Зарубежные архитекторы считают, что московские элитные новостройки не лучше хрущевских пятиэтажек. Московский стройкомплекс и недвижимость в СМИ
"Впервые за последние годы на столичном рынке недвижимости подешевело жилье эконом-класса: за первую неделю ноября цены на квартиры в панельных домах упали на 0,2%", - констатирует на этой неделе "Газета" (номер от 13 ноября), ссылаясь на данные аналитиков консалтинговой компании Russian Reseach Group (RRG) и центра RWAY.Ru. "В настоящее время средняя стоимость жилья эконом-класса в Москве составляет $4025". По данным "Газеты", "снижение спроса на московское жилье и рост числа предложений на вторичном рынке не могли не повлиять на ценовую политику столичных застройщиков. Хотя игроки строительного рынка публично заявляют о дальнейшем росте стоимости жилья, цены на первичном рынке также начали снижаться. <...> В сентябре большинство застройщиков в расчете на осенний, традиционно горячий сезон существенно подняли цены. В этом месяце стоимость новостроек, по данным RWAY.Ru, выросла в среднем на 9,1%". Что касается прогнозов, то, например, "по мнению председателя экспертного совета агентства "Финам" Сергея Хестанова, возможны два варианта дальнейшего развития ситуации: длительная стагнация и падение цен. "При этом многое зависит от действий самих застройщиков и чиновников", - уверен он. Обрушить рынок может, например, осуществление плана создания строительной госкомпании: за счет снижения надбавки к себестоимости она может продавать жилье гораздо ниже нынешних цен рынка".
"За октябрь средняя цена квадратного метра выросла всего на 2%. К началу зимы аналитики обещают нулевой прирост и полную гармонию с инфляцией, благодаря чему на рынок вернутся покупатели. Впрочем, некоторые эксперты наступившего затишья боятся, предрекая крах рынка недвижимости и как следствие - банковский кризис. О падении цен на жилье решаются говорить немногие", в свою очередь, отмечают "Известия" (номер от 10 октября). "Антимонопольщики видят угрозу не в ипотеке, а в том, что рынок жилья в Москве стал не способом решения квартирного вопроса, а финансовым инструментом", - констатирует газета, цитируя слова эксперта: "Если в Москве проехаться вечером по какому-нибудь новому району, увидишь сплошные темные окна, - говорит начальник отдела недвижимости и застройки Федеральной антимонопольной службы Галина Трусова. - Это страшно! При этом все квартиры в этих домах проданы. По нашим данным, 70% сделок на первичном рынке - инвестиционные. Когда эти квартиры хлынут на рынок, предложение будет зашкаливать - и рынок рухнет". При этом, как отмечает директор по маркетингу компании "ИНКОМ-Недвижимость" Лидия Гречина, "на вторичном рынке число инвесторов ничтожно... Сегодняшний рынок недвижимости - по сути, меновой, рынок альтернативных сделок. Он зависит не от количества денег в кармане покупателя, а от того, какая у него квартира. Поэтому понятие платежеспособного спроса для наших условий несущественно. Когда цены росли на 10% в месяц, цепочки рвались, сделки распадались. Покупатели уходили с рынка до лучших времен. И такие времена настали. Цены стабилизировались, спрос и предложение сбалансировались. Покупатели возвращаются на рынок".
Но по-прежнему существует в Москве довольно многочисленная категория граждан, которых не волнуют ценовые колебания на рынке недвижимости, так как улучшить свои жилищные условия за собственные средства для них все равно не представляется возможным. Но Москва по-прежнему остается регионом, где очередь на получение квартир хоть и медленно, но все же движется. "Очередники смогут отдать городу свое жилье в счет стоимости новой квартиры", - сообщает "Вечерняя Москва" (№209 от 13 ноября). По данным газеты, "москвичи, стоящие в очереди на получение жилплощади, получили дополнительную возможность ускорить переселение в новую квартиру. Соответствующее постановление правительства столицы подписал мэр Юрий Лужков. Теперь очередники, пожелавшие приобрести жилье у города по льготным расценкам, смогут отдавать имеющиеся у них в собственности площади в зачет стоимости будущих квартир. Например, если очередник живет в коммунальной квартире и имеет в собственности комнату площадью 19 кв. метров, то при желании приобрести однокомнатную квартиру общей площадью 39 кв. метров, он отдает городу комнату, а город предоставляет ему бесплатно 19 кв. м. в приобретаемой квартире. Таким образом, очереднику придется заплатить только за 20 кв. метров". Это приведет к существенной экономии, подчеркивает "ВМ", "кроме того, как правило, даже для приобретения этих 20 кв. метров город будет предоставлять ипотечный кредит или рассрочку платежа".
Ситуация в сфере купли-продажи жилья не может не сказываться и на рынке аренды. "Аренда жилья в Москве в ближайшие месяцы будет стремительно дорожать. Об этом говорят последние тенденции на этом рынке", - пишет "Независимая газета" от 17 ноября. "Причину подорожания аренды аналитики видят в том, что из-за роста цен на недвижимость многие потенциальные покупатели жилья отказались от его покупки и вынуждены были перейти в разряд квартиросъемщиков. По словам руководителя управления аренды "ИНКОМ-Недвижимости" Галины Киселевой, "из-за высоких цен потенциальные покупатели вынуждены отказываться от приобретения недвижимости, даже по ипотеке". Из-за этого, отмечает Киселева, "спрос на аренду элитного жилья увеличился в 1,5-2 раза по сравнению с прошлым годом". Ситуацией в полной мере попытались воспользоваться привыкшие к высоким доходам владельцы московских квартир, которые в стремлении сохранить и повысить упавшую в последние годы рентабельность своих инвестиций в недвижимость подняли арендную плату. <...> "Из-за невозможности покупки слишком дорогого жилья арендаторы вынуждены будут смириться с ростом цен на съемное жилье", - отмечает независимый аналитик рынка недвижимости Геннадий Стерник. По его мнению, единственным ограничителем для роста цен на аренду может стать только платежеспособный спрос, но среди арендаторов есть немало бизнесменов, которые смогут выдержать и высокий темп роста цен.
Продолжая анализ рынка столичных новостроек по административным округам, газета "М2 = Квадратный метр" (выпуск №45(305), 6 ноября - 12 ноября) отмечает, что аналитики рынка недвижимости возлагают большие надежды на район Коптево в САО Москвы. "О Коптеве заговорят уже через пару лет, и заговорят очень хорошо. Считай, все Головинские и Большие Cадовые пруды и Тимирязевскую сельхозакадемию по периметру застроят, и не только их. Если, конечно, девелоперы, которые собираются сюда прийти, не обанкротятся к тому времени", - приводит газета слова риэлтора. "Район получится не хуже "Гранд-Парка", а то и лучше. Во всяком случае по природе в Москве равных мест сыщется немного, а когда закончат ремонтировать и расширять Ленинградку и Дмитровку, то "золотое" для жилой застройки место получится". Это может звучать неожиданно, добавляет "М2", так как "никогда ранее не наблюдалось пристального внимания застройщиков, работающих в сегменте бизнес-класса, к северу города. Он в последнее время однозначно перешел в разряд "экономичных" округов, а следовательно, и строить здесь что-нибудь более презентабельное по сравнению с панельными домами вроде как не стоит. Во-вторых, не совсем понятно, где тут возводить жилье? Обе стороны Головинского шоссе по направлению от станции метро "Войковская" оккупированы устрашающего вида промзонами". Тем не менее, по мнению риэлтора, все "непрофильные" объекты будут в ближайшее время снесены, и уже через год-полтора в Коптево могут появиться жилые новостройки. "По прогнозам риэлторов, первые новостройки здесь начнут продавать по ценам не менее $4 тыс. за 1 кв. м", - констатирует "М2".
О проекте компании "Главмосстрой" сообщает "Бизнес" в номере от 17 ноября. "Как стало известно "Бизнесу", компания намерена продолжить строительство на Ленинском проспекте жилого дома, который планировалось сдать еще в прошлом году. Эксперты оценивают стоимость проекта в $200 млн.", - пишет газета. ""Главмосстрой" планировал сдать объект в 2005 году, однако из-за финансовых проблем компании пришлось заморозить объект, так и не приступив к масштабному строительству. После вхождения в "Базэл" у компании появилась возможность продолжить строительство. "Менеджмент нашей корпорации долгое время колебался, нужно ли реализовывать проект на Ленинском проспекте или уступить его другому застройщику. Однако мы твердо решили не продавать проект", - сообщил "Бизнесу" гендиректор "Главмосстроя" Артур Маркарян. По его словам, компания согласовывает с московскими властями возможность перенести сроки окончания строительства до 2008 года и пролонгировать договор на аренду участка. ""Недавно мы перечислили в московский бюджет дополнительные $13 млн. в счет компенсационных выплат за существующую в районе будущего строительства социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру. Всего же по условиям инвестконтракта мы должны направить городу $40,85 млн.", - отметил Маркарян".
15 ноября Мосгордума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в статью 3 Закона города Москвы от 31 мая 2006 года №21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве". В связи с этим несколько материалов на этой неделе были посвящены обсуждению проекта внесения данных поправок. "Необходимость поправок вызвана тем, что, как заявил вчера на пресс-конференции депутат Сергей Митрохин, Москва по темпам строительства опережает сейчас ведущие столицы мира. Это означает, что никто из москвичей не застрахован от переселения, а уж тем более москвичи, проживающие в центре города, хороших районах и старых домах", - сообщает "Российская газета" от 15 ноября, приводя слова депутата: "Среди оснований для освобождения существующих жилых домов в действующем законе сейчас фигурирует "необходимость нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов... Такая формулировка дает возможность произвола". Депутат предложил изъять данный пункт из закона, отмечает РГ. Одним из основных пунктов является вопрос переселения, причем согласно закону, оно должно осуществляться в пределах своего района (за исключением центра и Зеленограда, где переселение допускается в пределах округа). "Но, по мнению Митрохина, одна маленькая оговорка, существующая в этом документе, позволяет выселить москвичей хоть за границы МКАД. Звучит она так: "В связи со стихийным бедствием, чрезвычайной ситуацией, признанием жилых помещений в установленном порядке аварийными и не подлежащими сносу". То есть, заметил депутат, "достаточно применить к дому процедуру признания его аварийным, и поедет человек с Остоженки, например, в Некрасовку. Оказывается, такие случаи, в частности, на Страстном бульваре, уже были. Поэтому Митрохин предлагает сузить формулировку и признавать жилые помещения аварийными и подлежащими сносу только вследствие деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об опасности обрушения".
"Поправки, подготовленные "единороссом" Михаилом Москвиным-Тархановым, схожи с частью "яблочных" предложений: по ним жителей аварийных квартир смогут выселить на окраины только в том случае, если дом пострадал из-за независящих от властей причин - взрывов, пожаров, стихийных бедствий. "То есть если дом стал ветхим, потому что власти не провели в нем положенного капремонта, то жителей будут переселять в пределах района или округа", - пояснил Михаил Москвин-Тарханов", - сообщает "Газета" (номер от 14 ноября). "Эта поправка может стать хорошей новостью для жителей Москвы. Дело в том, что по официальным данным в столице сейчас порядка 2,5 тысяч домов общей площадью 9 млн кв. м находятся в неудовлетворительном состоянии. Многие из них вполне могут стать аварийными: объемы капремонта в городе, по данным главного государственного жилищного инспектора РФ Николая Васютина, примерно в десять раз ниже требуемой нормы. И каждый год, по данным чиновников столичной мэрии, жилищный фонд Москвы "пополняет" по миллиону кв. м ветхого жилья". После принятия закона Москвин-Тарханов еще раз прокомментировал журналистам это нововведение в законодательстве: "Аварийность наступает в двух случаях. Первый - это форсмажор: пожар, взрыв, стихийное бедствие. Второй - это когда дом постепенно ветшает и годами доходит до безобразного состояния, - пояснил "Времени новостей" г-н Москвин-Тарханов. - Моя поправка заключается в следующем: в случае форсмажора в виде исключения из общего правила действительно можно отселять людей в пределах городской черты, во втором же случае надо переселять людей в общем порядке на территории своего округа и сознательно не доводить дома до ветхого состояния" ("Время новостей", номер от 16 ноября).
"Глава движения "Оставьте нас в покое" Денис Литошик считает, что поправки "не остановят недобросовестных бизнесменов"", - продолжает тему "Коммерсантъ" в номере от 16 ноября. ""Если раньше они давали взятки чиновникам префектур для признания домов аварийными, то теперь есть прямое указание, что надо делать,- считает он.- Пожарами до аварийности и раньше доводили, но теперь у этих бизнесменов другого выхода нет"", - приводит газета слова Литошика. Несмотря на то, что законопроект был принят в менее радикальной редакции, чем предлагала фракция "Яблоко - Объединенные демократы", - отмечает Ъ, "поправки вряд ли будут приняты в окончательном чтении. Против выступает мэр Юрий Лужков, представивший свое заключение на думскую инициативу. "С этим предложением нельзя согласиться,- говорится в документе.- При отселении в связи со стихийным бедствием в сжатые сроки нереально подобрать необходимое количество свободных квартир в районе проживания. Кроме того, отсутствуют критерии распределения свободных квартир, когда их недостаточно для предоставления всем претендующим на сохранение района проживания". "Такая реакция неудивительна,- говорит господин Литошик.- Существующая система создана, чтобы обслуживать столичный бизнес, а вовсе не защищать жителей"". Также в материале приводится перечень скандалов с выселением "ветхих домов" в ЦАО Москвы.
"Впрочем, взамен одной переселенческой напасти могут появиться другие, гораздо более серьезные - в Государственной думе рассматриваются поправки в Градостроительный кодекс и некоторые другие законы, которые способны не только наплодить гораздо больше "фобий", но и сделать страхи реальностью", - высказывают опасения "Известия" от 14 ноября. "Например, идея признавать муниципальной нуждой любое жилищное строительство может закрепить коллизию, породившую минувшим летом скандал в Южном Бутове. При этом целые территории предлагается передавать на основании конкурса застройщику, который обязуется "освободить земельные участки от прав третьих лиц" - жителей и организаций. Особо оговаривается, что участки могут изыматься, если более 50% территории "элемента планировочной структуры" (квартала, микрорайона) застроено аварийными строениями. Другая потенциальная опасность заключается в предложениях разрешить изымать земельный участок, если "объекты капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту" - то есть для передела собственности в той или иной части города будет достаточно распоряжения главы администрации, изменяющего положения регламента". Так или иначе, в законодательной сфере грядут изменения, которые могут нарушить хрупкий баланс между интересами горожан как собственников недвижимости и интересами властей и застройщиков, констатирует газета.
Между тем, днем ранее те же "Известия" сообщили о развитии вялотекущего конфликта в упомянутом Южном Бутове: "Жительница Южного Бутова Юлия Прокофьева подала судебный иск о защите чести и достоинства в адрес Юрия Лужкова. Поводом для судебной тяжбы стал телерепортаж, в котором мэр, говоря о выселении жителей Южного Бутова из частных домов, обвинил их в "жлобстве". Столь высокопоставленного чиновника за его высказывания в столице судят впервые" ("Известия", номер от 13 ноября). "Слова Лужкова оскорбили нашу семью, - возмущается Юлия Прокофьева. - Нас хотели переселить в однокомнатную квартиру на улицу Кадырова, не предоставив даже документа о том, что квартира будет в нашей собственности. А наше законное право протестовать против такого переселения назвали уничижающим словом, представив нас стяжателями". При этом председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС) Михаил Горбаневский считает, что "употребление этого слова надо рассматривать в контексте всей фразы, в зависимости от этого оно может приобрести новое значение. Кроме того, надо учесть, действительно ли в данный момент времени это высказывание могло быть воспринято среднестатистическим обывателем как оскорбление". В целом, отмечают эксперты, высказывание мэра является неблаговидным поступком с точки зрения морали, но вряд ли будет осуждено по формально-юридическим критериям.
Тему переселения продолжает "Газета" в номере от 16 ноября: "В районе "Нагатинский Затон" начались встречи местных властей и горожан. На повестке дня - реконструкция района и снос 18 пятиэтажных домов 3-го, 4-го и 9-го микрорайонов. <...> В рамках комплексной реконструкции в Нагатинском Затоне должны произвести снос жилых домов и гаражей, строительство объектов сферы обслуживания, работы по реконструкции проезжей части и тротуаров. В указанных районах будет снесено 28 пятиэтажных жилых домов (3194 квартиры общей площадью 128,583 тысячи кв. м), на месте которых будет построено 79,1 тысячи кв. м нового жилья. Кроме того, появятся подземные и наземные автостоянки". Переселяться жители сносимых домов будут с конца 2006 г. до 2010 г. "Возмущение вызвали два момента. Во-первых, многим придется жить в домах, которые практически окружены стройкой. "Придется потерпеть. Заранее просим у вас прощения", - каялся заместитель гендиректора ООО "Ростра", компании-инвестора реконструкции района, Юрий Крупин. Во-вторых, некоторые кооперативные дома, которые раньше не планировалось сносить, все-таки снесут. А люди из этих домов будут жить, по мнению одного из собственников квартир в таком доме Ирины Ивановой, практически в пустыне: "В радиусе километра магазина нет, до метро полдня идти". "Да, кое-что пришлось переиграть", - пожал плечами глава управы".
Офисному строительству, традиционно, большое внимание уделяют "Бизнес" и "Ведомости". "Согласно прогнозам экспертов, рост рынка офисной недвижимости Москвы в 2006 году может составить более 18%. Специалисты Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko констатируют, что уже в начале ноября объем сделок по качественным помещениям перевалил за 1 млн кв. м, тем самым улучшив рекорд 2005 года на шесть недель", - пишет "Бизнес" в номере от 13 ноября, приводя мнение эксперта: ""То, что рынок достиг отметки 1 млн кв. м на шесть недель раньше, чем в 2005 году, является доказательством высокого спроса на качественные офисные помещения на московском рынке недвижимости", - констатирует глава отдела исследований рынка C&W/S&R Кристофер Питерс. По оценке экспертов C&W/S&R, к концу года объем сделок по качественным офисным помещениям Москвы может достичь 1,2 млн кв. м, что на 15% больше, чем в конце 2005 года". Брокеры офисных помещений сетуют: предложение не может угнаться за спросом, отмечает газета. При этом, по мнению процитированных в материале экспертов, в ближайшие два года кардинальные изменения на рынке офисных помещений Москвы вряд ли произойдут: прирост рынка составит 25-30%, а объем сделок будет определяться макроэкономическими факторами. Примерно в 2009 году предвидится вывод на рынок большого количества новых площадей, что может повлечь за собой некую стабилизацию показателя объема сделок на рынке, выравнивание спроса и предложения.
Трудности с вводом в строй новых "квадратных метров" в этом сегменте рынка недвижимости связаны с особенностями столичной застройки. "Усилия правительства Москвы по сохранению исторического облика столицы и транспортная загруженность центра может заставить девелоперов скорректировать планы коммерческой застройки в Центральном административном округе (ЦАО). Вчера на заседании городского правительства, на котором обсуждался генплан Москвы до 2025 года, мэр Юрий Лужков поддержал предложение о временной приостановке строительства офисов, административных зданий и крупных торговых комплексов в ЦАО. Приоритет в застройке центра будет отдаваться объектам социальной инфраструктуры и апартаментам", - сообщает "Бизнес" в номере от 15 ноября. "Речь идет о необходимости предусмотреть механизмы сдерживания темпов строительства офисов и многофункциональных административных зданий", приводит газета слова префекта ЦАО Сергея Байдакова. Как считает председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин, "под действие моратория подпадут территории в пределах Садового кольца и "наиболее перегруженные направления". До середины 2007 года чиновники Москомархитектуры должны провести инвентаризацию территорий одиннадцати управ Центрального округа, по итогам которой будут определены ограничения застройки". "Альтернативой строительству административных зданий, офисов и жилых домов могут стать апартаменты, считает Кузьмин. Наиболее распространенный вариант, когда апартаменты будут строиться рядом с гостиницами, добавляет он. По прогнозам чиновников, апартаменты будут востребованы приезжающими на длительный срок, например, для постоянной работы в столице".
Что касается конкретных проектов, то, пишут "Ведомости" в номере от 15 ноября, хотя "Москва не будет принимать летнюю Олимпиаду 2012 г. Но участки, выделенные под строительство спортивной инфраструктуры, без инвесторов не останутся. Как стало известно "Ведомостям", территории НПО "Гелиймаш" и Авиамоторного научно-технического комплекса "Союз" застроят Mirax Group и группа "Абсолют"". "Новую концепцию застройки "Гелиймаша" и "Союза" общественный градсовет при мэре Москвы планирует рассмотреть в ближайшее время. Разработчиками проекта стали Mirax Group и инвестиционная группа "Абсолют". Проектную документацию будет разрабатывать "Гелиймаш". <...> Концепцию застройки разработал "Моспроект-4". Планируется, что на территории предприятий построят офисы, гостиницы и апартаменты. Рядом проходит ТТК, концентрации вредных выбросов и шумовые характеристики не подходят для строительства жилья, объясняет Темников. Сотрудник Mirax Group считает, что близость Кремля и Воробьевых гор, Москвы-реки и спортивной инфраструктуры "Лужников" делают комплекс привлекательным для деловых людей. Строительные работы планируется начать в следующем году, а весь объект сдать в 2010 г.". По данным "Ведомостей", "на земле "Гелиймаша" в 5,2 га будет построено 175 000 кв. м коммерческой недвижимости, подземная часть составит около 100 000 кв. м. Около 114 000 кв. м будет отдано под апартаменты, остальную часть займут офисы класса А. Mirax Group оценивает свои инвестиции в $500 млн.".
О новом офисе подумывает ОАО РЖД. "Как стало известно "Бизнесу", компании, подконтрольные ОАО РЖД, будут участвовать в строительстве бизнес центра на Новой Басманной. Общая площадь всего комплекса составит 33 тыс. кв. м. Основную часть здания займут дочерние компании и подразделения ОАО РЖД. Часть площадей планируется сдавать в аренду", - сообщает "Бизнес" в номере от 15 ноября. По сведениям газеты, "общая площадь девятиэтажного офисного комплекса составит 33,4 тыс. кв. м, в том числе 25,8 тыс. кв. м - наземная часть и 7,7 тыс. кв. м - подземная автостоянка. Впрочем, в РЖД подчеркнули, что эти параметры нельзя назвать окончательными, поскольку проект строительства бизнес-центра находится "на стадии экспертизы"". "Построенное здание РЖД планирует сдавать в аренду дочерним компаниям и подразделениям ОАО РЖД. Кроме того, не исключено, что часть из них займут сторонние арендаторы. По предположениям руководителя отдела исследований DTZ Олега Корзуна, величина арендных ставок может составить около $600-700 за 1 кв. м. в год".
Но не офисами едиными... О планах строительства детских садов сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 12 ноября. "Как рассказали в городской администрации, во втором полугодии Стройкомплексу столицы поручено ввести в эксплуатацию 90 дошкольных образовательных учреждений. Программа правительства Москвы на этот год предусматривает возведение 11 дошкольных образовательных учреждений на 1560 мест. Из них три детсада откроются в ЮВАО, по два - в Северном и Центральном округах и по одному в других районах. Помимо этого строятся еще 68 детских садов более чем на 11 тысяч мест. А еще 11 детсадов на 1150 мест возводятся по инвестиционным контрактам". В первом полугодии было сдано 10 детских садов, напоминает "Вечерка".
"Работы по реконструкции площади Тверской заставы, в ходе которой планируется построить крупный многофункциональный комплекс, начнутся уже в этом году, сообщил директор по маркетингу и стратегическому развитию компании-заказчика "Стройинком-К" Румен Калчев", - пишет "М2" в выпуске №45 (6 ноября - 12 ноября). ""Мы планируем завершить строительство в конце 2009 года", - заявил Калчев, уточнив, что работы предполагается вести в пять очередей. Подземный торгово-развлекательный комплекс будет включать два торговых уровня с наземным павильоном, один этаж парковки и два дополнительных парковочных этажа, расположенных в подземном пространстве между ул. Бутырский вал и Ленинградским проспектом. В совокупности паркинг сможет вместить 1,4 тыс. машин. Первый и второй уровни запроектированы как единый торгово-развлекательный комплекс, объединенный пешеходным пассажем. В верхнем уровне разместится торговая галерея, в нижнем - супермаркет, кинотеатр на шесть залов, бутики, кафе и рестораны. Общая площадь проекта составит 113 тыс. кв. м".
Площадь Тверской заставы - часть крупного проекта по реконструкции Ленинградского шоссе, который в свою очередь является частью общей программы дорожного строительства в Москве. Во вторник 14 ноября она обсуждалась на очередном заседании столичного правительства в рамках рассмотрения вопроса "О реализации Генерального плана развития города Москвы за 2005 год и подготовка к реализации Генплана до 2025 года". Как, в частности, сообщил руководитель Департамента транспорта и связи Москвы Леонид Липсиц, "в ближайшие два года в столице планируется построить 17 транспортно-пересадочных узлов. <...> Сейчас уже реализуются проекты строительства транспортно-пересадочных узлов у станций метро "Планерная", "Тушинская" и "Речной вокзал". А до 2008 года такие же комплексы построят у станций метро "ВДНХ", "Алтуфьево", "Тимирязевская", "Бибирево", "Ботанический сад", "Владыкино", "Водный стадион", "Петровско-Разумовская", "Дмитровская", "Щукинская", "Теплый стан", "Каховская", "Рязанский проспект", "Текстильщики" и "Царицыно". Появятся транспортно-пересадочные узлы и у железнодорожных платформ - "Косино" и "Крюково", - пишет "Вечерняя Москва" в номере от 14 ноября.
Что касается затрат на дорожное строительство, то, по данным "Бизнеса" (номер от 13 ноября), "на сегодняшний день общий объем федерального бюджетного финансирования дорожного хозяйства всех регионов составляет 35 млрд. руб., из которых почти треть получает Москва. Чиновники столицы утверждают, что этого явно мало. Ежегодные затраты Москвы на дорожно-мостовое строительство составляют более 75 млрд. руб. Из них 45 млрд. руб.- это средства дорожного фонда города... В этом году Москва уже получила 4,5 млрд. руб., и только недавно федеральное правительство приняло решение о дополнительной помощи столице в размере 5,5 млрд. руб. А в конце прошлой недели Госдума приняла в третьем чтении проект бюджета на 2007 год, из которого следует, что в будущем году город может рассчитывать на дополнительные 11 млрд. руб., которые должны быть направлены на дорожное строительство. Деньги пойдут на достройку Звенигородского шоссе и на строительство Четвертого транспортного кольца". Но и этих средств будет мало, уверены в правительстве Москвы, "решить проблему дефицита средств на строительство дорог московские чиновники предлагают за счет возрождения системы территориальных дорожных фондов (ТДФ), источником финансирования которых является целевой налог на пользователей автодорог. По расчетам экспертов, при сохранении старой системы формирования доходов ТДФ столица могла бы тратить на дорожное хозяйство более 100 млрд. руб".
Как, в свою очередь, сообщает "М2", "по данным руководителя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, на развитие дорожной сети в российской столице необходимо ежегодно направлять до 80 млрд руб.". При этом, отмечает газета, "отсутствие денег на строительство дорог не мешает столичным властям искать новые возможности для того, чтобы разгрузить Москву. Так, правительство Москвы совместно с РАО "РЖД" разрабатывает проект строительства автомагистралей над железнодорожными путями. "Необходимость развития дорог в Москве уже дошла до всех: до Министерства финансов, до Министерства экономического развития, до правительства. Если мы не будем заниматься дорогами, мы захлебнемся. Сейчас в Госдуме проходит второе чтение бюджета, и мы рассчитываем на то, что Москва получит приличные средства и продолжит вести активное строительство дорог", - сказал столичный мэр Юрий Лужков".
Мэра цитирует и "Московская правда" в номере от 14 ноября. "Вложение средств в дорожное строительство необходимо. Иначе мы все будем стоять в пробках. И начальники, и не начальники", - сказал мэр Юрий Лужков, открывая в субботу эстакаду на развязке у Северянинского путепровода. Теперь машины, идущие по Ярославскому шоссе со стороны области, смогут повернуть здесь с основной трассы на проезд Серебрякова". "Развязкой у платформы Северянин не завершается работа по реконструкции Ярославского шоссе. Магистраль от Северянинского моста до МКАД будет расширена. Но хорошо бы, считает Юрий Лужков, чтобы нашу работу подхватили Минтранс и наши коллеги из Московской области. Если же после широкой московской магистрали транспорт в районе Мытищ или Тайнинки будет попадать в узкое горлышко, результата, на который мы рассчитываем, не получится". По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, новый съезд прежде всего "снимет пробки, возникающие в районе ВВЦ". Кроме того, отмечает газета, "сегодня начались подготовительные работы по строительству первого участка кольца в районе Щелковского шоссе. С начала нового года начнутся непосредственно строительные работы, которые будут продвигаться в сторону Ярославки и Дмитровки. Если сегодня освоено полмиллиарда рублей, то в будущем году планируется 4 миллиарда".
Интенсивное дорожное строительство - закономерное следствие бурной автомобилизации столицы; в связи с этим же актуальна и проблема парковок. "Мэр столицы Юрий Лужков на одном из последних заседаний правительства Москвы потребовал ускорить темпы строительства гаражей и стоянок в городе. Если подобные меры не будут приняты, транспортная проблема в мегаполисе так и останется вечной, отметил градоначальник", - пишут "Новые Известия" в номере от 14 ноября. "Особое внимание будет уделяться строительству подземных стоянок. Это, по мнению городских властей, должно стать обязательным условием для инвесторов при реконструкции объектов в центре города, где проблема с парковкой и загруженностью дорог стоит особенно остро. При этом такое градостроительное понятие, как "этажность" будет иметь значение при возведении не только жилых домов и офисов, но и подземных паркингов. В перспективе еще и создание многочисленной сети перехватывающих парковок, которые также помогут снизить нагрузку на центр города. <...> Однако главное, что собираются сделать московские власти - это отказаться при возведении гаражей от прибыльности для города. Решение же вопросов по строительству гаражей и управлению гаражным хозяйством должно быть распределено между управами и префектурами. <...> Впрочем, от централизованного контроля над их деятельностью город отказываться не собирается. Кроме того, власти предлагают создать отдельное акционерное общество "Народный гараж" со 100-процентной долей города, которое координировало бы работу по реализации одноименной программы".
Очевидно, что превращение города в одну большую стройплощадку не может не беспокоить жителей, принося им определенный дискомфорт, особенно в ночное время в связи с этим, отмечает "Вечерка" в номере от 13 ноября, "столичные власти ужесточили требования к проведению в городе строительных работ в ночное время. Соответствующее постановление подписано в правительстве Москвы. Согласно новому документу строителям нельзя будет трудиться по ночам при работающих двигателях находящихся на стройплощадке автомашин. Не разрешается также проведение работ, если при этом используется громкоговорящая связь или не установлены защитные экраны в местах, где ведется сварка. Запрещается освещать соседние здания прожекторами. Кроме того, новые нормы исключают ночную забивку фундаментных свай и прочие работы, сопровождаемые шумами с превышением допустимой нормы". В свою очередь, "Российская газета" публикует в номере от 13 ноября номер телефона горячей линии, куда можно обратиться с жалобами на шум от строительства в ночное время: 205-85-62.
"Однако сами строители отмечают нелогичность таких требований", - констатируют "Новые известия" в номере от 13 ноября. "Некоторые работы требуют непрерывности, - пояснил "НИ" гендиректор одной из столичных строительных компаний Андрей Анохин. - Например, нужно залить бетоном какую-то конструкцию. Ее нельзя залить до половины, а остальное оставить на завтра только потому, что уже время позднее и бетономешалка лишает людей сна. Тогда уж проще все опять сначала на следующий день начать". "Число недовольных ночным шумом очень велико, - рассказал "НИ" исполнительный секретарь Комитета по защите москвичей Алексей Навальный. - К нам постоянно обращаются жители города, которые не могут заснуть из-за громкого строительства. Регулярный грохот от вбивания свай вызывает у них истерику. Видимо, желание не доводить население Москвы до критического состояния подействовало стимулом для подписания документа. Однако я уверен, что постановление ситуацию не изменит, потому что сроки срывать не захочет ни одна строительная компания. Все просто будут так же работать, как и работали".
"Известия" на этой неделе публикуют два крупных интервью со значимыми личностями в сфере архитектуры и градостроительства: в номере от 11 ноября свою точку зрения на развитие Москвы, изменениях в градостроительной политике и скандальных "центровых" проектах застройки Зарядья, Пушкинской площади и Тверской улицы сообщил газете главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. "Первый Генплан, который мне делали в 1998 году, назывался генпланом возможностей. Мы в то время очень боялись, что никому не нужны и всеми возможными способами привлекали инвестиции. Эту задачу мы выполнили и даже немного перевыполнили. Сегодняшний Генплан я бы назвал гепланом необходимости - мы будем строить только то, без чего нам не обойтись. По торговле и ресторанам мы уже сравнялись с Европой. Сегодня нам не хватает детских садов и физкультурно-оздоровительных центров... Ну, и, конечно, жилья. Хотя я считаю, что в центре его уже тоже переизбыток", - считает Кузьмин.
А в номере от 14 октября о том, почему зарубежным архитекторам трудно работать в Москве, рассказал "Известиям" голландский архитектор Эрик Ван Эгераат, приехавший в столицу в рамках "Российской архитектурной недели" в Москве. "Работать сложно, но я бы не стал утверждать, что московская бюрократия кардинально отличается от бюрократии любой другой страны. Возьмите Францию - там контроль со стороны государства за застройкой очень жесткий. Или Финляндию - только процесс планирования здания может занимать 3-5 лет, а реализация проекта 5-7 лет, в отдельных случаях - до 25 лет. Сложная процедура призвана защитить существующую застройку. В Москве некоторые проекты также реализуются очень сложно - но не намного сложнее, чем в других странах", - считает архитектор. Не преминул он и покритиковать качество российского строительства: "При столь явных успехах в экономике - для России сейчас хорошие времена - качество строительства остается исключительно плохим. Россияне давно почувствовали, какой должна быть хорошая одежда, мебель или хорошие машины, они разбираются в этом. Когда дело касается домов, они вынуждены покупать очень и очень плохой продукт. Я бы не сказал, что так называемые дома бизнес-класса построены лучше, чем панельные дома, возведенные в 60-е годы прошлого века. Низкий уровень качества вступает в явное противоречие с высокой ценой", - заявил Ван Эгераат.
Вероника Шарова
- На саммите G20 в Бразилии Лавров и Макрон пожали руки
- Подростка, ударившего ногой в грудь девочку, так и не отчислили из школы
- Объявлены итоги международного хакатона по искусственному интеллекту
- Украинские СМИ рассказали о планах ВСУ пробиться в Крым — 999-й день СВО
- МИД Эстонии представил сценарий отправки войск ЕС на Украину