Уже вряд ли кто-то превзойдет Ельцина в решительности: интервью губернатора Читинской области ИА REGNUM
1 февраля в карьере губернатора Читинской области Равиля Гениатулина знаковая дата - ровно 10 лет назад, 1 февраля 1996 года, Президент России Борис Ельцин в день своего 65-летия подписал указ о назначении Гениатулина на должность главы областной администрации. Осенью 1996 года Равиль Гениатулин победил на губернаторских выборах и сохранил за собой пост главы администрации области. После этого были победы на губернаторских выборах 2000 и 2004 годов. 1 февраля в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Равиль Гениатулин поделился воспоминаниями о назначении 10-летней давности, о первой встрече с Борисом Ельциным, рассказал об основных итогах работы и о своих планах на будущее.
ИА REGNUM: Равиль Фаритович, какие ощущения вы испытывали, когда Ельцин подписал указ о вашем назначении?
В 1996 году мне было всего 40 лет, а тут сразу на такую должность, да тем более в 1996 году, когда страна была на перепутье. Очень непростое время и было немного не по себе. После этого прошло 10 лет, которые всех нас потрясли. Мир стал другим, и мы стали другими, изменилось общество. За эти 10 лет произошла, не побоюсь этого слова, революция - революция в головах, в экономике, во всех сферах жизни. 10 лет менялась страна, и мы были не сторонними наблюдателями, а непосредственными и активными участниками процесса.
ИА REGNUM: Что для вас, как для человека, дали эти 10 лет в целом?
Конечно, за это время все мы повзрослели. Все чему-нибудь у кого-нибудь учимся. У Бориса Николаевича я тоже многому научился, брал на вооружение его решительность. В этом аспекте, наверное, никто уже не его превзойдет - все мы помним, как он и на танк забирался, и как выступал на пленуме в конце 80-х годов. У меня, конечно, другие методы - на танки я не забираюсь, да и необходимости в этом, слава Богу, нет. Но если я принял какое-то решение, то доведу его до логического завершения. И этому я тоже учился у Бориса Николаевича - решительности ему было не занимать.
ИА REGNUM: Когда вы впервые встретились с Борисом Николаевичем?
Первая встреча произошла через 3 месяца после моего назначения - в мае 1996 года в Кремле. Это был исторический момент для Читинской угольной компании (предприятие объединило крупнейшие угольные разрезы на территории Читинской области, а позже вошло в структуру ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" - ИА REGNUM). Итогом встречи стал уникальный случай, когда в течение 1,5 часов был подписан и выпущен в свет указ Президента о создании ЧУК.
Ситуация развивалась так. Я записался на прием по разным вопросам по ситуации в Читинской области. Необходимо было решить ряд конкретных вопросов. Один из них касался разделения Восточно-Сибирской угольной компании с выделением из ее состава Читинской угольной компании. Был подготовлен проект указа, на нем стояло несколько виз, но ключевой была виза Лившица (Александр Лившиц, в мае 1996 года министр финансов Российской Федерации - ИА REGNUM). То есть Лившиц и Ельцин - это, можно сказать, отцы-основатели угольной компании.
Зайдя в кабинет к Борису Николаевичу, я проинформировал его о ситуации в области. Хочу отметить, что Ельцин всегда и со всеми разговаривал на "вы", даже в общении один на один никогда не переходил на "ты". Он внимательно прочитал указ, посмотрел на меня и спросил, насколько срочно необходимо его подписать. Я ответил: "Борис Николаевич, я бы не пришел к вам, к президенту страны, если бы вопрос не был "горящим". Этого решения ждут несколько тысяч, а может и десятков тысяч людей в Читинской области". Борис Николаевич взял ручку, поставил свою знаменитую роспись и спросил, когда я улетаю. Самолет до Читы был вечером. Он спрашивает: "Указ нужен немедленно?" Я сказал, что в область желательно вернуться с подписанным документом. Он нажимает кнопку, заходит помощник, перед которым ставится задача - через 1,5 часа указ должен быть готов. Это было действительно волевое решение, ведь проект указа с юридической точки зрения был весьма сомнителен. Но авторитет Бориса Николаевича был чересчур высок. Меня подхватывают, ведут по кабинетам, и не проходит и полутора часов, как я выхожу на Васильевский спуск с папкой, в которой лежит подписанный документ. Это был шок для руководства Восточно-Сибирской угольной компании в Иркутске. Но никто не посмел пошевелить ни одним пальцем, чтобы оспорить указ.
Эти уроки решительности, полученные у Ельцина, позволили в первое время работы на столь ответственном посту набрать уверенности, я стал действовать более решительно. Время-то было какое - стачки, забастовки, долги по зарплате. Порой приходилось принимать очень и очень непопулярные решения. С высоты 2006 года многие решения середины 90-х годов были именно такими - сомнительными с юридической точки зрения, но единственно верными. Жизнь требовала принятия волевых решений.
ИА REGNUM: Вам очень часто задают вопросы о том, что изменилось в стране и области за время вашего руководства регионом. Если не останавливаться на каких-то конкретных экономических показателях, заработавших ГОКах и выросших зарплатах - что же все-таки изменилось?
В 90-х годах многие были уверены, что через плюрализм и абсолютную свободу можно прийти к величайшему благосостоянию. Сейчас, я думаю, все поняли, что это утопия. Пришло понимание того, что без тяжелого повседневного труда ничего в этом мире не добьешься. Переход к рынку, к свободе и демократии не означает автоматического роста благосостояния. Люди начали понимать, что для того, чтобы жить хорошо, надо много и долго трудиться. Всем нам пришлось переболеть детской болезнью свободы.
Во-вторых, Россия получила возможность общаться с другими странами, с другими цивилизациями, можно сказать. У нас есть возможность сравнить и сопоставить опыт других стран, взяв на вооружение самое лучшее, и отбросив негатив. За эти 10 лет мы сделали первые шаги по пути интеграции в мировую экономику.
Впереди еще предстоит непростой путь, десятка на полтора лет нам хватит переходного периода. Но в том, что мы уже сейчас идем по правильному пути, нет никаких сомнений. Все теперь в наших руках - будем серьезно, настойчиво и профессионально работать, будет результат.
ИА REGNUM: Равиль Фаритович, какие планы на будущее?
Недавно один ветеран посчитал, что по продолжительности нахождения на этой должности в истории Читинской области я занимаю то ли 3, то ли 4 место, и пожелал мне, чтобы я в этом списке стал первым. Это, конечно, не самоцель, но я собираюсь работать, пока мне будут доверять люди, и пока я буду чувствовать в себе силы и способности. В развитии Читинской области наступает очень интересный период - в пределах 5 лет нашему бюджету можно приблизиться к самодостаточности с точки зрения минимальной бюджетной обеспеченности. Это очень серьезный задел для будущих поколений, который позволит Читинской области спокойно развиваться. У нас есть для этого все - люди, ресурсы. Необходимы только правильные управленческие решения, грамотное выстраивание отношений с инвесторами, четкая экономическая, промышленная, социальная политика.
Справка ИА REGNUM: Равиль Гениатулин родился 20 декабря 1955 года в Чите. Служил в рядах Советской армии. Окончил Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г.Чернышевского. C 1981 по 1991 годы находился на руководящей комсомольской, партийной работе. С 1991 по 1996 год - мэр Читы. В феврале 1996 года назначен, а затем избран главой администрации области. На выборах 29 октября 2000 года переизбран на эту должность. 14 марта 2004 года вновь избран главой администрации (губернатором) Читинской области. Срок истечения полномочий - март 2008 года. Член Государственного совета РФ. С марта по сентябрь 2002 года являлся членом Президиума Госсовета РФ.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- И. о. президента Абхазии попросил РФ о гуманитарной поставке электроэнергии
- Путин предложил выделять дополнительные выходные работникам с детьми