"Пока страны ГУАМ говорили, Россия работала": Молдавия за неделю
Прошло заседание консультативного совета миссии ЕС по мониторингу молдавско-украинской границы. Молдавия утверждает, что договорилась с Украиной. ОБСЕ верит в перспективы приднестровского урегулирования. Еще один план приднестровского урегулирования. Посол США в РМ будет рада, если Молдавия вступит в НАТО. Визит главы румынского МИДа. Молдавские политологи не верят в перспективы ГУАМ. Долг Молдавии перед "Газпромом" передан другому кредитору. Пасату предъявлено официальное обвинение в попытке захвата власти.
Прошло заседание консультативного совета миссии ЕС по мониторингу молдавско-украинской границы
16 февраля в Одессе состоялось первое заседание консультативного совета миссии ЕС по оказанию помощи в мониторинге молдавско-украинской границы. В нем приняли участие министры иностранных дел, руководители таможенных и пограничных служб Украины и Молдавии, представители Европейской комиссии, украинского и молдавского представительств Программы развития ООН (ПРООН). Как сообщили ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА" в пресс-службе Министерства иностранных дел и евроинтеграции РМ (МИДЕИ), на заседании был представлен отчет о первоначальной оценке пограничной инфраструктуры и контрольных процедур на молдавско-украинской границе. Комментарии и рекомендации, прозвучавшие в ходе заседания, станут основой диалога с пограничными и таможенными службами на следующем этапе взаимодействия с миссией. Рекомендации, в частности, касаются необходимости развития институциональных возможностей и совершенствования процедур пограничного контроля.
Министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Андрей Стратан и его украинский коллега Борис Тарасюк положительно оценили первый этап мониторинга молдавско-украинской границы миссией Европейского союза, передает МОЛДПРЕС. Украинский министр подчеркнул, что миссия уже доказала свою эффективность, и выразил надежду на то, что она окажет помощь в упрощении процедуры перехода границы между двумя странами для законопослушных граждан. В то же время это будет препятствовать контрабанде и другим нелегальным действиям, сказал Борис Тарасюк. Он отметил, что, обратившись к Европейскому союзу с ходатайством о помощи на границе, Украина продемонстрировала готовность к урегулированию проблем, связанных с молдавско-украинской границей.
Андрей Стратан обратил внимание на тот факт, что мониторинг границы является одним из основных аспектов молдавско-украинских отношений. В этой связи глава МИДЕИ выразил признательность украинской стороне за поддержку, сообщает МОЛДПРЕС. Давая оценку деятельности миссии на начальном этапе, Стратан отметил необходимость проведения ею мониторинга выполнения Совместной декларации премьер-министров Украины и Молдавии о контроле на молдавско-украинской границе от 30 декабря 2005 года, передает "НОВОСТИ-МОЛДОВА".
Молдавия утверждает, что договорилась с Украиной
(Интервью министра реинтеграции РМ Василия Шовы газете "Время".)
"Господин министр, как вы оцениваете визит делегации Советов безопасности России и Украины (в Приднестровье - прим. ИА REGNUM)?
Визит состоялся по инициативе России и Украины. Цель поездки - еще раз ознакомиться с ситуацией, внимательно проанализировать возможности урегулирования, в том числе с активным участием России и Украины. Дискуссии проходили в ключе анализа ситуации в Зоне безопасности, оценки того, что там происходит. В этом же контексте делегация пожелала ознакомиться с некоторыми заводами, которые находятся на левом берегу Днестра, а также посетить село Колбасна (там находятся российские склады с боеприпасами - прим. ИА REGNUM). Возможно, это было необходимо прежде всего представителям Совбеза Украины, которые впервые могли увидеть все своими глазами.
После посещения "Электромаша" глава российской делегации Юрий Зубаков заявил, что на этом заводе нет никакого военного производства. Как вы расцениваете эти слова?
Исходя из сути визита все комментарии, которые могли прозвучать, были общего характера и не могут нести в себе каких-то терминальных оценок. Это скорее была ознакомительная миссия, которая может быть полезной для выработки общих позиций перед следующим раундом переговоров и, прежде всего, для подготовки проведения широкого мониторинга ВПК региона под эгидой ОБСЕ.
Если говорить о прозвучавших заявлениях о том, что все там прекрасно и нет признаков, указывающих на производство вооружения, я думаю, что о каких-то выводах можно будет говорить только после обнародования результатов международной инспекции под мандатом ОБСЕ, эксперты которой по итогам своей работы подготовят доклад. Иной путь - путь сомнений, неопределенностей. Попытки отдельно взятой делегации дать оценки, на мой взгляд, вносят еще больше сомнений. Мы с вами видим военные парады. Если оружие не производится в этом регионе, то как оно туда попадает?
Пожелание посетить заводы было, ему не надо препятствовать, но к мониторингу это не имеет никакого отношения.
Каким Кишинев видит мониторинг ВПК Приднестровья под эгидой ОБСЕ?
Этот вопрос воспринимается и Кишиневом, и международными структурами очень серьезно. Период проведения мониторинга должен быть от 3 до 12 месяцев, Кишинев и Тирасполь не должны принимать участия в расследовании. Мониторинг должен выявить, что производится, производилось и может производиться, а это детальная работа, связанная с внезапностью. Проверки должны быть неоднократными и проводиться без предварительных согласований. Этот аспект нам предстоит обсуждать на очередном раунде переговоров.
Какие шаги должны последовать после мониторинга?
Мы дождемся завершения комплексного расследования и заключения экспертов. Если военное производство будет обнаружено - это одно. Если эксперты ОБСЕ установят, что в период мониторинга оружие не производилось, то и слава Богу! Тогда мы должны оценить ситуацию с вооружением, которое уже находится в наличии. Это вопрос не праздный, он требует твердого подхода в процессе демилитаризации региона. Должна быть абсолютно ясная картина. Когда мы говорим об обмене данными, о техническом оснащении, количестве, это и направлено на то, чтобы развивалось доверие. Не только Кишинев и Тирасполь, но и международное сообщество должны быть убеждены, что все вооружение, которое есть в регионе, находится под контролем, на учете.
Оттягивание предоставления данных об объемах и составе вооружения на протяжении уже трех месяцев только усиливает недоверие, вызывает сомнения в том, что в Приднестровье так все хорошо, как это пытаются представить некоторые.
В Тирасполе глава украинской делегации Совбеза заявил, что Украина против экономической блокады Приднестровья...
Я с удовольствием прокомментирую слова господина Пирожкова. Я уже неоднократно об этом говорил, и не только я: правительство Молдовы также категорически против экономической блокады Приднестровья. Дальнейшие комментарии, которые позволяют себе некоторые приднестровские СМИ, связывающие блокаду с реализацией договоренностей от 30 декабря, остаются на их профессиональной совести. В совместном заявление премьер-министров Молдовы и Украины в контексте легализации прохождения грузов речь идет о прозрачности, безопасности и контроле на границе. Необходимо соблюдать все международные требования. Так что никакой экономической блокады тут нет.
Соглашение было подписано, но до сих пор не вступило в силу. Значит ли это, что у Украины нет полной уверенности, что новые правила на границе не приведут к экономическому прессингу приднестровских предпринимателей?
С украинскими коллегами мы провели несколько раундов консультаций, последний завершился совсем недавно. На наш взгляд, уже не осталось ни одной запятой, которая была бы неясна украинской стороне. Уже есть информация из Одессы, где состоялись консультации между Киевом, Кишиневом и миссией Евросоюза. Насколько мне известно, все технические моменты прояснены, и у киевлян нет никаких сомнений в том, что данный механизм позволит приднестровскому бизнесу только развиваться и осуществлять внешнеэкономические операции без ущерба для их деятельности. Наоборот, они смогут легализовать все операции по экспорту и импорту. Украинская сторона попросила учесть в перспективе два дополнительных аспекта, и молдавская сторона заверила, что реализует их сразу после начала введения новых правил. Так что Украина совершенно четко понимает, что это никакая не блокада".
ОБСЕ верит в перспективы приднестровского урегулирования
(Представитель ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл прокомментировал для газеты "Время" процессы, происходящие вокруг урегулирования приднестровского конфликта.)
"На прошлой неделе Молдову посетила совместная делегация Советов безопасности России и Украины во главе с Юрием Зубаковым и Сергеем Пирожковым. Как появилась эта инициатива?
Нам объяснили, что визит исходит из совместного заявления Путина и Ющенко. Они сформировали совместную комиссию. Делегаты заявили, что их работа частично проходит в рамках формата "5+2"; в частности, в ходе визита рассматривался вопрос мониторинга предприятий ВПК Приднестровья. Лично я воспринимаю это как возможный положительный шаг вперед, но хочу подчеркнуть, что пока мы говорим о возможностях, а не о достигнутых договоренностях, например, по мониторингу ВПК.
Вы принимали участие в работе делегации?
Я встретился с Пирожковым и Зубаковым, присутствовал на их встречах с приднестровским руководством, но не принимал участия в работе на заводах, в Колбасне и не посещал места дислокации ОГРВ (Оперативная группа российских войск в Приднестровье - прим. ИА REGNUM).
Господа Зубаков и Пирожков посетили заводы, делали потом заявления...
Они побывали на трех заводах и заявили, что ничего не нашли. Но это никого не должно удивлять. Я думаю, что при таких визитах вряд ли что-то можно обнаружить. ОБСЕ воспринимает их осмотр как возможный первый шаг в процессе разработки мониторинга под ее эгидой. Если там ничего нет, то ОБСЕ это покажет. Нам необходим доступ, миссия в составе разных стран, в том числе России и Украины, но обязательно и других стран ОБСЕ.
Разовое посещение предприятий Приднестровья не вполне укрепляет доверие, не может быть свидетельством того, что на левом берегу нет военного производства. Должны быть повторные визиты. Сам мониторинг - процесс не вечный, но довольно долговременный. Только так можно убедиться, что в регионе действительно не производят оружия.
Есть ли сегодня предпосылки того, что мониторинг ВПК Приднестровья под эгидой ОБСЕ может начаться в ближайшее время?
Я услышал заявление представителя Украины Сергея Пирожкова в Тирасполе о том, что есть политическое согласие проводить такой мониторинг. Уже назначена встреча экспертов, которые начнут разрабатывать детали. Надеюсь, консенсус будет достигнут, и, может быть, на следующем раунде переговоров мы договоримся о начале проведения мониторинга.
У ОБСЕ уже есть опыт работы на приднестровских предприятиях?
ОБСЕ была на заводе ММЗ (Молдавский металлургический завод, осуществляющий крупное производство и экспортные операции. - прим. авт.). Мы помогали экспертам МАГАТЭ, которые исследовали завод на радиоактивность. Они в течение недели проверили все производственные узлы и заключили, что массовой радиоактивности, связанной с металлоломом, якобы завезенным из Чернобыля, нет. Так что положительный опыт есть.
Насколько важен мониторинг для решения приднестровской проблемы?
Мониторинг может сослужить хорошую службу в одной из областей урегулирования. Власти и эксперты в Кишиневе говорят одно, приднестровцы - другое, а точной информации из третьих, беспристрастных источников у нас нет.
Конечно, у Приднестровья уже есть оружие. В разных военных частях есть тяжелая техника, стрелковое оружие, минометы и тому подобное. Поэтому я не знаю, необходимо ли вообще приднестровскому руководству производить оружие. Может, это делалось в прошлом.
Конечно, мониторинг может показать, что происходит сейчас. Мониторинг ВПК Приднестровья может укрепить доверие между сторонами. А это позволит достичь других договоренностей. Но мониторинг, конечно, не урегулирует конфликт сам по себе; есть вопросы, которые мы должны решить до того, как достигнем окончательного урегулирования. Шаг за шагом мы должны двигаться вперед.
Сергей Пирожков заявил, что Украина против экономической блокады Кишинева. Тираспольские СМИ связали эту реплику с молдо-украинскими договоренностями о новом порядке таможенных процедур. Насколько это соответствует действительности?
Я присутствовал при этом заявлении. Надо сказать, что, касаясь недопущения экономической блокады, господин Пирожков говорил только об этом. Давно известно, что Украина не собирается провоцировать какую-то блокаду на границе. Но, насколько я понимаю, точно такое же намерение и у молдавского правительства. Поэтому его слова меня не удивляют. Конечно, в Приднестровье подняли большую шумиху по поводу соглашения премьер-министров Молдовы и Украины от 30 декабря. Есть вполне понимаемая тревога со стороны предпринимателей. Когда вводится новый порядок, естественно, возникают вопросы. Поэтому необходимо объяснить, зачем это делается, в чем состоит новый порядок, каковы намерения и детали этих изменений. Как раз это шаг за шагом и делается.
По моему мнению, говорить о блокаде ошибочно. Из-за неурегулированности статуса Приднестровья невозможно применять общепринятые торговые правила на границе. И договоренность Молдовы и Украины я воспринимаю как шаг в направлении наведения порядка и применения международных правил. Приднестровским бизнесменам не следует бояться. Они смогут и дальше проводить внешнеэкономическую деятельность.
Из данного заявления можно создать большую проблему. Но нет никакой необходимости это делать. Надо стараться договариваться о новых правилах разделения полномочий в рамках переговорного процесса. Это решит некоторые основные вопросы - не только касательно таможенных правил. Хотелось бы, чтобы все участники процесса проявили готовность к диалогу.
Каждый раз после завершения очередного раунда переговоров в рамках формата "5+2" вы оценивали результаты переговоров как очень скромные. Какие перспективы у этого формата?
Да, сейчас движения мало, и оно не всегда вперед. Но дело в том, что мы провели всего три раунда переговоров. Возобновили их в новом, расширенном формате только в октябре. Я считаю, что преждевременно ожидать больших результатов точно так же, как преждевременно говорить, что у нас нет возможности достичь результата. США и Евросоюз только присоединились к переговорщикам. Нужно еще немного подождать. Я вижу признаки того, что ЕС и США вовлекаются, принимают все более активное участие; старые посредники также работают.
Надо помнить, что пропасть между сторонами была очень большая. Мы с большим трудом восстановили контакты и сам процесс переговоров. Ожидать, что можно сразу договориться по основным вопросам, - это слишком много. Разделение между сторонами было серьезное, атмосфера была напряженной. Напряженность сразу не исчезает. Я лично хотел бы больше сделать и большего добиться. Но пока действительность показывает, что если мы и движемся, то слишком медленно.
Насколько велика вероятность того, что переговоры снова прервутся?
Судя по истории процесса, есть всегда опасность того, что кто-то выйдет из переговоров, но я не думаю, что это случится. Переговоры идут пока не очень успешно, но надо помнить - с новыми участниками. Значит, и с новыми возможностями. Когда появится прогресс - трудно сказать, но возможности есть. Не надо так легко терять надежды. Нужно дать процессу развиться полностью.
Министерство реинтеграции называет положение, в котором сейчас находятся восемь левобережных сел под контролем Кишинева, гуманитарной катастрофой. Вы согласны с таким определением?
Ситуация в селах на левом берегу очень тяжелая. Вне зависимости от определений, она неприемлема. Мы постоянно стараемся найти выход из создавшегося положения. Надо что-то делать, это просто несправедливо. Идет спор между властями, но нельзя, чтобы люди страдали.
Тот факт, что на экстренном заседании ОКК (Объединенная контрольная комиссия - прим. ИА REGNUM) было достигнуто соглашение о разрядке напряженности вокруг плотины, дает надежду, что, может быть, в течение недели будут приняты рекомендации ОБСЕ и вся эта ситуация разрешится. Первый положительный шаг уже предпринят (сняты металлические заграждения - прим. авт.), есть признаки того, что могут последовать и другие шаги.
Как решение Косовского конфликта может повлиять на приднестровское урегулирование?
Я не знаю, какое будет решение по Косово. Есть разные заявления. Может, Косовский край получит в этом году независимость. Что касается Приднестровья, то здесь ситуация во многом абсолютно несравнима с тем, что происходило и происходит в Косово. Слава Богу, нет такой этнической и религиозной враждебности, которая есть на Западных Балканах, в том числе в Косово. Я там работал. Там людям не только надо объяснять, что нельзя убивать своего соседа, им нужно доказывать, что это нехорошо. Заходишь в гости к сербу, а он говорит: "Не оставляйте машину перед домом, а то албанцы ее или обчистят, или разобьют". То же самое говорят албанцы. А тут, вы знаете, многие полицейские живут в населенных пунктах под юрисдикцией Тирасполя, а полицейские участки находятся в селах под контролем Кишинева. Каждый день они ходят на работу. Так что сравнивать невозможно. Тут нам не приходится защищать жизни людей.
По сравнению с Косово, в Молдове вообще нет конфликта. Здесь отсутствует народное противостояние, есть лишь личные интересы представителей власти. Поэтому нам не нужно будет принимать такие меры, как в Косово. В Молдове значительно легче достичь урегулирования".
Еще один план приднестровского урегулирования
15 февраля группа из 15 экспертов, представляющих 12 авторитетных неправительственных организаций (НПО) Молдавии, Украины и Румынии, предложила на суд общественности новый план приднестровского урегулирования. На конференции, на которой был представлен документ, присутствовал министр реинтеграции РМ Василий Шова, пишет "Время". Как отмечает газета, в первую очередь план интересен тем, что является инициативой гражданского общества. Пока политические структуры не могут похвастаться долговременными и прочными связями с третьим сектором, но уже были позитивные прецеденты. И, кстати, в той же области. Институт общественных политик (IPP) разработал формулу "три Д" (демократизация, демилитаризация, декриминализация - прим. ИА REGNUM) для решения приднестровского конфликта. В разработке представленного "Трехстороннего плана решения приднестровской проблемы" этот общественный институт также принимал непосредственное участие. Примечательно, что некоторые из разработчиков раньше позиционировали себя как радикальную гражданскую оппозицию и чаще всего ограничивались критикой власти. В этот раз оппозиционеры вышли с позитивными предложениями. Украина и Румыния тоже представлены известными экспертами. Например, Олександром Сушко, представляющим НПО, созданное министром иностранных дел Украины Борисом Тарасюком, и Натальей Белитцер, которая, как полагают, имеет большое влияние на Юлию Тимошенко.
По сути, документ большей своей частью попадает в русло плана Ющенко, считает молдавская газета. Скорее его можно назвать детализированными комментариями к нему. В документе тщательно расписываются шаги по демократизации и демилитаризации региона. Особенной является глава, в которой расписаны адресные рекомендации сторонам, участвующим и заинтересованным в разрешении приднестровской проблемы: отдельно для ЕС, Румынии, Молдавии т.д., пишет "Время". Вместе с тем в предложенном документе есть особенности, отличающие его от стратегии украинского плана. В первую очередь, в урегулировании эксперты относят более существенную роль Румынии. В частности, авторы предлагают даже расширить формат переговоров за счет включения в него юго-западного соседа Молдавии, а статус ЕС и США (сейчас Евросоюз и США имеют статус наблюдателей на переговорах по приднестровскому урегулированию - прим. ИА REGNUM) повысить до полноценного, трансформировав тем самым формат "5+2" в "8". Еще одно новшество - общественные институты трех стран предлагают покончить с нейтральным статусом Молдавии и вступить в НАТО. И третий элемент - лексика плана построена на более жестких формулировках, описывающих суть "приднестровского режима".
Комментируя услышанное, министр реинтеграции Василий Шова назвал инициативу, безусловно, нужной и положительной. "Мы всегда открыты для диалога с гражданским обществом, тем более, если предложения лежат в русле украинского плана урегулирования и внутреннего молдавского законодательства. Общество действительно должно принимать как можно большее участие в решении этой проблемы. К сожалению, за столом я не вижу представителей гражданского общества Левобережья. Вместе с тем, принимая большую часть предложений, Министерство реинтеграции не может согласиться с целым рядом пунктов", - подчеркнул министр. Позже для газеты "Время" Василий Шова добавил, что самым спорным моментом плана, на его взгляд, является предложение об отказе государства от нейтралитета. "Это предложение противоречит Конституции, и я не могу назвать его перспективным. Но, конечно, высказываться и выступать с инициативами никто никому не запрещает", - заявил министр реинтеграции.
Олександр Сушко сообщил для "Времени", что в Киеве не существует единого видения приднестровской проблемы. "Политический спектр у нас богатый, некоторые пытаются спекулировать на примитивном понимании национальных интересов, намекая на то, что молдавское Левобережье когда-то было в составе Украины. Но постепенно начинает превалировать мнение, что приднестровский конфликт - безусловно, искусственный - несет в себе реальную угрозу для Украины. Ведь культурная пропасть между Донецком и Львовом несравненно глубже, чем различия между людьми, проживающими на левом и на правом берегу Днестра. Поэтому сепаратизм у нас может пустить куда более глубокие корни, особенно если пример не за горами. Так что все меньше и меньше политиков, желающих укреплять украинскую государственность, готовы спекулировать на этой теме", - сказал Сушко.
Теперь предложенный план урегулирования будет тщательно изучен Министерством реинтеграции (на его презентации сотрудников МИДЕИ не было). В ближайшее время Василий Шова представит официальный комментарий.
Посол США в РМ будет рада, если Молдавия вступит в НАТО
Чрезвычайный и полномочный посол США в Молдавии Хетер М. Ходжес заявила, что "лично она обрадуется, если в один прекрасный день Молдова вступит в НАТО". Посол заявила об этом в послании газете "Flux", опубликовавшей материал на тему "Нужна ли НАТО Республика Молдова?", передает "ИНФОТАГ".
Посол отмечает, что "США, как и любой другой союзник по НАТО, никогда не согласятся на принятие какой-либо страны в Вашингтонский договор, пока они не убедятся, что соответствующая страна желает и может поддержать наши общие ценности и способствовать их совместной защите". "Почему в таком случае США хотят помочь Молдове реформировать и модернизировать свои оборонные структуры? Все очень просто. Потому что мы видим в Молдове ценного партнера и друга в попытке справиться со сложностями, с которыми мы сталкиваемся в современном мире. Потому что мы верим, что Молдова исповедует наше обязательство бороться с терроризмом, за демократию и стабильность в регионе и за его пределами. Потому что когда наши вооруженные силы работают плечом к плечу, как это сделали в Боснии, а теперь в Ираке, хочется верить, что они успешно действуют вместе", - заявила Хетер М. Ходжес.
Посол отметила, что НАТО "является уже более 50 лет защитником свободы и демократии на Западе и жизненно важным связующим звеном между Северной Америкой и Европой". "Верим ли мы в Молдову, как будущего члена НАТО? Возможно, но если только молдаване сами решат, что это как раз то, чего они себе желают", - говорится в послании Хетер М. Ходжес, которое цитирует "ИНФОТАГ".
Визит главы румынского МИДа
Румыния готова составить совместно с Молдавией график работы по Межправительственному соглашению о партнерстве для Европы, которое подтвердит интерес румынских властей к европейским перспективам Республики Молдова. Об этом заявил 17 февраля, выступая перед журналистами по завершении первого дня визита в Кишинев, министр иностранных дел Румынии Михай Резван Унгуряну. "Мы очень близко подошли к завершению переговоров по подписанию Соглашения о режиме взаимных поездок и виз, которое предстоит подписать до 2007 года. Мы не рассматриваем визы как своего рода способ цензуры для поездок молдавских граждан в Румынию", - заявил Михай Резван Унгуряну. Он заверил, что существует стремление к проявлению в этом вопросе максимальной гибкости и что румынские власти готовы даже упростить процедуру получения румынского гражданства, сообщает МОЛДПРЕС.
Как отметил Михай Резван Унгуряну, он предложил своему молдавскому коллеге заключить соглашение о юридическом статусе воинских захоронений. "Если нам удалось подписать подобное соглашение с Российской Федерацией, не вижу, что могло бы помешать этому с Республикой Молдова", - цитирует главу румынского МИДа МОЛДПРЕС.
Говоря о стремлении Республики Молдова к интеграции в Европейский союз, румынский министр заявил, что "Молдове должен быть предоставлен такой же шанс, какой Брюссель предоставил странам западных Балкан, а мы готовы помочь ей на этом пути своим намерением сотрудничать посредством политических решений". Затронув проблему приднестровского урегулирования, Михай Резван Унгуряну выразил неудовольствие результатами переговоров в формате "5+2", подчеркнув необходимость более очевидного включения ЕС в этот процесс. "До тех пор пока приднестровский регион находится примерно в 200 километрах от румынской границы, он представляет для Румынии беспокойство в плане безопасности, и могу вас заверить, что Бухарест весьма чувствителен к этой проблеме", - отметил румынский министр, передает МОЛДПРЕС.
"Румыния есть и будет надежным партнером Молдовы и обеспечит содействие, как в приднестровском урегулировании, так и в достижении евроинтеграционной цели", - заявил 17 февраля министр иностранных дел Румынии Михай Резван Унгуряну на встрече с премьер-министром РМ Василием Тарлевым. Унгуряну, который находится в Кишиневе с официальным визитом, отметил, что уже налажено прочное сотрудничество министерств, агентств и ведомств двух стран и теперь предстоит укреплять торгово-экономические отношения между представителями бизнеса. В ходе встречи были затронуты вопросы, касающиеся расширения и углубления связей во всех представляющих взаимный интерес областях. Василий Тарлев и Михай Резван Унгуряну высказались за усовершенствование правовой базы с целью устранения препон на пути сотрудничества между бизнесменами двух стран, передает МОЛДПРЕС.
Василий Тарлев обратился к румынской стороне за содействием в обеспечении льготного режима поездок по Шенгенской зоне для молдавских граждан. Премьер-министр РМ предложил укреплять сотрудничество в торгово-экономической области, осуществлении энергетических проектов, в частности таких, как строительство высоковольтной ЛЭП Бэльц-Сучава, электрификация железной дороги Яссы-Бендер, в поиске возможностей и путей диверсификации источников энергоносителей, сообщает МОЛДПРЕС.
Заместитель премьер-министра, министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Андрей Стратан призвал румынского коллегу ввести упрощенный визовый режим для граждан Республики Молдова после вступления Румынии в Европейский союз. В ходе встречи Унгуряну представил проект протокола о сотрудничестве между профильными министерствами. В ходе двусторонних консультаций, которые состоятся в 2006 году, молдавские и румынские эксперты обсудят вопросы, касающиеся консолидации правовых рамок двух государств, возобновления переговоров по соглашениям, регулирующим двусторонние политические связи. Андрей Стратан поблагодарил румынскую сторону за постоянную поддержку на международном уровне действий руководства Республики Молдова, направленных на реинтеграцию страны и поиск устойчивого решения приднестровской проблемы, информирует МОЛДПРЕС.
Стороны обсудили перспективы европейской интеграции Республики Молдова, в частности в контексте внедрения Плана действий РМ-ЕС. Михай Резван Унгуряну сообщил об инициативе Румынии подписать общее соглашение о европейском партнерстве между правительствами Молдавии и Румынии, в котором будут содержаться важные положения, касающиеся евроинтеграции. Стратан и Унгуряну также обсудили взаимодействие двух государств в рамках региональных и международных организаций, в частности отмечалась поддержка Румынии, оказываемая Республике Молдова в рамках Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе, Пакта стабильности и других региональных инициатив, передает МОЛДПРЕС.
Молдавские политологи не верят в перспективы ГУАМ
16 февраля в Тбилиси прошло специальное заседание ГУАМ, посвященного проблемам энергетической безопасности. Молдавская делегация отправилась в столицу Грузии с пакетом предложений.
Как сообщил 14 февраля агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА" вице-премьер, министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Андрей Стратан, "основное предложение Молдовы - продолжить участие государств организации в различных связанных с энергетикой программах, уже стартовавших на сегодняшний день. Речь идет, например, о программах по строительству газопроводов и сотрудничеству в области транспортировки нефтепродуктов". "На заседании в Тбилиси делегации Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы намерены обобщить предложения четырех стран, придя к взаимному решению", - отметил Стратан.
ГУАМ (Грузии, Украине, Азербайджану, Молдавии) для реализации совместных энергетических проектов нужны значительные инвестиции, которыми эти страны не располагают, считает руководитель Центра стратегических исследований РМ Анатолий Гудым. Комментируя для ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА" перспективы специального заседания в рамках ГУАМ по проблемам энергетической безопасности, Гудым сказал: "Ясно, что основная идея стран ГУАМ по обеспечению энергетической безопасности основывается на доступе к среднеазиатским энергетическим ресурсам. Однако, несмотря на кажущуюся теоретическую легкость реализации этих проектов, сложность состоит в практическом их воплощении. Ведь это требует внушительных инвестиций. А участники ГУАМа не обладают таковыми". По мнению Гудыма, "в сложившейся ситуации создается впечатление, что ГУАМ противопоставляет себя СНГ". "Но нужно четко понимать, что Российская Федерация является основным поставщиком энергоресурсов не только для Европы, но и для всей Евразии, - сказал он. - Молдова как небольшое государство, конечно же, должна искать альтернативные источники энергообеспечения, однако следует стараться поддерживать хорошие отношения со всеми странами".
Директор молдавского института демократии Игорь Боцан считает, что "ГУАМ был задуман как своего рода неполитическая организация, которая должна была общими усилиями ее членов решать экономические вопросы, в том числе и энергетические, воссоздать так называемый "шелковый путь" и многое другое". "Много чего в рамках ГУАМ было наговорено, а оказалось, что, пока шли эти красивые разговоры, Россия работала, - заметил Боцан. - Закупила практически весь газ у Туркменистана и Узбекистана, подписала договоры о транзите через ее газопроводы и другие. То есть, пока члены ГУАМ говорили, Россия все спокойно и деловито решала, предпринимая усилия для того, чтобы проекты в ГУАМ не реализовались". Политолог напомнил, что "президент Молдовы Воронин говорил: у ГУАМ есть будущее, только если организация сможет решить энергетические проблемы". "Но, возьмем, к примеру, то, что случилось с нефтепроводом Одесса-Броды, - сказал Боцан. - Были разговоры в рамках ГУАМ, а когда его построили - Молдову обошли", цитирует политолога ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА".
Долг Молдавии перед "Газпромом" передан другому кредитору
Министр экономики и торговли РМ Валерий Лазэр подтвердил, выступая на радиостанции "Свободная Европа", что долги Молдавии перед российским "Газпромом" перепроданы другому кредитору. "Это дочерняя компания того же "Газпрома", просто они решили перевести долг на дочернюю компанию, чтобы очистить свой баланс. Акции "Газпрома" выставляются на бирже, и таким образом администрация концерна хочет показать, что все прекрасно", - сказал министр Лазэр.
Российский "Газпром" в декабре 2005 г. переуступил компании "Факторинг-Финанс" права требования по долгу Молдавии за поставки газа в 1997-2004 г. в объеме $1,2 млрд. Об этом говорится в опубликованном ежеквартальном отчете ОАО "Газпром" за IV квартал 2005 г. В документе уточняется, что указанная сумма включает штрафные санкции по договорам этого периода, исключая 1996 г., долг по штрафам за который составляет $91,71 млн., передает InfoMarket.
Как отмечается в отчете, переуступка ООО "Факторинг-Финанс" прав требования по долгу Молдавии была осуществлена на основании Договора цессии № 8ФФ-2005. Основной общий долг Молдавии за российский природный газ составил на начало 2006 г. $687,12 млн. Данная сумма не учитывает начисленные пени и штрафные санкции. При этом основной долг правобережной Молдавии "Газпрому" составляет $120,1 млн. Он остался на уровне прошлого года, поскольку за текущие поставки газа молдавская сторона рассчитывалась на уровне 100%, сообщает InfoMarket. Основной долг Приднестровья за российский газ увеличился в 2005 г. на $25 млн. и на начало 2006 г. составил $567,02 млн.
"Необходимо учесть психологический аспект сделки. "Газпром" не хочет стать пугалом на бывшем советском пространстве и решил передать право требования по долгу Молдовы компании с очень поэтическим названием - Factoring-Finance. В Средневековье в Польше и России существовали рекуперационные учреждения, посредством которых бояре за определенные комиссионные выбивали долги из крестьян. Слишком много упреков раздается со стороны Запада, поэтому и решили сделать этот тактический ход, особенно если учесть, что "Газпромом" управляет человек из окружения Кремля", - высказал свое мнение БАСА-пресс директор Центра стратегических разработок и реформ Анатолий Гудым.
Несмотря на заверения властей в том, что Молдавия на протяжении последних лет стопроцентно рассчитывается за расход газа, многочисленные вопросы витают над порядком оплаты текущего потребления и формирования долга. Тем не менее, эксперты настроены оптимистично и считают маловероятным, что новый кредитор Республики Молдова потребует в срочном порядке возмещения всей суммы. БАСА-пресс напомнило, что речь идет о 1,2 млрд. USD, сумме, эквивалентной государственному долгу Молдавии. Если же это произойдет, правительство рискует оказаться неплатежеспособным, отмечает агентство.
17 февраля вступили в силу новые тарифы на природный газ, поставляемый в Молдавию из России. 14 февраля постановлением Национального агентства по регулированию в энергетике РМ тарифы на природный газ для конечных потребителей Республики Молдова увеличены на первый квартал на 37,2%, пропорционально росту закупочной цены на газ, импортируемый из России. Бытовые потребители, расходующие в месяц до 30 кубометров природного газа, будут платить по 1460 лей (113 USD) за тысячу кубометров вместо 1 080 лей в настоящий момент. Расход газа, превышающий 30 кубометров, будет оплачиваться из расчета 1870 лей (против нынешних 1360 лей). По аналогичным тарифам будут платить хозяйствующие субъекты. Для теплоэлектроцентралей тариф составит 1160 лей за тысячу кубометров газа (нынешний тариф - 846 лей), для остальных энергетических предприятий - 1368 лей за тысячу кубометров (вместо 1000 лей), сообщает БАСА-пресс. Новые тарифы действительны до 1 апреля, а в случае, если концерн "Газпром" еще повысит цены на поставляемый Молдавии природный газ, будут пересмотрены и расценки для конечных потребителей.
Представители молдавско-российского АО "Молдова-газ" разочарованы ценами на природный газ, установленными Национальным агентством по регулированию в энергетике (НАРЭ). По их мнению, новые тарифы не покрывают производственных затрат и в итоге предприятие окажется не в состоянии расплачиваться с российским концерном "Газпром" за текущее потребление газа. Председатель правления АО "Молдова-газ" Геннадий Абашкин заявил на открытом заседании НАРЭ, что средний тариф для конечных потребителей следовало увеличить на 56,6% с тем, чтобы предприятие могло рассчитываться с "Газпромом" по текущим платежам. Абашкин подчеркнул, что при определении тарифов НАРЭ отказалось взять в расчет целый ряд факторов, таких, как изношенность основных средств, уровень инфляции, повышение зарплаты персонала в соответствии с постановлением правительства, другие расходы, связанные с обслуживанием кредиторских долгов предприятия перед "Газпромом" в размере 120 млн. USD, пишет БАСА-пресс.
Представители других энергетических предприятий также выразили недоумение по поводу новых тарифов, установленных НАРЭ. Директор "Термокома" - главного поставщика тепловой энергии в Кишиневе - Дионис Анточел заявил, что новые тарифы "еще больше обострят кризис в энергетической системе". Он считает, что тарифная политика, практикуемая на газовом рынке страны, неадекватна рыночной экономике и что в этом случае налицо перекрывающиеся дотации. По мнению Анточела, тариф на природный газ для бытовых потребителей должен значительно превышать стоимость газа для энергетических предприятий, по примеру стран с функциональной экономикой. "В Молдове энергетический комплекс косвенно субсидирует содержание газораспределительной системы в частном секторе, потому что расходы на обеспечение бытовых потребителей природным газом значительно выше затрат на обеспечение крупных потребителей", - цитирует Анточела БАСА-пресс.
По словам генерального директора НАРЭ Анатолия Бурлакова, агентство согласно рассмотреть и договориться с операторами энергетического сектора о пересмотре правил установления тарифов на энергоносители, но это должно произойти постепенно. Бурлаков заявил также о готовности НАРЭ обсудить возможное повышение тарифов на тепловую и электрическую энергию, если энергопредприятия выйдут с соответствующим предложением и представят экономические отчеты о работе за прошлый год.
Увеличение тарифов на газ - "первая ласточка" массового повышения цен, убежден председатель Всеобщей конфедерации профсоюзов РМ Петр Кирияк. Свое мнение он пояснил в интервью "ИНФОТАГ".
"Профсоюзы знали, что Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) рассчитывает новые тарифы? Учитывалось ли мнение профсоюзов при окончательном решении по новым тарифам на газ?
Мы узнали о пересмотре тарифов из газет, как и основное население страны. И нас просто поставили перед фактом, когда административный совет НАРЭ (два человека - "И") на заседании во вторник единогласно проголосовал за принятие тарифов - почти на 40% больше прежних. Такое впечатление, что это повышение произведено автоматически, исходя из того, что примерно на столько же повысилась цена отпускаемого Молдове газа - с $80 до $110 за тысячу кубометров.
Как отразится на населении повышение тарифов?
Оно скажется негативно на всех, начиная от простого труженика до всей экономики в целом. Рост тарифов - "первая ласточка" массового повышения цен на всё. Неминуемо подорожает электро- и теплоэнергия, за ними - промышленные товары, продовольствие, вплоть до товаров первой необходимости - хлеба и молока.
Разговоры правительства о том, что экономика и население не пострадают - не более чем разговоры, как и обещания компенсаций социально уязвимым слоям населения. Во-первых, компенсации ничтожны, во-вторых, их получают не так уж много граждан.
А работники бюджетной сферы, которых недавно порадовали повышением зарплат на 40%, вновь оказались у "разбитого корыта". Новые тарифы и неминуемый виток цен сведут повышение к нулю.
Какой выход видят профсоюзы из создавшейся ситуации?
Трехсторонней комиссии правительство-патронат-профсоюзы следует срочно сесть за стол переговоров и выработать общее решение. Заседание намечено на 24 февраля. Мы будем настаивать на том, что минимальная зарплата должна быть не ниже прожиточного минимума - 812 леев ($62)".
15 февраля министр экономики и торговли РМ Валерий Лазэр заявил, что рост цен на все услуги вследствие повышения тарифов на газ не аргументирован. Теплоэнергия, стекло и цемент являются основной продукцией, которая должна подорожать в результате увеличения тарифов на природный газ. Электроэнергию это затронуть не должно, подчеркнул министр, передает Info-Prim Neo. По словам Лазэра, некоторые экономические агенты, которые напрямую не зависят от потребления газа, попытаются спекулировать на повышении тарифов на газ, чтобы увеличить цены на собственную продукцию и услуги, но это не аргументировано. Правительство не может вмешаться, но будет отслеживать это явление, пообещал министр. "Естественно, что цены возрастут на некоторые товары и услуги, в структуре производственной стоимости которых потребление природного газа или тепло- или электроэнергии значительно. Таким образом, должны увеличиться цены на теплоэнергию, на стекло, в структуре производства которого природный газ занимает 20%, цемент, при изготовлении которого также требуется значительный объем газа", - сказал Валерий Лазэр.
По мнению министра, новый тариф на газ не повлияет на конкурентоспособность отечественной продукции, поскольку цены на газ выросли не только в Молдавии, но и на Украине, в Румынии, Болгарии и т.д., и эти страны находятся в такой же ситуации. Вместе с тем Лазэр считает, что подорожание газа сможет повлиять на рост экономики. По его словам, пока "нельзя с точностью сказать, сколь серьезным будет это воздействие, поскольку есть и другие переменные, но, в случае негативного воздействия, будут приняты меры", сообщает Info-Prim Neo. Лазэр отметил также, что уже начался перерасчет адресных компенсаций для некоторых категорий населения.
На вопрос журналистов, когда будут возобновлены переговоры с "Газпромом", министр сказал, что "переговорный процесс не предполагает в обязательном порядке физическое присутствие" и что "он уже продолжаются посредством писем". Лазэр отметил, что есть желание добиться меньшей цены, чем сейчас. Но "Газпром" будет настаивать, по меньшей мере, на сохранении нынешней. "Переговоры по цене на газ будет вести, как и до сих пор, АО "Молдова-газ", но правительство, в качестве акционера и партнера по бизнесу, будет обсуждать формулу сотрудничества", - подчеркнул Лазэр.
И все же правительство Молдавии направило "Газпрому" предложение о продолжении переговоров по условиям поставок газа на долгосрочный период. Об этом агентству InfoMarket сообщил председатель правления российско-молдавского совместного предприятия АО "Молдова-газ" Геннадий Абашкин. По его словам, молдавская сторона надеется, что в ближайшее время удастся согласовать дату переговоров и продолжить с российским газовым холдингом диалог для согласования условий деятельности совместного предприятия "Молдова-газ".
Геннадий Абашкин надеется на то, что молдавская и российская стороны достигнут компромисса по выработке формулы расчета цены на российский газ для Молдавии. Он выразил уверенность, что "Газпром" и правительство РМ, являющиеся акционерами "Молдова-газ", будут стремиться к формированию экономически обоснованных цен, пишет InfoMarket.
Председатель правления АО "Молдова-газ" отметил, что цены на газ для Молдавии в ближайшее время не будут уменьшаться, а, скорее всего, будут расти. Он подчеркнул, что тенденция роста цен на газ, как на невозобновляемый ресурс, отмечается повсеместно. Геннадий Абашкин напомнил, что в настоящее время стоимость 1 литра бензина в Молдавии составляет примерно $1, тогда как несколько лет назад его цена была равна 5-6 леям, или $0,5, сообщает InfoMarket.
Инвестиции предприятия "Молдова-газ" в газовую отрасль в течение 2004-2005 г. составили 80 млн. леев ($6.18 млн.). По словам Абашкина, эти средства компании были инвестированы в развитие газовых сетей. Глава "Молдова-газ" отметил, что объем инвестиций предприятия мог быть больше, если бы Национальное агентство по регулированию в энергетике при определении тарифа на транспортировку и поставку газа потребителям учитывало бы реальные затраты компании.
Половина от общих объемов газа, потребленного в феврале, будет оплачиваться потребителями по старому тарифу, а вторая половина - по новому. Такой подход, сообщил Абашкин, будет применен компанией, если Национальное агентство по регулированию в энергетике не даст дополнительных разъяснений на этот счет.
Пасату предъявлено официальное обвинение в попытке захвата власти
Генеральная прокуратура Молдавии предъявила 15 февраля бывшему министру обороны РМ Валерию Пасату официальное обвинение в попытке захвата власти. Следователи прокуратуры предъявили Пасату постановление о признании его подозреваемым по статье 339 УК Молдавии "Захват государственной власти", а также статьям 26 и 145 УК "Подготовка умышленного убийства в целях содействия совершению другого преступления", передает "ИНФОТАГ".
В сообщении пресс-службы Генеральной прокуратуры говорится, что Пасат вместе с бывшим заместителем министра обороны Молдавии Анатолием Губогло, а также другими лицами (их имена не называются) предприняли перед парламентскими выборами в 2005 г. ряд действий, направленных на захват власти в Молдавии. Согласно сообщению, в целях дестабилизации общественно-политической ситуации в Молдавии Пасат планировал проведение акций протеста и убийство лидера Христианско-демократической народной партии Юрия Рошки. В сообщении высказывается предположение, что впоследствии вину за убийство планировалось возложить на президента Молдавии Владимира Воронина.
На просьбу корреспондента "ИНФОТАГ" прокомментировать отношение к официальному обвинению самого Пасата, его адвокат сказал, что его подзащитный отказался знакомиться с документами. "Пасат сказал, что проводимая процедура является ни чем иным, как продолжением политического заказа властей Молдовы", - сказал адвокат.
Молдавская парламентская делегация доложит 21 февраля на заседании Парламентского комитета по сотрудничеству Молдавия-Европейский союз в Брюсселе о деле экс-министра обороны РМ, бывшего главы Службы информации и безопасности республики, советника главы РАО "ЕЭС" Валерия Пасата, приговоренного в Кишиневе к десяти годам заключения. Как стало известно 17 февраля агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА" из источников в парламентских кругах, в законодательный орган поступило письмо от европейской стороны в комитете по сотрудничеству РМ-ЕС с просьбой изложить на заседании все подробности этого уголовного дела.
Евросоюз интересуется судьбой экс-министра уже не впервые. 25 мая 2005 года в адрес руководителя миссии Молдавии при европейских сообществах Евгения Карпова поступило письмо от одного из депутатов Европарламента. Депутат просил ознакомить его с условиями содержания Валерия Пасата. Тогда просьба осталась без ответа, сообщили агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА" в парламенте РМ.
В январе суд Кишинева приговорил экс-министра обороны РМ, бывшего директора Службы информации и безопасности Валерия Пасата к десяти годам лишения свободы. Пасат признан виновным в превышении должностных полномочий, которое повлекло тяжкие последствия. Валерий Пасат был арестован в аэропорту Кишинева 11 марта 2005 года. Генпрокуратура изначально предъявила ему обвинение в превышении должностных полномочий, которое повлекло тяжкие последствия (часть третья статьи 185 УК РМ). По версии обвинения, это выразилось в заключении сделки по продаже самолетов "МиГ-29" в 1997 году, когда Пасат занимал пост министра обороны. Обвинение оценивает нанесенный государству этой сделкой ущерб в $53 миллиона. Кроме того, Пасату предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением, совершенным должностным лицом (часть вторая статьи 327 УК). Генпрокуратура считает, что в бытность министром обороны Пасат через иностранную фирму провел сделку по продаже систем залпового огня "Ураган" и боеприпасов к ним по заниженным ценам. Обвинение оценивает ущерб государству от этой сделки в $1,8 миллиона. В начале октября 2005 года прокуратура добавила еще один пункт обвинения по статье "Нанесение материального ущерба в особо крупных размерах" - Пасату вменили в вину незаконную продажу словацкой фирме JOI систем залпового огня "Ураган", оценив материальный ущерб государству от этой сделки в $80 тысяч. В феврале этого года Генпрокуратура предъявила уже осужденному Пасату новые обвинения - по статье 339 УК РМ "Захват государственной власти", а также по статьям 26 и 145 УК "Подготовка умышленного убийства в целях содействия совершению другого преступления".
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Эр-Рияд трижды предупреждал Берлин об угрозе теракта в Магдебурге
- Путин предложил выделять дополнительные выходные работникам с детьми