Холодная война на Дунае: венгры и словаки
После парламентских выборов в Словакии в июне 2006 г. и прихода к власти нового правительства во главе с лидером социал-демократической партии "Смер" Р.Фицо традиционно сложные словацко-венгерские отношения обострились еще больше. Беспрецедентные по частоте и жестокости инциденты на почве национальной нетерпимости, происшедшие в последние месяцы между словаками и венграми, и до предела накаленная атмосфера по обеим сторонам словацко-венгерской границы свидетельствуют о начале холодной войны между Братиславой и Будапештом.
Колоссальный конфликтный потенциал, периодически дающий о себе знать в отношениях между Венгрией и Словакией, коренится в сложной и противоречивой истории двух соседних народов. Находясь с Х века вплоть до 1918 г. в составе Венгрии, словаки на протяжении столетий подвергались жесткой ассимиляционной политике со стороны Будапешта, встретив ХХ век почти полностью лишенными собственной национальной интеллигенции, которая в значительной степени была мадьяризирована. А с распадом Австро-Венгрии и образованием независимой Чехословакии в октябре 1918 г. более полумиллиона венгров вопреки своей воле оказались в составе чехословацкого государства, что стало постоянным раздражителем в отношениях между Прагой и Будапештом. С распадом Чехословакии и с появлением на политической карте Европы независимых Чехии и Словакии в январе 1993 г. молодое словацкое государство с населением немногим более 5 миллионов человек унаследовало проблему полумиллионного венгерского меньшинства, компактно проживающего в южных областях Словакии. В условиях становления новорожденной словацкой государственности в 1990-е годы эта проблема постоянно обнаруживала тенденцию к обострению. С приходом к власти в Словакии правительства Р.Фицо, в состав которого вошла националистическая Словацкая национальная партия, лидер которой Ян Слота известен скандальными антивенгерскими заявлениями, словацко-венгерские отношения вновь подверглись серьезному испытанию.
Страсти разгорелись после того, как в конце июля 2006 в интернете появился провокационный видеоклип с несколькими молодыми словаками, жгущими венгерский флаг и выкрикивающими антивенгерские лозунги. "Это наши враги, которые задержались на нашей земле. Такая же участь постигнет каждого венгра", - кричал один из участников акции, размахивая словацким флагом. Ответная реакция венгров не заставила себя долго ждать. Сразу после появления скандального видеоклипа на фасаде словацкого посольства в Будапеште появилась многообещающая надпись "мы вам этого не забудем...". В двадцатых числах августа на футбольных матчах в Венгрии местные фанаты размахивали транспарантами, утверждавшими, что словаки вскоре станут "рабами мадьяр" и что лидер Словацкой национальной партии Ян Слота должен погибнуть. 25 августа 2006 г. в словацком городе Нитра группа хулиганов избила и ограбила молодую студентку, говорившую по мобильному телефону на венгерском языке. Коротко остриженные грабители успели намалевать на майке своей жертвы популярный в среде словацких националистов лозунг "мадьяры - за Дунай", тем самым не оставив сомнений в националистической мотивации своего преступления. 26 августа 2006 г. во время футбольного матча в словацком городе Банска Быстрица полиция задержала группу болельщиков, развернувших плакат с надписью "Смерть мадьярам!".
Подобные эксцессы уже изрядно испортили отношения как между рядовыми словаками и венграми, так и на уровне политического руководства двух стран, средства массовой информации которых с наслаждением смакуют подробности инцидентов, тем самым подливая масла в огонь тлеющего конфликта. МИД Словакии, реагируя на поведение венгерской прессы и политиков, заявил, что "чрезмерное внимание и гипертрофированная реакция венгерской стороны" на подобные инциденты лишь усугубляют атмосферу напряженности во взаимных отношениях. Посол Словакии в Венгрии Юрай Мигаш проинформировал венгерский МИД о том, что словацкое правительство и политические партии осудили все проявления экстремизма и национальной нетерпимости, имевшие место за последнее время как в Словакии, так и в Венгрии.
Вместе с тем, министр иностранных дел Словакии Ян Кубиш в своем заявлении в конце августа констатировал, что "параллельно с проявлениями экстремизма развязана кампания по дискредитации Словакии" (PRÁVO, 1.9.2006). Кубиш обвинил Партию мадьярской коалиции, представляющую интересы венгерского меньшинства в Словакии, в активном участии в этой антисловацкой кампании, приведя в качестве доказательства тот факт, что представители этой партии регулярно ездят за консультациями в Будапешт. Словацкие наблюдатели отмечают, что страсти стали целенаправленно нагнетаться венгерской стороной сразу после прихода к власти нового правительства. Чувствительными уколами обменялись и премьер-министры обеих стран. Венгерский премьер Ф.Дюрчани призвал своего словацкого коллегу однозначно осудить антивенгерские акции в Словакии. В ответ премьер Словакии Р.Фицо, выразив сожаление в связи с нападением на венгерскую студентку в Нитре, заметил, что словацкое правительство "не нуждается в каких-либо призывах принять меры против экстремизма". Словацкие политики обращают внимание на недостаточно решительные действия венгерских властей против собственных радикалов, отмечая, что в отличие от Словакии, уголовные дела против венгерских экстремистов возбуждены так и не были.
Шеф словацкой полиции Ян Пацка заявил, что в борьбе против растущего в Словакии экстремизма будут использоваться отряды полиции особого назначения и что в словацкое законодательство будут внесены изменения, предусматривающие более суровые наказания за преступления на национальной почве. Впрочем, местные наблюдатели полагают, что корни межнациональной вражды гораздо глубже и силовыми методами их решить невозможно. По мнению словацких социологов, растущая национальная нетерпимость и агрессивность молодых словаков в значительной степени является результатом их неудовлетворенности своим социально-экономическим положением и отсутствием жизненных перспектив. По словам братиславского социолога Р. Джамбазовича, в последние годы в крупных словацких городах сложилась молодежная субкультура, участники которой склонны без колебаний прибегать к открытому физическому насилию в отношении представителей иной расы или национальности, давая тем самым выход накопившейся отрицательной энергии. С похожими проблемами сталкивается и соседняя Венгрия.
Правительство Словакии обратилось к официальному Будапешту с предложением принять совместную декларацию министерств иностранных дел двух государств, осуждающую все инциденты, происшедшие за последнее время. Однако накопленный потенциал взаимного недовольства и недоверия настолько велик, что совместная декларация вряд ли сумеет внести окончательное успокоение в двусторонние отношения.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России отмечают День матери
- После пожара в SSJ более 20 самолётов вынужденно сели в аэропортах Турции
- В Калуге из-за падения обломков БПЛА загорелось промышленное предприятие