Молдавия-СНГ: Россия взяла на вооружение западную концепцию "мягкой силы". Молдавия-Россия: "Молдавия должна доплыть до "спасательного круга" евроинтеграции". "Евроинтеграция" или "евроимпотенция"? Молдавия-ЕС: "Евроинтеграция и действующая молдавская власть - понятия несовместимые". Виноделие: "Политическая выдержка улучшает качество вина". "Евроинтеграция, нейтралитет, отношения с Россией": президент Воронин подвел итоги уходящего года.

Молдавия-СНГ: Россия взяла на вооружение западную концепцию "мягкой силы"

Сегодня абсолютное большинство населения в Молдавии не интересуется политикой, его политическая активность крайне низка, а уровень его политической культуры оставляет желать лучшего, пишет интернет-издание Azi.md. В результате субъект политики становится абсолютной прерогативой малочисленной элиты, что не только бьет по эффективности этого процесса, но и допускает злоупотребления, отмечает издание. В демократическом государстве формирование политики страны никоим образом не является монополией властей. Гражданское общество принимает активное участие в политических процессах, в том числе делая свой вклад в определении внешней политики страны. Хотя бы посредством публичных дебатов и дискуссий. В Молдавии же монополия руководства на область внешней политики, почти что в стиле средневековых монархий, воспринимается пока что как нечто само собой разумеющееся, пишет издание. Прошедший в конце ноября нынешнего года в Минске саммит СНГ остро подчеркнул необходимость перемен, отмечает издание. Саммиты СНГ всегда славились своей закрытостью. Организованный 28 ноября в Минске 15-й юбилейный саммит СНГ тоже не был исключением, пишет издание. Молдавская публика могла судить о нем лишь по новости о перспективах возобновления поставок отечественного мяса и вина в Россию. В придачу, отечественные массмедиа обратили особое внимание на слова президента Владимира Воронина об ожидаемых улучшениях в молдавско-российских отношениях. Так как это якобы приблизит Республику Молдова (РМ) к решению приднестровской проблемы. Несмотря на оптимистичные оценки молдавского руководства, саммит породил немало острых вопросов, отмечает издание. Что скрывает за собой внезапное изменение позиции Москвы по проблеме экспорта молдавской сельскохозяйственной и винодельческой продукции в Россию? Не могли же "спиртосодержащие жидкости" Геннадия Онищенко (главный санитарный врач России. - прим. ИА REGNUM) за одну ночь вновь превратится в первоклассные молдавские вина. Какова цена того, что Молдавии придется платить за предсказанное улучшение двухсторонних отношений с Россией и стоит ли овчинка выделки? И в целом, какой контекст был у минского саммита СНГ и каковы будут его последствия для Кишинева? - задается вопросом издание.

Принимая во внимание явно недостаточное освещение саммита в Молдавии, скудные фрагменты информации, собранные по зарубежным изданиям, вырисовывают интересную картину, продолжает Azi.md. И некоторые детали заставляют крепко задуматься. Оказывается, тандем Россия-Казахстан склоняется к идее преобразования СНГ по образу Евросоюза, отмечает издание. Именно в этом контексте российская сторона выступила с инициативой обсудить на саммите концепцию о "внешних границах СНГ", впрочем отвергнутой Украиной. В СМИ также просочилась информация о желании России уменьшить значение границ между бывшими советскими республиками. Эти вопросы объясняют довольно туманные слова исполнительного секретаря СНГ Владимира Рушайло, заявившего, что во время саммита президенты обменялись мнениями "по теме совершенствования и реформирования СНГ и перспективах его развития". Похоже, ранее распространенные российскими массмедиа мнения о существовании амбиций по созданию некого восточноевропейского союза под лидерством Москвы не появились на пустом месте, отмечает издание. Тогда не для того ли, чтобы подчеркнуть безальтернативность будущего восточноевропейского союза с общими внешними границами, Россия блокировала инициативы, призванные улучшить экономическое сотрудничество в рамках самого СНГ? - пишет издание. Например, российский президент отказался от предложения Украины договориться о функционировании зоны свободной торговли и о механизме применения специальных, защитных мер по взаимной торговле. Россия настояла на том, что обсуждение этого документа должно быть отложено до момента, пока не будет достигнуто соглашение о реформировании Содружества. Она также не захотела обсуждать протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о статусе экономического суда СНГ. Дополнила интригу вероятно случайная ремарка президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о том, что, в отличие от СНГ, в ЕврАзЭС согласовано до 70% документов по оформлению зоны свободной торговли. То есть другими словами, партнерам по Содружеству ненавязчиво намекнули, что решение экономических проблем возможно лишь в контексте формулы более тесного сотрудничества, по подобию ЕЭП и ЕврАзЭС, отмечает издание. В то же время на саммите были подписаны документы, направленные на укрепление культурных, гуманитарных и исторических связей в СНГ. Россия взяла на вооружение западную концепцию "мягкой силы", предполагающую усиление влияния путем продвижения своей культуры, языка, ценностей и образа мышления. Она пытается разбудить и развить возможную ностальгию по советскому периоду взрослого русскоговорящего населения стран СНГ и создать какое-то подобие "родственных" чувств к России у молодого русскоговорящего населения Содружества, пишет издание. Также посредством российских массмедиа, которые продолжают доминировать на информационном пространстве СНГ, Кремль пытается навязать идеи, демонизирующие НАТО, США и ЕС, а также их намерения. Это делается не иначе как для того, чтобы усилить пророссийские взгляды в бывших братских республиках, полагает издание. Такое положение дел будет способствовать более легкому манипулированию русскоязычной частью населения постсоветского пространства, как на местных выборах, для увеличения количества голосов, отданных пророссийским кандидатам, так и в контексте влияния на внешнеполитическую деятельность стран "ближнего зарубежья". Так что не стоит воспринимать серьезно мнения о том, что Россия якобы выступала на этом саммите в нетрадиционной роли противника развития СНГ, пишет издание. Напротив, Кремль хочет углубить и укрепить связи с бывшими советскими республиками до максимально возможного уровня. Правда, для этого он использует не совсем обычные методы - он загоняет в угол партнеров по СНГ, вынуждая их встраиваться именно в ту матрицу отношений, которую он создает. Примером этого служит как давление, оказанное на Белоруссию, чтобы добиться политических и экономических уступок, так и поднятие цен на газ для Азербайджана, который обещал помочь Грузии, полагает издание. Политическая культура современной России, похоже, не знает других методов, кроме силовых, включающих в себе давление, принуждение и шантаж, продолжает издание. Это проявляется на ее внутриполитической арене как в отношениях Москвы-центра с периферией, так и в усилиях добиться полного контроля над внутриполитическими процессами. Похожий стиль прослеживается и в той системе отношений, которую Россия старается выстроить с бывшими советскими республиками. Исходя из этого не приходится сомневаться, что новый проект преобразования СНГ в подобие Евросоюза, который, похоже, начнет реализовываться летом 2007 года, будет также основываться на условии максимальной лояльности Кремлю руководств стран Содружества.

Чтобы приблизиться к подобному формату связей, Россия стремится создавать механизмы, которые поставят политэлиты Содружества в полную зависимость от нее, пишет Azi.md. Одним из путей достижения этой цели может стать контроль над экономиками бывших советских республик, полагает издание. Как путем поглощения их стратегических отраслей российскими компаниями, так и сохранением и даже усилением их энергетической, сырьевой и общей экономическо-торговой зависимости от России. Конечно, стремление Кремля взять под тотальный контроль энергетические магистрали СНГ входит в ее всеобщую стратегию по монополизации экспорта энергоресурсов в Европу, пишет издание. Но получив в свои руки инфраструктуру транспортировки углеводородов по территории Белоруссии, Молдавии и Украины, она также существенно ограничивает возможности этих стран говорить с Россией с более сильных позиций. В этом контексте невероятно, чтобы Москва отказалась от своего экономическо-торгового давления на Кишинев, не получив взамен того, для чего этот механизм собственно и создавался, отмечает издание. Ведь не секрет, что с самого начала торгово-экономическое и политическое давление России на Молдавию было предпринято исключительно чтобы не допустить дрейфа Молдавии из политической орбиты России, пишет издание. Исключается также возможность, что молдавские уступки ограничились согласием подписать протокол о вхождении России в ВТО и продажей магистральных электросетей российской компании, подконтрольной Кремлю. Уже сейчас российские СМИ стали открыто говорить о ключевых уступках Кишинева по приднестровскому урегулированию и чуть ли не намекать, что новый план "Козак-2" почти подписан молдавским президентом. Множество показателей указывают в пользу такого сценария, продолжает издание. Например, Молдавия сдала все свои позиции в железнодорожном вопросе, согласившись на проезд пассажирских поездов по территории приднестровского региона, чего не допускала долгое время принципиально. И нельзя винить тут только Украину, так как, несомненно, соглашение по оси Кишинев-Москва было решающим, пишет издание. Уже после встречи молдавского и российского президентов в Минске Госдума РФ направила ОФИЦИАЛЬНУЮ делегацию на организованные в Приднестровье выборы местного президента 10 декабря, отмечает издание. Тогда руководитель российской делегации, вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин позволил себе, согласно российским СМИ, обвинить Молдавию во "вмешательстве во внутренние дела ПМР". А ведь российский депутат говорил о приднестровском регионе Республики Молдова, правда, контролируемом российскими военными, которые обеспечивают власть над регионом группе российских граждан, пишет издание. Не лишним будет заметить, что выборы были организованны на российские финансовые субсидии, а "выиграл" выборы также гражданин Российской Федерации, отмечает издание. Довольно трудно вписать подобные жесты, ставшие уже недоброй традицией, в контекст прогнозируемого президентом Молдавии улучшения отношений с Россией. Зная агрессивный российский переговорный стиль и политическую культуру, создается ощущение, что Молдавия уступила по всем пунктам, пишет издание. Только время покажет, насколько это близко к истине. Но уже сегодня можно выявить трещины в молдавской обороне - слабости, ограничивающие возможности маневрирования во внешнеполитической конфронтации с Россией, подводит итог издание.

Молдавия-Россия: "Молдавия должна доплыть до "спасательного круга" евроинтеграции"

Одна из главных проблем молдавской политической системы заключается в том, что администрация президента Республики Молдова, похоже, монополизировала поприще двухсторонних отношений с Россией, исключив из этого процесса профильные министерства, пишет интернет-издание Azi.md. Не говоря уже о гражданском обществе. Таким образом, получилось, что существенным финансовым ресурсам и огромному аппарату профессионалов из разных ведомств Российской Федерации, работающих на направлении Молдавии и приднестровского урегулирования, противостоит горстка людей из аппарата президента Молдавии, отмечает издание. Не сомневаясь в профессионализме последних, приходится признать, что существующая в любом случае асимметрия сил между Республикой Молдова и Российской Федерацией могла быть не такой огромной, пишет издание. Не используются должным образом существенные ресурсы, опыт и знания молдавского внешнеполитического ведомства. Игнорируется научный и экспертный потенциал гражданского общества. Сам процесс переговоров с Кремлем нетранспарентен и закрыт для широкой публики. Вся эта закрытость и все эти ограничения создают новые возможности для давления и контроля со стороны Кремля на Кишинев, отмечает издание. Согласно существующим системным признакам, налицо и другая серьезная проблема, продолжает издание. Политическое и экономическое проникновение России в Молдавию достигло таких масштабов, что одной из наиболее вероятных причин, объясняющих этот феномен, может быть наличие у части влиятельной молдавской политэлиты личных (экономических) интересов в России. Что создает обширные возможности для манипулирования ими российскими властными структурами, принимая во внимание неограниченный контроль государства над частным сектором экономики в России. Это объяснило бы пассивность Молдавии, граничащую с нежеланием, в использовании в качестве противовеса российскому давлению и влиянию возрастающей политической и экономической помощи Запада, пишет издание. Создается впечатление, что Россия, с одной стороны, загоняет нас в угол, а с другой стороны - заставляет нас отвергать руку помощи, протянутую Молдавии ЕС и США, отмечает издание. Как по другому понять нежелание множества политиков в Молдавии уяснить, что СНГ и ЕС - это две взаимоисключающие опции? Отрицание этой реалии есть не что иное, как политическая близорукость и безответственность, пишет издание. Нежелание же принимать этот факт во внимание в своих внешнеполитических расчетах и действиях уже приближает Кишинев к ситуации на грани поражения. Хотим мы того или нет, но курсы на ЕС или СНГ будут взаимоисключающими до тех пор, пока российская политэлита будет придерживаться взгляда, что Москва конкурирует с Брюсселем за влияние на постсоветском пространстве, пишет издание. А изменения в этом мировоззрении российского руководства вряд ли скоро предвидятся, полагает издание. Трудно также понять жесткую критику в адрес румынского культурного деятеля Иона Карамитру, спровоцировавшую отзыв румынского посла в Молдавии, когда полностью игнорируются слова и действия вице-спикера Госдумы РФ, угрожающие суверенитету и территориальной целостности молдавского государства, продолжает издание. И это когда Россия фактически финансирует из своего бюджета сепаратизм в Молдавии. Нравится Молдавии это или нет, но в то же время Румыния, в силу своей интеграции в евро-атлантические структуры и общих исторических корней, предоставляет неплохую возможность смягчить российское давление на нас, пишет издание. Сухой прагматизм подсказывает, что крайне неконструктивно и легкомысленно игнорировать румынскую помощь и потенциал.

Какие возможности есть у Кишинева противостоять российскому давлению, принимая во внимание существующие уязвимые стороны молдавской политической системы? - задается вопросом Azi.md. Во-первых, отказ от практики личностной дипломатии во внешней политике, проводимой молдавским руководством, пишет издание. Вкупе с этим необходимо создать систему сдержек и противовесов, которая бы не только сделала внешнеполитический процесс более прозрачным, но также предполагала бы участие в нем других государственных ведомств, помимо администрации президента, и гражданского общества, одновременно повысив их роль. Высокий потенциал угрозы хранит в себе и вертикальная система власти, близкая к российской, отмечает издание. Таким образом создается больше предпосылок для внешнего давления на страну, так как российская сторона справедливо считает, что, убедив одного политика, можно даже добиться изменения политических курсов. Если бы политическая система Молдавии была более сбалансирована, а решения принимались в результате консенсуса между независимыми ветвями власти, то любое внешнее давление было бы намного менее эффективно, полагает издание. Другим слабым звеном в Молдавии является ее нейтральный статус, продолжает издание. Находясь в зоне конфликта интересов Запада и России, Молдавия не может сохранять нейтралитет, пишет издание. Это объясняется тем, что нынешняя Молдавия, в случае агрессии против нее, не имеет союзников, которые бы пришли на помощь. А международные организации не смогли защитить еще ни одну страну от "мягких" агрессий или даже от конвенциональных. И кроме того, нейтралитет все равно не защищает Молдавию от угроз в адрес ее суверенитета и территориальной целостности, доказательство чему мы наблюдаем уже более 14 лет, пишет издание. Россия игнорирует статус нейтралитета Молдавии с первых дней ее независимости на постсоветском пространстве. Молдавия находится на историческом перепутье, когда ей приходится наконец-то решать, куда она стремится. Хочет ли она присоединиться к новому геополитическому проекту Кремля и стать полигоном для политического эксперимента российской "суверенной демократии"? То есть уступить давлению России. Или же желает воплотить в жизнь декларированные стремления и стать цивилизованным, демократическим государством? - пишет издание. В любом случае выбор должен быть сделан, и судьба будущих поколений зависит от этого выбора. Сегодня очень велик риск, что российские политики, строя свои отношения с ЕС как с конкурентом, предпримут действия, которые могут стать причиной новой холодной конфронтации, пишет издание. Где видит себя Молдавия в этом противостоянии? А ведь если отсутствие политической воли не позволит ей сделать выбор, его сделает за нее Россия. Ярко-желтый плакат с надписью "Верните народу выборы, гады!", вывешенный 23 ноября на Большом каменном мосту в Москве российскими молодежными активистами, служит предостережением о том, что может ожидать Молдавию, пишет издание.

Приднестровье также не должно быть ахиллесовой пятой Молдавии, продолжает Azi.md. Приднестровская карта может быть российским джокером только в случае, если Молдавия ее видит как таковую. Молдавии стоит отдалиться на время от этого вопроса и направить все свои усилия на укреплении европейского внешнеполитического вектора, пишет издание. Россия не будет продолжать "закапывать" столько ресурсов в поддержку сепаратизма в Приднестровье, если эффективность региона как рычаг давления на Кишинев исчезнет, полагает издание. Когда же нынешнее приднестровское руководство лишится этого финансирования, оно не протянет долго. У России нет общих границ с "приднестровским регионом Республики Молдова", и она не сможет эффективно аннексировать эту территорию. Со временем население региона поймет, что их вводили в заблуждение, и перестанет поддерживать режимы, подобные нынешнему, пишет издание. Молдавии невыгодно делать уступки России, якобы для получения ее помощи по вопросу приднестровского урегулирования. Несмотря на существующие разногласия по многим вопросам как отечественные, так и зарубежные эксперты согласны в одном: Россия сознательно и целеустремленно затрудняет процесс урегулирования, в том числе используя свое влияние на приднестровское руководство, основательно севшее на иглу российских финансовых "инъекций", пишет издание. Этот рассчитанный надолго геополитический проект Кремля, имеющий целью предупредить уход Молдавии в западное политическое и культурное поле, был до сих пор "заморожен" из-за недофинансирования. В течение полутора десятков лет Россия, ослабленная после развала СССР, не отступилась от этой идеи, пишет издание. К какому же решению приднестровской проблемы Москва хочет склонить Кишинев сегодня, когда она купается в нефтедолларах? Естественно, только к тому, который позволит удержать Республику Молдова в поле своего влияния. В любом случае наиболее действенный и соответствующий интересам Молдавии курс - это тот, что будет способствовать евроинтеграции, пишет издание. Фигурально участие Молдавии в СНГ - это балласт, который тянет Молдавию назад в прошлое, полагает издание. Пусть российские политики и силовики скучают по "шестой части суши" и по стране что "держала в страхе и уважении весь мир", ощущая гордость за это. Молдавии необязательно присоединяться к российской постсоветской "ломке" - у нее другой путь, и она не стремится стать центром мировой силы, пишет издание. Единственное, что важно для Молдавии, - это процветание ее граждан и сохранение своих существующих ценностей. А это, исходя из современных реалий, возможно лишь в составе ЕС.

Нынешняя Россия проходит через серьезные испытания вследствие социально-политических экспериментов ее элиты, продолжает Azi.md. Мы наблюдаем инерционное движение, которое потеряет двигательный импульс, так как оно неестественно, не генерировано нуждами общества, а навязано обществу сверху, пишет издание. Российская Федерация страдает от реваншизма и других имперских комплексов и теперь пробует самоутвердиться, полагает издание. Включительно за счет Молдавии. Саммит СНГ в Минске явно указал на намерение Кремля укрепить влияние в границах развалившегося Советского Союза, пишет издание. Причем стало ясно, что Россия собирается сделать это исключительно жесткими методами давления и принуждения, отняв у бывших советских республик возможность выбора других путей развития. Каким образом Молдавия может реально противостоять давлению России? В условиях дефрагментации и разрозненности политической элиты Молдавии, гражданское общество может сыграть ключевую роль, полагает издание. Используя цель евроинтеграции как национальную идею, способную объединить полиэтническое население Молдавии, можно создать баланс, который бы стабилизировал броуновское движение молдавской политики, пишет издание. Повышая уровень гражданской ответственности населения и действуя в качестве платформы для дискуссий и дебатов, гражданское общество может значительно способствовать формированию внутренней и внешней политики государства. Этот путь, наверное, не является универсальным лекарством от всех проблем, с которыми сталкивается сегодня Республика Молдова. Но он является одним из очень немногих путей, которые, несомненно, ведут в правильном направлении, подводит итог издание.

"Евроинтеграция" или "евроимпотенция"?

Главное внешнее отличие, которое бросается в глаза любому, кто переносится из Молдавии в какое-либо государство ЕС или, наоборот, возвращается из Европы в Кишинев, - это молдавские грязь и бедность на фоне их чистоты и зажиточности, пишут "Молдавские ведомости". Обветшавшая инфраструктура, повсеместные кучи мусора, средняя зарплата в десять раз меньше, чем в Польше, далеко не самой богатой стране ЕС, средняя пенсия, на которую можно один раз пообедать в дешевом европейском ресторане, плохо одетые люди, старые грязные маршрутки, разбитые дороги - все это лежит на поверхности. Если же заглянуть глубже, то мы обнаружим авторитарных, коррумпированных, проворовавшихся, некомпетентных, лживых политических руководителей, мутный образ которых совершенно не вписывается в существующие в ЕС представления о том, какой должна быть нормальная власть, пишет газета. Между отвратительным качеством молдавских властей и сомнительной славой самой бедной страны Европы, которая прочно приклеилась к Молдавии, есть самая прямая связь, отмечает издание. Плохая власть просто не в состоянии перенять у Европы то хорошее, что и делает ЕС столь привлекательным магнитом для всех соседей.

Все разговоры о евроинтеграции, о присоединении Молдавии к ЕС всегда носили конъюнктурный, оппортунистический характер, продолжают "Молдавские ведомости". В конце 90-х лозунг "Vrem in Europa!" ("Хотим в Европу!") выдвинула правая оппозиция, чтобы обозначить тот водораздел, который отделял ее от набиравшей силы Партии коммунистов (ПКРМ), выступавшей за восстановление "обновленной советской федерации", отмечает издание. Правые вовсю клеймили коммунистов за то, что они "антиевропейцы", но от этого Молдавия в целом ближе к ЕС не становилась. Постепенно идея евроинтеграции овладевала широкими народными массами, но понимали массы эту идею весьма превратно, пишет газета. Молдавский "пипл" не хотел строить Европу у себя дома и для начала хотя бы убрать мусорную кучу за своим забором и поставить во дворе ватерклозет. Для молдавских людей "евроинтеграция" означала: a) возможность "на халяву", без того, чтобы платить по три тысячи евро посредникам за "шенгенские" визы, эмигрировать из страны; b) если не эмигрировать, то получить от богатеньких европейцев такую помощь, которая, как по мановению волшебной палочки, позволила бы за ночь превратить разбитые молдавские автодороги в европейские автобаны и повысить зарплату молдаван хотя бы до одной тысячи евро в месяц. В конечном итоге, второй вариант сводился все к тому же ожиданию "халявы" от ЕС, пишет газета. В какой-то момент идея коммунизма как светлого будущего, основанного на принципе "от каждого по способностям - каждому по потребностям", и идея евроинтеграции как тоже светлого будущего, основанного примерно на таком же принципе, сошлись в одной точке, и этой точкой оказалась предвыборная платформа ПКРМ на парламентских выборах 2005 года. Успешно претворив в жизнь идею "Если мафию нельзя обезглавить, ее надо возглавить", коммунисты смекнули, что точно таким же способом следует возглавить и драйв в сторону евроинтеграции, в условиях когда противодействовать этой привлекательной идее стало практически невозможно и даже вредно для имиджа партии, отмечает издание. Лейтмотивом кампании по выборам в парламент-2005 стало стремление разных сил громче других прокричать "Я за евроинтеграцию!". Апофеозом такого подхода стал "проевропейский консенсус" в новом законодательном органе, когда старые непримиримые враги - коммунисты с фронтистами и примкнувшие к ним педисты (Демократическая партия Молдавии) - слились в "проевропейском" экстазе. На этом вся история "европейской интеграции" в Молдавии и закончилась, считает газета.

После провала референдумов по европейской конституции во Франции и Голландии и разработке для Молдавии, Украины и других соседей ЕС "Политики добрососедства", которая не предполагает членства в ЕС в обозримом будущем, на фоне жестокой торговой войны, развязанной против Молдавии Россией, в сочетании с полной "евроимпотенцией" собственно кишиневских властей, - разговоры об евроинтеграции как-то сами собой приутихли, продолжают "Молдавские ведомости". Ожидания от членства в ЕС, которое казалось таким близким и таким возможным, были неимоверно завышены, а реальность вызвала настоящую фрустрацию. Людей просто обманули и продолжают обманывать дальше ничем не подкрепленными обещаниями европейского счастья на блюдечке с золотой каемочкой, пишет газета. Между тем, с 1 января по Пруту опускается если не железный, то бархатный занавес, и для молдаван, которые не успели обзавестись румынскими паспортами, практически не останется стран, куда они смогли бы выезжать без визы, отмечает издание. С другой стороны, Россия, несмотря на смягчение воинственной риторики Москвы и Кишинева по отношению друг к другу, продолжает повышать цену на поставляемый в Молдавию газ и, если и вернет молдавское вино на российский рынок, то сократит объемы его поставок в несколько раз. Двусмысленность положения Молдавии усугубляется тем, что она превращена в площадку конкурентной борьбы между ЕС и Россией, пишет газета. Если первый пытается привлекать Молдавию цивилизованными способами, то вторая пока воздействует на Молдавию лишь с помощью грубой силы в виде торговой войны и "обещаний" навсегда лишить ее Приднестровья, отмечает издание. Как заметил один кремлевский чиновник: "Тех, кто нас не любит, мы не будем любить вообще!" Но на такой негативистской программе далеко не уедешь и уж точно проиграешь исторический спор с ЕС за умы тех, кто проживает в "ближнем зарубежье" России, ставшем и "ближним зарубежьем" ЕС, пишет газета. Молдавии соперничество России и ЕС по периметру бывшего СССР ничего хорошего не сулит. У Молдавии нет никаких шансов на вступление в ЕС в ближайшие 20-30 лет. Это срок жизни целого поколения людей. Эту жизнь надо как-то нормально, по-человечески, прожить, а не тупо потратить на то, чтобы, стоя на этом берегу Прута, с нетерпением вопрошать: "Ну, когда, когда же вы нас к себе возьмете?" При этом в противоположную сторону Молдавию будет пытаться тащить Москва, отмечает издание. Как бы не разорваться на части...

Молдавия-ЕС: "Евроинтеграция и действующая молдавская власть - понятия несовместимые"

В таких непростых исторических обстоятельствах, когда все громче звучит вопрос, а достойны ли молдаване вообще иметь собственное государство и способны ли они создать таковое, в Кишиневе уже шесть лет свирепствует - и собирается свирепствовать еще 66 лет - руководство, которое является совершенно неадекватным любым европейским представлениям о том, какой должна быть власть, пишут "Молдавские ведомости". Два года эта власть рассказывает сказки про то, как она реализует некий План действий Республика Молдова-Евросоюз, который сам по себе является совершенно стерильным документом, никак не приближающим страну к членству в ЕС, отмечает издание. Остался еще один год из трех, на которые рассчитан этот план, а власть не сделала ничего такого, что позволило бы утвердить в Молдавии стандарты современного, правового, социального государства, характерные для ЕС. "Красно-оранжевая" коалиция кичится тем, что она обеспечила в стране стабильность. Но это не стабильность, это стагнация, пишет газета. В условиях, когда весьма динамично развиваются как государства ЕС, особенно его новые члены, так и восточные соседи Молдавии, стагнация означает регресс и дальнейшее отставание от других стран региона. Настоящей бедой для Молдавии стал ее нынешний президент, который единолично устанавливает те порочные понятия, по которым существует страна, отмечает издание. Хотя президент сам признался, что он уже устал и что его преклонный возраст тоже дает о себе знать, он никак не хочет оставить молдаван в покое. Все, кто не хочет жить по его понятиям, объявляются "бандитами", "коррупционерами", "антипатриотами" и т.п. Короче - "врагами народа". В условиях, когда "родина в опасности", с "врагами" разговор короткий: в лучшем случае - постоянный прессинг со стороны подконтрольных властям силовых структур и судебных инстанций, в худшем - тюрьма, пишет газета. Высшее коммунистическое руководство Молдавии испытывает какое-то садистское удовольствие от преследования своих "врагов", отмечает издание. Это руководство производит впечатление старых больных людей, с расстроенной психикой, злобных, желчных, унижающих и оскорбляющих всех вокруг. В то же время это люди жутко провинциальные, малообразованные, бескультурные, склонные к дешевым пропагандистским трюкам, пишет газета. В Европе таких, с позволения сказать, лидеров давно уже не существует в природе. (Недавно отмечалось 100-летие Леонида Ильич Брежнева, и, пожалуй, его образ лучше всего подходит для описания того маразма, в который скатилось молдавское руководство, отмечает издание). Когда европейцы все это видят, они искренне удивляются и сочувствуют молдаванам: "За что же вам такое наказание?" Пропагандисты президента стараются как бы отделить мух от котлет, то бишь своего никогда и ни в чем не ошибающегося шефа от других структур власти - парламента и правительства, - мол, те могут быть плохими, но глава государства таковым быть никак не может. Но на такие уловки уже мало кто покупается, пишет газета. Все знают, что главный в Молдавии - президент, что именно он установил такую порочную систему, именно он контролирует все и вся, а значит, именно он и должен, в конечном счете, нести ответственность за все и вся, отмечает издание. Эта власть пыталась имитировать реформы для того, чтобы обмануть чиновников ЕС. Но когда стало ясно, что членство в ЕС Молдавии не светит, то власть перестала делать даже это, пишет газета. Чиновники ЕС все равно дают Молдавии деньги, не обусловливая эту помощь никакими реальными демократическими реформами, - так зачем тогда стараться и проводить эти реформы на деле, если можно править страной по понятиям зоны?

В Молдавии все наоборот: то, что надо делать для достижения членства в ЕС, не делается, а то, что не надо, - делается, продолжают "Молдавские ведомости". В Молдавии нет независимой судебной системы, нет свободных средств массовой информации, нет реального местного самоуправления, нет адекватной инфраструктуры - элементарных вещей, которые начинает внедрять любое правительство, которое хочет привести свою страну в ЕС. Зато в Молдавии все "нормально" с коррупцией, полицейским произволом, самодурством чиновников, то есть с тем, от чего все проевропейские государства стремятся избавиться в первую очередь, пишет газета. 1 января 2007 года восточная граница ЕС станет западной границей Молдавии, отмечает издание. Нравится это кому-то или нет, но с годами ЕС лишь будет становиться все более сильным полюсом притяжения для Молдавии, пишет газета. Та совершенно дикая, по европейским представлениям, власть, что существует сегодня в Молдавии, и евроинтеграция - понятия совершенно несовместимые, отмечает издание. Хотя географически Молдавия находится в Европе, ее политическая власть напоминает ту, что существует где-нибудь в Эритрее. Все больше европейцев понимают это, все меньше их покупается на дешевую, не подкрепленную реальными делами демагогию на тему "европейского выбора Молдавии", пишет газета. Нынешняя кишиневская власть уже сегодня выглядит абсурдной и неуместной. С годами такое восприятие будет лишь усиливаться, полагает издание. Чем быстрее молдаване это поймут и чем быстрее они заменят эту неправильную власть на нормальную, тем больше у них появится шансов на то, что Европа станет смотреть на них не как на бедных и убогих "родственников", которые привыкли жить лишь за счет международного попрошайничества, а как на достойных партнеров по этому, действительно, историческому проекту - ЕС, подводит итог газета.

Виноделие: "Политическая выдержка улучшает качество вина"

По оценкам Министерства финансов Молдавии, влияние введенного Россией 27 марта запрета на импорт молдавских вин оценено в 400 млн. леев ($30,3 млн.). Как пишут "Молдавские ведомости", эту цифру назвал, выступая в понедельник вечером на телевизионном канале Moldova-1, министр финансов РМ Михаил Поп. Данная сумма негативно сказалась на платежном балансе государства. "Но с учетом того, что государственный бюджет Молдавии на 2006 год дважды пересматривался в сторону его увеличения, рост составил более 1 млрд. леев ($75,8 млн.), отсутствие недополученных средств от приостановленного экспорта вин на российский рынок оказалось не так остро ощутимо для бюджета", - сказал министр. Он признал косвенное влияние запрета на импорт, которое проявило себя в том, что некоторые предприятия приостановили работу, отправив трудовые коллективы в отпуска, что сказалось на их заработной плате, выплате заводами налогов в бюджет и социальный фонд. Другой участник передачи, министр экономики и торговли Игорь Додон, сообщил, что впервые с 2001 года по причине запрета Россией импорта вин в Молдавии будет зарегистрирован спад экспорта. "По предварительным результатам он может составить 5%. Запрет импорта негативно скажется и на показателе промышленного производства, которое по итогам 2006 года упадет на 6-7%. Из-за запрета экспорта вин в Россию упали объемы производства картона и стеклянных изделий", - сказал министр. Игорь Додон отметил положительную динамику, которая наблюдается у виноделов. По его словам, им удалось с весны 2006 г. наладить экспорт в государства, которые до сих пор не импортировали молдавские вина. "Мы сейчас отгружаем винодельческую продукцию в более чем 40 стран мира, включая США, Японию, Китай", - сообщил он. Министр признал, что быстро восстановить объемы экспорта вина, поставлявшегося в Россию, невозможно. Наложенный Россией запрет на импорт молдавских вин Игорь Додон назвал "полезным уроком" для бизнеса. "Я считаю это хорошим уроком, и мы уже наблюдаем, как многие экономические агенты наращивают объемы экспорта вина в другие страны", - сказал министр.

Уже с уверенностью можно сказать, что виноделы Молдавии, как и вся экономика, выдержали затянувшуюся винную войну "медведя" с "буйволом", пишет в своем комментарии Infotag. Буйвол, как известно, медлительный персонаж, но весьма неприхотлив и способен долгое время находиться без еды и питья, выдерживая большие нагрузки, отмечает агентство. А нагрузка на винодельческую системообразующую отрасль молдавской экономики была действительно серьезной. С одной стороны, предприятия понесли потери, которые по разным оценкам оцениваются примерно в $0,5 млрд., из-за уничтожения их продукции российскими контролерами, а также из-за приостановленного 27 марта 2006 г. экспорта вин в Россию. С другой стороны, на виноделов и виноградарей давили кредиторы в республике. Банки, осознав всю сложность ситуации, старались вернуть свои активы, которые совсем еще недавно сами предлагали виноделам, отмечает агентство. Если за основу взять данные Нацбанка РМ, по подсчетам которого доля займов виноделов в совокупном кредитном портфеле составляла 14%, то получается, что виноделам выдано около $80 млн. Если к этой сумме прибавить кредиты сопутствующих виноделию предприятий (производство тары, транспорт, виноградари, питомниководческие хозяйства и др.), а также импортеров материалов и оборудования, то цифру можно увеличить вдвое. Часть выданных средств банки вернули в деньгах сразу, так как обслуживали счета должников, часть реструктурировали, еще четверть была отсужена, но там так до сих пор и не знают, что делать с залогами в виде невостребованного оборудования. Большая доля кредитных обязательств пока остается в судебных инстанциях, но с потеплением отношений с Россией эти процессы могут быть отсрочены до лучших времен, пишет агентство. То, что возобновление поставок молдавского вина на российский рынок положительно скажется на экономике республики, ни у кого сомнений не вызывает, продолжает агентство. Нет сомнений и в том, что процесс будет сложным и затяжным. С одной стороны, российские бюрократы по-прежнему будут делать все возможное, чтобы доказать, насколько они были "правы", своевременно запретив поставки молдавских вин, пишет агентство. С другой стороны, виноделы пока не готовы выполнить все нововведения, подготовленные для них контрольными и таможенными службами двух стран. К примеру, их уже предупредили, что только внутри республики их будут проверять четыре комиссии с участием агентства Moldova-Vin. Проверке подвергнутся не только качество готовой продукции, но и условия производства и даже качество запасенного виноматериала. Но и это еще не все - следующий шаг за разрешением на импорт виноделам придется сделать в Национальный центр контроля качества виноградарско-винодельческой продукции. Там не захотят ударить лицом в грязь, так как совсем недавно лаборатория прошла сертификацию Европейского экономического сообщества, попала в регистр и сейчас уже сама имеет право выдавать сертификаты соответствия европейского качества VI-I. Далее каждая бутылка должна будет пройти дознание для опознания ее на российском рынке. Новая электронная система учета алкогольной продукции в идеале позволит потребителю узнать всю ее историю - кто произвел, когда, какого года разлива, из какого виноматериала и даже само изображение бутылки. Сделать покупатель все это сможет интерактивно, набрав код с контрольной марки и обратившись к государственной базе данных в интернете.

Что ждет молдавскую продукцию на российской границе можно только догадываться, продолжает Infotag. То, что там она также будет подвергнута многократному контролю, нет сомнения, так же как нет сомнения и в том, что российские эксперты вряд ли что-то серьезное найдут, пишет агентство. Ведь до сих пор Россией не было официально заявлено, что конкретно не устраивает их санитарные службы. И лишь совсем недавно из российских СМИ стало ясно, что брокераж молдавских вин в основном делался на основании органолептических данных (субъективных оценках) и якобы на основании нарушений в сопроводительной документации. Всего уничтожено около 200 млн. бутылок. Здесь хочется напомнить виноделам историю 20-летней давности, когда санитарные службы обвинили один из консервных комбинатов в недоброкачественности выпускаемой продукции и уничтожили несколько партий законсервированной в стеклотару продукции, отмечает агентство. На комбинате не стали оспаривать результаты анализов, однако задали проверяющим и судье вполне логичный вопрос: "А причем тут стеклянная банка?" В результате контролерам пришлось выплатить стоимость тары. И это было в условиях советского законодательства, которое, по мнению многих историков, было далеко от рыночных принципов. Думается, что вопрос с законностью действий Роспотребнадзора и в целом политизированного эмбарго будет еще всплывать в судах разных инстанций, в том числе международных, хотя бы потому, что на 30% молдавское виноделие принадлежит российским предпринимателям, пишет агентство. В последнее время уже никто не скрывал, что эмбарго не экономический, а политический вопрос. Не случайно, после последней встречи в Минске президентов двух стран, в Молдавии заговорили о снятии "винной блокады", а в России - о возобновлении переговоров по "плану Козака", в котором главным вопросом остается сохранение военного контингента в Приднестровье, его федерализация с возможностью выхода из-под юрисдикции Молдавии, пишет агентство. Даже депутаты не могут пока добиться от президента Владимира Воронина, чтобы он озвучил суть достигнутой договоренности с Россией и назвал цену уступок. Но это отдельная тема, в которой роль вина и виноделов будет не главной, отмечает агентство. До настоящего времени Россия традиционно считалась основным рынком сбыта молдавских вин. Напомним, что в 2005 г. республика экспортировала продукции виноделия на $318 млн., почти 90% - в Россию. За время эмбарго экспорт бутилированного вина снизился на 64%, шипучих и шампанских вин - на 78%, дивинов (коньяка) - на 30%, водки, бренди и других крепких спиртных напитков - на 48%. Совокупный экспорт в январе-сентябре составил всего лишь $126,3 млн., за этот же период 2005 г. Молдавия получила $228,6 млн. В результате такого давления за девять месяцев производство вина снизилось вдвое, а рост промышленного производства в целом снизился на 7%, дефицит торгового баланса побил все рекорды и составил $1,12 млрд. По итогам года экономисты прогнозируют дефицит торговли в процентах к ВВП в размере около 51%, что может стать мировым рекордом 2006 г. Но это цифры для пессимистов и оппозиции, а оптимисты заметят, что все, что ни делается, все к лучшему.

Экономическое эмбарго не только повысит качество молдавской продукции, но и приподнимет ее на новый, более высокий ценовой уровень, пишет Infotag. Отпускную цену должен повысить и искусственно созданный на российском рынке дефицит алкогольной продукции, отмечает агентство. По подсчетам российской Ассоциации виноделов, цены уже повысились на 20-35%. По словам же молдавских виноделов, "если на рынке и появится некачественное вино, то это будет означать, что их фальсификацию провели уже россияне...". Принцип "одного окна" или одного таможенного пункта, через который будет поступать весь молдавский винный экспорт, не должен дать повода или сомнения самым заядлым дегустаторам, пишет агентство. Этому будет способствовать и местный запрет на экспорт вина наливом, и то, что с 1 января 2007 г. винодельческую продукцию будут экспортировать только производители без посредников. С учетом того, что проверка винодельческих предприятий началась 11 декабря, первые партии молдавской продукции попадут на российский рынок не ранее января 2007 г., и это будут в основном игристые вина и коньяки. На пути повышения качества и возврата российского рынка возникнет еще много нововведений и проблем, в частности, остро встанет вопрос с продукцией изабелльных сортов винограда, продолжает агентство. Сейчас молдавские виноделы в продвижении своей продукции больше боятся препятствий со стороны "чиновничьего аппарата Moldova-Vin", нежели Роспотребнадзора. По их мнению, "за весь период кризиса этот орган (Moldova-Vin. - прим. ИА REGNUM) им мало чем помог, а сейчас его инициативы просто пугают". Требование Moldova-Vin к производителям - давать своей продукции названия населенных пунктов и сортов винограда - приведет, по мнению виноделов, к большим экономическим потерям. Это не только дополнительные затраты на маркировку, перерегистрацию и этикетки, но главное, ее не будут узнавать потребители, а на раскрутку новых брендов потребуются дополнительные деньги и время. Не исключается, что на фоне усиления бюрократизма в отрасли общество встретится с новым витком коррупции. Хочется надеяться, что все эти аспекты учтут в новой винной стратегии государства, и мы станем свидетелями того, что гурманы всего мира предпочтут французскому или итальянскому молдавское вино, пишет агентство. Но это будет лишь в том случае, если общество отчетливо поймет, что только на сельском хозяйстве и виноделии мы не построим конкурентоспособной экономики, считает Infotag.

"Евроинтеграция, нейтралитет, отношения с Россией": президент Воронин подвел итоги уходящего года

На традиционной встрече с журналистами в конце года президент Молдавии Владимир Воронин говорил о прессе, евроинтеграции и отношениях с Россией, пишет "Независимая Молдова".

О тех, кто "подменяет объективность цинизмом"

"Совершенно ясно, что все те негативные сценарии, которые так живо обсуждались применительно к ближайшему будущему Молдавии, не состоялись. Все то, о чем писали и говорили большинство из вас, к счастью, не нашло подтверждения. Лей не рухнул, банки не закрылись, исход из Молдавии не случился, экономический рост несколько снизился, но отнюдь не остановился. Так что, уважаемые господа, вы нас несколько недооценили. Нам удалось вырваться из крайне непростой ситуации только благодаря твердости власти в отношении молдавской государственности, ее будущего. Вы могли бы внести свой вклад в информационную поддержку молдавской позиции, в ее отстаивание, в ее популяризацию. Но я так понимаю, что в нашей молдавской журналистской среде не в моде и не в чести симпатизировать тем, кто тверд в своих принципах, кто не торгует национальными интересами. Вы уж извините за откровенность, но, наверное, не только вы меня можете критиковать. Я тоже хочу воспользоваться своим правом на реплику, на свободу слова. Конечно же, нам бы хотелось видеть большую поддержку, больше сопереживания со стороны СМИ во всех этих вопросах. Не убежден, что хладнокровный цинизм в оценке событий этого года равен профессиональной объективности. Речь, в конце концов, шла о нашей Родине, а не только о судьбе власти. Я так говорю, потому что роль медиасреды, честной и откровенной подачи информации чрезвычайно велика, особенно в столь непростых конфликтных ситуациях. И если уж говорить об информационном содействии Молдавии, то мы его получили в большей мере от иностранных журналистов и изданий - британских, российских, немецких, украинских. Именно они почему-то больше сопереживали Молдавии и ее народу, пытались пробить информационную завесу о нас, о нашей истинной позиции по большинству вопросов. Спасибо им огромное! И "Би-Би-Си", и "Свободной Европе", и "Дойче Велле", и "Эху Москвы", и "Независимой газете", и радиостанции "Маяк", и газете "Коммерсант". Они критиковали власть, но не критиковали Молдавию. А наши СМИ целый год поддерживали состояние рукотворной истерии и паники, а когда выяснилось, что катастрофы не случилось и не случится, тут же начали обвинять власть в измене национальным интересам. Так не честно!" ("Независимая Молдова")

"Красная карточка" правительству

"Я как президент крайне недоволен ходом того процесса, который называется "европейская интеграция". Вы знаете, что 4 декабря Европейская комиссия опубликовала отчет о Молдавии, подводящий итог последних двух лет по этому направлению. Отчет, на мой взгляд, очень нелицеприятный. И его содержание совсем не компенсируется той огромной финансовой помощью, которую получила страна, в том числе от ЕС. Не думаю, что правительству стоит прятаться за этим финансовым успехом. От правительства мы ждем не просто законодательных инициатив, хотя и их практически не так много, но эффективных результатов по двум основным направлениям. Первое - это режим асимметричной торговли, второе - облегчение визового режима. Пока не случилось ни первого, ни второго. И исключительно по вине правительства. Я говорю об этом открыто. Первая "красная карточка" поднята. В таком деле, как европейская интеграция, нельзя мыслить и действовать плоско. И нельзя относиться к евроинтеграции как к процессу механического включения Молдавии в ЕС. Такое включение пока не актуально, в первую очередь с точки зрения самого ЕС. И те чиновники из нашего правительства, которые полагали, что для евроинтеграции нужно просто поднять руки, расшаркаться в комплиментах перед Европой, видимо, спутали евроинтеграцию с аншлюсом. Фракция ПКРМ в парламенте на удивление глубже прочувствовала все эти моменты, а наше технократическое правительство провалило дело. Поэтому то, что мы обязаны сделать в самое ближайшее время, - это добиться решения вопросов по автономным торговым преференциям и по свободе передвижения для граждан Молдавии. Но для этого необходимо не поднимать руки, не сдаваться в плен, а засучить рукава и работать на свою страну. Быть страной-соседом ЕС крайне выгодно. Но эти выгоды должны распространяться не только на владельцев дипломатических паспортов, а на все общество, на всю нашу экономику и социальную сферу. И тот более чем миллиардный аванс, который получила страна, должен послужить катализатором для принципиально иной политики. Я хочу, чтобы во всех вопросах евроинтеграции у нас было больше прозы, нежели поэтических деклараций. А для тех, кто рассчитывает на то, что мы сойдем с курса евромодернизации, я скажу прямо - исключено. Мы в состоянии извлекать уроки из любых трудностей и сложностей и демонстрировать эффективную политику. Европейская модель развития безальтернативна. А тот вклад, который внес ЕС в процесс приднестровского урегулирования, в контроль на границе, в переговорный процесс, обязывает Молдавию столь же искренне и последовательно служить делу общеевропейской стабильности. И мы докажем это". ("Независимая Молдова")

О нейтралитете

"Я еще раз хочу прояснить позицию власти по такой проблеме, как нейтралитет Молдавии. Этот вопрос напрямую связан с нашим пониманием европейской интеграции. Наш путь в Европу - это путь нейтральной страны. В ЕС существуют страны, которые не являются членами НАТО - Швеция, Австрия, Финляндия. В Европе существуют страны, которые не являются членами ЕС, но располагают полным набором свобод, которые позволяют им чувствовать себя предельно комфортно - Швейцария, Исландия, Норвегия. Наше развитие, в том числе и в сфере безопасности, должно быть стабильным, бесконфликтным. Нейтралитет нам не просто подходит, он провозглашен нашей Конституцией. На его основе нам проще консолидировать мультикультурное молдавское общество, нежели на идеях вступления в те или иные военные блоки. Я бы вас призвал, уважаемые господа журналисты, более точно представлять себе эту нашу позицию. Говорю об этом только потому, что только за последние два года мы эту позицию декларировали около тридцати раз, но журналистское сообщество тем не менее продолжает мыслить штампами, тиражируя идею о полной идентичности вступления в ЕС вступлению в НАТО. Тиражируйте сколько угодно собственные точки зрения, но не приписывайте их, пожалуйста, власти. У нейтралитета есть еще одно измерение. Это измерение сугубо экономическое. Мы встали на путь не просто бесконфликтного объединения Молдавии, всего молдавского общества, но и строительства специфического экономического климата в стране. Мы хотим, чтобы Молдавия, ее имидж были предельно лояльными и открытыми для всего международного бизнес-сообщества. Мы хотим, чтобы авторитетные иностранные инвесторы чувствовали себя в Молдавии предельно комфортно, шли сюда с той же легкостью, с которые они идут, скажем, в экономику той же Ирландии. А ведь именно опыт экономических преобразований Ирландии был положен в основу наших законодательных инициатив о так называемой новой экономической политике в Молдавии. Это и ирландская практика регистрации кампаний, и опыт в управлении свободными зонами и технопарками, и развитие информационных технологий. В этом же контексте нами рассматривается и идея полного признания всей приднестровской собственности. Хотя это случится только в пакетном формате урегулирования. В этом же контексте рассматривается и наша позиция по минимизации и интернационализации военной составляющей в миротворческой операции. Военные парады на берегах Днестра никому не нужны. Нашей экономике, нашим и иностранным инвесторам, самому нашему обществу нужны стабильность, прозрачность, открытость. Именно поэтому нейтралитет - это тоже многомерная задача, а не просто лозунг". ("Независимая Молдова")

Об отношениях с Россией

"Атмосфера, в которой проходит наш диалог с Россией, принципиально отличается от всего того, что было прежде. За последние месяцы мы сделали очень многое для того, чтобы понять друг друга. Понять логику действий, логику принимаемых решений, оценку тех или иных предпринятых шагов. То есть взаимопонимание не случилось вдруг, внезапно, как некое озарение. Сначала была тщательно подготовлена наша встреча с Владимиром Путиным 8 августа. После двухчасового разговора тет-а-тет мы запустили работу экспертов и межправительственной комиссии. В таком плотном контакте и в таком активном режиме наши страны не работали никогда. И не мудрено, что обеими сторонами было сделано много позитивных открытий в позициях и подходах друг друга. Именно поэтому я смею утверждать, что ни Россия, ни Молдавия не поступились своими позициями в наших двусторонних отношениях. Никто ничему и никому не изменял. И это очень важно. И когда некоторые политики начинают говорить о том, что "молдавское общество должно выяснить, какого рода уступки сделал Воронин", то такие политики должны понять одну простую вещь. Не стоит судить по себе! Не стоит свои представления о Родине и принципах считать универсальными ценностями. Я напомню, что именно эти политики коварно пытались использовать помощь России на последних парламентских выборах, а на второй день после выборов стали требовать то выхода из СНГ, то немедленного вступления в НАТО, то присоединения к Румынии, то прекращении миссии ЕС на границе. Эти политики постоянно меняют ориентацию. Они то пророссийские, то прорумынские, то проприднестровские. Для общества ясно только одно - это не промолдавские политики. Это политические наемники. Они защищают чужие интересы, не забывая при этом и свои личные интересы. Что же касается России, то я повторяю, Россия была и будет нашим стратегическим партнером. Это не зависит от желания Воронина или правящей партии. Так распорядилась история. И не в российском рынке только лишь дело. И не в экспорте газа. А в первую очередь и во многих межчеловеческих отношениях, для которых молдавско-российская дружба - это аксиома. Аксиома, кстати, добытая в том числе и в окопах Великой Отечественной войны. Наши отношения - это живой организм. Что нового в этой нашей позиции? Ничего! На этой позиции мы стоим последние шесть лет. И это главное. А проблемы вина, газа, экспорта сельхозпродукции - лишь эпизоды, которые очень скоро забудутся. Я уверен, что и на приднестровском направлении мы сблизим наши позиции. Только делать это нужно профессионально. Я уверен, что Россия, так же как США, ЕС, Украина, ОБСЕ, исходит из того, что в результате реинтеграции Молдавия должна стать сильным, самодостаточным государством. Об этом мы и говорили с президентом Путиным". ("Независимая Молдова")

О "Газпроме", цене на газ и Молдавской ГРЭС

"Нам необходимо переходить на иные формы сотрудничества с "Газпромом", в частности, инвестиционные, - сказал глава государства, отвечая на вопрос. - Совместно с "Газпромом" нужно работать над созданием в стране предприятий, продукция которых могла бы успешно реализовываться". Воронин еще раз подтвердил, что цена на газ будет повышаться не резко, а поэтапно, в течение пяти лет, пока Молдавию не переведут на среднеевропейские цены. По мнению президента, духу сотрудничества отвечал бы и полный перевод Молдавской ГРЭС, которая принадлежит РАО "ЕЭС России" на работу в законодательном поле Республики Молдова. Компания уже получила лицензию на производство электроэнергии, однако по поводу оформления документов на ее транзит еще предстоит достичь соглашения. "Электроэнергия, производимая на этой станции, должна быть оформлена в рамках нашего законодательства и с документами, подтверждающими ее молдавское происхождение, - уточнил Владимир Воронин. - Тем самым будет обеспечена легитимность транзита и повышена энергобезопасность страны". ("Независимая Молдова")

О возобновлении поставок вина

Экспорт молдавских вин в Россию будет возобновлен после проведения обеими сторонами соответствующей технической подготовки, сказал Владимир Воронин, отвечая на вопросы журналистов. "Запретить легко, возобновить - труднее", - заметил президент, сообщив, что в ближайшее время в Молдавию прибывает заместитель главного санитарного врача России, который подключится к работе по "утрясанию" технических проблем. Владимир Воронин отметил, что, несмотря на соответствующее принципиальное соглашение, достигнутое в ходе его двусторонней встречи с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, экспорт вина невозможно возобновить немедленно из-за проблем адаптации схемы экспорта и необходимости согласования действий с российскими партнерами. "Вы знаете, что речь идет о системе "единого окна". С нашей стороны такое окно - это департамент Moldova-Vin. С российской стороны эта схема пока прояснена не до конца". Глава государства подчеркнул, что качество винного экспорта Молдавии поднимается на новый уровень. К экспорту продукции будут допускаться лишь производители вина, а сертификаты качества станут выдаваться государством, а не коммерческими фирмами. ("Независимая Молдова")