Уже длительное время в первой тройке лидеров по рейтингам популярности латвийских партий находится политическое объединение "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ). Причем, это пока единственная структура, представляющая русскоязычных латвийцев, которая уверенно претендует на преодоление 5% барьера на парламентских выборах октября текущего года. К выборам Сейма объединение представит новую программу, проект которой будет принят на партийной конференции в мае. Об основных положениях данного документа, который в настоящее время обсуждается в первичных организациях и региональных отделениях ЗаПЧЕЛ, корреспонденту ИА REGNUM рассказал председатель редакционной комиссии по выработке программы - сопредседатель правления ЗаПЧЕЛ, депутат Сейма, член Латвийского комитета по правам человека, кандидат технических наук Владимир Бузаев.

ИА REGNUM: Зачем понадобилась новая программа?

Формально у ЗаПЧЕЛ до сих пор не было полноценной программы. Ибо ранее ЗаПЧЕЛ было объединением нескольких партий с очень различными программами и на предыдущие парламентслие выборы представило допускаемый законом максимуму в 4 тысячи знаков - набор понятных избирателям лозунгов. Теперь ЗаПЧЕЛ по сути - единая партия, и настало время обзавестись собственной программой.

ИА REGNUM: В чем ее особенности?

Уже из преамбулы видно, насколько уникальна наша партия. Мы пришли в политику не из партноменклатуры, не из бизнеса, а из правозащитного движения. Мы признаем двухобщинность общества и опираемся на русскую общину, что накладывает резкий отпечаток на нашу тактику, также закрепленную в программе. Мы еще не проиграли ни одних выборов, представлены на всех уровнях от самоуправлений до парламента, всегда стремимся и иногда попадаем в правящие коалиции, а также умеем использовать индивидуальные и коллективные депутатские полномочия, защищая своих избирателей в оппозиции. Но, тем не менее, ввиду массового безгражданства русской общины мы признаем равновеликими такие методы политической борьбы, как организация массовых акций протеста, прямую правовую помощь населению, апелляцию к внутренним и внешним судебным инстанциям, и создание реального образа нашей родной Латвийской страны за ее пределами.

ИА REGNUM: Вас часто называют партией одной проблемы?

Конечно, мы в этом сами виноваты, окунувшись безоглядно в события 2003-2004 годов (подготовка и введение правительством реформы-2004 по переводу преподавания в русских школах в основном на латышский язык, - ИА REGNUM). Но, регулярно входя в первую тройку по популярности латвийских партий среди граждан, мы обязаны думать и о проблемах всей страны. Что в полной мере отражается в экономическом разделе программы. Мы за ограниченное вмешательство государства в экономику и прежде всего за сохранение в собственности государства и самоуправлений естественных монополий и основных объектов инфраструктуры, хотя и за развитие конкуренции в этих областях, к примеру - в теплоснабжении. Мы за восстановление транспортной инфраструктуры хотя бы уровне последних лет существования Латвийской ССР; за восстановление традиционного лидерства нашей страны в области инновационных технологий, для чего, кстати, необходимы долговременное планирование и опережающая подготовка соответствующих специалистов. Мы за экологическую безопасность, за реальную помощь малому и среднему бизнесу. В части защиты предпринимательства наша программа тщательно проработана. Там имеются такие направления, как поощрение кооперации и обязательный учет мнений самих товаропроизводителей в решении касающихся их вопросов, прозрачность получения государственных заказов и средств европейских фондов, с соответствующей методической помощью предпринимателям, в том числе при их позиционировании при экспорте за рубеж. Радикальное упрощение отчетности деятельности предприятий. Ну и разумеется гибкое налогообложение. В этом плане мы выступаем за значительное снижение налоговых ставок, за специальные льготы, в том числе в развитии инноваций и создании предприятий в депрессивных регионах.

ИА REGNUM: Прогрессивное налогообложение?

Мы против прогрессивной ставки налога, за исключением обложения налогом крупных спекулятивных сделок с недвижимостью, и делаем основной упор на увеличение эффективности сбора налогов.

ИА REGNUM: В последнее время в стране активно борются, или делают вид, что борются с инфляцией?

В принципе, инфляция - это достаточно естественный процесс, когда цены в рамках одного громадного государства без таможенных барьеров, в которое вступила Латвия, выравниваются, но, тем не менее, необходимость жесткой экономии бюджетных средств, прежде всего в области обороны и безудержно растущих зарплат чиновников, у нас в программе заложена. Кроме того, мы будем добиваться позиционирования Латвии как одной из беднейших стран Европы и требовать соответствующего длинного переходного периода, в течение которого мы сами можем устанавливать низкую ставку налога на добавленную стоимость, что, прежде всего, касается коммунальных услуг и товаров первой необходимости. А также добиваться права использовать не отвечающие стандартам ЕС продукты из СНГ и в первую очередь горючее и лекарства.

Что касается борьбы с бедностью, то понимая, что полностью инфляцию остановить не удастся, в программе заложен самоподдерживающийся механизм, спасающий тех, кто зависит от бюджета: он основан на ежегодном законодательном перерасчете прожиточного минимума и привязки к нему минимальной зарплаты, которая не должна быть меньше этого минимума, минимальной пенсии, а также всех других социальных пособий. Мы требуем закрепить социальные гарантии в Конституции и, прежде всего, обращаем внимание на позитивную демографическую политику, которая должна быть поддержана как морально, так и материально. Например, создание в обществе, в первую очередь среди молодежи положительного стереотипа многодетной семьи и оптимального детородного возраста. Как минимум два прожиточных минимума в качестве пособия по уходу за ребенком в первый год и полтора - во второй. Мы за поддержку детей из групп риска: инвалидов, беспризорных, тех, которые не посещают школы, воспитанников детских домов и так далее. Такая поддержка должна быть нацелена на то, что человек, уезжающий на заработки, к примеру, в Ирландию, был бы кровно заинтересован в том, чтобы оставить свою семью - жену с детьми - здесь, а также стариков и тратить свои деньги на семью именно в Латвии. У нас имеются подпрограммы, которые ориентированы, прежде всего, на создание необходимой инфраструктуры для внешкольных занятий, для спортивных секций, клубов по интересам, для помощи молодым семьям в трудоустройстве и приобретении жилья, а также воспитании здорового образа жизни без наркотиков, алкоголизма и преступности.

ИА REGNUM: А борьба с коррупцией?

Тяжело бороться с коррупцией, имея в Сейме партию Шкеле (Андрис Шкеле, основатель Народной партии, миллионер и трижды экс-премьер, - ИА REGNUM), партию Шлесерса (Айнар Шлесерс, миллионер, экс-министр сообщений, Первая партия, - ИА REGNUM) и даже две партии Лембергса (мэр Вентспилса, миллионер Айвар Лембергс, личность которого СМИ связывают с Союзом "зеленых" и крестьян а также объединением "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии", - ИА REGNUM). В этом плане мы выступаем за очень непопулярные среди населения меры в виде финансирования партий из государственного бюджета по количеству голосов, полученных на предыдущих выборах, повышение роли коллегиальных органов партий, чтобы отсечь зависимость от спонсоров. Кроме того, мы за передачу Бюро по защите Сатверсме (Конституции, - ИА REGNUM) и Бюро по борьбе с коррупцией и ее предотвращению из ведения премьер-министра в ведение парламента, за переориентацию работы правоохранительных структур, которые вместо того, чтобы заниматься нами (правозащитниками и активистами Штаба защиты русских школ, - ИА REGNUM), могли бы заняться все-таки борьбой с коррупционерами. Ну и, естественно, за существенное повышение финансирования правоохранительных структур.

По части гласности и открытости наша программа ничуть не уступает тому, о чем говорили Репше (Эйнар Репше, лидер партии Новое время, пришедшей в политику под лозунгами борьбы с коррупцией, - ИА REGNUM) и Михаил Горбачев. Что касается, скажем, внешней политики, то, формулируя тезисно, это, прежде всего, конечно, дружба с Россией и Белоруссией, которая выгодна всем латвийцам. Это смена проамериканизма на проевропейскость, это использование нашей посольской и консульской сети не для пропаганды особой латвийской истории, а для пропаганды латвийских экспортных товаров и для прямой поддержки вынужденных экономических эмигрантов, которых стало особенно много в последние годы. Про линию депутата Европарламента от ЗаПЧЕЛ Татьяны Жданок, про линию Европейского русского альянса рассказывать не буду, достаточно сказать, что восемь депутатов Европарламента от Латвии из девяти напрасно тратят усилия на то, чтобы бороться с единственной представительницей там латвийской русскоязычной общины. Эту линию мы будем продолжать и дальше.

ИА REGNUM: Как отражена в программе правозащитная деятельность?

Это наиболее обширная глава, в которой есть все, что от нас ожидают: и ликвидация массового безгражданства, и придание официального статуса русскому языку, причем в области образования не только на муниципальном, но и на государственном уровне. Это борьба против исходящего от государства искажения истории, это антифашизм. Но там имеются и совершенно общелатвийские ценности, такие как, например, активная поддержка вообще негосударственных организаций, принятие решений с учетом мнения всех жителей того или иного района, которых эти решения касаются, проведение региональных референдумов и многое другое. Разумеется, свобода собраний, свобода печати и вывод ее из-под контроля олигархов, свобода забастовок. Есть еще один тезис, который мы сформулировали в программе впервые: добиваться реального равенства русской и латышской общин, для чего должен существовать государственный и международный мониторинг. Государственный мониторинг пока, к сожалению, направлен в прямо противоположном направлении. Что касается международного, то он чрезвычайно хил.

ИА REGNUM: А традиционный "конек" ЗаПЧЕЛ - образование?

В контексте двух съездов русских школ писать программу в этом вопросе нам было удивительно легко. Но в ней имеются и совершенно общелатвийские статьи, например, мы выступаем за выделение не менее 3% от ВВП на образование. Это около 270 млн. латов (12,98 млрд. рублей, - ИА REGNUM) против теперешних 180 млн. латов, чего должно хватить, для того, чтобы обеспечить наконец-то школы современным оборудованием и методическими пособиями, а также поднятие минимальной ставки зарплаты учителей до трех минимальных зарплат. То есть мы хотим в систему индексирования включить учителей, и требуем для них тех же льгот, что и для чиновников при рождении ребенка, выходе на пенсию и т.д. Что касается, как латышской, так и русской просто школы: это восстановление института педагогики; прекращение бессистемных, ничем не оправданных, постоянно отменяющихся экспериментов; разработка долговременной программы, ориентированной, в том числе и на инновационные технологии, о которых я уже говорил, причем с учетом мнения тех, кто эту программу будет осуществлять - учительского корпуса и заказчиков образования - родителей. Что касается собственно реформы-2004, то требование наше простое: язык обучения выбирают школьные советы. Мы требуем восстановить Департамент национальных меньшинств при Министерстве образования и науки и соответствующие структуры в школьных управах самоупралений или хотя бы штатные единицы. Мы за совершенствование законодательства и четкое определение в законе полномочий школьных советов, в том числе в плане распоряжения финансированием, снятия и назначения педагогических кадров, выборе учебных программ. Мы выступаем за многообразные модели школы: светскую общеобразовательную, с углубленными уклонами, например, по математике, требуем восстановления полноценного преподавания точных наук, а также финансирования государственных, муниципальных и частных школ по одному принципу в зависимости от количества учащихся. Мы за сохранение существующий сети школ и против их ликвидации, особенно в сельской местности, за уменьшение нормы наполняемости классов, за льготные нормы наполняемости классов школ национальных меньшинств, особенно в регионах, где соответствующая группа населения составляет менее 20%. Вузам мы стремимся придать большую степень их самоуправления, в том числе в выборе учебных программ, критериях подбора студентов, аккредитации и пераккредитации, чтобы это решалось не единолично, а коллективными научными органами. ЗаПЧЕЛ также последовательно выступает за отмену запретов преподавания в государственных вузах на негосударственном языке и в первую очередь восстановление подготовки на родном языке педагогов для школ национальных меньшинств.