого времени. Министр иностранных дел Испании М. А. Моратинос заявил, что Сербия и Косово должны сами решить, как "будет выглядеть их дальнейшее существование". На трехсторонней встрече руководители Австрии, Венгрии и Сербии согласились, что для Косово должно быть найдено компромиссное решение, приемлемое для обеих сторон. Министр иностранных дел Австрии У. Пласник считает, что надо использовать все возможности для сближения позиций сторон, ибо речь идет о стабильности всего региона Балкан, а тем самым и Европы.
Скептически настроенные в отношении независимости Косово страны 12 февраля на заседании Совета министров ЕС предложили включить в проект выводов положение о том, что окончательное решение о статусе Косово должен поддержать Совет Безопасности ООН. Именно об этом говорил и американский политолог Дж.Джатрас, утверждая, что ни одна страна в ЕС не признает независимость Косово, если такой статус Косово не будет одобрен новой резолюцией Совета Безопасности ООН. Примечательно заявление генерального секретаря Совета Европы Т.Дейвис, который заявил, что поддерживает территориальную целостность всех стран, входящих в эту организацию, включая Сербию, а Косово является ее частью. В комментариях "Голоса Америки" отмечалось, что Х.Солана в последние месяцы настойчиво добивался согласия среди европейских партнеров в подходе к вопросу о статусе Косово.
Не однозначны были и мнения руководителей бывших югославских республик. Председатель президиума Боснии и Герцеговины Н.Радманович считает, что вопрос о статусе Косово надо решать путем переговоров спокойно, без напряжения и находить такое решение, которое бы укрепляло бы стабильность не только в Сербии, но и во всем регионе. М.Елич, президент Сербской республики, входящей в состав Боснии и Герцеговины, отметил, что Косово - это "внутренний вопрос Сербии" и он должен решаться диалогом Белграда и Приштины, а изменение границ Сербии стало бы прецедентом для стран, возникших в результате распада Югославии. Лидер правящей Демократической партии социалистов Черногории М.Джуканович заявил, что вопрос о статусе Косово - это последний открытый вопрос безопасности на Балканах и он должен быть решен по договоренности Белграда и Приштины, но если это не возможно, то решение должно быть принято "ответственными международными институтами". Оппозиционные партии Черногории призвали руководство республики четко сказать, что оно поддержит то решение, которое будет приемлемо для Сербии, а не только для ЕС. Президент Македонии Б.Црвенковски заявил, что предложение М.Ахтисаари не угрожает национальным интересам Македонии, а председатель правительства Македонии Н.Груевски сказал, что это предложение, с которым его ознакомил лидер косовской оппозиции Х.Тачи, приемлемо для Македонии (планом установлен порядок определения границы Косово с Македонией). Хорватия и Словения план М.Ахтисаари также поддержали.
Весьма откровенной была в своих комментариях западная пресса, полагающая, что Косово еще многие годы будет тяжелой проблемой для мирового сообщества. Газета "Зиддойче цайтунг" считает, что предоставление независимости сербскому краю Косово было с самого начала ясной целью Европейского союза, а теперь, по мнению газеты "Франкфуртер рундшау", у запада только одно на уме - как можно скорее провозгласить Косово независимым и тем самым избежать возможного хаоса в случае недовольства неудовлетворенных косовских албанцев. Агентство Рейтер отметило, что хотя М.Ахтисаари нигде не употребил слово "независимость", но он ясно дал понять, что Косово не вернется под власть Сербии. Как сообщило агентство Ассошиейтед пресс, один западный дипломат считает, что сербы "должны будут согласиться с потерей Косово", а косовские албанцы "будут должны согласиться на продление международного присутствия и значительное ограничение суверенитета". По мнению агентства ДПА, которое исходит из того, что позиции сторон диаметрально противоположны, "трудно поверить, что несколько дополнительных раундов переговоров могут принести что-то новое".
Газета "Фигаро" отмечает двойной стандарт в политике Запада на Балканах: сербам в Боснии и Герцеговине не позволяют отделиться, а албанцам разрешают отделиться от Сербии и создать независимое государство.
Некоторые западные политологи весьма скептически восприняли план М.Ахтисаари. Профессор американского национального университета по проблемам обороны С.Майер считает, что такого рода документы составляются в основном "в интересах мирового содружества и некоторых западных сил, а это значительно больше интересов народов данного региона, чем создается естественная нестабильность и естественная основа для будущих конфликтов". Если Косово станет независимым государством, то, по его мнению, оно будет "очень децентрализованным, слабо функциональным, без сотрудничества этнических сообществ, подобно ситуации в Боснии и Герцеговине". Как сказал профессор международного права в Женеве М.Коен, план М.Ахтисаари не такой уж двусмысленный как представляется, "хотя в нем не появляются слова "независимость" и "суверенитет", но он ясно предлагает независимое государство Косово". По мнению чешского историка Я.Рихлика, план М.Ахтисаари ведет к новому Мюнхену: в 1938 г. западные силы убедили Чехословакию в интересах "сохранения мира" отказаться от части своей территории, однако это не привело к миру в Европе. Шведские эксперты, как сообщал "Афтонбладет", считают, что "план М.Ахтисаари, как инструмент краткосрочных интересов, приведет к нестабильности и вероятно к еще большему насилию".
Многие западные газеты отмечали, что Сербия возлагает большие надежды на Россию, на ее готовность использовать право вето в Совете Безопасности ООН. Лондонская "Файненшл таймс" считает, что Косово может стать независимым уже в июле 2007г., все зависит от того, сумеют ли европейцы и американцы убедить Россию и Китай не блокировать или не затягивать принятие плана М.Ахтисаари в Совете безопасности ООН. "Нью-Йорк таймс" также считает необходимым, чтобы запад добивался поддержки России, а еженедельник "Экономист", однако, предлагает провозгласить независимость Косово, даже если Россия и блокирует принятие Советом безопасности ООН плана М.Атисаари, в этом случае европейские государства и США должны просто игнорировать Россию и признать независимость Косово. Что касается сербов, пишет еженедельник, их "надо успокоить пряником" в виде перспективы принятия в ЕС.
Подготовка к переговорам
Возражения сербов против предоставления Косово независимости не означают их отказ от ведения переговоров в целях нахождения компромисса. В Сербии понимают, что отказ от переговоров мог бы иметь серьезные отрицательные для нее последствия, ибо некоторые силы в мировом сообществе могли бы это использовать для навязывания своего решения о статусе Косово. Переговоры важны, в частности, и потому, что необходимо улучшить те положения предложения, которые касаются условий существования сербов в Косово. Ну а некоторые аналитики подходят к этому вопросу с других позиций, полагая, что переговоры нужны для того, чтобы определить объем и форму возможной компенсации в случае отделения Косово от Сербии.
Руководство Косово незамедлительно информировало М.Ахтисаари о своей готовности принять участие в обсуждении его предложения, а в Белграде приступили к весьма сложной выработке сербской позиции. 5 февраля состоялась встреча президента Б.Тадича с лидерами парламентских партий с целью ознакомления их с планом М.Ахтисаари и определения способа защиты интересов Сербии, проводя в отношении Косово единую государственную политику, которая ранее была единогласно одобрена парламентом. Эта встреча констатировала, что Сербия находится на "историческом перепутье" и высказалась за скорейшее формирование новоизбранной скупщины Сербии, поскольку только она имеет право принять решение по поводу предложения М.Ахтисаари и утвердить состав государственной делегации на переговорах. Сербское руководство выразил пожелание привести в соответствие время переговоров в Вене с началом работы нового состава скупщины Сербии, то есть отодвинуть переговоры на десяток дней. К тому же 8 февраля были проведены повторные выборы на нескольких участках и окончательные результаты выборов в скупщину Сербии были объявлены только 9 февраля. В результате М.Ахтисаари согласился, вопреки возражением косовских лидеров, перенести начало переговоров на 21 февраля. 14 февраля скупщина Сербии подавляющим большинством голосов (225 "за" из 244) приняла политическую резолюцию, отвергающую те пункты плана М.Ахтисаари, которые означают грубые нарушения суверенитета и территориальной целостности страны. "Краю необоснованно и вопреки международному праву предоставляются атрибуты суверенного государства и тем самым противоправно закладываются основы для создания нового независимого государства на территории Сербии", говорится в резолюции. Позиция Белграда по выходу из косовского тупика, основанная на конституции Сербии, состоит в предоставлении краю Косово максимально возможной в условиях современной Европы автономии в рамках существующих государственных границ Сербии. Скупщина исходит из того, что "навязанная независимость Косово имела бы непредсказуемые негативные последствия. Такой исход значительно бы дестабилизировал ситуацию в регионе, усложнил бы европейскую перспективу всех стран западных Балкан и стал бы исключительно опасным прецедентом для решения проблем меньшинств и территориальных споров во всей Европе и во всем мире ". Резолюция определила директивы сербской делегации на переговорах в Вене, имея в виду необходимость нахождения компромиссного решения.
В ходе обсуждения Б.Тадич заявил, что принятие плана М.Ахтисаари противоречило бы конституции Сербии, подчеркнув, что Сербия должна на предстоящих переговорах в Вене предложить свое решение как по статусу Косово, так и в отношении положения сербов в крае. Лидер демократов Т.Николич потребовал от правительства информацию о том, что имеется в виду предпринять, если будет провозглашена независимость Косово. Против резолюции голосовали либеральные демократы и входящие в коалицию с ней партии, считая, что она обращена в прошлое, не учитывает реальность, тогда как необходим новый политический курс; против резолюции высказался и единственный депутат-албанец в нынешней скупщине Р.Халими. По словам М.Ахтисаари, резолюция скупщины Сербии для него не была неожиданной.
В связи с усилением активности сторон в преддверии нового раунда переговоров в Косово возросла напряженность. Имели место новые факты насилия албанских националистов над сербским населением, осквернения сербских церквей, проявления недовольства международным присутствием и шантаж косовских экстремистов мирового сообщества. Была повышена готовность международных миротворческих сил, более частым стало патрулирование улиц, американцы предупредили своих граждан, чтобы они были готовы покинуть Косово в случае дестабилизации обстановки. В связи с проявлениями экстремизма в Косово В.Коштуница призвал международное сообщество накануне переговоров в Вене дать самый острый ответ на "все более открытую и явную угрозу насилия со стороны албанских сепаратистов", на их "шантаж прибегнуть к терроризму и насилию, если они не получат еще одно албанское государство, на территории Сербии".
Недовольство планом М.Ахтисаари в Косово выражают как сербы, так и экстремисты. 9 февраля состоялась массовая демонстрация косовских сербов в г.Косовска Митровица, заявивших о своем несогласии с планом М.Ахтисаари. И если эта демонстрация прошла без каких-либо инцидентов, то на следующий день в Приштине произошли серьезные беспорядки, организованные как и в ноябре 2006 г. движением албанских экстремистов "Самоопределение", недовольных тем, что в плане М.Ахтисаари не говорится прямо о независимости Косово и призывавших скупщину Косово односторонне провозгласить независимость. В ходе столкновения с полицией были убиты двое и ранены более 80 человек (в демонстрации участвовали и албанцы из Македонии). 15 февраля Косово посетил генсек НАТО Яап де Хооп Схефер, который заявил, что НАТО сделает все, чтобы не допустить эскалации насилия. А 19 февраля в Приштине были взорваны три автомашины ООН, ответственность за этот акт мести за убитых 10 февраля взяла на себя запрещенная так называемая "Освободительная армия Косово", которая уже видит себя, по свидетельству немецкой печати, ядром будущей армии государства Косово. 26 февраля, накануне прибытия в Косово председательствующего в ОБСЕ министра иностранных дел Испании, в городе Печь (западное Косово) прогремел новый взрыв на стоянке автомашин миссии ОБСЕ, в результате чего были повреждены семь автомобилей ОБСЕ. 3 марта движение "Самоопределение" вновь провело в Приштине демонстрацию протеста, но на этот раз ее организаторы прислушались к призыву президента Косово Ф.Сейдию не создавать беспорядков, поскольку это "может серьезно осложнить процесс получения независимости", и демонстрация была достаточно мирной. По мере приближения к завершению процесса определения статуса Косово возможна новая дестабилизация обстановки в крае.
Следует отметить, что подобные выступления албанских националистов производят впечатление на некоторые западные страны, которые, по известному сценарию об угрозе насилия, тут же начинают требовать скорейшего решения вопроса о статусе Косово. Достаточно определенно такую угрозу сформулировал член косовской делегации И.Хиса: "Если мировое содружество ограничит независимость Косово, то на Балканах возникнет новая война". (Весьма примечательно, что также говорил и министр иностранных дел Германии Ф.-В.Штайнмаер: "Включение Косово вновь в сербское государственное пространство означало бы войну"). Госсекретарь США К.Райс, выступая 16 февраля в подкомитете конгресса по иностранным делам, выразила обеспокоенность возможностью взрыва в Косово. Да и сам М.Ахтисаари считает, что откладывание решения вопроса о статусе Косово может привести к нестабильности в регионе. Между тем совершенно очевидно, что все проявления насилия, если они не организованы косовским руководством, являются показателем его способности контролировать ситуацию в крае, что особенно беспокоит сербов и другое неалбанское население. По мнению аналитика А.Радича, " ни один инцидент, вызванный албанцами, не является, случайным, это - часть политического плана". Нарушение прав человека в Косово, особенно национальных меньшинств, отмечал и госдепартамент США.
Новая дипломатическая активность -новый виток давления Запада
Отражая обеспокоенность запада перспективами принятия плана М.Ахтисаари, американский политолог Дж.Джатрас убежденно заявлял, что если Сербия не изменит свою позицию в отношении статуса Косово, то Россия и Китай будут иметь основание для того, чтобы не допустить принятия Советом Безопасности ООН резолюции, которая навязывала бы независимость Косово. В нынешней ситуации, когда Россия занимает принципиальную позицию поддержки справедливых требований Сербии, Запад, видимо, пытается, с одной стороны, несколько смягчить такую позицию России, а с другой стороны, усилить давление на Сербию, чтобы она стала менее требовательной в защите своего суверенитета, суля ей возможные льготы и преимущества, в частности, в решении вопроса о присоединении к ЕС. Заявления о возможности одностороннего провозглашения косовским руководством независимости Косово и признания ее отдельными странами - это также один из способов давления на Сербию. Расчет, судя по всему, делается на то, что готовность Сербии пойти на значительные уступки и ее согласие на договоренность с косовским руководством должны привести к тому, что у России не будет основания блокировать в Совете Безопасности ООН принятия решения о статусе Косово.
Именно это было одной из целей визита 5 февраля Москву министерской "тройки" ЕС в составе министра иностранных дел Германии Ф.-В.Штайнмайера, министра иностранных дел Португалии Л.Ф.Маркеша Амаду и Х.Солана. Считая, что Россия несет "особую ответственность" в поиске решения вопроса о статусе Косово, Х.Солана после встречи с С.Лавровым заявил, что между ЕС и Россией существует согласие в том, что представители Белграда и Приштины должны вступить в переговоры с М.Ахтисаари и рассмотреть подготовленное им предложение. И далее он изложил позицию ЕС: "Нам нужна новая резолюция, чтобы изменился статус Косово. Было бы лучше, если бы эту новую резолюцию приняли обе стороны. А если нет, тогда резолюция будет им навязана". По мнению же С.Лаврова, судьба плана М.Ахтисаари зависит от Белграда и Приштины, которые на его основе должны разработать взаимоприемлемое решение.
Известно, что проблема Косово затрагивалась на многих прошедших в феврале переговорах представителей России с представителями других стран, и в частности она была предметом российско-американских консультаций, которые показали принципиальные различия в позициях сторон по данному вопросу, особое внимание было уделено этой проблеме и на российско-французских и российско-немецких переговорах.
Министерская "тройка ЕС", к которой присоединился комиссар ЕС О.Рен, посетила 7 февраля и Белград. Эти руководители ЕС, также как и прибывший в тот же день в Белград британский министр Дж.Хун убеждали сербских руководителей в важности конструктивного участия Сербии в венских переговорах. Об определенном расположении ЕС к Сербии должно было, видимо, свидетельствовать подчеркивание на всех беседах желания ЕС как можно скорее решить вопрос о присоединении Сербии к ЕС. Х.Солана, посетивший перед этим Приштину, сообщил косовским лидерам, что они могут рассчитывать на поддержку ЕС, но пока еще не все завершено и они должны активно способствовать успешному завершению переговоров. Судя по всему, США стремятся обеспечить независимость Косово как можно скорее и осуществить это под контролем Германии до завершения ее председательствования в ЕС, т.е. до конца июня с.г. Специальный представителя госсекретаря США по переговорам о статусе Косово Ф.Визнер посетил 5 февраля Приштину, где он заверил руководство Косово, что албанцы не будут разочарованы окончательным предложением М.Ахтисаари. При встрече с представителями косовских сербов он убеждал их в том, что план М.Ахтисаари содержит весьма серьезные инструменты защиты всех жителей Косово, особенно сербов, а также подчеркивал, что ни США, ни Контактная группа не выступают за раздел Косово как способ решения проблемы. 6 февраля Ф.Визнер побывал и в Белграде, где он информировал сербское руководство о поддержке США плана М.Ахтисаари, который он даже назвал "историческим документом", и выразил удовлетворение готовностью сербов принять участие в предложенных переговорах, призванных стать их "завершающей фазой". А 8 февраля Ф.Визнер имел рабочую встречу в МИД России, в ходе которой с российской стороны была подчеркнута "необходимость терпеливого поиска сторонами и международными посредниками компромиссной развязки на базе резолюции 1244 СБ ООН без искусственных временных рамок и при уважении сербских внутриполитических реалий в связи с прошедшими в стране парламентскими выборами".
Президент Дж.Буш пообещал выделить из бюджета США 279 миллионов долларов в виде дополнительной помощи Косово после принятия решения о его статусе. Побывавшая 9 февраля в Приштине группа американских конгрессменов осталась удовлетворена "достигнутым в Косово прогрессом" и выразила уверенность, что реализация плана М.Ахтисаари приведет к его независимости.
В период подготовки переговоров все ведущие европейские и евроатлантические структуры уделяли значительное внимание перспективам решения вопроса о статусе Косово. 9 февраля министры обороны НАТО, 12 февраля Совет министров ЕС и 16 февраля Совет НАТО выразили полную поддержку деятельности М.Ахтисаари и высказались за конструктивное участие Белграда и Приштины в переговорах о статусе Косово. Между тем не осталось незамеченным заявление председательствовавшего на заседании Совета министров ЕС Ф.-В. Штайнмаера о том, что есть две возможности принятия решения - путем переговоров или принятием резолюции Совета Безопасности ООН. 14 февраля Белград посетил и министр иностранных дел Голландии Б.Бот, который также выразил удовлетворение тем, что переговоры о статусе Косово будут продолжены на основе плана М.Ахтисаари.
Запад дает понять, отмечал В.Драшкович, что от конструктивной позиции Сербии на переговорах о статусе Косово зависит возобновление переговоров о ее присоединении к ЕС. По этому поводу Б.Тадич заявил, что "не следует ожидать, что Сербия поменяет Косово и свою территориальную целостность на европейское будущее, что Сербия поменяет часть своей территории на членство в ЕС". Вместе с тем он заявил, что "если дело дойдет до независимости Косово, то мы, конечно, будем реагировать дипломатическими методами, однако обострение отношений с ЕС и пересмотр отношений с НАТО полностью противоречат интересам Сербии". Принципиальную позицию Сербии подтвердил и В.Коштуница, назвав бессмысленными всякого рода давления и посулы.
Переговоры состоялись, но... Перед началом переговоров многие политические деятели высказывали пессимистические оценки их исхода, считая, что если бы Белград и Приштина хотели бы решить эту проблему, они уже давно бы это сделали и без поездок в Вену. Шансы на сближение позиций сторон сохранялись лишь в отношении тех пунктов плана М.Ахтисаари, которые не касаются непосредственно статуса Косово. Некоторые сербы даже считали, что вопрос о судьбе части своей территории Сербия должна была бы решать с мировым сообществом, а не вступать в переговоры с Приштиной. Х.Солана, например, прямо говорил, что достижение сторонами соглашения мало вероятно. Сомнения высказывал и заместитель М.Ахтисаари австрийский дипломат А. Роан, считая вместе с тем, что альтернативы плану М.Ахтисаари не существует.
Продолжавшиеся с 21 февраля по 2 марта переговоры М.Ахтисаари обозначил как консультации, не исключая внесения возможных поправок в его предложение, но любое изменение плана подразумевало согласие обеих сторон. Сербская делегация, которую возглавляли советники президента и премьера Сербии С.Самарджич и Л.Коен, заявила, что Сербия готова к компромиссу и мирному решению косовской проблемы, однако независимость Косово и Метохии для Сербии не приемлема. Согласно сербской позиции, лишь решение, выработанное в процессе переговоров без каких-либо заранее установленных сроков, может привести к справедливой договоренности и региональной стабильности на Балканах. Сербская делегация отвергла не весь план М.Ахтисаари, а лишь те положения, которые нарушают территориальную целостность и суверенитет Сербии, выступив с большим количеством альтернативных предложений и дополнений к плану, основанных на идее международно гарантированной истинной автономии Косово в рамках Сербии и высказав соображения, имеющие целью существенное улучшение положения сербского и другого неалбанского населения в крае. В первом пункте плана М.Ахтисаари, например, в котором говорится, что Косово является многоэтническим обществом, делегация предложила записать, что "Косово и Метохия является автономным краем в составе Республик Сербии", население которого имеет многоэтнический характер. Что касается атрибутов государственности, то, по словам члена делегации А.Симича, "Косово не может иметь ни своего флага и гимна, ни своей государственной печати, ни легких вооруженных сил, не может контролировать границу и заключать международные соглашения, не может иметь свою систему безопасности и специальные службы, а будущая международная миссия в Косово не может быть создана без согласия Сербии". В то же время, заявил он, "в общих принципах (плана) оставлено все, что позволяет албанцам в Косово пользоваться элементами истинной автономии и управлять повседневными делами, касающимися развития их национальной идентичности, культурных традиций, образования и экономики".
При обсуждении содержащихся в предложении положений, которые определяют контуры будущего устройства Косово, сербская делегация высказалась за создание в Косово сербского сообщества для более эффективной реализации сербскими общинами своих полномочий, предложила, чтобы в Косово было 14 сербских общин, в том числе девять новых, а исходя из того, что Косово - это часть Сербии, высказалась за то, чтобы конституция Косово была включена в конституционно-правовую систему Сербии. Что касается косовского гражданства, то делегация считала, что это могло бы быть "внутренним" гражданством автономной единицы как в федеральных образованиях Союзной республики Югославии и Союзного государства Сербии и Черногории, а "внешнее" гражданство оставалось бы сербским. Делегация выступила за сохранение права собственности Сербии на ее имущество в Косово (международные посредники признали, что по данному вопросу необходимы дополнительные переговоры). Предложив провести полную демилитаризацию Косово, делегация не возражала против международного гражданского и военного присутствия в Косово, но оно должно регулироваться отдельным соглашением Сербии с ООН. Решение о будущем устройстве Косово, считала делегация, должно применяться также в соответствии с соглашением между Сербией и ООН.
Член косовской делегации В. Сурой, подчеркнув, что план М.Ахтисаари применим только в независимом Косово, заявил, что делегация прибыла в Вену не для того, чтобы изменять этот план, который в Приштине принят, а для его уточнения в целях, как сказал пресс-секретарь премьера Косово У.Ляма, "повышения функциональности нового государства, которое называется Косово". Пытаясь некоторыми комментариями дополнить план, делегация вместе с тем подчеркивала, что она "не имеет существенных дополнений к той части предложения М.Ахтисаари, которая относится к конституционному положению Косово" (по словам члена делегации Л.Хазири, план М.Ахтисаари на 90% представляет собой предложение Приштины). По словам члена делегации Я.Красничи, вопрос о статусе Косово был решен уже в 1999 году (когда была совершена агрессия НАТО - пр. авт.), а нынешние переговоры ведутся для того, чтобы обеспечить международное признание независимого и суверенного Косово. На переговорах делегация предлагала уточнить названия международных организаций, членом которых Косово может стать, а также предусмотреть возможность получения части имущества СФРЮ за рубежом. Соображения сербской делегации об автономии Косово, о создании сербского сообщества и новых общин не были приняты косовской делегацией. По поводу дополнений сербской делегации к плану М.Ахтисаари В.Сурой сказал, что "белградская делегация представила полностью новое предложение, которое меняет природу пакета М.Ахтисаари", заметив, что сербские соображения могут быть предметом "межгосударственного соглашения Косово с Сербией".
Несмотря на некоторое совпадение взглядов сторон на отдельные "технические" и процедурные вопросы, переговоры по существу плана М.Ахтисаари завершились без каких-либо договоренностей. Иное и трудно было ожидать, имея в виду неизменность принципиальных, диаметрально противоположных позиций сторон. М.Ахтисаари констатировал, что потенциал переговоров исчерпан, а компромисса достичь не удалось. Больше того, есть основания полагать, что положение даже ухудшилось, поскольку каждая из сторон укрепилась в понимании своей правоты. Переговоры вместе с тем показали, что подготовленный М.Ахтисаари план не является тем документом, который мог бы стать основой политического согласия Белграда и Приштины, также как и участвующих в решении косовской проблемы таких международных факторов как Контактная группа и Совет Безопасности ООН.
Сербская делегация была активна и достаточно конструктивна, тогда как косовская делегация, отвергая предложения сербской делегации практически без обсуждения, не допускала существенных изменений плана и шла лишь на косметические его поправки. По мнению сербов, М.Ахтисаари, который лично координировал переговоры, был пристрастен и находился на стороне косовских албанцев, которых и не особенно побуждал к диалогу.
Как в ходе подготовки венских переговоров, так и во время их проведения наблюдалась высокая дипломатическая активность стран, проявлявших заинтересованных в решении косовской проблемы. 21 февраля Белград посетил президент Болгарии Г.Прванов, который убеждал руководителей Сербии в том, что предложения М.Ахтисаари представляют собой "хорошую основу для дальнейших переговоров по Косово", заметив, что "Болгария согласится с любым международно признанным решением по Косово". 22февраля в Белграде побывал министр иностранных дел Дании П.Стиг Мелер, который отметил, что предложение М.Ахтисаари не является окончательным, и высказался за поиск решения, которое бы удовлетворило бы обе стороны. Политический директор МИД Германии М.Шефер посетил 23 февраля Приштину, где заявил косовскому руководству, что Германия сделает все для того, чтобы статус Косово будет определен за время ее председательствования в ЕС. 26-27 февраля в Белграде и Приштине находился председательствующий в ОБСЕ министр иностранных дел Испании М. А. Моратинос, который высказался за решение вопроса о статусе Косово путем переговоров, а не путем насилия. 1 марта Белград посетил заместитель министра иностранных дел России В.Титов, который, по сообщениям сербской печати, вновь заявил, что Россия не поддержит план М.Ахтисаари, если не будет согласия обеих сторон, а также отметил, что пока не наступило время для представления этого документа в Совет Безопасности ООН. А 5-7 марта в Белграде и в Косово побывал заместитель госсекретаря США Д.Фрид, который, подчеркнув, что Сербия могла бы быть "ценным партнером ЕС и США", призывал сербских и косовских руководителей быть конструктивными на предстоящих переговорах. Визит Д.Фрида, высказавшегося за принятие решения о статусе Косово в этом году, свидетельствует, по оценке сербских дипломатических обозревателей, о стремлении США не допустить застоя в переговорах о статусе Косово.
Президент Сербии Б.Тадич имел 5- 6 марта встречи в Брюсселе с руководящими деятелями ЕС, которые, напомнив ему о проявленной ЕС гибкости во время выборов в Сербии, заявили, что теперь ожидают от Сербии тоже гибкости и готовности к компромиссу по Косово, так как "нет бесконечного времени для решения вопроса о статусе Косово". Подчеркнув, что для Сербии абсолютно неприемлема независимость Косово, Б.Тадич сказал, что "если Косово получит независимость, мы воевать не будем. Наша цель быть частью европейского решения для региона, а не источником проблем". А 8 марта, т.е. за два дня до заключительной встречи между делегациями Белграда и Приштины, краткий визит нанес в Белград (второй раз за последний месяц) генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схефер, который, заявив, что прибыл не для того, чтобы поучать руководителей Сербии, тем не менее призвал их к достижению прогресса на предстоящих переговорах. В ходе встреч обсуждались и вопросы, связанные с присоединением Сербии к программе НАТО "Партнерство во имя мира".
Тем временем в ЕС, в его политическом комитете уже детально обсуждали те задачи, которые предстоит решать в Косово будущей миссии ЕС во взаимодействии с НАТО после прекращения деятельности администрации ООН, определяли источники финансирования деятельности миссии - расходы поделят между собой поровну ЕС и США, которые будут иметь своего заместителя международного гражданского представителя в Косово. Вопросы сотрудничества ЕС с НАТО в Косово Х.Солана обсуждал 26 февраля и с генеральным секретарем НАТО Я. де Хооп Схеффером, а министры обороны стран-членов ЕС рассмотрели порядок осуществления в Косово полицейских функций. И все это не случайно, поскольку руководящие деятели ЕС (Х.Солана, О.Рен и др.) уже давно исходят из неизбежности самостоятельности Косово, постоянно говоря об участии в ЕС на равных и Сербии, и Косово.
В этой связи нельзя не обратить внимание на высказанные накануне переговоров соображения бывшего посла США в ООН Дж.Болтона, который заявил, что "целью должна быть приемлемость будущего статуса Косово для всех сторон. Если одна сторона настаивает на независимости, то соглашение явно не будет достигнуто. Думаю, что правительство Сербии готово предоставить албанцам высокую степень независимости и надеюсь, что будет принято согласованное решение. Не следовало бы привязываться только к формулам, это должны быть переговоры двух народов в рамках одной демократической системы управления".
После завершения переговоров 2 марта М.Ахтисаари предложил руководителям Сербии и Косово встретиться 10 марта в Вене для заключительного обсуждения его плана. С учетом уже состоявшегося обмена мнениями был подготовлен новый вариант плана, который 7 февраля был направлен в Белград и Приштину. Анализ этого варианта плана свидетельствует о том, что международные посредники, внеся в обсуждавшийся текст незначительные поправки, не захотели создать компромиссное предложение, они не приняли ни одно дополнение сербской делегации, направленное на сохранение суверенитета и территориальной целостности Сербии, не устранено ни одно положение, содержащее элементы государственности Косово. Приняты были в основном соображения косовской делегации. Этот вариант, по мнению сербских экспертов, стал даже хуже первоначального. И если сербское руководство заявило о неприемлемости для Сербии нового варианта плана, то косовские руководители, естественно, выразили удовлетворение этим документом, отметив, что внесенные изменения, по словам Ф.Сейдию, не меняют сущности представленного ранее плана.
На встрече 10 марта, в которой участвовали президенты и премьеры Сербии и Косово, Б. Тадич подчеркнул, что Сербия по- прежнему выступает за переговоры и достижение компромиссного решения, которое привело бы к "историческому примирению сербов и албанцев". Предлагаемый Сербией компромисс, напомнил Б.Тадич, предусматривает предоставление проживающим в Косово албанцам широких, существенных прав автономии с международными гарантиями. "Если косовские албанцы готовы участвовать в работе центральных институтов в Белграде, то Сербия с радостью бы это приняла". За Сербией были бы сохранены лишь сферы внешней политики, обороны и охраны духовного и культурного наследия. По его мнению, такое предложение полностью соответствует основополагающим принципам международного права. По мнению В.Драшковича, "между законным требованием Сербии сохранить территориальную целостность и требованиями самоуправления косовских албанцев не трудно построить мост".
Вместе с тем Б.Тадич выразил серьезную обеспокоенность исключительно тяжелым, а подчас и невыносимым положением сербов в Косово. "У нас есть существенные замечания, и мы хотели бы внести их в документ до того, как он будет предложен Совету Безопасности ООН". В.Коштуница заявил, что Сербия отвергает любое навязанное решение. Сербские руководители отмечали, что план М.Ахтисаари открывает путь к независимости сербского края Косово и Метохия, нарушая суверенитет и территориальную целостность Сербии, ведет к "существенной дестабилизации" обстановки в регионе и за его пределами. В случае принятия плана М.Ахтисаари, сказал Б.Тадич, это было бы "впервые в новейшей истории, когда у демократического и миролюбивого государства отторгается территория, чтобы удовлетворить притязания определенной этнической группы, которая к тому же находится по соседству со своим родным государством". По словам В.Коштуницы, "отделение Косово от Сербии явилось бы самым опасным прецедентом в истории ООН" и мировое содружество должно решительно заявить, что никогда не следует отступать перед угрозой террора.
Президент Косово Ф.Сейдию на встрече заявил, что "независимость - это альфа и омега, начало и конец нашей позиции", а предложения М.Ахтисаари - это "болезненный для нас компромисс, который мы приняли ради ускорения всего процесса". "Косово имеет ясное политическое определение, сказал он, - это независимость, международное признание Косово и присоединение к семье независимых государств". Председатель правительства Косово А.Чеку считает, что встреча прошла так, как и ожидалось, а план М.Ахтисаари "по существу приемлем для албанской делегации, так как он предлагает независимость Косово". Косовские руководители считают, что состоявшиеся переговоры были последними, что "процесс, который ведет к независимому Косово, теперь завершен".
По окончании встречи, на которой присутствовали представители Контактной группы, ЕС, НАТО, М.Ахтисаари заявил, что стороны так и не нашли общего подхода к вопросу о будущем статусе Косово, "у меня не остается сомнений, что общая почва для соглашения отсутствует", необходимости в дальнейших переговорах, по его мнению, нет и он передает свой план на рассмотрение Совета Безопасности ООН. "Эта встреча, заключил М.Ахтисаари, завершила мои усилия в решении косовского вопроса".
15 марта предложение М.Ахтисаари было передано генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, хотя это скорее должен был быть отчет М.Ахисаари о безуспешности его миссии, а не предложение для рассмотрения Советом Безопасности ООН. Госдепартамент США поддержал и данный шаг М.Ахтисаари, тогда как МИД России счел передачу наработок М.Ахтисаари в ООН преждевременной.
Вместо заключения
Таким образом, очередной этап урегулирования косовской проблемы завершен. Каковы же его итоги? Главный и весьма неутешительный итог - это не готовность сторон подойти к поиску взаимоприемлемого решения вопроса о статусе Косово. Вместе с тем это и провал тактики М.Ахтисаари в проведении переговорного процесса, его серьезная ошибка, когда он, зная о позициях сторон, предложил для обсуждения именно такой план, а быть может это и нежелание создать вариант действительно компромиссного решения. Следует отметить, с одной стороны, более четкую и аргументированную позицию Сербии, а с другой стороны, уверенность косовской стороны в благоприятном исходе, основанием для которого является всемерная поддержка США и ЕС.
Как представляется, США и большинство стран ЕС хотят, чтобы Совет Безопасности ООН принял предложение М.Ахтисаари в той или иной форме и тем самым навязал свое решение. Выражается большое желание сделать это в апреле или мае, когда в Совете Безопасности будут председательствовать соответственно Великобритания и США. Однако принципиально иную позицию занимает Россия, "если мы увидим, сказал президент В.Путин, что одна из сторон явно не удовлетворена предлагаемыми способами разрешения ситуации, мы такое решение поддерживать не будем". Навязывая решение, нельзя не учитывать, что это может привести к разделу Косово.
В конце февраля Х.Солана выразил уверенность в том, что Совет Безопасности ООН примет новую резолюцию по Косово, которая заменит резолюцию 1244 Совета Безопасности ООН (чтобы не было никакого упоминания территориальной целостности Сербии - пр.авт.) и явится основой для определения статуса Косово. "Нет причин думать, сказал он, что члены Совета Безопасности ООН не придут к согласию после обсуждения. Не могу говорить от имени президента России, но уверен, что в тот момент, когда надо будет принимать резолюцию, Россия в Совете Безопасности проявит ответственность". А комиссар ЕС О.Рен, как сообщила "Би-Би-Си", даже предупредил Россию, что ее возможное вето в Совете Безопасности ООН может вызвать "хаос и нестабильность на Балканах".
В этой связи представляются весьма значительными высказывания бывшего посла США в ООН Дж.Болтона, по мнению которого "многие в ООН считают, что согласно существующей резолюции 1244 Совета Безопасности ООН этот Совет имеет право навязать новую резолюцию, если не будет согласовано решение, приемлемое для обеих сторон. Быть может это точно теоретически, но думаю, что для Совета Безопасности было бы очень неосмотрительно попытаться навязать решение независимо от того, идет ли речь о плане М.Ахтисаари или о чем-либо другом. Вероятнее всего Россия или Китай, или обе эти страны наложили бы вето на такие попытки. Не верю, что ультиматум или навязывание решения были бы настоящим путем для решения этого вопроса в Совете Безопасности ООН... Думаю, что Совет Безопасности ООН должен и впредь осуществлять давление, чтобы переговоры продолжались, не устанавливая искусственных сроков, и настаивать, чтобы обе стороны подходили к переговорам в духе доброй воли и находили решение". Американский политолог Дж.Джатрас считает, что Дж.Болтон озвучил "то, о чем другие в администрации думают".
Действительно следовало бы еще и еще раз задуматься, поскольку речь идет о разделе суверенного государства - Сербии, на 15% территории которой создается новое государство. Возможно ли принятие такого решения без согласия суверенного государства? А не будет ли это наградой тем, кто в течение восьми лет вершил этническое насилие и не будет ли это ярким руководством к действию для всех сепаратистов? И это планируется сделать якобы в целях обеспечения стабильности в регионе Балкан! А кто будет отвечать за вполне вероятное обострение обстановки на Балканах? Европейский союз и НАТО? Кроме того, что независимость Косово не приемлема для Сербии, есть ведь и другой важный вопрос - как обеспечить сосуществование в Косово людей разных национальностей. Если это не возможно, то почему запад так поддерживает этот криминальный режим, для которого повседневным является насилие и торговля наркотиками и людьми? Конечно же нельзя это объяснять лишь страхом перед албанским экстремизмом, перед албанской мафией, которая вершит рэкет по всей Европе. По мнению директора французского центра по международным отношениям Тьери де Монбриаль, "США обязались и работают на предоставление независимости Косово", а ЕС следует этой линии.
Адресовать эти вопросы тем, кто настойчиво добивается предоставления Косово независимости - бесполезно, остается лишь услышать мнение Совета Безопасности ООН, главной заботой которого и является сохранение мира в мире и решения которого всегда должны быть взвешенными и ответственными.
Возможно, компромисс между планом М.Ахтисаари и предложением сербской делегации и мог бы стать искомым документом, который предстоит принять Совету Безопасности ООН. В конечном итоге может быть предложено решение не о полной независимости Косово, а некий компромиссный вариант "контролируемой независимости" или "независимости под наблюдением", учитывающий в большей степени требования Сербии и сохраняющий надежды косовских албанцев на неограниченную независимость в будущем. А быть может это будет просто "техническая" резолюция, как о ней говорят в западных кругах, которая лишь зафиксирует передачу Европейскому союзу полномочий ООН в Косово, установив определенную "смену караула" - администрацию ООН сменит миссия Европейского союза...
Однако нельзя исключать и возможность продолжения переговоров, что может быть признано (всеми, кроме албанцев) наиболее целесообразным в сложившейся ситуации. И эти переговоры должны будут продолжаться столько, сколько будет необходимо для выработки действительно приемлемого для всех решения.
Но вот будет ли Совет Безопасности ООН рассматривать данный вопрос или же все пойдет по сценарию одностороннего провозглашения независимости Косово косовским руководством и ее признания отдельными государствами. Такой вариант может быть поддержан США, которые дают понять, что они не отказываются от своих планов предоставления Косово независимости, а также рядом европейских государств, стоящих на тех же позициях.
Итак, руководителям Сербии и Косово не удалось найти пути решения косовской проблемы. Теперь слово за международными факторами - Контактной группой и Советом Безопасности ООН. Проблема Косово возможно будет предметом обсуждения и на июньском саммите "восьмерки". Но не в плане того, чтобы навязать решение о статусе Косово, а чтобы выработать тактику взаимодействия с заинтересованными сторонами. И если справедливо утверждение, что дальнейшее развитие переговорного процесса зависит от позиции России (а может быть и Китая), то справедливо и другое - роль запада, и прежде всего США, может быть весьма значительной в определении статуса Косово, если они поддержат обоснованные предложения Сербии о предоставлении Косово истинной автономии и сумеют (а для этого есть возможности) убедить косовское руководство принять в главном эти предложения. Проблема Косово завершится лишь тогда, когда стороны сумеют договориться о взаимоприемлемом решении, хотя ее отголоски будут слышны еще очень долго.
Лев Александрович Никифоров - Чрезвычайный и Полномочный посланник в отставке
- В Сети появилось видео удара ракеты Patriot, убившей 8 человек в Одессе
- Подростка, ударившего ногой в грудь девочку, так и не отчислили из школы
- Госдума предложила правительству 10 «незамедлительных» мер по миграции
- ВСУ через левый берег Днепра хотели пробиться к Крыму, сообщило СМИ
- В Сети завирусилось видео с Байденом, который уходит в джунгли Амазонки